Патан, который также известен миру под современным названием Лалитпур, является третьим по величине городом в Непале. Наряду с такими культурными центрами страны, как Бхактапур и Катманду, он тоже входит в число религиозных святынь этого уникального государства и находится всего в 12 км от его столицы. Точная дата основания города пока неизвестна, но согласно историческим данным буддизм начал распространяться по этим землям в 250 году до нашей эры, в период правления царя Ашока, воздвигнувшего здесь первые священные ступы. Период расцвета в существовании Патана датируется XIV- XVIII веками, в эпоху неварской династии Малла. Именно тогда здесь было возведено большинство храмов и религиозных скульптур, по сей день украшающих городские улицы.
Современный облик города почти не изменился со времён средневековья. На его центральных воротах по-прежнему красуются изображения бога Ганеши, являвшегося сыном индуистских богов древности, Кришны и Шивы. В то же время среди символики ворот нашлось место и буддистской реликвии – всевидящего глаза Будды. Таким образом, Патан совмещает в своей культуре такие два сколь похожих, столь и различных друг к другу религиозных направления, как буддизм и индуизм. Это переплетение читается здесь во всём, от архитектуры и ремёсел до традиций и образа жизни местного населения.
Как и в соседнем Катманду, центральным районом Патана является Королевская площадь (площадь Дурбар), где расположены главные достопримечательности, Королевский дворец и три прилегающих к нему двора, Сундари Чоук, Мул Чоук и Мани Кешаб Нараян Чоук, в одном из которых проживает местная богиня Кумари. Первый двор знаменит своей Королевской ванной Тушахити, выполненной из камня. Другие два привлекают внимание своим необычным дизайном и роскошью оформления. Важным элементом храмовой композиции являются пагоды Таледжу Бхавани и Дегу Таледжу. Искреннее восхищение вызывает внешний облик храма Кришна Мандир, построенного в 1723 году и не имеющего отношения к дворцу, но выглядящий чрезвычайно эффектно. Прежде всего, это связано с красивейшими рельефными рисунками на стенах, показывающие сцены из «Махабхараты» и «Рамаяны». Ещё с этим зданием связана одна душещипательная легенда. После смерти короля Непала Нарендра Малла, его жёны (а их было 8) коллективным решением обрекли себя на обряд самосожжения, поскольку не видели смысла в жизни без любимого супруга. Дабы обессмертить память о верных и самоотверженных женщинах, непальцы создали этот храм.
Самым древним сооружением города считаются 4 ступы короля Ашока. Им уже давно исполнилось более 2 000 лет, но они до сих пор нисколько не утратили былого величия. Сейчас ступы окружены жилыми домами и носят названия соответствующие своим географическим направлениям: западная, восточная, северная и южная. Неподалёку от западной ступы возвышается храм Акшесвор Махабихар, имеющий собственную ступу, целиком украшенную изображениями Будды. Настоящей гордостью Патана является Золотой монастырь со стенами из золочёной бронзы. Внутренние помещения украшены старинными художественными росписями и уникальными драгоценными камнями. В непосредственной близости от Золотого монастыря расположился буддистский храм Рудравама Махабихар, в котором когда-то проводилась коронация правителей Непала. В этом же районе находится индуистская святая обитель Ратнахар. В центральной части храмового дворика красуется необычная скульптурная композиция из четырёх змей, вытянувшихся вверх и готовящихся к броску. Она символизирует древний индийский культ, божеством которого был Наг – величественная змея необыкновенной силы.
В городе чрезвычайное количество достопримечательностей. Порой возникает ощущение, что они нагромождены друг на друга в хаотичном порядке. В общем-то, это неудивительно, учитывая историческое значение и глубокий религиозный смысл, заложенный в этот город много веков назад его правителями. Все городские улицы очень узкие и порой ходить по ним довольно тесно, тем более что количество жителей и гостей Патана увеличивается с каждым годом. Многие здания выполнены из кирпича, а во внутренних двориках имеются колодцы с кристально чистой водой, идеально сочетающиеся с фруктовыми деревьями, на которых растут экзотические плоды.
Очень часто блуждая по бесконечным лабиринтам каменных джунглей, туристы обращают внимание на быт горожан, который удивляет своей простотой и обыденностью. Перемещаться по Патану лучше всего пешком и желательно в сопровождении гида, тем более что стоят его услуги совсем недорого. Непал вообще отличают на редкость умеренные внутренние цены. Даже в элитных местных отелях стоимость на проживание заметно ниже, чем в европейских гостиницах среднего уровня. Почти на каждом повороте здесь можно увидеть оригинальные деревянные статуи с разным назначением, а иногда и вовсе без смысла. На площадях часто встречаются импровизированные пруды, окружённые деревьями. Тут вообще много зелени, которая является неотъемлемой частью городского интерьера. Что касается ресторанов и закусочных, то подобных заведений в Патане в избытке, на любой вкус и цвет. При этом стоимость блюд традиционно низкая.
Климатические условия в городе несколько отличаются от Катманду, хоть и не значительно. Летом здесь чуть теплее и температура воздуха обычно прогревается до +25. Большая часть осадков выпадает с мая по сентябрь. При этом зима не холодная, в среднем +10. Снег выпадает редко. Обычно, туристы, отправляющиеся в путешествие в Непал, стараются посетить все три культурные столицы страны, включая Бхактапур и Катманду. До главного города на автобусе отсюда добираться не более 15 минут, а до Бхактапура чуть дольше. Современный Патан является важной составляющей всего духовного и культурного мира Непала, образуя собой связующее звено между прошлым и настоящим.
Главная - О проекте - Помощь - Добавить отзыв - Реклама на сайте - Обратная связь
© awaytravel.ru, 2010-2017. При использовании материалов обязательна ссылка на www.awaytravel.ru
Читайте также