В мире есть только один город, имя которого с трепетом произносят люди разных стран, разных вероисповеданий и разного цвета кожи. Единственный город мира, у которого более семидесяти названий, выражающих любовь и стремление к нему миллионов людей.
Иерусалим - это не просто город, где живут в домах люди, работают, влюбляются, женятся, рождаются и умирают (хотя внешне так и выглядит). Это самое загадочное место на планете Земля.
Этот город очаровывает и завораживает, манит и влюбляет в себя. И, чтобы убедиться в этом, стоит всего лишь раз побывать там и вам непременно захочется снова вернуться. Иерусалим нужно не увидеть, а почувствовать. Это место, где теряется ощущение реальности, где соединяются время и вечность, здесь есть всё и нет ничего...
На древних картах Иерусалим изображен в центре мира, и сегодня он является общей святыней для христиан, иудеев и мусульман. На протяжении тысячелетий он служит поводом для бесконечных споров и кровопролитных войн. И, тем не менее, ежегодно сюда приезжают тысячи людей разных стран и вероисповеданий, считая себя ответственными за его судьбу.
Иерусалим называют городом мира, городом трех религий. Такого фантастического смешения памятников истории и народов, традиций и культур, где одновременно властвуют церкви, синагоги и мечети, вы не встретите больше нигде.
Как будто рукой великого мастера соединены вместе куски чудесной картины, которая дописывается прямо перед вами. Мальчики с пейсами, мужчины в черных одеждах, спешащие в синагогу, арабы, зазывающие вас купить у них что-нибудь, солдаты с автоматами на перевес, туристы и паломники со всех стран мира, перезвон церковных колоколов, голос муэдзина, собирающего правоверных на молитву...
Всё это противоречиво и гармонично одновременно. Вам остается только созерцать и наслаждаться, застыв в немом восхищении от увиденного шедевра.
Вы можете часами бродить в одиночку по узким извилистым улицам или продираться сквозь толпы туристов вслед за экскурсоводом, вертя головой направо и налево, осматривая достопримечательности Иерусалима, но каким бы не оказалось ваше путешествие в этот город, вы никогда его не забудете. Потому что, однажды ступив на эту землю, никто уже не остается прежним. Он проникает в вашу душу неумолимо и так естественно и вам кажется, что так было всегда.
Под небом голубым есть город золотой
С прозрачными воротами и яркою звездой.
А в городе том - сад, всё травы да цветы,
Гуляют там животные невиданной красы.
В Иерусалим мы приехали утром и из-за того, что была Пасха, город был закрыт для автобусов и автомобилей. Мы остановились практически на верхушке Масличной горы и от туда пошли пешком сначала вниз, к её подножию, а потом через Геенну (Гиену), долину Кидрона вверх, в город, осматривая по пути всё, что попадалось. То, что я увидела, я попытаюсь показать и вам. Само собой, что всё пересмотреть за один день невозможно, если я ещё когда-нибудь попаду в Израиль, тоя обязательно приеду сюда ещё раз.
Масличная гора самая высокая гора в Иерусалиме и находится она к востоку от Старого Города и Храмовой горы через долину Кидрона. Получила свое название по оливковым плантациям, существовавшим на ее склонах с древности.
Масличная гора является средоточием еврейских и христианских святынь. С ней связан ряд еврейских традиций о приходе Мессии и Страшном суде, перенятых также христианством и мусульманством. Через южный склон Масличной горы ведет старая дорога к Мертвому морю, существующая еще со времен Первого Храма. Когда-то по этой дороге вели «козла отпущения» в пустыню, для того чтобы сбросить его со скалы. В древние времена — практически до середины нашего века — эта дорога, от которой сейчас осталась только грунтовка местного значения, была самой важной дорогой страны. Именно по ней приходили в Иерусалим еврейские паломники, чтобы принести жертвы на 3 основных праздника — Суккот, Шавуот и Пейсах — даже из самых отдаленных районов Голан и Галилеи. Западная дорога была опаснее, она проходила по прифронтовой полосе — во все времена на побережье жили чужие народы, и не всегда в мире с евреями. Дороги, ведущие по верху горного хребта, также были либо опасны, либо просто неприятны, например, дорога, которая вела в Иерусалим с севера, проходила через Самарию, народ которой не относился к евреям дружелюбно, а кроме того, религиозному иудею здесь сложно было найти приличный ночлег и кошерное питание. Путь же через Иорданскую впадину был ровным и безопасным, проходя через самый центр тогдашнего Израиля. Поэтому именно от Мертвого моря здесь поднимались основные массы народа, идущего в Иерусалим.
Вид на Старый город с Масличной горы
Вот эта красавица с золотым куполом Мечеть Купол скалы или Куббат ас-Сахра по-арабски. Ее часто путают с мечетью Омара (Аль-Акса), но это два разных архитектурных сооружения.
Мечеть Купол скалы по праву считается визитной карточкой Иерусалима. Ее золотой купол двадцатиметрового диаметра виден из любой точки Старого города.
Она расположен на вершине горы Мориа (Храмовая гора) и не является действующей мечетью. Это архитектурный памятник, оберегающий священную скалу, с которой пророк Мухаммед вознесся в небо.
Эта скала (вершина горы Мориа), еще задолго до возникновения ислама, считалась центром сотворения мира. Именно здесь Авраам собирался принести в жертву своего сына Исаака, царь Давид построил алтарь, а его сын, Соломон, воздвиг здесь Храм, где хранился Ковчег Завета.
Однажды ночью Мухаммеду явился архангел Джабраил (Гавриил) и предложил ему сесть на крылатого коня с человеческим лицом ал-Бурака, чтобы из Мекки перенестись в священный Иерусалим. Там Мухаммеду было позволено вознестись на небо, где он встречался с пророками и предстал перед Аллахом, который доверил ему заветы мусульманской веры.
В Куполе скалы хранится отпечаток стопы Мухаммеда и три волоска из его бороды.
Мечеть была возведена в 687-691 годах н.э. по приказу халифа Абд аль-Малика из династии Омейядов.
Здание страдало и от разрушений и от землетрясений, его многократно перестраивали, но после каждого восстановления оно становилось еще величественней и прекрасней. Оно находилось то под властью мусульман, то христиан (во времена захвата Иерусалима крестоносцами), но с 1250 года безраздельно принадлежит мусульманам. Вход в мечеть Купол скалы запрещён для всех "неверных".
Мечеть распологается на террасе и с каждой стороны к ней ведут пологие ступени. Четыре двери ориентированы на четыре стороны света.
Стены украшены мозаикой и плиткой в характерной для ислама бело-сине-зелено-золотой гамме. Внутренние стены украшены надписями из Корана, выполненные золотом.
Многочисленные внутренние колонны видны из любого места мечети, благодаря архитектурному замыслу.
Сама священная скалистая площадка находится в самом сердце Купола скалы и возвышается на два метра от мраморного пола. Она окружена деревянной балюстрадой, которая сооружена так, что создается впечатление, будто скала парит в воздухе.
По преданию, во время вознесения Мухаммеда, скала должна была последовать за ним и даже "оторвалась" от земли и теперь "висит" в воздухе. Под ней образовалась небольшая пещера, почти квадратной формы, где царь Давид и построил алтарь.
Купол скалы является одним из древнейших памятников исламской архитектуры и считается одной из важнейших святынь у мусульман.
Вот те два серых купола одна из величайших святынь христианства, Храм Гроба Господня, возведен в Иерусалиме на месте, где был распят, погребен, а затем воскрес Иисус Христос.
Первая церковь Гроба Господня была построена в 335 году матерью императора Константина Великого - Еленой. В довольно преклонном возрасте, после принятия христианства, она совершила паломническое путешествие в Иерусалим. В то время на месте нынешнего Храма находился языческий храм Венеры, построенный при императоре Адриане. В подземелье храма Елена обнаружила вход в пещеру с Гробом Господним. Также ею был обнаружен и крест, на котором распяли Иисуса.
Существует легенда, что Еленой было найдено три креста и для того, чтобы определить, какой крест истинный, она прикладывала их к гробу покойника, проходящей мимо похоронной процессии. При прикосновении истинного креста, произошло чудо воскрешения.
За многовековую историю Иерусалима Храм неоднократно разрушался, перестраивался, переходил под власть то христианских, то мусульманских правителей. В том виде, в котором он существует сейчас, Храм был отстроен в 1810 году после огромного пожара.
Современный Храм Гроба Господня состоит из трех основных сооружений: храма на Голгофе, часовни Гроба Господня и храма Воскресения.
В 1964 г. была построена новая дорога от Иерихона к Иерусалиму, немного южнее, через Эль-Азарию, а в наше время скоростное шоссе проходит с другой стороны, огибая Масличную гору и гору Скопус с севера, встречаясь с библейской дорогой и иорданской
Наш путь лежит сюда.
А потом сюда.
Вот это Церковь Всех Наций. Католическая францисканская церковь Всех Наций построена в 1919—1924 годах.
Церковь всех наций или Бази́лика Аго́нии Госпо́дней — францисканский католический храм в Гефсиманском саду, построенный на той скале, где, согласно преданию, Иисус Христос совершил Моление о Чаше в последнюю ночь перед арестом.
Сооружена она на месте более ранних церквей по проекту итальянского архитектора Антонио Барлуцци на деньги католиков из многих стран Европы, а также из Канады, в честь чего и получила своё название.
Поскольку церковь принадлежит католикам, то прочие христианские конфессии для служб в Гефсиманском саду используют открытый алтарь, расположенный около храма.
Перед алтарём находится камень на котором, по преданию, молился Иисус в ночь своего ареста. В храме всегда полумрак, в память того, что события, которым он посвящен, происходили ночью.
На потолке изображены 12 гербов государств, пожертвовавших деньги на её строительство. Стены украшены мозаиками: «Гефсиманское моление», «Предание Спасителя» и «Взятие Христа под стражу».
В церкви не разрешается разговаривать, но нард всё равно галдел, особенно старики. Жаль было этого молодого священника, который на разных языках просил не разговаривать и всё время произносил шшшшшш. Это мало помогало.
Местность у подножия Масличной горы называется Гефсиманией, произошло это название от слова масличный пресс, на иврите это слово звучит гат шманим, а на арамейском гат шамна.Именно здесь, рядом с Церковью Всех Наций и находится Гефсиманский сад.
Гефсиманский сад в настоящее время, это небольшой сад - 47м x 50 м традиционно почитаемый как место моления Иисуса Христа в ночь ареста. Здесь растут восемь очень древних олив, возраст которых, по некоторым данным, превышает 2000 лет, которые являются свидетелями событий Евангелий, остальным лет по 700 — 800. Что тоже не мало.
Моление о Чаше.
Имеется ввиду, что Он молился об отвращении от Него чаши страданий — «да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты»
Вот мы вокруг него и обошли.
Дальше мы идём к Русской православной церкви Святой Марии Магдалины, которая была построена в 1885—1888 годы императором Александром III в память его матери императрицы Марии Александровны.
На территории монастыря находится пещерная часовня во имя Страстей Господних. Её освящение состоялось в 1998 году. Часовня расположена в гроте, где, по преданию, находились апостолы Пётр, Иаков и Иоанн в момент молитвы Иисуса перед арестом.
А вот и она.
Типичный образец русской архитектуры московского стиля, увенчан семью луковичными куполами.
Внутри церкви находится иконостас из белого мрамора с бронзовым орнаментом, пол выполнен из разноцветного мрамора
А ещё в храме имеются иконы кисти Василия Верещагина.
При храме находится женский Гефсиманский монастырь Вифанской общины Воскресения Христова. Община была основана в 1933 г. двумя перешедшими в Православие шотландками, англиканскими монахинями Марией Робинсон, в иночестве игумения Мария и Кетлин Спрот, в иночестве монахиня Марфа и русской монахиней Варварой Цветковой по благословению архиепископа Анастасия Грибановского, впоследствии первоиерарха Русской Православной Церкви Заграницей.
Напротив православной святыни мусульманская, Храмовая гора, купол Скалы.
Ещё одна жемчужина в гефсиманской короне - абсолютно нереальное место Церковь Успения Пресвятой Богородицы. А фасад у неё, вдумайтесь только, ХII века.
По преданию, известному с IV века, Богородица скончалась в Иерусалиме и апостолы похоронили Ее в Гефсимании в гробнице где ранее были похоронены её родители Иоаким и Анна, а также Иосиф Обручник. Отсутствовавший при погребении апостол Фома пришёл через три дня в Гефсиманию и попросил открыть гроб, чтобы проститься с Марией, открытый гроб оказался пустым.
Кувуклия имеет два входа, один с запада, второй с севера. Обычно паломники заходят в западный а выходят через северный вход. За кувуклией, в восточной части храма, находится чудотворная и очень почитаемая Иерусалимская икона Божией Матери русского письма, которая помещена в киот из розового мрамора
Слева от нее, у стены, расположен православный жертвенник. С южной стороны кувуклии устроена небольшая молельня для мусульман, также почитающих Деву Марию.
Церковь имеет по меньшей мере девять престолов и в настоящее время в ней совершают богослужения все христианские конфессии кроме католиков и протестантов
Это так называемый «Гефсиманский грот». Вырубленная в скале древняя погребальная пещера, с сохранившимися остатками водной цистерны, использовалась во времена Иисуса для давления вина и оливкового масла.
В ней же спали ученики, пока Иисус трижды шел молиться. Внутри пещеры на потолке можно увидеть следы пребывания здесь рыцарей-крестоносцев – сохранившиеся остатки древних фресок.
Вот по этой дорожке мы и пойдём дальше,пересечем долину Кидрона и постараемся увидеть Геенну огненную. Попасть в неё можно пройдя по Кедронской долине, а потом по долине Енома.
Долина Еннома, долина Енномовых, или долина сыновей Еннома — одна из двух долин (вторая Кедронская долина) рядом со старым городом Иерусалимом. Изначально название этого места не было связано с наказанием и огнем. Долина эта находилась к югу от Иерусалима, неподалеку от так называемых Солнечных врат. Очевидцы сообщали, что в этой долине сжигали мусор и мертвых животных. Однако символика геенны имеет более глубокие корни. Следует помнить, что в древних культурах практически любое действие было действием ритуальным, религиозно-магическим. Сжигание мусора и мертвых животных - не исключение. Долина Енном (или Хинном) была, соответственно, местом проведения различного рода языческих обрядов связанных с огнем. Пророки Ветхого Завета, грозившие долине Хинном божьей карой, проклятием и запустением, подготовили почву для гневных евангельских и коранических проповедей, обещающих отступникам и грешникам вечные огненные муки.
По сути своей, Кедронская долина отделяет Старый город от Масличной горы. Узкое глубокое ложе потока Кидрона – это тысячелетнее кладбище, на котором гробницы разных времен и народов веками наслаивались друг на друга. Имя этой долины связано с библейским пророчеством о Страшной суде. Иудеи, христиане и мусульмане веруют, что именно здесь когда-нибудь прозвучит грозная труба архангела, при звуках которой восстанут из своих могил грешники и предстанут перед судом Господа.
Быть похороненным в долине Кидрона очень почетно, правда стоит это денег, мягко говоря, не малых, но богатые религиозные евреи, проживающие в Штатах и имеющие на счетах кругленькую сумму, могут постараться "забить" местечко для себя. Благочестивые иудеи веруют, что Мессия явится на Масличной горе и те, кто погребен здесь, первыми воскреснут на его призыв, забывая о том, что они прежде всего предстанут перед судом, и выбора у них не будет - воскрешение, суд Божий и будет ли потом царствие земное ещё не известно.
Всем известно, что когда придет Мессия, то начнется строительство Третьего Храма. А строить его начнут на месте первых двух, то есть аккурат на том месте, где стоит сейчас мечеть Омара. И получается, что те, кто лежит в первых рядах, попадут в Храм первыми, соответственно те, кто лежит чуть подальше и попадут чуть попозже.
Кстати, наверное это единственное место, где арабы уживаются мирно рядом с евреями. Еще бы, евреи здесь уж слишком молчаливые, да и арабы не агрессивные.
Кроме обычных могил тут есть ещё могила Авешалома, могила Захарии, могила дочери фараона, могила Иософата. Всё то, что рассказывают об этих могилах может и было правдой в начале, потом обросло таким количеством выдумок, что сейчас воспринимаются как сказки 1001 ночи.
Самое внушительное и высокое сооружение это гробница Авшалома, рука Авессалома, колонна Авессалома, памятник Авессалома, яд Авшалом, столп Авессалома и так далее.
Легенда гласит, что эту гробницу построил Авшалом для себя сам. Поскольку сыновей у него не было, то он решил позаботиться о себе заранее.
Авшалом был третим сыно царя Давида. "Прославился" он тем, что устроил праздник у себя дома для всех царских детей, на котором убил сводного брата Амнона. Честно сказать, убил-то за дело, защитил честь сестры, которую обесчестил Амнон. Но боясь гнева Давида, Авшалом вынужден был бежать и вернулся, помирившись с Давидом, лишь лет через 5.
Авшалома часто называют непокорным сыном Давида. Наверное так оно и есть, но по моему, ему просто не повезло. До инцидента с Амноном, Авшалом был наиболее вероятным преемником Давида, но после того, как он вернулся, ветер переменился, одна из жен стала "напевать" Давиду, что только её сын достоин стать преемником. Справедливо полагая, что он теряет трон, Авшалом устроил восстание против собственного отца. Но, увы, восстание потерпело поражение, сам Авшалом был пойман, при чем попался глупо, он запутался роскошными волосами в дереве. Давид был против казни, он действительно любил Авшалдома и не хотел ему смерти и был безутешен в своем горе.
Вот такой мы и видим теперь гробницу Авшалома - памятник чрезмерного честолюбия и не почитания родителей.
Выше я сказала, что эту гробницу Авшалом построил сам для себя. Об этом в "Иудейских Древностях" упоминает и Иосиф Флавий: "Авессалом раньше воздвиг, в так называемой царской долине, находящейся в расстоянии двух стадий от Иерусалима, мраморную колонну, которую назвал "собственною своею рукою", говоря, что, даже если все его потомство погибнет, имя его останется все-таки жить в этой колонне". Отсюда и пошло другое название - "Яд Авшалом". Дальше, начинается самое интересное. И опять, кто скажет, было это так илши не было? Но, в начале XII века, крестоносцы решили пристроить к типичной еврейской гробнице периода купол с ладошкой наверху. Выглядело это примерно вот так.
Сейчас мы эту руку не видим, куда ж она делась? Евреи, возмущенные поступком Авшалома, проходя мимо, забрасывали памятник камнями, пытаясь сбить её. И таки сбили, когда в этом месте велись раскопки, то храм обнаружился под горой из камней.
На том же месте, в Кедронской долине есть еще пару интересных гробниц.
Вот где-то здесь - гробница дочери фараона Иеху, склепы кохенов из семейства Хезир, могилы пророка Захарии, царя Иехошафата. Как разобраться где что?
Позади Столпа Авессалома есть пещера, высеченная в скале (разумеется, того же периода, что и столп), вход в которую оформлен красиво высеченным портиком. Традиция приписывает ей место захоронения царя Иосафата, несмотря на то, что сама Библия утверждает: “И почил Иосафат с отцами своими, и был погребен с отцами своими в городе Давида, отца своего” . Традиция эта возникла, по-видимому, из-за того, что эта часть Кедронской долины с незапамятных времен называлась долиной Иосафата, и связана она с пророчеством пророка Иоиля: “Я соберу все народы и приведу их в долину Иосафата и там произведу над ними суд за народ Мой и за наследие Мое, Израиля, который они рассеяли между народами, и землю мою разделили”. Само слово “Иосафат” (Йегошафат) на иврите означает Господь Судья. Поэтому традиции всех трех религий: иудаизма, христианства и ислама сходятся на том, что это место в конце дней будет местом Страшного Суда.
Справа от памятника Авессалома и гробницы Иосафата находится еще одна пещерная гробница, вход в которую выделяется двумя высеченными в скале колоннами классического стиля.
Это гробница сыновей Хезира, и называется она так уже не согласно традиции, а согласно установленному археологией факту. Над колоннами, на архитраве была обнаружена надпись на иврите: “Это могила Элиэзера, Хания, Йоэзера, Йегуды, Шимона, Йоханана, сыновей Иосифа бен Оведа, Иосифа и Элиэзера сыновей Хании, священников из дома Хезира”. Судя по греческому стилю колонн, они были высечены во времена Хасмонеев. В народе эту гробницу называли “Дом свободных” или “Дом прокаженных” и относили ее к месту убежища царя Озии (769-740), когда он страдал проказой, как сказано в Библии: “И поразил Господь царя, и был он прокаженным до дня смерти своей, и жил в отдельном доме".
Справа от гробницы бней Хезир есть надгробный памятник, так же как и столп Авессалома, целиком высеченный в скале. Хотя, судя по всему, этот памятник относится к тому же периоду, что и гробница бней Хезир и, возможно, похороненный здесь также принадлежал к какому-нибудь священническому роду, традиции разных религий единогласно приписывают его гробнице Захарии, но в том, какому именно Захарии, здесь у них есть существенные расхождения.
Евреи считают, что это могила священника Захарии, сына Иодая, убитого на Храмовом дворе по приказу нечестивого царя Иоаса.
Христиане считают, что это могила священника Захарии - отца Иоанна Крестителя
А теперь просто посмотрим на кладбище.
А теперь просто посмотрим на кладбище.
Кедронская долина пошла дальше и соединилась вот там справа с Геенной огненной. На противоположной Иерусалиму стороне арабская деревня и, если я ничего не перепутала, находящаяся в официальной оппозиции к политике Израиля.
Мечеть Аль-Акса или мечеть Омара, расположенная на Храмовой горе в Старом городе Иерусалима, является третьей святыней ислама после Каабы (мечеть Аль-Харам) в Мекке и мечети Пророка в Медине. Мечеть Аль-Акса была первой киблой в исламе до перенесения ее в Мекку. Кибла - направление, в сторону которого мусульмане обращаются лицом во время молитвы.
С этим местом связано ночное путешествие пророка Мухаммеда и его вознесение. В этом месте Мухаммед встретил пророков, посланных до него - Авраама (Ибрахима), Моисея (Мусу) и Иисуса (Ису) и совершил молитву в качестве имама. После молитвы ангелы рассекли Мухаммеду грудь и омыли его сердце. И тогда он совершил восхождение на небо по лестнице ангелов и посетил семь небес, после чего предстал перед Аллахом, который открыл Мухаммеду правила мусульманской молитвы.
Первое здание мечети Аль-Акса было построено халифом Омаром бен аль Хаттабом в 636 году н.э. на Храмовой горе. Первоначально это был небольшой молитвенный дом.
Нынешнее сооружение было заложено халифом Абдель аль Маликом из династии омейядов в 709-714 годах н.э. Здание неоднократно перестраивалось, страдало от разрушений и пожаров.
Когда крестоносцы захватили Иерусалим, они использовали часть мечети как церковь, а в другой части проживали рыцари-тамплиеры и хранили там свое оружие и снаряжение.
Когда Иерусалим перешел во власть султана Саладина, здание опять стало функционировать как мечеть.
Мечеть представляет собой семь галерей - одна центральная и еще по три с западной и восточной сторон. Центральная галерея широкая и немного возвышена над полом. В центре мечети установлен купол. С внутренней стороны он покрыт мозаикой, а с внешней свинцовыми пластинами. Внутри мечети находится множество мраморных колонн, каменных столбов и арочных перекрытий. В мечеть Аль-Акса можно попасть через семь дверей с северной стороны, каждая из которых ведет в одну из галерей. Имеются еще несколько дверей с западной, восточной и южной сторон.
А это Золотые ворота, ворота Ответа или ворота Милосердия, которые уже много лет замурованы, они расположены на западной стене старого города. Согласно еврейской традиции, через них с Масличной горы, должен попасть в город Мессия и, по приказу Сулеймана Великого, турки заложили ворота, чтобы преградить ему путь. А перед воротами арабы-мусульмане расположили кладбище, в иудаизме считающееся нечистым местом и верховный иудейский священник не может ступать на кладбищенскую землю. Христиане считают, что именно через эти ворота проехал Иисус на белом ослике, чтобы войти в Храм.
Рядом с Храмовой горой (южная стена Храма) ведутся непрекращающиеся раскопки. Время от времени они становятся предметом распрей между евреями и арабами, потому что последним кажется, что результатом этих раскопок станет падение мечети Аль-Акса. Сейчас здесь находится небольшой археологический парк, где можно погулять среди древних камней и попробовать представить, как здесь всё выглядело две с лишним тысячи лет назад.
Ну вот мы уже и в старом городе, к Стене Плача все идут пешком.
И так тоже идут.
Стены мечети до половины покрыты белым мрамором, а выше - великолепными мозаиками.
Мечеть Аль-Акса - одна из самых крупных мечетей, во время пятничных молитв она может вместить до 5000 молящихся.
Часто мечеть Аль-Акса путают с Куполом скалы (Куббат ас-Сахра), мечетью, находящейся неподалеку. Очевидно это происходит из-за ее великолепного золотого купола. Купол мечети Аль-Акса более скромен, но именно она имеет своим вторым названием "мечеть Омара" по имени основателя халифа Омара (Умара).
Справа на стене видны остатки моста, по которому можно было попасть вовнутрь.
Мечеть представляет собой семь галерей - одна центральная и еще по три с западной и восточной сторон. Центральная галерея широкая и немного возвышена над полом. В центре мечети установлен купол. С внутренней стороны он покрыт мозаикой, а с внешней свинцовыми пластинами. Внутри мечети находится множество мраморных колонн, каменных столбов и арочных перекрытий. В мечеть Аль-Акса можно попасть через семь дверей с северной стороны, каждая из которых ведет в одну из галерей. Имеются еще несколько дверей с западной, восточной и южной сторон.
Мечеть имеет большое подвальное помещение, известное под названием Соломоновы конюшни (крестоносцы использовали их действительно в качестве конюшен).
Стены мечети до половины покрыты белым мрамором, а выше - великолепными мозаиками.
Мечеть Аль-Акса - одна из самых крупных мечетей, во время пятничных молитв она может вместить до 5000 молящихся.
В старый город мы входим через Мусорные ворота. Мусорные, или Навозные ворота, самые маленькие и ведут в мусульманский квартал. Через них вывозили мусор на городскую свалку. Арабы иногда называют их по имени селения, находившегося поблизости - Силуах (Шилуах). Когда-то это был небольшой проем в крепостной стене. Но в свое время иорданцы расширили ворота до теперешних размеров и сейчас там могут проезжать автомобили.
Справа мечеть, слева синагога.
К Стене Плача мы проходим своими дорогами, женщины справа, мужчины слева, мы прошли через металлоискатели и у нас проверили сумки.
К Стене Плача мы проходим своими дорогами, женщины справа, мужчины слева, мы прошли через металлоискатели и у нас проверили сумки.
Второй Иерусалимский Храм был разрушен в 70 году н.э. римским императором Титом и до настоящего времени сохранилась Западная стена или Стена Плача. Она не является непосредствено стеной Храма, а представляет собой остатки опорных сооружений Ирода Великого для укрепления Храмовой горы.
Пророк Иеремия предсказал, что Иерусалимский храм будет разрушен, но его западная стена сохранится. И хотя Стена Плача не является стеной Храма, но наиболее близка к ней и поэтому стала величайшей святыней еврейского народа.
Свое название она получила потому, что евреи оплакивают здесь Первый и Второй Храмы, разрушенные оба в один день (9 ава), но в различные годы.
В священных писаниях говорится, что оба разрушения не произошли случайно. Евреи были наказаны за идолопоклонничество, кровопролитие и кровосмешение в первый раз и за беспричинную междуусобную войну - во второй.
Евреи всего мира молятся в сторону Израиля, евреи Израиля молятся в сторону Иерусалима, а евреи Иерусалима молятся в сторону Стены Плача.
Длина всей Западной стены составляет 488 метров. Стены возвышаются на высоту 15-ти метров и еще часть стены находится под грунтом. Она была сооружена из огромных обтесанных каменных блоков без скрепляющего раствора и все камни очень плотно подогнаны друг к другу.
Для большей эффективности, каждый новый ряд камней устанавливался уступом внутрь и поэтому стена немного наклонена.
При строительстве Ироду Великому пришлось пойти на хитрость, чтобы не спрашивать разрешения у Рима на подобное строительство. Он отправил в Рим гонца за разрешением, зная, что это займет много времени, а сам начал строительство. Когда гонец вернулся из Рима, строительство было закончено, а в ответном письме Октавиана Августа было написано: "Если не начал строить, то не строй. Если начал - разрушь. Если закончил - оставь все как есть".
Сегодня Стена Плача является самым святым местом для иудеев всего мира. Каждый день сюда стекаются тысячи людей: и израильтян и туристов. Евреи оплакивают утерянные Храмы и молятся о возрождении былой мощи Израиля. Люди вкладывают меж камней Стены записочки с просьбами к Б-гу, а потом молятся или просто молчат. Просьбы в записках самые разные: от простых житейских до просьб о мире всем народам Земли. Люди обращаются к Б-гу письменно в самые трудные моменты своей жизни, когда помощи больше просить не у кого. Раз в месяц все записки собираются и закапываются в специальных емкостях на Масличной горе, так что все послания к Всевышнему никогда не исчезнут.
Неевреи тоже могут подойти к Стене Плача, если будут соответствующе одеты: мужчины в головных уборах (кипах), женщины в скромной одежде и с покрытыми плечами. Замужние женщины должны подходить к Стене с покрытой головой. Кипы и платки для покрытия головы и плеч можно получить у стены на время. У Стены Плача мужчины молятся с левой стороны, а женщины - с правой.
И днем и ночью слышны молитвы у Стены на разных языках мира. Каждый молится по разному. Кто-то, медленно покачиваясь, словно огонек свечи, кто-то, прильнув лицом к стене, пытается услышать ответ на свои просьбы, а иногда сквозь молитвы прорывается плач, настоящий, навзрыд.
В праздники и по субботам у Стены плача наблюдается оживление: мужчины танцуют со свитками Торы, веселятся. На женской половине этого нет: женщинам не полагается веселиться. Они молятся Всевышнему о спасении жизни своих мужей и сыновей.
После войны за независимость в 1948 году Храмовая гора перешла под контроль Иордании и до 1967 года евреи к Стене Плача не допускались. Во время Шестидневной войны израильские войска заняли Старый город и молитвы у Стены Плача возобновились.
Со Стеной Плача связано очень много современных традиций. Здесь приносят присягу солдаты отборных боевых частей Армии Обороны Израиля, многие мальчики, достигшие 13-летнего возраста (бар-мицва), впервые вызываются здесь к чтению Торы, в День Независимости Израиля и в День Освобождения Иерусалима у Стены проводятся торжественные мероприятия.
Удивило меня нахождение некоторых мужчин спиной к стене на таком близком расстоянии от неё. Если я ничего не путаю, то от стены нужно отходить лицом к ней на приличное расстояние, а потом только можно повернуться к ней спиной. Поправьте меня если я не права.
А вокруг синагоги, синагоги и синагоги.
Виден Купол Скалы.
По праздникам и в шаббат из желающих попасть к Стене образуется внушительная очередь. Другая очередь появляется здесь и в определённые дни недели рано утром, в ней стоят те, кто хотят подняться на саму Храмовую гору, доступ к которой охраняется мусульманами. Туристы туда могут попасть только через один вход, по небольшому виднеющемуся на фотографии коридору.
На лестнице, откуда открывается общий вид на Храмовую гору, стоит огромная золотая менора – подарок украинского олигарха Рабиновича. По задумке, эта менора должна стоять в Третьем Храме, о строительстве которого так молятся десятки поколений евреев.
Заходим в еврейский квартал.
Синагога Иегуды Хасида ха-Леви ( 1660 — 1700, Иерусалим) — саббатианского проповедника, организатора первого массового переселения ашкеназских евреев из Европы в Палестину.
В еврейском квартале можно увидеть остатки сооружений времен крестоносцев.
Хорошо примостился в развалинах пассаж.
Древняя карта Иерусалима. Цветная мозаичная карта Иерусалима, относящаяся к VIв. н. э., была обнаружена в иорданском городе Мадеба (33 км от Аммана) в 1884 г. и явилась «находкой века». Это первая карта Иерусалима.
В верхней части карты по-гречески написано «Хагиа полис Иероyсалнм» («Святой город Иерусалим»).
На карте можно различить жилые и общественные постройки, городские ворота, пустырь на Храмовой горе, две улицы с колоннами и другое, Восток – внизу. Город Мадеба когда-то входил в состав Объединенного еврейского царства.
Эта карта сохранилась полностью, и ее оригинал находится в Иордании.
Здесь давят оливковое масло.
Еврейский квартал плавно перетекает в мусульманский.
Главной достопримечательностью мусульманского квартала является Виа Долороса - Крестный путь или Дорога скорби, по которой Иисус Христос прошел от места приговора к казни до Голгофы. На протяжении Крестного пути происходили различные события, которые останавливали печальное шествие. На сегодняшний день канонизировано 14 остановок или станций, каждая из которых отмечена часовнями или церквями.
Девять остановок указаны в Евангелиях, остальные относятся к преданиям и легендам. За многие века этот маршрут неоднократно менялся и, в действительности, Крестный путь - это лишь традиционно сложившийся маршрут. Суть и духовная сторона этой традиции - дать прочувствовать верующим и лично пережить все то, что выпало на долю Иисуса Христа.
Мы прошли этот путь в обратном направлении, но с вами мы его пройдём так как шел Иисус.
Продолжение рассказа:
Главная - О проекте - Помощь - Добавить отзыв - Реклама на сайте - Обратная связь
© awaytravel.ru, 2010-2017. При использовании материалов обязательна ссылка на www.awaytravel.ru
Читайте также