Эдуард БОБРОВИЦКИЙ
Восхождение в Иерусалим
Светлой памяти отца Сергия Бейлинова
На иврите нет понятия “ехать в Иерусалим”. Более точное определение - “совершить восхождение в Йерушалайм”. И это не только потому, что один из старейших городов Земли отпраздновавший в конце прошлого тысячелетия свой 3000-й юбилей, находится на высоте 700 метров над уровнем моря.
Это самое благодатное место на Земле. Место, куда Бог привел свой избранный народ из египетского плена. Место, которое является святой Землей, связанной с рождением и жизнью Христа Спасителя... Каждый человек, прибывающий в Иерусалим, совершает свое восхождение в этот святой город, так или иначе прикасается к историческим святыням, которым суждено жить вечно.
В 1996 году отец Сергий в первой группе запорожских паломников, под руководством и при личном участии ныне его Высокопреосвященства Архиепископа Запорожского и Мелитопольского Владыки Василия совершил свое восхождение в Иерусалим. И было это в канун праздника Богоявления (Крещения). Путешествие по Святым местам произвело на нас неизгладимое впечатление. Еще больший след оставило оно в душе недавно принявшего духовный сан, молодого иерея. Отец Сергий много беседовал с нами, простыми мирянами, рассказывал, казалось бесконечные библейские истории, связанные с именем Христа, давал пояснения по любым, неожиданно возникавшим вопросам, участвовал в богослужениях и молебнах, исповедовал многих из нас перед Причастием...
Каждое доброе дело должно быть начинаемо с благословения Божия. Начни свой каждый новый день с обращения к Богу... Приступая к написанию книги о жизни Отца Сергия, безвременно ушедшего от нас в расцвете лет, я попросил благословения Митрополита Киевского и всея Украины Блаженнейшего Владимира, Архиепископа Запорожского и Мелитопольского Василия, Епископа Вышгородского, Наместника Свято-Успенской Киево-Печерской лавры Павла.
ПАЛОМНИЧЕСТВО
Преосвященный Мефодий епископ Кампанский перед паломничеством в 1963 году определил, что паломник - не турист. Он едет в Святую Землю не посмотреть, а помолиться, покаяться, духовно укрепиться, обновиться. Он помнит, что Святая Земля - земная родина Христа Спасителя, что здесь происходило Благовещение, Рождество Христово, Сретение Господне, Крещение Господне... Именно здесь Господь наш Иисус Христос жил, учил, творил чудеса, совершил тайную вечерю. Здесь был он предан Иудою, претерпел страдания, распятия, крестную смерть. Здесь на Святой Земле было Его чудесное Воскресение, Вознесение на небеса, Сошествие Святого духа...
Палестина - единственная страна в мире, остающаяся навсегда дорогим и самым священным местом на Земле для всего человечества… Здесь протекала жизнь Матери Божьей. И было Ее славное Успение. Отсюда вышли на проповедь и разбрелись по всему миру святые апостолы, неся в массы разноплеменных, разноязыких народов первоосновы христианства. Здесь пролилась кровь первых мучеников за Христа.
Святая Земля - духовная родина всех христиан. Иерусалим - Святой Град. Церковь Иерусалимская - мать всех церквей.
Со времени земной жизни Христа Спасителя прошло более 20 веков. Конечно, за это время многое тут изменилось, но остались воспоминания, осталась та же земля, по которой Христос Спаситель ходил, то же небо, те же горы и долины на которые он смотрел, пустыни в которых он уединялся.
...Поздно вечером группа паломников отправлялась из Запорожья в Симферополь. Достаточно сказать, что это была первая паломническая поездка православных запорожцев в Святую Землю со времени обретения Украиной независимости, чтобы в полной мере осознать значимость этого путешествия. Организовала его великая подвижница Ирина Зиновьева, которая сама, предварительно побывав в Израиле, разработала маршрут, провела всю организационную работу и по благословению Его Преосвященства Епископа Запорожского и Мелитопольского Василия собрала группу. Среди паломников были Татьяна Ивановна Ефименко, тогда начальник управления экономики облгосадминистрации, три год возглавлявшая государственную налоговую администрацию в Запорожской области, Наталья Викторовна Авраменко, главный врач Запорожского областного центра реабилитации репродуктивной функции семьи, депутат областного совета.
ИЗ ЗИМЫ В ЛЕТО
В поезде сразу же расселись по купе, волей судьбы я оказался вместе с отцом Сергием, которого раньше знал как доктора-реаниматолога Сергея Бейлинова. Поскольку путешествие наше начиналось в канун новогоднего праздника по старому стилю, практически всю ночь мы не сомкнули глаз. Трапезничали с шампанским, долго беседовали, знакомились.
Переезд в международный аэропорт Симферополя все пережили стойко. Так же как мытарства в самом аэропорту, прохождение формальностей пограничного контроля и таможни (ох, уж эта украинская таможня!). Перелет на юркой и достаточно комфортабельной “тушке” прошел гладко и незаметно быстро.
Два часа с небольшим и мы из снежной, морозной (даже в Крыму) зимы, попали в зиму израильскую. Международный аэропорт Бен Гурион встретил нас приветливой надписью на английском и иврите “Добро пожаловать!”, расторопностью и белозубой приветливой улыбкой пограничницы, “зеленым коридором” бестаможенного прохода в город, тележками для багажа и мягким теплом средиземноморского солнца. С куртками, плащами, пальто и прочими теплыми вещами пришлось распрощаться до возвращения домой.
В первый новогодний день - 14 января 1996 года (по-старому стилю) термометр в пригороде Тель-Авива показывал плюс 18. Цвели какие-то яркие, непривычные глазу цветы, желтели лимоны, дозревали мандарины и апельсины, ласкал освежающий ветерок с моря...
Неделю нам предстояло прикасаться к Святой Земле, приобщаться к ее особенному миру. Память об этом останется с нами до конца дней наших и помогает нам ближе подходить к пониманию священного Писания, освящая им нашу повседневную грешную жизнь.
Храм Воскресения Христова, Живоносный Гроб Господен, Голгофа, Крестный путь - (Via Dolorosa - “Улица Скорби”)Гробница Матери Божьей, Гора Елеонская и Гефсиманский сад, Вифания и Гробница Лазаря, Гора Сион и Горница тайной вечери, Монастырь Святого Креста и Монастырь Латрун, Горняя с православным женским монастырем, Вифлеемский Храм Рождества Христова и Галилея, где в городе Назарете Иисус прожил большую часть своей земной жизни, нес людям первые свои проповеди и творил чудеса. Все это и многое другое нам, православным паломникам предстояло увидеть.
В нынешние времена, переменчивые и неустойчивые, при нашем непрерывном стремлении к новому, на Святой Земле поразила ее величавая, из глубины веков в Вечность смотрящая церковная традиция.
Сокрушались царства, открывались континенты, потрясались войнами и революциями империи и государства, появлялись и исчезали целые племена и народы, захватывая порой и самую Палестину - но в глубине ночи святогробский учиненный монах вставал и шел совершать Божественную Службу на святом Гробе, шел поклоняться Царствующему над всеми. Так было на протяжении вот уже почти двух тысячелетий, так есть и сейчас, и . хочется верить - так будет и до той последней ночи, когда под звуки труб архангельских опустеют все гробы по всей Вселенной.
Пока мир безмятежно спит, упорно трудится или беззаботно развлекается, поздно за полночь на Святой Земле в полутемном громадном храме творится ночная молитва, и, может быть, этой молитвой и стоит еще и держится мир!
НАШИ РАДУШНЫЕ СПУТНИКИ
С первого дня они стали нашими радушными спутниками на все время паломнической проездки. Мейер - водитель комфортабельного автобуса с кондиционером. Холодильником, видеосистемой и массой других удобств. Об этом позаботилась туристическая фирма “Синдбад”.
Сергей Молитвин (это же надо, при такой работе такую фамилию иметь!) еще семь лет назад был нашим соотечественником. Все детство его и юность прошли в Тольятти. В нынешней столице Израиля он нашел свое дело - стал автором паломнической программы по Святым местам и работает гидом паломнических групп от Православной Иерусалимской Патриархии.
С Мейером Сергей изъяснялся на неплохом, на наш взгляд, иврите. Понимал и его арабский. С нами, естественно, говорил исключительно на русском, иногда подшучивая, разбавлял словарный запас забавными для него украинскими словечками. При необходимости, пробовал свой неважный английский. Хотя в группе с английским прекрасно справлялась Татьяна Чаплинская, преподаватель запорожского госуниверситета.
Впрочем, особой необходимости в знаниях английского все эти дни мы не испытывали. Не забывайте, что еще Владимир Высоцкий заметил, что “...там на четверть наш народ”. И это правда.
С первых минут пребывания в Израиле мы поняли, что из более чем 5-милионного населения этой страны, добрая половина уж если не знает, то неплохо понимает русский. Иногда, пробуя экспериментировать, в магазине или у прилавка уличного торговца мы вежливо обращались по-английски. В разных местах, нам, привычно махнув рукой и безошибочно распознав в нас выходцев из бывшего Союза, говорили - давайте по-русски...
Как и положено гиду, несколько десятков километров до Иерусалима и самом Вечном Городе Сергей не умолкал, пытаясь в эти полтора часа вложить столько информации, что от всех впечатлений первого дня нашего путешествия уже просто голова шла кругом.
ЯФФСКИЕ ВОРОТА, БАШНЯ ДАВИДА, ЦЕРКОВЬ ХРИСТА
Вечерело. Автобус наконец-то остановился на Яффской улице у одноименных ворот старого города.
Иерусалим отпраздновал в том году 3000-летие. О нем мы узнаем с первых страниц Библии. Уже за 2000 лет до пришествия Спасителя на этом месте был город, который именовался Салим, в котором правил царь Мелхиседек. Тысячу лет спустя город был завоеван Давидом у диких племен иевусеев и стал столицей его царства.
Овладев неприступной дотоле крепостью Сион, Давид перенес туда народную святыню - Ковчег Завета. Отсюда, кстати, и берет свое начало весьма непривлекательный термин - сионизм.
При Соломоне Святой Город достиг своего расцвета. На горе Мориа Соломоном были воздвигнуты храм и царский дворец. От третьего храма, построенного на этом месте, до наших дней сохранилась только западная, 15-метровой высоты стена, переименованная в Стену Слез (или Плача). Почти за две тысячи лет изгнания, евреи, в какой бы они части света ни находились , обращали с мольбой свои взоры к этой стене в надежде на возвращение. Что и стало символом возвращения города, современного объединения еврейского государства.
Для мусульман Иерусалим - это Эль Кудс (Священный), для евреев - Ершалаим (Город мира), для христиан - место страстей и распятия Христа. Город мира... Но как же мало было в истории у него действительно мирных периодов!
Иерусалим познал нападения и разрушения от египтян, вавилонян, ассирийцев, греков, римлян, персов, мусульман, христиан, мемлюков, турок... Пережил своевольный раздел современных политиков, пресловутой “зеленой линией” на арабскую и еврейскую части.
Старый город можно сравнить, пожалуй, с Московским кремлем. Высоченные, толстенные стены, протянувшиеся по периметру на четыре километра, восемь ворот, из которых четверо ныне действующие: Дамасские, Яффские, Цветочные, Львиные, Золоченые, Навозные, Сионские и Новые. Множество башен и башенок, храмов и церквей, улиц и улочек, площадей. Каждый сантиметр - живая история.
Пройдя от автобуса несколько десятков метров до Яффских ворот, мимо башни Давида с характерным минаретом, мы попали в уютный дворик Церкви Христа, освященной в 1849 году.
Построена она Английским миссионерским обществом, чтобы евреи могли входить в храм и христианская вера предстала перед ними тем, чем она была изначально. Христианство в течении двух тысячелетий далеко отошло от простоты своих древнееврейских источников. Иисус был правоверным евреем, придавшим иное звучание закону иудейскому. Все первые апостолы были евреями. Фактически сам Новый Завет - еврейских документ, написанный евреями - последователями Иисуса. Ранние христиане не сомневались в том, что еврей может поверить в Иисуса, как в Мессию...
Впрочем, это уже хитросплетения сложной, многогранной, многовековой истории и во мне заговорил, в данном случае не просто журналист, участвовавший в исторической паломнической поездке, а, собственно историк.
Просто с первых минут посещения Иерусалим поразил нас своей многоликостью, многоязычием, удивительно мирным и терпимым соседством трех основных религий (христианства, иудаизма и мусульманства) десятков их течений и конфессий, и ... радушием сотрудников той самой Церкви Христа, удобных, современных гостиничных номерах-кельях которой нам предстояло провести несколько суток, сравнивать которые позже можно было бы разве, что с целой вечностью.
Пейзажи Святой Земли необыкновенно живописны и выразительны из-за сильных контрастов. Все пронизано обильным солнечным светом, который даже в зимнюю пору усиливает цвета и тени, придавая удивительное очарование суровым, обнаженным скалистым горам, цветущим роскошным оазисам, плантациям и садам, большим и малым голубым озерам, берегам, окаймленным пальмовыми деревьями и даже самим пустыням, казалось бы лишенным всего живого.
Эти яркие и выразительные пейзажи проникнуты еще и религиозным настроением. И неудивительно: именно в этом уголке Ближнего Востока находится перекресток монотеистических религий - христианства, иудаизма, ислама. Общее религиозное представление о едином Боге и поразительные, едва уловимые точки соприкосновения. Для христиан Святая Земля, прежде всего место, где протекала жизнь Иисуса. Она была свидетельницей его деяний, пророчеств, чудес и его последней высшей жертвы.
Мы, паломники из Запорожья, начинали свое знакомство с мечтами, связанными с именем Спасителя. Поразительные свидетельства прошлого, археологические находки необычайной важности, своеобразная, эклектическая интереснейшая по форме и содержанию архитектура, атрибуты веры и места культовых отправлений - все это побуждало нас к глубоким размышлениям. Каждый день, возвращаясь в свои гостиничные (вполне современные с массой удобств) номера-кельи, мы долго беседовали, обсуждали увиденное.
Мне особенно было интересно прислушиваться к разъяснениям Отца Сергия, который, естественно воспринимал все увиденное по-своему, особенным взглядом и чувством не простого мирянина, а молодого священнослужителя.
МОНАСТЫРЬ СВЯТОГО КРЕСТА
Вне стен старого города на западе в новой части Иерусалима, близ современных зданий Кнессета (правительства) и музея Израиля, в лощине стоит древний православный монастырь, посвященный святому Кресту Господню.
Основанию его в IV веке нашей эры послужило предание о том, что праведный Лот, племянник Авраама, после бегства своего из Содома, получил от дяди три отростка деревьев: кедра, сосны и кипариса.
Лот посадил их в долине и прилежно за ними ухаживал, поливал. Три деревца, чудесным образом срослись в одно большое дерево. При постройке храма Соломона это дерево срубили, но оно не пошло в дело и сохранилось до времени осуждения Спасителя на казнь.
Именно из этого дерева по библейскому преданию был сделан Крест Иисуса. А на месте этом, на остатках примитивного фортификационного сооружения был построен монастырь. Константин Великий подарил его грузинскому царю Мириану, обращенному в христианство святой Ниной.
Неоднократно разрушаемый и восстанавливаемый, до XVII века он принадлежал грузинской православной церкви, а потом был продан греческому патриархату.
По стенам храма внутри монастыря изображена его история. Интересные содержательные фрески сохранились на стенах и пилястрах. Изображены цари, древние эллинские мудрецы, и даже.. грузинский поэт Шота Руставели, живший тут в качестве паломника несколько лет.
Слева от входа мы прошли по коридору позади главного алтаря, в помещение, где серебряный круг указывает на то место, где по преданию якобы росло дерево Креста. Монахи монастыря Святого Креста промышляют святым промыслом: изготовлением серебряных и золотых крестиков, украшений и предметов культа, на которых лежит особая печать. Ведь изготовлены они в таком месте, равного которому нет нигде на земле. Всякий паломник стремиться именно тут приобрести себе, своим родным и близким памятные подарки, которые с того самого момента вечно напоминают о путешествии.
Тут же состоялось первое богослужение на Святой Земле в котором участвовали Владыка Василий и иерей Сергий.
ЭЙН-КАРЕМ
“...Был человек, посланный от Бога, имя ему Иоанн. Он пришел свидетельствовать, чтобы свидетельствовать о Свете, дабы все уверовали через него...” (От Иоанна, 16-8).
Этому маленькому поселению, расположенному на холме, который с 1961 года является частью Иерусалима, отводится значительное место в Евангелии. Оно отождествляется с библейским местом Ein Hakarem, что означает “винный источник”, о котором говорится еще в Ветхом Завете.
Посредине арабского селения основанного в 1948 году, но постепенно ставшего местом обитания новых израильских эмигрантов, в долине, возле полуразрушенной мечети, из стены
непрерывно бьет источник чистой воды, стекающей в каменное корыто. Источник этот посвящен Пресвятой Деве Марии.
Эйн-Карем приобрел известность благодаря евангельским текстам, описывающим посещение Марией своей двоюродной сестры Елизаветы и рождением святого Иоанна.
От источника вправо мы поднялись по дороге в гору, Мимо католического монастыря сестер Розария подошли к воротам Русской Духовной Миссии, где высоко на склоне горы за железной решеткой вход в монастырь “Посещения”.
ГОРНЯЯ
“Город Иудин”, по-славянски “Горняя” - начало русской колонии, положенное известным русским просветителем, настоятелем русской православной миссии в Иерусалиме (Палестине) архимандритом Антонином, который в 1871 году купил тут небольшой участок земли, место, где со временем вырос основанный им женский монастырь.
Нас встретила настоятельница монастыря, провела в небольшую церковь с высокой колокольней, освященной во славу иконы Казанской Богоматери, хранящейся тут. Показала куст той самой купины неопалимой с Синая. В церкви паломники отслужили еще один краткий молебен. Поклонились чудотворной иконе Казанской Богоматери, приложились к камню, с которого проповедовал Иоанн о скором пришествии Спасителя...
Местность, которую мы посетили - небольшой уголок Палестины. Он как бы наполнен воспоминаниями о временах Спасителя и святых Апостолов. Когда человечество, озаренное благодатным учением Сына Божия, начинало новую жизнь, группируясь в первые отдельные христианские общины.
Места эти, как памятники седой христианской старины, навсегда останутся в нашей памяти и по возвращении домой, вот уже который год возбуждают в душе и мыслях отрадные воспоминания о проведенных на Святой Земле днях.
ВИФЛЕЕМ
Палестина - единственное место в мире, оставшееся дорогим для всего человечества. А христиане, справедливо почитая эту землю своею колыбелью, всегда относились, относятся и будут относится к ней с особенной, высокоблагоговейной и самой искренней любовью и сердечной преданностью.
В восемнадцати километрах южнее Иерусалима в окружении пасторального и идиллического пейзажа, в низине между холмов расположен Вифлеем. Городок. Переходивший из рук в руки, некогда принадлежавший Иордании, сейчас входящий в зону палестинской автономии.
Встретил он нас быстротечной, но обязательной проверкой палестинского кордона. Арабы, с “калашниковыми” наперевес. Быстро, деловито узнали цель нашего приезда. И вот мы в центре города, где расположена базилика над местом Рождества Христова.
Громадная площадь, улыбающийся Ясир Арафат, изображенный на белом полотнище. Палестинская автономия готовилась в эти дни к первым в своей истории выборам. Многолюдье, многоязычье, пестрая палитра красок, какофония звуков...
Библейский облик города восходит к очень давней эпохе и не изменился за многие годы. Привлекают внимание постройки из белого камня на склонах крутого скалистого холма да редко разбросанные кипарисы и оливы.
По-местному Вифлеем означает “хлебный город” (от древнееврейского Beit Lehem). В арабском же произношении - это “мясной город”. В любом случае, и с хлебом, и с мясом тут было все нормально. Потому, что шаверма (хлебная лепешка - кармашек, с мясом и всяческими приправами) была ох как вкусна!
ПЕЩЕРА РОЖДЕСТВА
Через низкую узкую дверь - Врата Смирения, - заставляющую каждого проходящего как бы преклониться перед святым местом, мы входим с обширного двора в базилику с характерной для византийцев колоннадой. Напротив входа богатый иконостас центрального греческого храма. Солея значительно поднята, а под ним находится святая святых - пещера Рождества - продолговатая и узкая: 12 метров длины и 4 метра ширины, природная камера.
Этот подземный храм, построенный еще царицей Еленой, был завершен в VI веке нашей эры императором Юстинианом. Храм, кстати, единственный в Палестине, не претерпевший разрушений на протяжении всех 14 столетий.
“В те дни вышло от Кесаря Августа повеление сделать перепись по всей земле... И пошли все записываться, каждый в свой город.
Пошел так же и Иосиф из Галелеи, из города Назарет, в Иудею, в город Давидов записаться с Мариею... Когда они были там, наступило время родить Ей, и родила Сына своего первенца, и спеленала Его, и положила Его в ясли потому что не было им места в гостинице...” ( Евангелие от Луки, II 1, 3-7).
Алтарь Рождества Христова украшен серебряной звездой, освещаемой четырнадцатью посеребренными светильниками-лампадами, которые символизируют различные христианские общины, разбросанные по всему миру.
В таком месте каждый остается наедине с самим собой и с Ним. Каждый, приходящий сюда, произносит слова молитвы, преклоняет колени и целует Святое место, где по преданию родился Иисус. На звезде читаю надпись на латыни: “Hic de Virgine Maria Jesus Christos hatus est - 1717” ( Здесь от Девы Марии родился Иисус Христос - 1717).
Два других алтаря расположены напротив друг друга. Алтарь Яслей - место, куда Иисус был положен после своего рождения. Ясли из глины, найденные, по преданию, святой Еленой. Были заменены со временем на серебряные.
Другой алтарь - Волхвов, был построен на том месте, где волхвы поклонились Сыну Божьему...
ПОЛЕ ПАСТУХОВ
Ряд мощных коринфских колонн из красного известняка потрясает воображение и подчеркивает величие базилики Рождества, тут же под ногами мы видим фрагменты древнего мозаичного поля.
Позади базилики дорога на восток приводит на поле, некогда оглашенное ангельским пением “Слава в высших Богу”.
В наши дни, как и в древние времена, пастухи, одетые в скромные темные одежды, в головные уборы, которые носили их предки, ведут свои стада овец и коз через обширные пастбища.
Именно здесь разворачивались исторические события, запечатленные в Святом Писании - общем наследии древних иудеев и христиан.
Эти поля были немыми свидетелями Благовещения архангела Гавриила о рождении Сына Божьего. Это событие - рождение Иисуса ( по-древнееврейски - Jeshua) оставило неизгладимый след в истории человечества. Историческая оценка личности Христа предлагает нам образ Богочеловека, оставившего нам бессмертное наследие, которое вот уже в течение двух тысячелетий передается из поколения в поколение. И в наши дни пробуждает совесть, мысли, веру у огромной части человечества.
ИСЦЕЛЕНИЕ ДУШИ
Своему другу, однокурснику по историческому факультету запорожского государственного педагогического института Дмитрию Приходько, я благодарен за знакомство с интереснейшим человеком. Мой старший товарищ, как-то работал в органах МВД и вся профессиональная деятельность его была связана с борьбой. Дима боролся с преступниками, вылавливал наркоманов и воров, вычищал наше ежедневное житье-бытье от всяческой нечисти, словно Авгиевы конюшни.
Тогда же, по служебной необходимости ему приходилось часто общаться с доктором Сергеем Бейлиновыми. Молодой, талантливый отработал он 10 лет врачом. Сначала реаниматологом-анестезиологом в пятой городской больнице скорой помощи, затем анестезиологом в реанимации 9-й городской больницы. Видел возвращение к жизни своих пациентов, но часто видел и смерть. Потом недолго работал наркологом, закончил клиническую ординатуру, преподавал в медицинском институте. Многие прочили ему блестящую карьеру доктора и преподавателя.
В наркологии искал пути излечения больных, заблудших людей, как правило молодых юношей и девушек, втянувшихся в зло по имени наркомания. Медицинская практика доктора была полна трагических случаев невозвратимого растления личности его пациентов, даже их гибели.
Вскорости мы все узнали, что доктор Бейлинов сделал совершенно неожиданный для всех нас шаг в своей жизни. Он отошел от мирской жизни, принял сан и стал священником нашей христианской православной церкви.
Долгие беседы с отцом Сергием заставили взглянуть на нашу жизнь, на грешное бытие совершенно другими глазами. Десятилетиями нас растили воинствующими атеистами, мы неистово богохульствовали, рушили храмы, оскверняли святыни, растаптывали в грязи бездуховности, безыдейности, безбожия те моральные ценности, которые создавались на Руси православной верой столетиями.
Бог один для всех. Но у каждого из нас к нему вырабатывается разный подход, разное восприятие. Можно, прикрываясь личиной благообразия, фарисейства - лицемерить и лгать. А можно найти тот единственно правильный путь к Богу и следовать этой дорогой всю свою жизнь.
В главной христианской молитве “Отче наш” молодой тогда для всех нас священник выделял ключевые слова “ ... да будет воля твоя...” Этим сказано все и не надо пытаться навязать свою волю. На все происходящее есть воля Божья.
Отец Сергий стал убежденным сторонником и проповедником физического и духовного очищения человека. Причину многих недугов, обидно короткой жизни соотечественников он видел в пресыщении каждого из нас тем, чем насквозь больно сегодня наше общество.
Цитируя Митрополита Московского Филарета, канонизированного и причисленного к лику святых, Отец Сергий подчеркивал, что человек под бездной божьего величия и над бездной собственного небытия, как на скользком, хрупком алмазном мосту держится только милостью Божьей.
Поститься, молиться, ходить в церковь надо не ради поста, молитвы и отбывания формы - потому, что так надо. А исключительно ради приближения себя к Богу.
Бог есть любовь. Любовь к ближнему, любовь и уважение к самому себе. “Когда я ухожу от Бога, - говорил Отец Сергий, - я наказываю сам себя грехами своими”. Причем грех - это не просто нарушение каких-либо морально-этических норм. В каждом обществе, если мы вспомним из истории, в каждой общественно-экономической формации, в каждой цивилизации были свои нормы и правила, законы и порядки. Но есть законы глобальные, которые стоят над всем этим, которые превыше всего.
Грех - есть нарушение элементарных законов бытия. Ведь все мы верим в закон всемирного тяготения. И, бросая камень из окна, мы знаем, что он непременно упадет на землю. Но пытаться выйти из окна следом за камнем нелепо. Можно попросту разбиться...
Человек рождается для здоровой и счастливой жизни. Мы же, к сожалению, являемся свидетелями того, что ребенок, только появившись на свет, уже нездоров, уже нуждается в лечении. Причем, прежде всего - в лечении души. Потому, что больно насквозь наше общество, болен каждый из нас.
Как священник, пришедший в православие от медицины, Отец
Сергий всегда оставался доктором, врачевателем. Оп, прежде всего продолжил собственное образование в Духовной семинарии. Он по-прежнему приходил на помощь каждому, кто обращался к нему. Ведь любая болезнь, рассуждал иерей, - это своеобразное проявление грехов наших. А значит, приступая к лечению больного, нужно всякий раз и, прежде всего, исцелить его душу.
Православные священники Запорожской и Мелитопольской епархии частые гости в онкологическом и наркологическом диспансерах, он работают с осужденными в местах лишения свободы. Они молятся за всех нас. Ведь плен неизлечимой болезни страшен. Плен наркомании - это жесточайшая битва за сердца и души молодых. С наркоманом, преступником говорить зачастую тяжело, потому что в их душах поселился бес, и изгнать его оттуда архисложно.
Став священником, Отец Сергий всецело проникся своим новым положением в обществе. Загорелся идеей создания храмов при лечебных учреждениях города (в медсанчасти завода “Радиоприбор”, онкологическом диспансере, других клиниках). Один из таких храмов, освященный во имя Веры, надежды и Любови, работает в 9-й горбольнице - его детище.
Он вел большую просветительскую работу. Часто писал статьи в газеты не просто на богословские темы. Он пытался силой слова священника, своими блестящими публицистическими выступлениями, по-журналистски острым пером бичевать злободневные проблемы борьбы с наркоманией и проституцией. Как священнослужитель и врач выступал против абортов, клеймил другие пагубные пороки нашего времени.
В одной из наших бесед Отец Сергий рассказал такую притчу: “Бог как-то обратился к пророку Иезекилю - иди и скажи людям.
- А если они меня не послушают!
- Ты все равно - иди и скажи. Если скажешь, и они тебя не послушают - я не взыщу с тебя их крови! А коли не скажешь и они умрут в грехах своих, то с тебя взыщу кровь их...”
Неизмеримо глубока мудрость этой притчи. Многие примеры из житий святых, из нашей современной жизни показывают, что услышанное в Церкви Евангельское слово часто меняло всю жизнь человека и направляла грешника на путь мира, радости и спасения.
Доктор Бейлинов, вошедший в лоно Церкви, принявший сан, стал другим человеком. Он дважды с другими представителями духовенства, прихожанами и мирянами посетил с паломнической миссией Святую Землю. По приглашению Патриарха Иерусалимского Диодора ІІ участвовал в богослужении в храме Гроба Господня, в праздник Крещения - 19 января - участвовал в церемонии освящения воды в реке Иордан. Башня Давида Вида на старый город У камня Миропомазания
Главная - О проекте - Помощь - Добавить отзыв - Реклама на сайте - Обратная связь
© awaytravel.ru, 2010-2017. При использовании материалов обязательна ссылка на www.awaytravel.ru
Читайте также