Из десяти мер красоты, которые Творец дал миру, девять - взял Иерусалим и только одну - весь остальной мир.
С этим мнением античных авторов, я думаю, согласен каждый, кто хотя бы один раз побывал в граде божьем, святом городе Иерусалиме, который сегодня является фактической столицей государства Израиль. И главную отличительную особенность "Города правды" (Псалмы, 47:3; 121), по всей видимости, каждый обнаруживает сам.
Я ее нашел в ноябре этого года при свете дня, стоя на обзорной площадке, когда любовался панорамой Иерусалима. Весь город, облицованный по преимуществу золотисто-песчаным камнем с окрестных Иудейских гор, позолоченный "Купол над скалой" ослепительно сияли под лучами жаркого солнца. Золотой город, так еще называют Иерусалим, полностью оправдывал еще одно свое название.
Еще раньше, когда только начало светать, я уже был у стен Старого города (есть еще современный Новый город) - исторического района современного Иерусалима. Для сведения, в Старом городе есть еврейский, христианский, армянский и мусульманский кварталы. Здесь проживают двадцать семь тысяч человек, скученных внутри четырехкилометрового периметра старинных укреплений. Сюда ежегодно стекается около двух-трех миллионов посетителей. Через Яффские ворота прошел к западной стене, известной как Стена Плача, поскольку она в течение многих столетий является символом веры и надежды многих поколений евреев. Стена Плача была возведена по указанию царя Ирода (37-4 годы до н. э.). Ее функция - укреплять земляную насыпь, которая была создана для увеличения площади Храмовой горы во время перестройки и расширения здания Храма. Несмотря на столь раннее время, здесь уже было много молящихся.
Стена Плача в Иерусалиме, Израиль
Стена Плача - самое святое место для иудеев. Уже в первые века после разрушения Иерусалимского храма она стала местом молитвы, где евреи оплакивают разрушение Храма и просят Бога о возрождении народа Израиля в его государстве. Также Стена - это символ былого величия страны обетованной и упование на ее светлое будущее. Религиозные евреи всего мира молятся в сторону Израиля, иудеи в Израиле - в сторону Иерусалима, а столичные евреи - у Стены Плача. Миллионы паломников и туристов со всего мира ежегодно прибывают в город мира, для того чтобы увидеть Стену Плача и оставить записку с просьбой к Всевышнему между камней Стены. Подобное послание к Богу отправил и я. Говорят, что это самая быстрая почта на свете. С незапамятных времен Иерусалим считается центром, на котором зиждется весь мир. Создавая, как бы сейчас сказали, окружающую действительность, Бог заложил краеугольный камень на горе Мория. По его велению к этому камню отправился еврейский патриарх Авраам, чтобы принести в жертву своего сына Исаака. Там он устроил жертвенник, но в момент, когда он занес нож над Исааком, посланный Всевышним ангел остановил его руку, и нарек Авраам то место "Иегова Ире" (господь усмотрит). Считается, что Бог видит всех, приходящих в город, и наблюдают за их действиями.
Стена Плача в Иерусалиме, Израиль
Заметил, что Стена плача вполне обжитое место. Кое-где из щелей между блоками торчат ярко-зеленые пучки травы. В некоторых местах, по преимуществу, в выемках, гнездятся голуби, уделяют внимание стене и юркие вездесущие воробьи. И еще, мужчины не могут подойти к Стене плача с непокрытой головой. Если, например, у вас нет головного убора, то можно воспользоваться взятой напрокат кипой (ермолкой) - это своего рода символ еврейской религиозности. Также места у стены для отправления религиозного культа разделены по половому признаку: женщины за невысокой перегородкой молятся отдельно от мужчин.
Стена Плача в Иерусалиме, Израиль
Далее мой путь лежал к храму Гроба Господня по маршруту Скорбного (Крестного) пути Иисуса, получившего название Виа Долороза. Старый город жил обычной жизнью: из открытых дверей пекарни доносился запах свежеиспеченного хлеба, потрепанный небольшой пикап медленно пробирался по узким улочкам, спешили по своим делам пока еще редкие прохожие, распахивались двери и ставни маленьких магазинчиков и домашних кафе. Здесь, в земном Иерусалиме, который стал общей святыней для христиан, иудеев и мусульман, как и три тысячи лет назад, рождаются, живут и умирают люди.
Старый город в Иерусалиме, Израиль
Для евреев Иерусалим - воплощение древнего Израиля, а также место славы Давида и храма Соломона, вечная столица еврейского народа. Для христиан - город, где Христос провел последние дни своей земной жизни, место последней Тайной Вечери, Распятия и Воскресения. Для мусульман - святой аль-Куджс, откуда, как говорят, Мухаммед взлетел на небо на своем коне. Маршрут Крестного пути появился в XIII - XIV веках. Вначале он включал в себя только те места, которые были упомянуты в Евангелиях. Затем, обрастая домыслами и легендами, он стал таким, каким он есть на сегодняшний день: 14 остановок (станций) на пути Иисуса Христа от места суда до его распятия на Голгофе.
Первая станция на маршруте Крестного пути - Преториум, где располагалась одна из резиденций римского префекта. Здесь судили обвиняемых. Сегодня там ничего не сохранилось. На этом месте, расположенном невдалеке от Львиных ворот Старого города, в настоящее время находится мусульманская женская школа, вход в которую воспрещён. Вторая остановка - Бичевания и Возложения Креста. Здесь стоят капелла Осуждения и церковь Бичевания. Недалеко -музей. В нём находятся интереснейшие экспозиции с экспонатами, собранными со всех раскопок, производившихся на францисканских объектах. Третья станция - первое падение Иисуса. На этом месте он первый раз упал, неся на Себе крест. На перекрёстке улиц Виа Долороза и ха-Гай находится капелла (принадлежит Армянской католической патриархии), над дверями которой помещён рельеф с изображением падающего Иисуса. Четвёртая остановка - место встречи Иисуса со своей матерью. Богородица молила Пилата о помиловании, но безуспешно. Успела обогнать процессию и стояла здесь в немой скорби. Над фундаментами византийской церкви в 1881 году армянами-католиками поставлена новая церковь Богоматери Великомученицы. В период строительства были обнаружены византийские мозаики, в центре которых сохранились следы от подошв сандалий Девы Марии. Рельеф над дверью изображает встречу Матери с Сыном. Пятая станция - помощь Симона Киренеянина в несении креста. "И заставили проходящего некоего Киренеянина, Симона, отца Александрова и Руфова, идущего с поля, нести крест Его". От Марка, (15:21). Так Симон, совершенно случайно проходивший мимо, попал в историю. А Иисус, облокотившись на камень, оставил в нём углубление, к которому с трепетом притрагиваются все паломники и туристы. Приложился к нему рукой и я. На шестой остановке произошла встреча Иисуса с Вероникой. Традиция приписывает этот дом Св. Веронике, которая отёрла измождённое лицо Иисуса платком, вследствие чего он стал обладать целительными качествами. Станция отмечена колонной, вросшей в здание. Существует верхняя церковь и крипта, к восстановлению которой был привлечён архитектор Антонио Барлуцци в 1953 году. Седьмая станция - второе падение Иисуса. Место отмечено церковью, находящейся в пользовании коптов-католиков. Традиция определяет, что она находится над порогом Судных врат, о который споткнулся Иисус. На восьмой остановке Иисус обратился к дочерям Иерусалима, которые следовали за ним. Станцию, находящуюся несколько в стороне от маршрута, на улице Св. Франциска, отмечает круглый камень, вмонтированный в стену. Девятая станция - третье падение Иисуса. Она находится несколько в стороне от маршрута. Остановка отмечена колонной, расположенной около ворот эфиопского монастыря.
Оставшиеся станции Виа Долороза находятся внутри храма Гроба Господня, каноническое название которого храм Воскресения Христова. В осенне-зимний период он открыт ежедневно с 4:30 до 19:00. Вход: бесплатный.
Храм Воскресения Христова, Иерусалим, Израиль
При входе в храм сразу же заметен камень Миропомазания, на который было положено тело Иисуса, снятое с креста, для умащения перед погребением. Сейчас этот камень облицован мрамором, на него прихожане выкладывают крестики, образа для освящения.
Храм Воскресения Христова, Иерусалим, Израиль
Справа от входа лестница на Голгофу. Здесь по преданию стоял крест, на котором был распят Христос. Это место разделено массивной колоннадой на две части. Одна - принадлежит греко-ортодоксальной Церкви. Обилие росписей, лампад и икон поражает воображение, к тому же есть возможность коснуться рукой самой священной скалы. Распятая фигура Иисуса с каноническим расположением Матери и Иоанна (евангелиста). Здесь - двенадцатая станция - смерть Иисуса на Кресте. В другой - католический притвор, украшенный мозаичными картинами на библейские темы, здесь же находится алтарь "Пригвождение к кресту".
Храм Воскресения Христова, Иерусалим, Израиль
Под Голгофой находится вход в часовню праотца Адама. По одной из легенд после своего грехопадения он жил в Иерусалиме. Адам предсказал, что если казнь Христа свершится, то каменное основание Голгофы расколется. В глубине часовни имеется стеклянное окошко. Заглянув в него, увидел там расщелину, которая якобы появилась во время землетрясения при распятии Иисуса. По другому преданию, крест, на котором распяли Христа, сделан из дерева, с которого наша праматерь Ева сорвала запретный плод. Череп Адама захоронен под местом Распятия Спасителя, кровь которого его омыла, искупив тем самым первородный грех. Очень красивые сказания.
В центре зала находится древнейшая святыня христианства - Гробница Иисуса Христа - это четырнадцатая станция - положение во гроб. Она помещена в небольшую купольную часовню из розового мрамора (православное название - "кувуклия"), возведенную на том месте, на котором когда-то находилась подлинная иудейская гробница. Чтобы попасть сюда, пришлось отстоять большую очередь. Кувуклия имеет две части: придел Ангела, где в мраморном ларце хранится святыня - остаток камня, некогда прикрывавшего входную дверь в Гробницу. В его стенах проделаны два отверстия, через которые на Пасху подаётся Святой Огонь, трепетно ожидающим его верующим. И собственно гробница, занятая наполовину каменным ложем, "лавицей", на котором покоилось тело Христа. На мраморном пологе находятся три иконы "Воскресения": от латинской, греческой и армянской церквей, как основных христианских исповеданий. Поэтому здесь и совершаются ежедневно три литургии.
Храм Воскресения Христова, Иерусалим, Израиль
Небольшое отступление. В глубине веков на святой земле были свои занимательные истории, в духе произведений Агаты Кристи, связанные с чудесным схождением Святого огня с небес на землю. Так, попытки крестоносцев-католиков после взятия Иерусалима получить Божью благодать в Храме Гроба Господня ни к чему не приводили: огонь не сходил на латинского патриарха, в результате чего католики были вынуждены вернуть право получения благодатного огня православным епископам. Попытки "укротить" огонь принимались и мусульманами. В 1187 году мусульманское войско во главе с Салах ад-Дином отбило у крестоносцев Иерусалим, изгнало из Палестины латинское духовенство, вернув из ссылки православного патриарха. Английский летописец Г. Винисоуф (конец XII века) пишет: "В этот год султан пожелал присутствовать на праздновании, хотя и не был христианином. Когда он прибыл, небесный огонь загорелся внезапно, глубоко поразив султана и его спутников. Христиане ликовали, восславляя величие Господа, сарацины же, напротив, говорили, что сошедший на их глазах огонь был якобы зажжен жульническими средствами. Желая произвести публичное разоблачение, Салах ад-Дин приказал, чтобы лампада, в которой загорелся ниспосланный с небес огонь, была потушена. Однако лампа тотчас снова загорелась. Он приказал во второй и третий раз затушить лампаду, но все повторилось вновь и вновь. Пораженный увиденным султан воскликнул во всеуслышание: "Я скорее умру, чем отдам Иерусалим". Именно поэтому сегодня мусульмане признают божественную сущность огня, поскольку его природа до сих пор необъяснима с научной точки зрения. На церемонии или литании они присутствуют вместе с христианами и уносят домой полученный из рук православных огонь.
Напротив входа в Кувуклий находится греко-православная Церковь Вознесения, называемая Кафоликон. Привлекает внимание каменная ваза, стоящая посреди базилики. Это так называемый "Центр земли", находящийся в святом Иерусалиме. И еще, думаю, что проникнуться духом этого святого места можно, если, оторвавшись от толпы, побродить по храму одному (что весьма проблематично), оставшись наедине со своими мыслями. Бывает, что к некоторым приходит озарение, или же получается найти ответ на давно мучивший вас вопрос. В сущности, что значат наши мелкие людские заботы по сравнению со страданиями Христа? Так, суета сует.
О других местах мирного града Иерусалима, которые мне удалось посетить, я расскажу в следующий раз.
© Игорь Смагер (turizm.ru). Материал размещен с разрешения автора
Главная - О проекте - Помощь - Добавить отзыв - Реклама на сайте - Обратная связь
© awaytravel.ru, 2010-2017. При использовании материалов обязательна ссылка на www.awaytravel.ru
Читайте также