Честно говоря, 5-й визит на просторы бывшей Османской империи первоначально не входил в мои планы и нарисовался как-то неожиданно. Уже практически собравшись в полюбившуюся сердцу Юго-Восточную Азию, в мыслях я уже был там, но тут произошло непредвиденное и мой предполагаемый компаньон по путешествию пошёл в отказ. В этот момент внезапно подоспело приглашение от близких мне людей, совершить поездку по Турции в составе паломнической группы. Оно включало в себя посещение святых мест в Центральной Анатолии, а также визит в Стамбул. Предпочтя приятную компанию одиночному путешествию по азиатскому континенту, а также не устояв перед соблазном увидеть бывший Константинополь, загадочный подземный город Деринкую и неземные ландшафты Каппадокии, ранее наблюдавшиеся мной только на фотографиях, я решился снова отправиться в Турцию.
Заранее скажу, что поездка полностью оправдала ожидания. Заплатив менее 40 тысяч рублей за 10 дней, я увидел совершенно другую страну, о существовании которой можно сказать не знал. Все лучшие курорты Анталийского побережья, вряд ли могут сравниться по красоте и яркости впечатлений с тем, что мне удалось открыть. Итак, разместившись в салоне самолёта в родном Пулково, вскоре мы оказались в воздухе и спустя 3 часа приземлились в аэропорту Кемаля Ататюрка, в Стамбуле. Надо сказать, что аэропорт впечатлил своими размерами и огромным числом представителей разных стран и национальностей, за которыми было очень интересно наблюдать на пути к паспортному контролю. Он был пройден менее чем за час, хотя народу с нескольких самолётов было невероятное количество, при этом очередь продвигалась постоянно, не вызывая утомления, как это регулярно происходит у нас в Питере, когда по прилёту приходится стоять по 1,5 - 2 часа почти на одном и том же месте.
Первым пунктом нашего экскурсионного маршрута по городу стала православная Церковь Живоносного источника, восхитившая своим аккуратным внешним видом и очаровательным внутренним двориком, с обилием зелени и наличием симпатичных скамеечек с какими-то надписями на турецком языке.
Стамбул. Церковь живоносного источника
Внутренний дворик церкви. Захоронения
Первоначально, храм был построен задолго до прихода турок на берега Босфора, но воцарившиеся здесь османы разрушили его после завоевания Константинополя. Воссоздали обитель в 1835 году и она верой и правдой служила христианскому населению города до середины прошлого века, пока сильно не пострадала в результате стамбульского погрома, случившегося тут в начале сентября 1955-го. Спустя некоторое время церковь снова восстановили. В общем, набрав святой воды и проникнувшись атмосферой этого священного места, мы двинули дальше, в сторону неповторимого символа сначала христианской, а затем и мусульманской веры - Собора Святой Софии, более распространённого среди горожан как Ая-Софья.
Вид на Собор Святой Софии с площадки перед Немецким фонтаном
Посетив по пути церковь Святой Ирины, мы оказались на площади Султанахмет, вокруг которой сосредоточены основные знаковые достопримечательности Стамбула. Когда-то, здесь размещался древний ипподром, где проводились увлекательные гонки на колесницах. Сейчас же, площадь представляет собой симпатичную аллею, где поочередно друг за другом стоят Египетский обелиск, Змеиная колонна и обелиск Константина.
Сразу при выходе из автобуса на нас буквально набросились местные торговцы, предлагая прикупить у них иллюстрированные книги-журналы с описанием городских достопримечательностей на русском языке. Естественно, в накладе они не стались. В собор вошли как минимум 5 человек из нашей группы, отягощённые книжками с яркими обложками, по цене от 3 до 6 долларов, в зависимости от умения торговаться.
За оплату всех экскурсий на маршруте деньги были внесены заранее, поэтому покупку билетов наш турецкий гид Алихан, к слову прекрасно говорящий по-русски и сопровождавший нас в ходе всего путешествия, везде брал на себя. Тем кому интересно, скажу что входной билет на территорию Ая-Софья на конец мая 2013 года стоил 25 местных лир, что в переводе на родные деревянные, составляет около 450-500 рублей. Между тем, в Петербурге, посещение например, Эрмитажа, обойдётся дороже, хотя в целом, уровень средних зарплат по стране в Турции намного выше чем в России. Впрочем, особенности отечественного ценообразования это тёмный лес, непостижимый для людей со здравым рассудком.
Слышав и читав многое о Соборе Святой Софии я ожидал увидеть несколько большее, хотя масштабы сооружения и древние фрески, сохранившиеся на стенах, а также грандиозные переходы между этажами, навеявшие воспоминания о сюжетах из исторических романов, произвели впечатление. Возможно, наличие строительных лесов, мешавших обходу и процессу фотографирования, несколько подкосило восприятие, но так или иначе, чаша восторга от визита в одно из самых внушительных строений прошлого и настоящего, осталась какой-то незаполненной. Внешнее оформление собора тоже впечатлило не слишком сильно, по крайней мере, окружающие его Голубая мечеть и мечеть Сулеймание с виду понравились мне больше.
От Собора Святой Софии, мимо Немецкого фонтана, через парк, лежащий на территории дворца Топканы, с его великолепными зелёными лужайками и красочными цветами, мы отправились к автобусу.
Вход не территорию дворца Топканы
Венцом первого дня пребывания в Стамбуле стала водная прогулка по Босфору на теплоходе, благодаря которой сразу удалось увидеть различия между Чёрным и Мраморным морями, омывающими живописные берега бывшего Константинополя. Цветовой оттенок воды существенно разниться. В Мраморном море преобладает лазурный цвет, а Чёрное море более тёмное. С Босфора открываются потрясающие виды на азиатскую и европейскую части города, а также на живописные домики вдоль побережья, органично вписывающиеся в общий пейзаж. Купаться в Стамбуле негде, поэтому с этой целью все едут на Принцевы острова, до которых следуют небольшие суда, совершающие по несколько рейсов за день.
Стамбул. Пароход на проливе Босфор
Дворец Долмабахче. Вид с Босфора
Старинная крепость на берегах Босфора
Вечером, разместившись наконец в отеле с изящным названием Grand Medya и погрузив измотанные тела на уже ждавшие нас кровати, мы немного отдохнули, поужинали и пошли менять доллары и евро на турецкие лиры. Вообще, Турция, не смотря на свою религиозную принадлежность, страна весьма демократичная, во всяком случае по отношению к туристам. Деньги тут ходят любые, и евро, и доллары. Сдача тоже найдётся в любой валюте практически везде. Тем не менее, лучше иметь при себе местные тубрики, поскольку легче, проще и что немаловажно, дешевле рассчитываться. Особенно это ощущается при пользовании такси и покупке различных сувениров. Первая ночь путешествия выдалась довольно трудной. Окна номера выходили прямо на шумную улицу, а общий кондиционер никакой пользы в плане охлаждения не приносил. Так как без воздуха не могу, пришлось их открыть. В итоге, промучившись до 2-х часов ночи, я заснул под мерный голос муллы зазывающего верующих на молитву. Уж не знаю почему ночью, но может это вовсе утром было. Честно говоря, в глазах двоилось, и время мог перепутать. В общем, заснул и слава богу.
На второй день путешествия я оставил группу и отправился в самостоятельную прогулку по Стамбулу, благо предварительно хорошо изучил город. Назвав желаемый адрес и заплатив 20 лир таксисту, в ходе поездки мило побеседовав с ним о городе, я оказался на уже знакомой площади Султанахмет. Поскольку было только 8.30 утра и ещё даже не работал Немецкий фонтан, по которому спокойно плавали утки, мне показалось хорошей идеей прогуляться по парку Гюльхане и сделать несколько фотографий с видами на бухту Золотой Рог.
Вышагивая по парковой аллее, за полчаса я встретил только полусонного охранника, почти лежащего на скамеечке и местную турчанку в парандже, идущую с маленьким ребёнком. На городских улицах тоже не наблюдалось ни малейших признаков оживления, и это в будний день. По всей видимости, рано вставать здесь не принято. Жизнь забурлила только к 11 часам утра, когда задвигался общественный транспорт и изо всех щелей повылезали жители большого города. Ближе к полудню Стамбул стал похож на огромный муравейник, особенно в районе набережной и у Галатского моста.
Вновь прибегнув к помощи одного из водителей жёлтых авто, поскольку общественный транспорт оказался не в меру перегружен, я быстро домчал до северной части бухты Золотой Рог и заплатив 13 или 14 лир, на быстроходном лифте поднялся на смотровую площадку Галатской башни, возвышающейся примерно на 140 метров над уровнем моря.
Виды оттуда открываются потрясающие, но расстояния от перил до стены довольно маленькие, поэтому когда много народу, передвигаться по кругу, особенно с рюкзаком за спиной и с фотоаппаратом в руке, немного проблематично. Вдоволь нащёлковшись и вдруг услышав активную русскую речь в нескольких метрах от себя, я решил что на сегодня хватит и направился к выходу, но не сумел устоять перед низкими ценами местного кафе-ресторана, размещённого прямо у смотровой площадки. Там задержался, чтобы посидеть у окна и просто полюбоваться видами, попивая свежевыжатый апельсиновый сок. Жара была около +30 градусов и есть совершенно не хотелось, а вот живительная влага в такой момент была настоящим подспорьем для следующего рывка.
Стамбул с высоты птичьего полёта
Вид на Стамбул с Галатской башни
Таковой произошёл на пешеходной улице Истикляль, примыкающей к Галатской башне. Несмотря на исторические корни, она показалась мне достаточно современной, но при этом весьма колоритной. Помимо чистильщиков сапог, предлагающих свои услуги за небольшую плату, отдельное внимание здесь привлекают продавцы мороженого из козьего молока, одетые в национальную одежду. Положив мороженое в рожок, они делают вид, будто оно падает, заставляя покупателя делать резкое движение, дабы не позволить купленному продукту упасть на асфальт. В этот момент, ловким движением руки продавец выправляет положение рожка и может повторять этот фокус несколько раз. Со стороны данный элемент выглядит довольно забавно, правда, если у вас есть чувство юмора конечно. Отличным аттракционом на Истикляль является исторический трамвай, представляющий здесь единственный вид транспорта. Он ходит практически по прямой, между станцией подземного фуникулёра Тюнель, добраться до которого я не успел, и площадью Таксим.
Стамбул. Улица Истикляль и линия исторического трамвая
Трамвай, состоящий из одного вагончика, символизирует собой первую половину прошлого века и как бы воплощает связь между прошлым и настоящим. Попросив о помощи водителя, я всунул в автомат на остановке 10 лир, взамен получив из него электронный билет, с возможностью пользоваться любым общественным транспортом в течение нескольких часов. Существуют и другие варианты оплаты, но этот, пожалуй, самый удобный. Впрочем, уже к 15 часам мне надо было отбывать во внутренний терминал стамбульского аэропорта и времени оставалось мало, поэтому прокатившись несколько остановок, я вышел и пешком отправился обратно через мост за сувенирами, на рынок у набережной.
Выйдя к Голубой мечети я снова ощутил давление со стороны местных представителей торговых рядов, чей возраст начинался от 12 лет и старше. Уличные торгаши на ходу подбегают и чуть ли не в рюкзак складывают всевозможные духи, часы, побрякушки и прочее. Включив пятую скорость, мне удалось оторваться, хотя «хвост» следовал за мной до самого конца. В итоге, я премировал его за настойчивость.
Дойдя до рынка, по быстрому прошмыгнулся по многочисленным лавочкам и испытав массу позитива, обильно пополнил свой туристический рюкзак. Поскольку он у меня не простой, а волшебный, туда влезло практически всё, а то, что не влезло, разместил в отдельном пакетике, презентованном «хвостом». Вернувшись на площадь Султанахмет, я без труда нашёл очередное такси и сговорившись с водителем на 50 лир, (вопрос с оплатой, здесь лучше решать до посадки в автомобиль), отправился в аэропорт, чтобы вместе с паломнической группой вылететь в провинциальный город Кайсери, откуда должно было начаться наше увлекательное путешествие по Каппадокии. Что касается Стамбула, то конечно не всё удалось посмотреть, слишком уж мало было времени, но, тем не менее, впечатления от пребывания в культурной столице Турции у меня остались исключительно восторженные. Надеюсь, когда-нибудь снова сюда вернуться.
Продолжение рассказа:
Главная - О проекте - Помощь - Добавить отзыв - Реклама на сайте - Обратная связь
© awaytravel.ru, 2010-2017. При использовании материалов обязательна ссылка на www.awaytravel.ru
Читайте также