Третья часть серии "Все дороги ведут в Рим" посвящена вторнику, 18 августа 2015 г. В этот день мы посетили первый из итальянских городов, предусмотренных программой нашего путешествия - Флоренцию. Имя этого города в переводе с итальянского означает "Цветущая" - отсюда заглавие третьей части.
После завтрака мы уехали из нашей гостиницы "Udine Nord", расположенной в городе Удине на северо-востоке Италии. Удине является административным центром одноименной провинции и принадлажит региону Фриули-Венеция-Джулия, центром которого является Триест. Удине был основан императором Священной Римской империи Оттоном II Рыжим (955-983, правил с 973 г.) 12 июля 983 г. По календарю Римско-Католической церкви под этой датой числятся святые Гермагор и Фортунат, которые и являются покровителями города. В Средние века Удине был главным политическим и экономическим центром региона Фриули. В 1420 г. город вместе со всем регионом вошел в состав Венецианской республики. Впоследствии Удине подвергался неоднократным набегам турок, затем долгое время пребывал в состоянии войны с австрийскими Габсбургами и был сильно разрушен, но впоследствии полностью восстановлен. В 1866 г. вошел в состав объединенной Италии, в 1963 г. вместе с городами Триест, Гориция и Порденоне образовал самоуправляемую область Фриули-Венеция-Джулия. Население города в настоящее время составляет около 120 тысяч человек.
Выехав из Удине, наш автобус поехал по дороге на Болонью и, не доезжая до этого города, свернул на шоссе, ведущее во Флоренцию. Около 12 часов по центральноевропейскому времени мы достигли нашей цели.
Флоренция была основана в 59 г. до Рождества Христова римскими ветеранами как поселение. Как я уже говорила, имя города означает "Цветущая". Действительно, в городе очень теплый климат: даже зимой средняя температура составляет около семи градусов тепла, а о лете и говорить не приходится - температуры выше двадцати градусов здесь царят почти половину года - с конца апреля до середины октября, а в июле при средней температуре +26 градусов столбик термометра нередко зашкаливает за сорокаградусную отметку. Цветы здесь цветут круглый год, а листья на деревьях никогда не желтеют и не опадают. Еще за несколько дней до нашего приезда во Флоренции было +40, но нам повезло - к 18 августа жара ослабла до тридцати двух градусов.
В IV в. Флоренция становится городом и постепенно достигает своего расцвета. В XV в. к власти во Флоренции приходит династия Медичи, но уже через несколько десятилетий народ изгоняет эту династию и провозглашает Флорентийскую республику. В это время в городе начинается расцвет искусства, известный как эпоха Возрождения. Во Флоренции творили Леонардо дв Винчи, Никколо Макиавелли, Микеланджело Буонарроти, Джироламо Савонарола. Последний в 1498 г. был сожжен на костре за свои свободолюбивые убеждения, что свидетельствует о том, что искусство пробивало себе дорогу в мир весьма тернистым путем. В XVI веке Козимо Медичи вернул себе титул Флорентийского герцога, и республиканский период закончился.
В Новое время в течение шести лет, а именно в 1865-1871 гг., Флоренция была столицей объединенного Итальянского королевства (город принял этот статус от Турина, а затем передал его Риму). В это время облик города претерпел сильные изменения: была снесена часть исторического центра с еврейским гетто, рынком и множеством высоких жилых башен. На этом месте (нынешняя площадь Республики) было решено построить чуждый флорентийской архитектуре квартал пьемонтско-туринского стиля. Проект был завершен в 1887 г., уже после перенесения столицы Италии из Флоренции в Рим.
Значительный ущерб был нанесен городу бомбардировками германской авиации во время Второй мировой войны. При отходе из города немецкие войска взорвали почти все мосты через реку Арно, за исключением спасенного бойцами Сопротивления Старого моста (Ponte Vecchio). После окончания войны мосты пришлось отстраивать заново.
Река Арно, на которой стоит Флоренция, нередко становилась источником стихийных бедствий. Одним из них было разрушительное наводнение, постигшее город 4 ноября 1966 г. Высота слоя воды в затопленном центре города достигала трех метров, пять тысяч человек лишились крова, а 34 из них погибли. Кроме того, были повреждены более трех миллионов книг и рукописей, хранившихся во флорентийских музеях и библиотеках, около четырнадцати тысяч иных произведений искусства, навсегда утрачены бесценные фрески на первых этажах затопленных зданий. Устранение последствий наводнения и спасение того, что еще можно было спасти, в последующие дни стало подвигом добровольцев - как итальянцев, так и представителей других стран мира, среди которых была и бригада спасателей из Советского Союза.
В память об этом наводнении одна из улиц Флоренции была названа via Quattro novembre (улица Четвертого ноября). На фасаде одного из домов этой улицы была установлена памятная доска с текстом, в котором говорится о событиях того страшного дня, а рядом с доской проведена линия, показывающая максимальный уровень воды во время наводнения.
Экскурсия по Флоренции у нас началась с площади Синьории (Piazza della Signoria). Когда-то в одном из зданий, расположенных на этой площади, заседало правительство Флорентийской республики, которое называлось Синьорией. Отсюда происходит название площади. Упомянутое здание тогда называлось дворцом Синьории (Palazzo della Signoria), а в настоящее время носит название Старого дворца (Palazzo Vecchio). Он был построен в 1298-1299 гг. по проекту архитектора Арнольфо ди Камбио (1245-1310).
Перед Старым дворцом установлена копия статуи Микеланджело "Давид". Как известно из первой книги Царств, Давид, прежде чем стать царем Израиля, служил при царе Сауле. Одним из подвигов Давида был поединок с Голиафом - силачом войска Филистимлян, с которым не мог справиться ни один из израильтян. Однако Давид выстрелил в лоб Голиафу камнем, запущенным из пращи. Голиаф погиб, после чего Израиль одержал сокрушительную победу над филистимлянами (об этом говорится в семнадцатой главе первой книги Царств). Статуя, выполненная Микеланджело в 1501-1504 гг., изображает юношу, готовящегося к бою с превосходящим его по силе врагом. Он спокоен и сосредоточен, но мышцы его напряжены. Брови грозно сдвинуты, в них можно усмотреть устрашающее выражение лица. Через левое плечо Давид перекинул пращу, нижний конец которой подхватывает его правая рука. Давид уже готовится выполнить победный бросок камня.
Оригинал статуи "Давид" также хранится во Флоренции, а именно в Академии изящных искусств (Accademia di belle arti di Firenze) на площади св. Марка (Piazza di san Marco).
Рядом с "Давидом" Микеланджело установлена скульптура Донателло "Юдифь с головой Олоферна" (1455-1460 гг.). Сюжет основан на материале тринадцатой главы библейской книги Иудифи, заглавная героиня которой заманила к себе филистимского военачальника Олоферна, сделав вид, что полюбила его. Напоив Олоферна вином и усыпив его бдительность, Иудифь извлекла из ножен военачальника его меч и отсекла врагу голову. На скульптуре Иудифь изображена с мечом, которым она замахнулась правой рукой. Левой рукой она крепко держит сидящего Олоферна, не давая ему возможности убежать.
Крайняя слева скульптура, установленная перед Старым дворцом, также является произведением Донателло. Она называется "Мардзокко" и представляет собой льва, держащего передними лапами щит с изображением цветка ириса. Крайняя правая скульптура изображает Геркулеса (Геракла), одного из героев греческой мифологии. Наконец, в центре площади установлен фонтан Нептуна. Фонтан был сконструирован архитектором и скульптором Бартоломео Амманати (1511-1592) в 1570 г. к бракосочетанию герцога Франческо Медичи. Сооружение, из которого вытекает вода, представляет собой голову Нептуна - древнеримского бога подводного царства. Как и подобает, божество держит в правой руке трезубец.
От площади Синьории мы пошли к галерее Уффици. Итальянское словосочетание "Galleria degli Uffizi" буквально означает "Галерея канцелярий" (итальянское слово "Uffizi" имеет тот же смысл, что и английское "Office"). Этот дворец был построен в 1560—1581 гг. по повелению герцогов Козимо и Франческо Медичи (отца и сына). Проект реализовали архитекторы Джорджо Вазари (1511-1574) и Бернардо Буонталенти (1531-1608). В галерее Уффици хранится ряд произведений флорентийской скульптуры эпохи Возрождения, среди которых следует выделить "Весну" и "Рождение Венеры" Боттичелли, "Благовещение" и "Поклонение волхвов" Леонардо да Винчи, "Крещение Христа" Вероккьо, "Венеру Урбинскую" Тициана и ряд других произведений искусства.
Затем мы пошли по набережной Генерала Диаца, перешли через реку Арно по Старому мосту и оказались в южной половине Флоренции. Здесь мы пошли по via Guicciardini и пришли на одноименную площадь, на которой расположен дворец Гуиччардини. Этот дворец знаменит тем, что в одном из его залов расположился православный храм - единственный в католической Флоренции. Церковь действует с 1824 г. благодаря стараниям русского графа Михаила Дмитриевича Бутурлина. В настоящее время богослужения в ней проходят как на русском, так и на итальянском языках. Службы совершаются согласно византийскому обряду, но по григорианскому календарю. Кроме того, в отличие от Русской Православной церкви, во Флорентийском храме все литургии, соединенные с чином вечерни (они бывают в будние дни Великого Поста и Страстной Седмицы, а также накануне Рождества Христова и Богоявления, приходящихся на дни со вторника по субботу включительно), совершаются, как это и подобает по строгим правилам, в вечернее время, с 18 часов.
От дворца Гуиччардини мы пошли к площади Питти, на которой расположен одноименный дворец - самый большой во Флоренции. Дворец Питти назван по имени человека, приказавшего построить это сооружение для себя и своей семьи - банкира Лу́ки Питти (1398-1472), друга и соратника герцога Козимо Медичи. Предполагается, что главным архитектором дворца Питти был Филиппо Брунеллески (1377 - 1446), после смерти которого строительством руководил его ученик Лу́ка Франчелли. Строительство дворца было завершено в 1472 г.
В настоящее время дворец Питти является одним из самых крупных в мире музейных комплексов. Интерьер дворца составляют Палатинская галерея, Галерея современного искусства, Музей серебра, Музей фарфора, Музей карет и Галерея костюма. Каждый из этих залов имеет свои особенности. Пышное убранство помещений Палатинской галереи, оформленных в стиле барокко, создает удивительный фон для художественных произведений, среди которых следует выделить мифологические залы, расписанные художником Пьетро да Кортона (1596-1669). Мифологических залов пять, и все они получили названия по именам греческих и римских богов и богинь, которые, в свою очередь, дали названия большим и малым планетам Солнечной системы (залы Венеры, Аполлона, Марса, Юпитера и Сатурна). Кроме того, в Палатинской галерее хранится одиннадцать картин Рафаэля - наибольшее количество по сравнению со всеми остальными дворцами и музеями мира.
В Галерее современного искусства представлены бо́льшей частью произведения итальянских живописцев XIX в. Главную композицию составляют картины группы художников, именовавшей себя «Маккьяйоли» (итал. macchia - пятно). Такое название она получила за свободную манеру письма яркими цветовыми пятнами (от того же корня происходят слова "макулатура" (лат., букв. - "то, что запятнано", "то, что запачкано") и "макияж" (франц., букв. "пятнание", "рисование пятен").
В Музее серебра (итал. Museo degli Argenti) находится уникальная коллекция ваз, собранная герцогом Лоренцо Великолепным (1449-1492). Здесь представлены древнеримские амфоры, вазы Персидской империи Сасанидов, образцы из Византии и Венеции XIV века. Поражает разнообразие экспонатов - в музее можно увидеть драгоценные камни, золотые и серебряные изделия, слоновую кость. Ценнейшие произведения золотых дел мастеров рассеяны по многим залам, но не все из них принадлежат итальянцам, имеется немало экземпляров из Германии и других стран. Здесь можно полюбоваться миниатюрной площадью Синьории, выложенной золотом и драгоценными камнями.
От площади Питти мы пошли площади Святого Креста (Piazza della Santa Croce), на которой расположена одноименная базилика (Basilica dеlla Santa Croce). Базилика св. Креста строилась в течение без малого ста пятидесяти лет - с 1294 по 1442 г. Автором проета базилики был, вероятно, уже упоминавшийся Арнольфо ди Камбио. Базилика принадлежит монашескому ордену францисканцев и является самой крупной в мире францисканской церковью. Интерьер церкви украшен фресками знаменитых художников, среди которых в первую очередь следует выделить Джотто (1267-1337), Андреа Орканью (1308-1368), Донателло (1386-1466). Кроме того, в базилике св. Креста похоронены многие великие итальянцы, в т. ч. Леон Баттиста Альберти (1404-1472), Галилео Галилей (1564-1642), Никколо Макиавелли (1469-1527), Микеланджело Бонарроти (1475-1564), Джоаккино Россини (1792-1868), Гульельмо Маркони (1874-1937). Здесь же похоронен известный польский композитор Михаил Огинский (1765-1833), автор знаменитого "Полонеза". Кроме того, в соборе установлены мемориальные доски в честь физика Энрико Ферми (1901-1954) и поэта Данте Алигьери (1265-1321). Последний родился и прожил бо́льшую часть жизни во Флоренции, но в 1302 г. был изгнан из родного города и провел остаток жизни в Равенне, где и был похоронен. Несмотря на длительные переговоры, городские власти Равенны всячески противодействуют переносу останков поэта во Флоренцию.
Наша экскурсия по Флоренции закончилась на Соборной площади (Piazza del Duomo). На ней расположен кафедральный собор Флоренции - собор Пресвятой Девы Марии Флорентийской (La Cattedrale di Santa Maria del Fiore). Как и базилика св. Креста, Кафедральный собор строился около полутора столетий - с 1296 по 1434 г. Главным архитектором собора является всё тот же Арнольфо ди Камбио. В 1434 г. строительство собора было в целом завершено, и он стал действующим. Однако фасад собора был недостроен. Этот недостаток был устранен лишь в 1887 г. по проекту архитектора Эмилио де Фабриса.
Наиболее древним входом в Кафедральный собор являются Южные ворота. Они были сконструированы архитектором Андреа Пизано (1290-1348) в 1330-1336 гг. Они украшены двадцатью восемью барельефам, со сценами из жизни св. Иоанна Крестителя и изображениями Пороков и Добродетелей. Две другие пары ворот были построены позже по проекту архитектора Лоренцо Гиберти (1378-1455): Северные (1401-1424) и Восточные (1425-1452). Последние полвека спустя высоко оценил Микеланджело и назвал их Вратами рая.
В интерьере Кафедрального собора прежде всего выделяются часы, созданные художником и часовых дел мастером Паоло Уччелло (1397-1475) в 1443 г. и действующие по сей день. Особенностью данных часов является то, что их стрелки ходят в обратном направлении по сравнению со стандартными часами.
На территории Кафедрального собора похоронены Брунеллески и Джотто.
Рядом с Кафедральным собором расположен баптистерий (т. е. зал для совершения таинства крещения), посвященный святому Иоанну Крестителю. Баптистерий является самым старым зданием Соборной площади: он был построен еще в пятом столетии. Свод купола украшен византийскими мозаиками XIII—XIV веков, одна из которых изображает картину Страшного суда с фигурой Христа в центре. В баптистерии находится гробница антипапы Иоанна XXIII (1360-1419) - человека, незаконно носившего титул Папы Римского. Антипапу Иоанна не следует путать с Папой Иоанном XXIII, управлявшим церковью с 1958 по 1963 г. и организовавшего Второй Ватиканский собор, в результате которого в Католической Церкви был проведен ряд реформ, главной из которых явилась возможность совершать богослужение на современных языках.
От соборной площади мы пошли к автобусу и уехали из Флоренции. Теперь наш путь лежал в Рим.
Гостиница, в которой нам предстояло остановиться на ближайшие две ночи, находилась на северной окраине итальянской столицы и имела соответствующее название - "Roma Nord" ("Север Рима"). Когда водитель, руководимый навигатором, в первый раз пытался подъехать к ней, путь неожиданно преградил знак "Вьезд запрещен", более известный как "кирпич". Попытка подъехать с другой стороны также не увенчалась успехом. Как же быть? По указанию гида автобус остановился около магазина, у входа в который стояли двое молодых людей лет восемнадцати-двадцати. Гид, владевшая итальянским языком, объяснила им ситуацию, и молодые синьоры согласились нам помочь. Они сели к нам в автобус и руководили дорогой. С их помощью минут через пять мы, наконец, нашли нашу гостиницу. Поблагодарив итальянцев, мы отпустили их, а сами вошли в здание гостиницы.
Гостиница "Roma Nord" состоит из двух корпусов. Рецепция находится в первом. Но большинству туристов, в том числе нам с мамой, достались номера во втором корпусе, представляющем собой семиэтажное здание с тремя подъездами. Этажи, как и в большинстве зарубежных стран нумеруются с нуля. На нулевом этаже номеров нет - они располагаются на этажах с первого по шестой.
Номер нашего номера (извините за каламбур) за прошедшие полгода я уже успела позабыть. Но помню, что сначала мы с мамой вошли в центральный (второй) подъезд, поднялись по лестнице на второй (по итальянским меркам) этаж(лифтом было пользоваться нельзя в связи с тем, что мы не знали, на каком этаже находится наш номер) и, определив систему нумерации, поняли, что наш номер находится в другом подъезде. Ничего не поделаешь - пришлось спускаться обратно.
Вторая попытка достичь нашей обители оказалась удачной: войдя в третий подъезд, мы поднялись пешком на пятый этаж (соответствующий российскому шестому), на котором на одной из дверей красовались наши цифры. Войдя в номер и позавтракав, мы с ужасом обнаружили, что в ванной как из холодного, так и из горячего крана течет только холодная вода. Чтобы выяснить ситуацию, я побежала за гидом в первый корпус.
Наш этаж был весьма высокий, и я решила спуститься на лифте. Вызываю лифт. Вскоре он приехал, двери открылись. Вхожу в кабину, нажимаю кнопку с цифрой 0. Двери закрылись, но не до конца - сбоку осталась узенькая щелочка. Лифт никуда не едет. Неужели впервые в моей жизни застряла??? Российские лифты меня слушались, и надо было приехать в Рим, чтобы застрять в итальянском? Жму на все кнопки. Слава Богу, двери открываются! Выскакиваю из этой страшной тюрьмы и бегу по лестнице вниз. Выскакиваю на улицу, бегу в первый корпус. К счастью, гид всё еще на рецепции.
Спрашиваю у гида: почему нет горячей воды? И почему глючит лифт? Она говорит об этом рецепционистке по-итальянски, та отвечает. Оказывается, вода в этой гостинице нагревается с помощью нагревателя, который необходимо включить. А лифт в третьем подъезде, увы, неисправен. Такова суровая римская действительность...
Поблагодарив гида, возвращаюсь в свой номер (естественно, поднимаюсь по лестнице). Объясняю маме ситуацию. Действительно, в ванной на стене висит нагреватель. Нажав на красную кнопочку, я его включила, и минут через десять температура воды в горячем кране дошла до требуемой кондиции.
Помывшись, мы с мамой легли спать.
С уважением, Мария Константиновна.
Другие части рассказа:
Главная - О проекте - Помощь - Добавить отзыв - Реклама на сайте - Обратная связь
© awaytravel.ru, 2010-2017. При использовании материалов обязательна ссылка на www.awaytravel.ru
Читайте также