Барселона (22.07., день тридцать седьмой)
Экскурсии: «Барселона Гауди и модернизм»; «Рамблас и Готический квартал».
Утром нас встретила Татьяна – экскурсовод, уже знакомая по Валенсии. Основную тему, звучащую из её уст можно описать так: «Мы люди не местные, переночевать нам негде, помогите, чем можете»,… поэтому львиную долю информации обо всех достопримечательностях я вычитала уже потом, когда приехала в Питер.
Почти в полном молчании мы проехались по центру города, узнавая красивые здания в стиле «модерн», которые видели накануне. Затем мы совершили путешествие по дому Мила (Касса Мила) или, как его ещё называют «Каменоломня» (Ла-Педрера). После посещения этого шедевра у всех осталось впечатление, что мы заглянули в душу страдающего галлюцинациями и страхами душевнобольного человека. Услышала в какой-то передаче фразу об этом доме: «Нужно найти в сознании особую клеточку, чтобы не поехала крыша», а один из современников сказал: «Если бы я проектировал Касса Мила, то плохо спал бы по ночам».
Гауди построил его для богатейшей семьи Мила. Интерьер дома очень необычен, как, в общем-то, и его наружный облик. Интересно то, что везде, где только возможно Гауди исключил прямую линию – в потолках, стенах, и дверях. Помещения кухни, спальни, столовой, ванной расположены по кругу.
Дом построен на месте храма Девы Марии, который стоял здесь в XI веке, поэтому в его внешнем виде много религиозных мотивов. Прочитала, что Гауди был очень религиозен. Не знаю, имею ли я право высказывать свои суждения по поводу гения, но мне кажется, что это уже не религиозность, а болезненный фанатизм. “Безмолвная волна синей горы“ (так называл дом Мила английский искусствовед Д. Рескин) должна была запечатлеть “душу Каталонии“ и напоминать монастырь Монсеррат.
Мансарда дома – это пространство, которое состоит из 270 арок. Сейчас здесь располагается музей Гауди. Мы увидели макеты его зданий и несущих конструкций. Одна задумка нас повергла в изумление – некоторые конструкции подвешены верх дном и под ними помещены зеркала. Сначала резко останавливаешься - создаётся впечатление, что в полу пустое пространство, в котором висит эта конструкция, становится страшно (боишься провалиться), потом очень хочется потрогать, в следующую секунду, от неожиданности одёргиваешь руку – … зеркало.
Фантастическая крыша с гигантскими дымоходами, которые напоминают средневековых рыцарей, действительно чем-то напоминает гору Монсеррат. Именно на этой крыше проходили съёмки знаменитого фильма М. Антаниони «Профессия: репортёр».
Следующая достопримечательность – парк Гуэль. Текстильный магнат Гуэль был покровителем Антонио Гауди. Вот что я прочитала в путеводителе: «Вероятно, благодаря тесной дружбе с ним Гауди удалось достичь небывалого архитектурного совершенства: Гуэль не считал денег, которые выделял на здания Гауди и постоянные их перестройки, улаживал многочисленные юридические проблемы, и в результате Гауди стал фактически семейным архитектором Гуэлей. Он строил для них всё – и приспособление для сушки белья на крыше городского дома, и особняк, и церковь, и парк. Архитектора и промышленника многое объединяло: они оба были родом из окрестностей Таррагоны, оба были фанатичными патриотами Каталонии.
Летом 1899г. Гуэль приобрёл ферму на западной окраине Барселоны, на склоне горы Пилада (Лысая гора). Купив и соседние участки земли, Гуэль задумал реализовать необычный социальный эксперимент. Он мечтал создать частный парк площадью около 15га, разбить его на несколько десятков участков и сдавать построенные на них здания в аренду богатым людям, желавшим комфортной, красивой и спокойной жизни. Парк планировалось окружить высокой стеной. Гауди должен был стать автором почти 60 зданий. Однако затея Гуэля не увенчалась успехом – арендаторы появились всего у двух участков; возможно, их отпугивали многочисленные ограничения: было категорически запрещено использовать постройки в парке под магазины, кафе, санатории. Работы продолжались с 1910 по 1914гг., а в 1922г., уже после смерти Гуэля, парк решили открыть для публики».
У ворот нас встретили башенки, чем-то напоминающие грибы. Мы поднялись по лестнице с соблюдением обязательного ритуала – дотронулись до мозаичного дракона (символ парка) – на счастье. Лестница приводит на небольшую площадку - Зал ста колонн. Акустика здесь необыкновенная. Поднявшись по боковым лестницам, оказываешься над залом, на его крыше, откуда открывается панорама всего парка.
Керамическая скамья в парке – одно из самых ярких произведений Гауди и его помощника Жужоля. Информация из справочника: «Яркий узор скамьи вовсе не случаен – это своеобразная гигантская головоломка, состоящая из магических формул, чисел, букв, рисунков. Основные цвета скамьи – зелёный, синий и жёлтый – символизируют Веру, Надежду и Любовь, которые сливаются в «божественную» белизну. На их фоне появляются красный цвет страсти, чёрный цвет скорби и пурпурный цвет покаяния. На южном крае скамьи вырезано слово MARIA – оно перевёрнуто вверх ногами, чтобы его удобно было читать с небес. Далее – VIA, крестный путь в россыпи звёзд тернового венца. Другие слова, вырезанные на скамье, обозначают благочестивые возгласы, которые звучат во время религиозных процессий. Так Гауди и Жужоль пытались зарядить скамью религиозной энергией. Сами того не осознавая, те, кто сидел на этой скамье, должны были проникаться верой».
Но, как чаще всего бывает, народ изменил её предназначение. Существует примета – желание, загаданное, пока сидишь на скамье, непременно сбудется. При строительстве этой «скамеечки» впервые в Испании использован бетон. А для того, чтобы она была удобной, Гауди приказывал рабочим снять с себя всю одежду и сесть как можно удобнее на слой раствора, чтобы, пока бетон не застыл, получить идеальную форму сидений.
Почти все сооружения в парке украшены мозаикой из мелких керамических осколков. Этот метод Гауди изобрёл сам и назвал его «тренкардис». По одной легенде, и он, и рабочие собирали осколки на барселонских улицах и помойках; по другой – Гауди разбивал драгоценные сервизы.
В парке Гауди старался максимально сохранить всё, что создано природой.
В завершении утренней экскурсии мы подъехали к Вилле Гуэль, полюбовались необычной решёткой – драконом и услышали, что пройти нам туда нельзя, поскольку это частная территория, что иногда удаётся туда проникнуть обманом, прикинувшись незадачливым туристом, что частенько в башне мелькают фигуры владельцев – наследников Гуэль, когда они сидят там за чашкой чая… Правда вечером, Мария - лицензионный гид (теперь я понимаю важность этой «мелочи»), услышав эту сагу, округлила глаза и вдавила педаль тормоза машины в пол. Специально подошла к воротам, прочитала красующуюся там надпись и произнесла: «Слава богу, с головой у меня всё в порядке… это действительно библиотека университета»… В тот вечер и сейчас, читая о Барселоне, убеждаюсь, что Татьяна в основном несла полную ерунду.
Во второй половине дня отправились на прогулку с Марией. Нам сразу понравился её стиль общения. Сначала прогулялись по Рамблас - очень оживлённая улица, по которой потоками двигались туристы, изобилующая «живыми скульптурами». А ведь изначально мы хотели проживать именно здесь. Как удачно, что это «не срослось»…
Честно говоря, о том, что нам рассказывали о зданиях и достопримечательностях – не помню. Видимо, на тот момент воспринимать информацию уже не хотелось. Мы получали удовольствие от прогулки и общения с Марией. Поболтали о том, что Барселона, вторая столица Испании, переживает свою «нестоличность». Что судьба Барселоны чем-то напоминает судьбу Санкт-Петербурга. Барселонцев, как и вообще каталонцев, считают высокомерными, самодовольными, скупыми и гордыми. Даже народный танец сардану упрёкают за его монотонность. Кастильцы говорят, что каталонцы даже когда танцуют – подсчитывают (кстати, при Франко, Сардану держали под негласным запретом).
А ещё о том, что огромное значение в Барселоне имеет футбол, точнее – клуб «Барселона». Когда приехала в Питер, вычитала в путеводителе, что в период франкистских репрессий его победы воспринимались политическими и что в период 1939-1975гг «Барса» выигрывала семнадцать раз, а значит – семнадцать раз каталонец побеждал кастильца.
Потихоньку мы переместились в готический квартал. По мере того, как мы продвигались вглубь, становилось мрачновато и боязно. Может даже показаться, что на этих улочках до сих пор витает дух инквизиции. Между прочим, в этом квартале есть места, куда не рискует заглядывать даже полиция. Уверенности придавала Мария, которая, порхая, с улыбкой открывала нам секреты средневековой Барселоны.
Я не считаю себя знатоком и любителем живописи, хотя кое-какие знания в этой области у меня имеются. Пожалуй, все знают, что Пикассо – это испанский художник и скульптор, представитель модерна, кубизма и экспрессионизма. Именно так я его и воспринимала, но после посещения музея, у меня появились немного другие мысли и впечатления. Повторюсь, я не знаток и людям знающим и понимающим в живописи мои рассуждения могут показаться глупыми и неуместными, но это только ощущения. К 20-ти годам Пикассо уже достиг совершенства в классической живописи, его таланту в этой области развиваться уже было некуда, у него начался период метаний и исканий, о чём свидетельствуют картины Парижского периода. Некоторые картины и рисунки носили явно сексуальный характер и даже шокировали. Позже его гений нашёл свой путь и выплеснулся в новых формах живописи. Пикассо стал для меня более понятным.
После музея мы предложили Марии посетить ресторан «Четыре кота». Она забеспокоилась, что ещё не всё нам рассказала и показала, но мы, видимо уже переполненные и уставшие от информации, настоятельно предложили махнуть рукой на положенную программу и поужинать вместе. Мы замечательно провели время за вкусным ужином и приятной беседой. Об этом ресторане прочитала ещё в Питере. К его оформлению приложил руку сам Пикассо, меню до сих пор печатают с дизайном молодого художника.
Фото, к сожалению, не очень качественное((
После ужина, выйдя на улицу, мы увидели совсем другой город. Мне нестерпимо захотелось увидеть ночную Барселону! Обожаю гулять, а особенно ездить по ночным городам! Обратилась к Марии: «А нельзя ли попросить у водителя, который должен отвезти нас в отель, покататься по городу?». Получила ответ: «Он сейчас подъедет, спросите, может он вас и отвезёт, куда вы хотите…». После моих слов: «Я же не знаю, куда мы хотим…» произошло следующее. Подъехала машина, Мария высаживает водителя, сама садится за руль, приглашает нас, и мы едем кататься. Увидев, что мы немного притихли, произносит: «Чтобы вы сильно не переживали - это мой бывший муж, он прекрасно доедет на такси».
Пожалуй, именно эта ночная прогулка, оставила самые романтические и восторженные воспоминания о Барселоне. Мы увидели уже знакомые нам места, но в другом свете, что придавало им налёт таинственности и нереальности. Например, башня Агбар (это главный офис компании по водоснабжению), которая днём не производит никакого впечатления, ночью поражает своей необычностью,
а Саграда Фамилия при ночном освещении показалась мне ещё более зловещей, чем днём.
В завершении мы поднялись на вершину Тибидабо (более 500м над уровнем моря). Здесь располагается парк аттракционов, созданный более 100 лет назад. Посмотрели с этой высоты на Брселону – красота!!! В этот момент Марии позвонила подруга и поинтересовалась - где это её носит по ночам, услышала ответ: «Ты не поверишь, я на Тибидабо!»…видимо, на том конце провода послышался «стук тела»…
Тибидабо – это слова из Евангелия, произнесённые по латыни: тебе даю. Так дьявол соблазнял Иисуса Христа, показывая ему с вершины горы всю красоту мира. Так вот, на горе с таким названием и возвышается Храм Святого Сердца (по каталански Sagrat Cor). Он аналогичен по идее одноимённому храму Секре Керр на Монмартре в Париже. Храм был построен в конце XIX века. Купол этого великолепного Храма венчает статуя Христа с распростёртыми руками.
А дальше произошло чудо!!! Да-да, самое настоящее чудо. Вдруг, внезапно, среди абсолютной тишины и покоя, начался ветер и погнал облака. Мы глянули на статую Христа – казалось, что он летит по небу, обнимая и оберегая Землю. Это продолжалось несколько минут, после чего ветер также внезапно стих и всё остановилось. Ощущения, которые я испытала в эти минуты, невозможно передать словами – это был благодатный полёт души…
После Тибидабо мы постепенно спускались вниз, приближаясь к отелю, каждый раз останавливаясь возле достопримечательностей, любуясь игрой света и тени. Уже глубокой ночью счастливые мы отправились спать.
Барселона (23.07., день тридцать восьмой)
Зоопарк, аквариум
Раньше береговую линию Барселоны занимали старые разваливающиеся фабрики. К Олимпийским играм 1992 года полностью переоборудовали порт, пляжную зону, был построен пешеходный мост, получивший название «Морская Рамбла» и ведущий к «Маремагнуму» - современному торговому центру, расположенному прямо на воде Барселонского порта. Помимо магазинов, здесь расположены кафе, рестораны и 8 кинозалов. Но, главная для нас достопримечательность этого района – «Аквариум Барселоны» (крупнейший в Европе океанариум). Мы решили, что сначала погуляем по зоопарку, а потом, пройдясь по красивой набережной, посетим океанариум.
Зоопарк нам очень понравился - просторный, утопает в зелени, все вольеры хорошо просматриваются, чисто и никакого запаха, несмотря на жуткую жару. Видимо, близость зоопарка к морю создаёт в нём благоприятную атмосферу.
Посмотрели шоу дельфинов. Дельфинарий в зоопарке, конечно, скромнее, чем на Тенерифе, но тоже интересно. Пришлось постоять в очереди – шоу демонстрируется несколько раз в день, поэтому к его началу собирается приличное количество желающих.
Зоопарк большой, находились и сильно устали, поэтому обрадовались возможности отдохнуть в тени на скамеечках, пока Тима развлекался на детской площадке.
За вход заплатили 68,80. Единственный минус зоопарка – если захочется перекусить, то можно рассчитывать только на фаст фуд очень сомнительного качества.
После зоопарка, прогулявшись по набережной, совсем уставшие, мы доползли к океанариуму.
Была уверена, что сил ходить уже не будет, но разнообразие подводного мира заставило забыть об усталости. Обошли всё на одном дыхании, открыв рот. В 80-ти метровом туннеле вокруг нас проплывали рыбы таких размеров!!! Захватывающее зрелище!
Билет в Аквариум стоит 15,50, для Тимы бесплатно.
Следующим номером моей программы был подвиг. А как ещё можно назвать поход в отель от Маремагнума до площади Испании, где мы жили? Ну, такие уж привычки у нашей семьи – ходить пешком. Свалившись на кровать в номере, подумала: «Теперь уж точно – это последний поход на сегодня, больше шага ступить не смогу». Не прошло и получаса…, звонок…, наши рижские друзья: «Давайте, наконец, встретимся!!!» Сказано – сделано, через час мы были снова на Рамблас. Мы гуляли, а ещё смеялись и радовались. Ведь надо такому случиться! Мы уже больше 1,5 лет не виделись, всё никак не могли встретиться ни в Риге, куда часто приезжаем (ведь это моя Родина), ни в Питере, куда приезжали ребята. Зато случайно встретились в Испанской деревне здесь в Барселоне, где оказались ни только в одно и то же лето, но и одни и те же дни!
На Рамблас с нами произошёл инцидент, о котором раньше только читала. Проходя мимо Гены, «чернокожий товарищ» попытался сорвать фотоаппарат, висевший у него на плече. От кражи нас спасли Генина мёртвая хватка и громкий крик Иры, которая шла за нами. Интересна была реакция этого «прохожего» - улыбнулся, пожал плечами как бы говоря: «Извините, что не удалось…» и пошёл дальше.
Вечер, который мы провели вместе, поужинав в небольшом ресторанчике, попивая Сангрию, жестикулируя и фонтанируя эмоциями, наперебой, делясь впечатлениями от поездки, стал прекрасным завершением нашего знакомства с Барселоной.
Завтра во Францию…
Другие части рассказа:
Главная - О проекте - Помощь - Добавить отзыв - Реклама на сайте - Обратная связь
© awaytravel.ru, 2010-2017. При использовании материалов обязательна ссылка на www.awaytravel.ru
Читайте также