Предисловие.
Вот и наступил момент, когда я начинаю все мои последующие статьи о Турции. О стране, где я оставила половину своего сердца и куда тянет всегда окунуться в их атмосферу с головой. Меня там привлекает очень много, и ни одно до этого место не смогло меня так вдохновить и очаровать, как это случилось здесь. Это необыкновенный мир, полон головокружительной истории, это запах восточных базаров, который пахнет ароматными специями, это голос торговцев зазывающих покупателей посетить их лавку, маленькие или большие ресторанчики, где такая вкусная еда, которую стоит попробовать.
Это сувенирные лавки, которые ослепляют своими яркими красками переливающиеся на солнце керамикой и соседствуют с руинами, которым более тысячи лет и что их остатки были когда-то величественными и принадлежали к разным империям. Теперь это уже достояние прошлого и туристов, которые приезжают сюда побродить по красивым набережным, вдохнуть запах тёплого моря, отвлечься от мирских забот и конечно же полюбоваться остатками былой славы императоров и султанов.
А что более всего привлекает европейского человека, прибывшего на восточную землю – ну, конечно же мечети, которые производят впечатление скорее не религиозных мест, а чего-то сказочного, необычного, и которые напоминают тебе, что здесь господствует другая нам религия, и голоса имама из минарет не просто призывают к молитве пять раз в день верующих, но и носят скорее какой-то сакральный смысл, который заставляет на минуту остановиться и поддаться прелести этого пения.
Великое будущее провинциального городка.
Моё первое посещение этой земли состоялось отнюдь не из Стамбула, как у многих туристов, а с Алании. Однако я всё-таки хочу начать повествование именно из великолепнейшего города, с которого было положено начало трёх империй – римской, византийской и османской, а уж после влияние этих супер держав было распространено не только на эту страну, но и на другие, завоёванные ими земли. А всё начиналось с обыкновенного греческого ничем непримечательной городка, с именем Византиум и название Босфора переводилось, как коровий брод……
Интересный факт произошёл на этом самом месте за долго до зарождения выше упомянутых сверх держав. И случилось это событие до того, как Турция была покорена никем другим, как на то время могучим государством - Персией, то есть до нашей эры в 499 году. Неожиданно вспыхнувшее восстание на турецком берегу было поддержано Афинами и разгневанный Дарий Великий решил преподать соседям урок, так сказать, нечего совать свой нос в не касающиеся их дела. Урок был не шуточный, так как великий царь пошёл на Грецию войной, но тут же возникла задача, как перебраться на другой берег? Наверное, гнев был таки довольно сильным, так как в короткие строки соорудили понтонный мост и по нему перебрались на другой берег 70000 воинов. Это в то время, где о современных технологиях было и слыхом не слыхать! Увы, Персия проиграла Греции, хотя и превосходила противника во много раз.
Этот незначительный пример может только намекнуть, сколько интересных, захватывающих, порой шокирующих и ярких событий произошло на этой земле, и как часто Босфор сыграл в этом деле не последнюю роль. Не зря каждая новая империя выбирала это место, как столицу своего государства – где ещё можно отыскать такие красоты и виды, которые простираются перед твоим взором! Тебя просто переполняют эмоции! В один момент ты понимаешь, что в душе что-то пробуждается, что давным-давно уснуло. Ты хочешь часами вот так стоять и наблюдать, какое здесь великолепие и умиротворение в одно и то же время.
Когда ты впервые попадаешь в этот шумный город - в первый момент ты можешь описать Стамбул по нескольким особенностям: с утренним криком чаек, с Босфора, которых называют на турецком «марте», как наш месяц март, голосом из мечети и конечно же шумом волн из пролива, который соединяет два мира – Европу и Азию. И это было перед глазами новых империй – те же самые чувства восхищения и умиления, правда их планы были куда дальне идущие и амбициозные, они не заканчивались только простым трепетом перед неповторим видом раскинувшимся вокруг.
Однако не последнюю роль тут сыграли таки эмоции от восхищения, заставляющих отвоёвывать это место для новых, только зарождающихся государств. А первым был великий император, который оказался великим в двух случаях: он принял христианство, положил конец гонениям на христиан, и пожелал заложить новую столицу римской империи, именно в городе Византиум, назвав её своим именем – Константинополь.
Сын скромного императора.
Представьте себе огромную Римскую империю, такую огромную, что в ней не так то просто удержать власть одному человеку. Третий век нашей эры, 295 год. Нашествие варваров, внутренняя смута просто раздирала государство, пока к власти не пришёл император, взявший страну в железный кулак. Он тут же разделил империю на четыре! части и посадил там императоров, которые будут править, но безусловно их правление будет под контролем. Это было просто необходимо раздать власть, чтобы контролировать покой в необъятном государстве. Императора звали Диоклетиан. Сам он правил в Никомедии и держал при себе сыновей правящих в разных уголках империи соправителей. Его отношение к ним было ни больше ни меньше, как к своим собственным детям, которые получали при дворе великолепное образование, изучали литературу, философию и военное дело.
Эта забота о чадах императоров была ничем иным, как гарантией, что ни один из них не позволит себе восстать против Диоклетиана, в противном случае последний бы отдал приказ убить каждого из них или всех их без какого- либо на то сожаления. Именно в 17 лет, сын императора Констанция Хлора Константин как храбрый и талантливый воин заслужил особого признания в Диоклетиана, которому последний готовил блестящее будущее.
Однако в то время уже в Римской империи распространяется христианство. Фактически оно уже существовало давно, и по мнению Диоклетиана представляло серьёзную опасность. С новой верой боролись и предшественники нынешнего императора и к слову сказать самым варварским способом. Их семьями выводили на арены и выпускали диких животных, которые съедали их за живо, например, сумасбродный император Нерон приказывал их привязывать к столбам в своём собственном саду и поджигать за живо, таким образом в его саду всегда было «светло». Их распинали на кресте и творили с ними просто невероятные вещи. Поэтому, чтобы быть христианином в то время - требовалось быть особенно храбрым, веровать в Христа всей душой и сердцем и иметь мужество пострадать за это, если судьбой было уготована такая участь. Диоклетиан не отличался ничем особенным от своих других наместников трона, поэтому всячески пытался подавлять распространение христианства в Никомедии, численность которой составляла на тот момент по всей Римской империи уже 40 процентов. Не удивительно что при его правлении христиане называют период великого гонения, которое повлекло многие жертвы и время мучеников, хотя по правде сказать такие люди были на протяжении всего периода раннего христианства.
Константин не раз наблюдал. Как в армии расправлялись с воинами, не пожелавшими совершать обряд жертвоприношения богам, их просто казнили на месте. Возможно в этот момент у него уже зарождалось сомнения на счёт правоты Диоклетиана по отношению к иному вероисповеданию, что христианство не несло разрушения как такого, однако вскоре одно событие меняет его судьбу.
Неожиданно император занемогает и как выяснилось, Диоклетиан не сделал серьёзных распоряжений на счёт приемника в пользу Константина. Ему попросту не нашлось места. Возможно зарекомендовав себя, как хороший воин Диоклетиан мог и побаиваться, что армия тут же благоволит к нему, и больной император будет свергнут с престола, ещё будучи при жизни в здравом рассудке.
Тут припоминаются слова из одной скандальной книги о правилах «нехорошего поведения» что существует слишком большая угроза для командующего армией, приносящего победы своему королю после каждого сражения. Властелин тут же усомниться в надёжности своего подданного и станет бояться за свой трон. Полагаю того же испугался и Диоклетиан. Однако Константина больше никто не держал при дворе. Он был брошен и свободен. Свободен, чтобы уехать и повидать своего отца, Констанция-Хлора, который правил Испанией, Англией и Галлией. Константин нашёл в отце более лояльного правителя, который больше подходил по схожему мнению с сыном и стилю правления. Отец же увидел в сыне достойного приемника.
Именно угроза границам римской империи со стороны варваров показала в Константине его отцу и солдатам, кто такой сын Констанция-Хлора. Он не боялся идти в бой, он отличался храбростью и мужеством. Он понимал, чтобы быть хорошим императором – необходимо защищать империю от нашествия варваров, поэтому, когда пришёл час отца отойти в лучший мир – армия приняла Константина, как своего нового правителя, который уже завоевал любовь солдат.
«Я стану хорошим правителем, даже если это меня и убьёт… или убьёт кого-нибудь другого». Марк Антоний.
На пути Константина будут стоять ещё император Максендзий, который захватит контроль над Италией и северной Африкой, война с которым, таки спустя время приведёт до гибели последнего и император Лициний, с которым Константин заключит договор, выдаст замуж свою сестру, и победит узурпатора Максендзия. Так договор со своим новым родственником Лицинием разделит с ним Римскую империю на пополам, устранив других соправителей Рима.
Именно перед решающей битвой по словам летописцев Константин перед заходом солнца увидел знамение Креста и Голос, который прошептал ему, что с сим Знаменем ты победишь. С этого момента он приказывает изобразить на каждом щите знак креста и тем самым принимает новую религию. Он не только прекращает гонение на христиан, но и принимает христианство, как и его сын Крисп и всё его семейство.
Христиане стали открыто молиться и даже в договоре заключённым между Лицынием и Константином был пункт о поддержке новой религии. Однако два амбициозных правителя не могли бы ужиться в одной империи, даже если бы она была слишком велика. Лициний не был христианином. Ему не нравились новшества Константина, как и новая религия и он не только стал править по-своему, но и по некоторым источникам подсылал убийц, чтобы избавиться от соправителя. Девять лет со правительства придут к концу. В империи опять вспыхнут внутренние распри и на этот раз между двумя амбициозными правителями, после чего Константин становиться единоличным правителем.
И тут приходит момент, который характеризует Константина уже как жестокого императора, знающего цену власти, понимающего, если ты пожалеешь своего врага, он поднимется и уничтожит тебя. Сначала император даровал прощение Лицинию и позволил ему, своей сестре и его сыну уехать в Салоники и поселиться на вилле, но не проходит много времени, когда туда нагрянут солдаты и на глазах сестры императора убьют и мужа и сына……….
Кто принимает власть – лишает себя чувства милосердия и сострадания.
Новая столица с именем императора
8 ноября 324 года происходят грандиозные перемены, когда Константин повелевает перенести центр Рима в город Византий, город, который станет, в последствии, наречённый его собственным именем - Константинополь и станет центром ортодоксального православного христианства. Будучи на земле новой столицы он начерчивает границы будущего города со словами: «Я зайду так далеко как мне позволит тот, кто ведёт меня» Константин привлекает лучших мастеров, чтобы создать второй Рим и его великолепные строения, только оставит в старой столице уже все распри, память о старой религии и заложить фундамент новой Римской империи.
Увы от настоящего Константинополя мы можем взирать сейчас не много. Когда архитекторы воссоздают с помощью программ по фрагментам целую картину города – то просто дух захватывает от восхищения. А ведь император заложил великий дворец, который на долго послужил последующим императорам на протяжении многих столетий. Интересно, что ипподром, от которого остались сейчас лишь два больших обелиска, и кусок стены когда-то соединялись с великим дворцом подземным входом. А от дворца остались немногочисленные фрагменты мозаики в музее, и несколько колонн в археологическом музее.
Мне трудно передать какую красоту ещё сохраняют эти обрывки прошлого. Мастера вкладывали не только в работу всё своё умение, но и душу. Сейчас под силу современным технологиям повторить в точности такой же по форме и с мельчайшими деталями предмет старины, какой был создан тысячи лет назад, но как в то античное время добивались подобного мастерства – загадка.
Вот ещё одна любопытная деталь, о которой я не могу не рассказать. Не далеко от вышеупомянутых египетских обелисков находиться не что иное, как змеиная колонна. Знаете, что это такое? Эта вещь была привезённая сюда Константином из дельфийского храма Аполлона. Она отлита из бронзового оружия, захваченного греками у персов во время битвы при Платеях в 479 году до н. э.
Не зря я упоминала вначале о персидско-греческой войне. Только это уже было при поражении не Дария, а его сына Ксеркса. Последний никак не мог смириться с тем, что его отец потерпел поражение. Увы, новый царь так же не смог сломить своего противника, хотя и сжёг Афины дотла….. Интересно и другое, что оба правителя проиграли одному и тому же полководцу и государственному деятелю, Фемистоклу. Невольно эта скульптура показывает нам памятник не только великой победы, но и великого поражения, хотя волей судьбы всё заканчиваться довольно интересно. Последние годы жизни этот самый полководец проведёт в Персии….. и будет служить в почёте и при великом уважении не кому иному, а Артоксерксу, который приходился внуком и сыном побеждённых в бою Фемистоклом царей. Как вам такое окончание? Лихой поворот судьбы.
Однако судьба Константина тоже внесёт свои коррективы, и по её воле она жестоко обойдётся с собственным сыном императора.
Роль женщин в жизни Константина
Нет ничего хуже соперничества за трон.
В то время соправителем Константина уже является его сын Крисп, однако вторая жена Фауста и её дети не претендуют на те же самые привилегии, как сын от первого брака (о первой жене информации нет). Поэтому вторая жена решается совершить более чем гнусный поступок – она жалуется Константину, что его сын пытался соблазнить её. Вспыльчивый характер императора не заставил долго ждать ответных действий. Они приказывает схватить своего сына и бросить в темницу. Будучи в жутком гневе он выносит решение убить своего сына. Увы солдаты слишком поспешили с выполнением приказа императора и несчастный, ни в чём невиновный юноша пал от рук заговора женщины, которая сделала всё, чтобы на престоле оказались её дети, однако не долго. Константин узнал правду слишком поздно и тут же отдал приказ задушить свою жену.
Мы как-то не говорили о матери Константина. Елене. Интересен тот факт, что сын рос вдали от неё. Никто не знает где она родилась и то, что более двадцати лет о ней вообще было не слышно. Однако доподлинно известно, что последние годы жизни Елена была при своём сыне. Это она по легенде обнаружила крест, на котором распяли Иисуса Христа. Как сказано по преданию женщина приказала прикоснуться слепому человеку к каждому из крестов и от одного из них он обрел зрение.
Это Елена, будучи за восемьдесят совершила паломничество в Иерусалим которую в последствии обратили в лик святой. Предположительно, что происхождения она была не высокого. Однако тут можно только догадываться, что мать не просто поддерживала сына, безусловно, она давала советы.
Трудно сказать, имели ли на него такое же влияние его жены? История показывает нам только печальные события прошлого. Первая подарила сына. Другая – безжалостно отняла у него жизнь.
Подведение итогов прожитой жизни
Когда мы говорим о Константине, как о святом человеке – тут я не согласна вообще и в принципе. Ну кто такой был Константин? Сын императора. Как говорят на востоке: «Лев рождает льва». В каком обществе родился император - правильно. В безжалостном. Хотя тут трудно осуждать его за некоторыми исключениями. Ведь если ты не победишь врага – он покончит с тобой. Вообще люди действуют в зависимости в какие ситуации они попадают. В других обстоятельствах, более мирных никто бы не стал проливать кровь зря. Хотя и тут давайте только подумаем - сколько солдат погибло только за его правления. А всё и за борьбы за власть сначала троих а потом двоих императоров. Ну кто над этим задумается?
Знаете, такой человек мог руководствоваться только политической выгодой, что касается каждого его шага. Однако даже если для него было выгодно принять христианство. Мы обязаны этим ему. Это Константин постановил единое христианское миро учение, в результате которого был принят текст никейского символа веры, которое существует более 1600 лет и начинается с известными всем словами: «Верую во единого Бога Отца, Вседержителя, Творца Неба и Земли».
Именно послы из Киевской Руси, прибывшие в Византию будут вдохновлены собором Святой Софии и её внутренним убранством и это повлияет на решение принять христианство, но это будет позже.
Однако позвольте тут вспомнить один пример о таком же политическом ходе, даже записанном в Библии. Персидский царь Кир великий. Его называли гуманистом. Так вот, в 500 годы до нашей эры он освобождает евреев из плена Вавилона. С одной стороны он сделал великое дело. Однако если читать между строк – ему было надо создать буферное государство между ним и его врагом – Египтом. Всё-таки как то спокойнее, если между врагом и тобой стоит ещё кто-то. Решение, которое не многие императоры и цари принимали после, да так, чтобы им восхищались и даже написали в Библии.
И вот скажите, сколько тысяч лет прошло, а ничего не изменилось в политических отношениях. Константин не был исключением, однако он круто изменил историю. Чего греха таить. Он подарил нам религию, в которой родиться, я считаю было за счастье. Император открыл новую страницу в истории и сотворил из обыкновенного непримечательного городишки, место, где возьмут своё начало величайшие империи. Римская перевоплотиться в Византийскую, а потом в Османскую.
Последние годы жизни, испытывая угрызения совести за убийство собственного сына и за другие злодеяния Константин повелевает создать новые соборы, и именно на предполагаемой могиле Святого Петра в Риме, месте паломничества христиан заложить первые камни собора Св. Петра. Только будучи уже старым и больным он принял крещение, которое откладывал под конец своей жизни, так как император не может вести святой образ жизни и должен руководствоваться совершенно другими нормами правления, довольно отличающиеся от правильных.
Он ушёл из жизни 330 года после тридцати годов правления. Говорят, когда он умер, к нему боялись подойти неделю. Какое-то странное чувство испытывали к нему приближенные……
Интересен тот факт, что правление Византии начал Константин и завершит тоже Константин, но это уже будет ещё не скоро. Спустя более тысячи лет.
Каждый камень заложенного будь то города, храма, церкви, скульптуры – это было веление великих мира сего. Они хотели всегда возвысить своё правление, придать ему блеска и сияния. Именно такие амбициозные личности писали историю, сохранив память о себе в великих деяниях, благодаря их смелым воплощённым в камне проектам и спустя ещё многие тысячелетия мы будем помнить, кто они были и что построили, потому, что их желание стать бессмертным было заложено в каждом их поступке, на что каждый император, король или султан и рассчитывал. Не быть забытым.
Главная - О проекте - Помощь - Добавить отзыв - Реклама на сайте - Обратная связь
© awaytravel.ru, 2010-2017. При использовании материалов обязательна ссылка на www.awaytravel.ru
Читайте также