В мае 2011 года во время экскурсии по Святым местам Иордании, мне удалось побывать в Вифании за Иорданом – месте, которое в настоящее время признано наиболее вероятным местом Крещения Иисуса Христа Иоанном Крестителем. Кроме самого места крещения мне также удалось увидеть долину реки Иордан, побывать в современной греческой православной церкви Иоанна Крестителя, а также совершить погружение в Иордан в символическом месте крещения. Затем на пути к горе Нево мне удалось посетить сувенирный магазин.
Слева виден золотой купол Русского странноприимного дома
На пути к месту Крещения. Долина реки Иордан. В левом верхнем углу видна греческая православная церковь Иоанна Крестителя
На пути к месту Крещения. Долина реки Иордан. В центре видна греческая православная церковь Иоанна Крестителя
На пути к месту Крещения. Вид на греческую православную церковь Иоанна Крестителя
Место Крещения Иисуса Христа Иоанном Крестителем
Однако, возможно, кто-нибудь мне да возразит, сказав, что основным местом современного крещения в реке Иордан является израильское место Ярденит. Оно находится южнее города Тверии, в месте вытекания реки Иордан из озера Кинерет (оно же – Тивериадское озеро или Галилейское море). Само слово «Ярденит» (реже произносят – Иорданит) является уменьшительным от слова «Иордан», то есть той самой священной реки, в которой по традиции, Иоанн Креститель крестил Иисуса Христа.
Именно в это место каждый день на протяжении всего года со всех стран мира приезжают тысячи паломников для того, чтобы «обновить» свое крещение в водах реки Иордан, а некоторые для того, чтобы впервые пройти здесь этот обряд. Однако гиды и сами паломники изначально знают о том, что подлинное место крещения Иисуса Христа находится в другом месте. Ярденит не имеет прямого отношения к крещению Иисуса, кроме того, что он тоже расположен на реке Иордан. В отличие от паломников, туристы изначально могут и не знать о том, что Ярденит лишь символическое место крещения, а могут и вообще не знать, если гид не расскажет или если во время его рассказа они будут спать.
Ярденит был выбран в 1981 году в качестве символического места крещения потому, что он был единственным доступным для туристов местом в Израиле, в котором можно подойти к реке Иордан, в остальной части она находилась тогда и находится сейчас на границе с Иорданией и недоступна. Граница между государствами Израиль и Иордания проходила тогда и проходит сейчас ровно посередине реки Иордан, на границе в то время было небезопасно. Ярденит же находился севернее того места, от которого идет международная граница с Иорданией, и являлся, а значит и является безопасным местом.
Паломники и туристы, посещающие Израиль, хотели бы воспользоваться случаем и окунуться, а некоторые и окреститься либо принять «второе крещение» в священных водах Иордана. Для этих целей по решению правительства Израиля было выделено специальное место, где и был построен комплекс Ярденит. Строительство комплекса было проведено предприимчивыми израильтянами из соседних кибуцев (сельскохозяйственных общин), в частности кибуца с названием Кинерет.
Однако где же находится подлинное место крещения Иисуса Христа Иоанном Крестителем? До сих пор ведутся споры о том, произошло это событие на западном либо восточном берегу реки Иордан, то есть на территории современных Израиля либо Иордании.
Долина реки Иордан. Слева находится западный берег реки, справа - восточный
Апостолы Матфей и Марк пишут, что Иоанн Предтеча проповедовал в пустыне Иудейской, что у Мертвого моря. К нему приходили люди из Иудеи и Иерусалима. Если разобраться, то станет ясно, что древние дороги из Иудеи, которая лежит южнее Иерусалима, и из самого святого города спускаются на восток в сторону города Иерихон, следовательно, можно сделать вывод, что крещение Господне произошло в месте, недалеко от которого река Иордан впадает в Мертвое море.
Апостол Лука тоже пишет о пустыне, а также о стране Иорданской. К тому же он называет возраст Христа на момент крещения – 30 лет (Лк. 3:23).
Только один апостол Иоанн Богослов указывает точный адрес событий – Вифавар (Вифавара) при Иордане, произносимый на иврите как Бейт-Авара. К Иоанну Крестителю, находившемуся у реки Иордан в Вифаваре (Ин. 1:28), пришёл и Иисус с целью принять крещение.
С точным расположением Вифавара полностью было не ясно. Если с водами самого Иордана, непосредственно в которых происходило крещение Христа окончательно ясно, что событие произошло в месте впадения реки в Мертвое море, а никак не в месте вытекания реки из Галилейского моря. Насчет того же, восточный либо западный берег реки Иордан является местом крещения Иисуса ведут спор израильское место Каср аль-Яхуд и иорданское Вади аль-Харрар.
С XVI века исторической Бейт-Аварой считается место, где сейчас находится монастырь Святого Иоанна, в километре от современной Бейт-Авары, примерно в 10 км восточнее Иерихона, недалеко от места впадения Иордана в Мёртвое море. Многие израильские источники утверждают, что крещение произошло в месте, называемом Каср аль-Яхуд и находящемся в районе современного города Иерихон. Само название Каср аль-Яхуд переводится с арабского как «Иудейский дворец» или «Замок иудеев». Иногда вместо «Каср» можно встретить названия «Касер», «Касар» и «Яср». Артикль «аль» может быть написан как «эль», так как в русском языке допускаются оба произношения и написания. Вообще это определенный артикль, аналогичный английскому «the».
Некоторые израильские источники называют Каср аль-Яхуд греческим монастырем, построенным в IV веке, а затем многократно разрушаемым и восстанавливаемым. Как сказано в источниках, сейчас на этом месте находятся развалины византийского монастыря, церковь и крепость, которые строились во времена крестовых походов. Здесь мне непонятно, подразумевается ли под Каср аль-Яхуд тот самый монастырь Святого Иоанна.
Однако, в результате археологических исследований и раскопок вдоль восточного берега реки Иордан, проводящихся с 1996 года, оказалось, что наиболее вероятное место крещения находится не в местах Бейт-Авара или Каср аль-Яхуд, а неподалёку, на другом берегу Иордана, в Вади аль-Харрар. Там были обнаружены руины трёх ранних византийских базилик и, главное, квадратная мраморная плита – основа греческой колонны, часто упоминавшейся в сочинениях паломников по святым местам времён расцвета Византии как место крещения Христа. Кроме того, были обнаружены ступени, спускающиеся к воде. Исследователи считают, что именно на этих ступенях перед тем, как зайти в воду для крещения, Иисус Христос оставил свою одежду. Результаты этих исследований и раскопок считаются важнейшим открытием XX века на территории Ближнего Востока.
Место Крещения Иисуса Христа Иоанном Крестителем
Место Крещения Иисуса Христа Иоанном Крестителем
Современное иорданское селение Вади аль-Харрар, находящееся севернее впадения реки Иордан в Мертвое море на сегодняшний день считается наиболее вероятным местом крещения Иисуса Христа Иоанном Предтечей. Дополнительная сложность в определении места крещения состояла в том, что название Вади аль-Харрар (араб. «Вади» – высохшее русло; «Харрар» – гремящее; «аль» – определенный артикль) носило несколько палестинских посёлков.
На сегодняшний день почти нет сомнения, что Вади аль-Харрар – это тот самый «Вифавар при Иордане» (Ин. 1:28), где и был крещен Иисус Христос. Другая традиция именует это же место «Вифания за Иорданом» с четким указанием на восточный берег, так как «за» несомненно, означает «на другом от Иерусалима (берегу Иордана)». Это уточнение фактически присутствует в евангельском повествовании святого Иоанна Богослова: «И пошел опять за Иордан, на то место, где прежде крестил Иоанн» (Ин. 10:40).
Название «Вифавар» происходит от «Бет Абара», что в переводе с древнееврейского языка означает «дом на переправе». «Вифания» может быть производным от ивритского «Бет Анния» («дом лодки»). Скорее всего, так могли назвать поселок рыбаков, в известной близости от которого проповедовал, совершая крещение, святой Иоанн Предтеча. Существует ещё один вариант происхождения названия «Вифания» от древнееврейского «Бет Айнон, Бет Айнаим» («дом источника»). Современное название Вифании – «Аль-Махтас», что в переводе с арабского языка означает «место Крещения».
Если перечислять все названия места Крещения, то они будут следующие:
• Вади аль-Харрар (возможно написание артикля «эль», возможно написание без артикля, хотя для арабского языка это существенная ошибка; возможно написание «Харар» с одной буквой «р»);
• Вифавар или Вифавара (Бейт-Авара) при Иордане, по-видимому западный вариант, для нашего слуха не очень благозвучный;
• Вифания за Иорданом, именно это название наиболее употребляется в православной традиции, оно наиболее приятно для нашего слуха, и взято мной для названия рассказа;
• Бетани, по-видимому тоже западный вариант, как и Вифавар;
• Аль-Махтас (араб. «место Крещения»).
Во время экскурсии по Святым местам Иордании мне также удалось побывать в иорданском городе Мадабе. На полу церкви Святого Георгия в Мадабе находится мозаичная карта VI века, на которой место Крещения названо «Айнон, который ныне Сафсафас». Как мне удалось узнать, «Сафсафас» в переводе с арамейского языка означает «ива». И сегодня ива самое распространенное растение в этой местности.
Интересно, что место крещения на этой же мозаичной карте изображено с западного берега реки Иордан, то есть со стороны Иерусалима. Возникает законный вопрос: все-таки Крещение произошло на западном берегу реки Иордан, то есть на территории современного Израиля (Палестинской автономии)? Ответом здесь будет: да в те времена это был западный, а на сегодняшний день это восточный берег реки Иордан, то есть территория современной Иордании.
Дело в том, что за прошедшее время Иордан неоднократно менял свое русло. В результате частых землетрясений русло реки даже становилось безводным на некоторое время. Землетрясения были не только причиной сдвига земной коры и осушения Иордана, но и причиной больших разрушений окрестных городов, в том числе и Аммана, столицы Иордании. Данные случаи были документально зафиксированы. В древности, во время очередного землетрясения, река Иордан поменяла своё русло, отступив от недавно обнаруженных руин базилики так далеко, что сегодня необходимо пройти несколько сотен метров, чтобы приблизиться к берегу реки. Только мраморные ступени, когда-то спускавшиеся к реке, и сам баптистерий напоминают о том, что здесь когда-то плескались воды священной реки.
Место Крещения Иисуса Христа Иоанном Крестителем
Место Крещения Иисуса Христа Иоанном Крестителем
Вот это самое наиболее предполагаемое место крещения Иисуса Христа Иоанном Крестителем мне удалось посетить в мае 2011 года во время экскурсия по Святым местам Иордании. Мне удалось увидеть само место Крещения и остатки древнейших христианских храмов. Однако спуск к самому месту для туристов и простых паломников запрещен. Хотя для наших лидеров – Владимира Путина и Дмитрия Медведева было сделано исключение. Причем, как писалось в прессе, внизу у Медведева отказало что-то из аппаратуры: то ли съемочная, то ли сотовый телефон.
Затем мы подошли к греческой православной церкви Иоанна Крестителя. Мне удалось побывать снаружи и внутри церкви. Внешне это красивое современное строение, а внутри неё – в соответствии с традициями православия.
После посещения церкви Иоанна Крестителя мы подошли к специально устроенному месту для паломников и туристов. Там мне удалось погрузиться в воды священной реки Иордан.
И я даже особо не подумал, что в нескольких метрах – территория другого государства – Палестинской автономии под контролем Израиля. Хотя граница между государствами Израиль и Иордания проходит ровно посередине реки Иордан, и мы находились как раз на границе, пограничников не было видно ни на одном берегу.
Если со стороны Иордании к месту Крещения и к месту погружения паломников можно попасть на протяжении года беспрепятственно в любой день, то со стороны Израиля существовали раньше и, по-видимому, существуют сейчас ограничения. Причина этого, как уже было сказано выше, одна – граница. К тому же на западном берегу находится не сам Израиль, а подконтрольная ему палестинская территория, значит, имеется вероятность терактов со стороны палестинских боевиков.
С западной стороны попасть к месту погружения паломников раньше можно было только под усиленной охраной Армии обороны Израиля и только два раза в году – в Великий Вторник на Страстной Седмице и в Крещенский сочельник, накануне праздника Богоявления. Как сейчас обстоит дело, точно не скажу, но читал, что планируется открыть Каср аль-Яхуд для свободного посещения паломников и туристов. Повторюсь еще раз, что я сам не видел пограничников ни на одном берегу.
Вода в реке Иордан мутная, зеленого цвета, что видно на фотографиях. Но цвет воды имеет естественное происхождение из-за находящихся в реке ила и глины. В литературе сказано, что если набрать бутылку воды утром-днем, то к вечеру все примеси осядут на дно, а вода станет прозрачной. Конечно, я набрал поллитровую бутылку воды из священной реки, и действительно к вечеру все примеси осели на дно.
После посещения символического места погружения для паломников мы вернулись к стоянке и поехали в сувенирный магазин.
Магазин находится минутах в пяти от транспортной стоянки. В нем был большой выбор церковных принадлежностей и, конечно же, многочисленных сувениров.
После посещения магазина мы поехали на гору Нево. Также в рамках экскурсии нас ожидал город Мадаба. После посещения Святых мест планировалось посещение горячих источников Майн.
Итак, во время поездки по Святым местам Иордании, мне удалось побывать в Вифании за Иорданом – месте, которое в настоящее время признано местом Крещения Иисуса Христа Иоанном Крестителем. Об этом мне было точно известно уже перед поездкой в Иорданию. Поскольку река Иордан была священной задолго до данного события, то я ориентировочно знал, что с ней связаны и более древние события.
Но все-таки я не думал, не гадал, как именно с этим местом связаны события и персонажи Ветхого Завета. Хотя и ожидал, что поездка в Иорданию будет естественным и логическим продолжением моих предыдущих поездок в Египет, Израиль и Палестинскую автономию. Но вот, что отдельные места, посещенные в Иордании, будут связаны с местами, посещенными ранее в этих странах, я знал лишь частично.
Одним из таких мест в Египте является гора Синай, а в Иордании – гора Нево. Обе горы связаны с именем Моисея, и на обеих мне удалось побывать.
В Египте мне удалось подняться на гору Моисея, а при спуске с нее – увидеть церковь пророков Илии и Елисея. Об этом мной уже написан рассказ «Экскурсия к святыням Земли Синайской».
Согласно Библии израильтяне достигли горы Синай в третий месяц Исхода из Египта (Исх. 19:11). На горе Моисей получил от Бога свиток Торы (согласно иудейской традиции) либо каменные Скрижали Завета с Десятью заповедями (согласно христианской традиции).
Далее в Библии сказано, что в конце 40-летнего странствования по пустыне народ опять стал малодушествовать и роптать. В наказание Бог послал ядовитых змей, и когда евреи раскаялись, повелел Моисею воздвигнуть медного змия для их врачевания.
Самому Моисею было не суждено вступить на Землю Обетованную. Ему удалось лишь увидеть ее с вершины горы Нево. При спуске с горы Моисей умер, был погребен в долине, но точного места погребения никто не знает. Своим преемником по указанию Бога он назначил Иисуса Навина (Втор. 34:1-9). В настоящее время на вершине горы Нево среди прочих достопримечательностей находится символический Змеиный крест.
Таким вот образом связаны горы Синай и Нево.
Но о горе Синай мной уже было написано, а о горе Нево еще будет написано подробнее. Сейчас же продолжим о Вифаваре и реке Иордан. Конечно же, с ними были связаны гораздо более древние события, чем Крещение Иисуса Христа Иоанном Крестителем.
В иудейской традиции, считается, что Вифавара (на древнееврейском языке «Бет Абара», «Беф-Вара», то есть «дом на переправе») – это как раз то место, где когда-то народ Израиля пересек реку Иордан при вступлении в Обетованную Землю в своем Исходе из египетского рабства. А это было приблизительно в 1300-1250 годах до н. э. То есть уже в те времена Вифавара была известна в истории как место совершения различных событий, в том числе чудесных!!!
Первое чудо произошло, когда израильтяне с Ковчегом Завета посуху перешли Иордан под руководством Иисуса Навина, напротив Иерихона (Нав. 3:15-17).
Позднее два с половиной колена Израилева, которые поселились на восток от Иордана, построили большой жертвенник на его берегах, как «свидетель» между ними и другими коленами (Нав. 22:10-34).
Название Бет Абара (Беф-Вара) переводится как «дом на переправе». Судя по всему, эта переправа сохранялась и в более поздние времена, так как город Беф-Вара упоминается в Книге Судей (Суд. 7:24-25).
Наконец, согласно Ветхому Завету, с Вифанией связаны и два великих пророка Израиля, так как в этом же месте реку Иордан переходили посуху пророки Илия (4Цар. 2:8) и Елисей (4Цар. 2:14). О самих пророках мной уже было упомянуто в рассказе «Экскурсия к святыням Земли Синайской». Однако достаточно большую, а может и бо́льшую часть жизни они оба жили и проповедовали именно на берегах Иордана, в Вифаваре.
Вот как, например, описан совместный переход Иордана Илией и Елисеем в Книге Царств (4Цар. 2:8): «И взял Илия милоть свою, и свернул, и ударил ею по воде, и расступилась она туда и сюда, и перешли оба посуху». Елисей был единственным очевидцем вознесения Илии на небо и в наследие от него получил эту самую милоть, то есть мантию, как видимый знак преемства пророческого духа.
Переход Иордана Елисеем описан следующим образом (4Цар. 2:13-14): «И поднял милоть Илии, упавшую с него, и пошел назад, и стал на берегу Иордана; и взял милоть Илии, упавшую с него, и ударил ею по воде, и сказал: где Господь, Бог Илии, – Он Самый? И ударил по воде, и она расступилась туда и сюда, и перешел Елисей».
Елисей чудесным образом исцелил Неемана, повелев ему омыться в реке (4Цар. 5:8-14), а кроме того сделал так, чтобы топор одного из «сынов пророков» всплыл, бросив кусок дерева в воду (4Цар. 6:1-7).
Согласно Новому Завету, Иисус Христос принял Крещение в реке Иордан от Иоанна Крестителя. Это уже мной было написано. Однако есть еще один интересный факт, касающийся схожести образов ветхозаветного пророка Илии и Иоанна Крестителя.
Пророк Илия упоминается несколько раз в Новом Завете. Так описан эпизод как старейшины и народ спрашивали Иоанна Предтечу, когда он проповедовал на берегах Иордана в духе и силе Илии и даже по внешности походил на него, не он ли Илия? Образ Иоанна Крестителя как аскета-пустынника, пророка и обличителя был настолько схож с представлениями об Илии (который должен был вернуться перед приходом Мессии), что Иоанну Предтече приходилось даже специально отрицать своё тождество с ним (Ин. 1:21).
Согласно Евангелиям от Марка и Матфея, Христос после казни Иоанна прямо указывает на его предтеченскую миссию: в ответ на вопрос о том, пришёл ли уже Илия, он говорит, что «Илия пришёл, и поступили с ним, как хотели, как написано о нём» (Мк. 9:13); на вопрос учеников о приходе Илии Иисус отвечает, что «Илия уже пришёл, и не узнали его, а поступили с ним, как хотели; так и Сын Человеческий пострадает от них. Тогда ученики поняли, что Он говорил им об Иоанне Крестителе» (Мф. 17:12-13).
Одной из важнейших достопримечательностей Вифании за Иорданом является гора пророка Ильи. Здесь можно увидеть руины крупного древнего монастыря, территория которого включала в себя большую крещенскую купель, несколько византийских церквей и систему сбора и сбережения воды.
Также до настоящего времени сохранилась уникальная постройка III века н. э., которую специалисты склонны считать «молельным домом» первых христиан. Если предположение учёных верно, то это строение – древнейший храм на планете.
Исторически значимым объектом является пещера, расположенная на склоне горы пророка Ильи. Установлено, что именно в ней жил Иоанн Креститель, проповедовавший и крестивший верующих рядом с этим местом.
Таким вот образом, хотя я что-то знал, но все-таки не думал, не гадал, как именно с Вифанией за Иорданом связаны события и персонажи Ветхого Завета и как именно они перешли в Новый Завет.
Главная - О проекте - Помощь - Добавить отзыв - Реклама на сайте - Обратная связь
© awaytravel.ru, 2010-2017. При использовании материалов обязательна ссылка на www.awaytravel.ru
Читайте также