Исламская Республика Иран – это хорошо устроенное государство с сильной экономикой, богатым историческим прошлым, сердечными и гостеприимными людьми, с хорошо сохранившейся системой моральных ценностей.
После моего путешествия по северной Турции, по Грузии, Армении и Нагорному Карабаху пришла очередь и Ирану. Для этой страны я смог выделить только 17 дней, проехав более чем 7 тысяч км. дорог между Каспийским морем и Аравийским морем.
Для частного тура по Ирану требуется сертифицированное приглашение от физического лица, либо от иранского туристического агентства, на основе которого выдается иранская виза.
Я нашел только два болгарских туристических агентства, которые предлагают посреднические визовые услуги для этой страны. Доверился турагенству „Пингвин Тревал“ и после оплаты соответствующих сборов без проблем получил паспорт с визой.
Для автомобиля требуется „Карнет дьо пасаж“, который выдается Союзом болгарских автомобилистов. Стоит 50 эвро плюс депозит в размере 500 эвро, который возвращается после возвращения в Болгарию и передачи сертифицированного карнета в союз автомобилистов.
Иран самое большое государство на Ближнем Востоке. С площадью в 1648 тыс. км² оно в 4,5 раза больше, чем Германия. Местность в основном горная, с платами, высокими равнинами и низкой юго-западной частью. На севере, между Каспийским морем и столицей Тегеран, находится гора Эльбурз с самой высокой иранской вершиной Дамаванд (5671м.). Среднюю часть занимают обширные пустыни и гора Кух-е Руд. На юго-западе находятся равнинно-холмистые местности и самая большая в стране гора Загрос. Соленое озеро Урмия расположено в северо-западной части, которая тоже представляет собой преимущественно горную местность. В средней части Ирана есть несколько соленых озер, большинство из которых являются высохшими.
Сухие соленые озера в средней части Ирана. Мой автомобиль проезжает по белым кристаллам соли.
Сухие соленые озера в средней части Ирана
Иран граничит: на востоке с Афганистаном и Пакистаном; на юге с Оманским и Персидским заливами Аравийского моря; на севере с Туркменистаном, Каспийским морем, Азербайджаном и всего 50 км. с Арменией; на западе - с Ираком и Турцией.
Население Ирана почти 80 миллионов человек, и это более половины населения России.
По моим впечатлениям, иранцы гордый народ с самочувствием великой нации, потомков древней Персидской империи. Большинство из них сердечны и гостеприимны, всегда готовы помочь. Проявляли видимый, но ненавязчивый интерес ко мне, как к иностранцу, путешествующему по их стране. Как только они убеждались в моей добронамереннности к ним, они открывали свои сердца, и мы быстро становились друзями.
Несколько иранцев, с которыми я подружился во время своего путешествия
Несколько иранцев, с которыми я подружился во время своего путешествия
Несколько иранцев, с которыми я подружился во время своего путешествия
Несколько иранцев, с которыми я подружился во время своего путешествия
Иранцы в большинстве своем мусульмане. Ислам стоит на пяти столпах (обязательные правила), третий из которых - благотворительность (подавать бедным и делать добрые дела). Это значит, что тот, у кого есть больше материальных благ, должен давать тому, у которого их нет в достаточном количестве. В соответстии с этим правилом обеспечиваются продовольствием и кровом путешественники, незнакомцы. Именно благотворительностью я объясняю себе тот факт, что в некоторых местах мне давали еду и подслон, и я мог не ночевать в машине.
Некоторые ошибочно считают иранцев арабами. Они не арабы. Иранцы – это персы. Они говорят на персидском языке, называемом фарси. Используют модифицированную версию арабского алфавита. Их цифры не арабские, а совершенно непонятные нам.
Иран является республикой. Под влиянием сообщений из средств массовой информации некоторые считают Иран диктаторской страной. Иран является демократической страной с демократически избранным парламентом (меджлис). Немусульманские религиозные меньшинства, включая бехаисты, зороастрийцы и христиане, считаются официально признанными религиями и имеют зарезервированные места в парламенте. Главой исполнительной властью является президент, который избирается демократическим путем. На самом высоком уровне в государстве находится религиозный лидер.
Разница во времени с Западной Россией + 30 минут. Когда в Москве 10:00 утра в Иране 10:30.
Выходной день в Иране пятница. Это был мой любимый день, потому что только тогда вождение машины в городах относительно безопасно.
История. Иран является центром одной из древнейших цивилизаций в мире. Первое государство на территории современного Ирана - царство Элам, возникло в юго-западной части страны в третьем тысячелетии до нашей эры и является ровесником Вавилона и Ассирии.
Останки древней Сузы - столица Элама
Чока Занбил – священный город в Эламе
Последовала Мидийская империя в начале 1-го тысячелетия до нашей эры.
Персидское государство возникло в 6 веке до н.э. и быстро превратилось в империю, владеющую землями от Центральной Азии до Египта и Босфора. Персы вступили на Балканский полуостров и вели несколько войн с Древней Грецией в пятом веке до нашей эры. В 4 веке до н.э. Александр Македонский завоевал Персию на короткий период времени, после чего страна возвратила свое величие.
По случаю 2500-летия Персидской империи в 1973 году была построена башня Азади, один из символов столицы Тегерана.
В 7 веке арабы завоевали страну и ввели ислам. Существующая до тех пор религия зороастризм осталась практиковаться в некоторых изолированных районах. В последствии страна была завоевана турками-сельджуками и монголами Тамерлана.
В 16 веке Персия возвратила свое значение первостепенной региональной силы. Процветающие тогда иранская литература, философия, медицина, астрономия, математика и искусство превратились в основные элементы исламской цивилизации.
Фрагмент фарфоровой столешницы
Позже велись войны с Российской империей, которая завоевала северные районы Персии.
В 18-м и 19-м веках страна модернизировалась, а в начале 20-го века совершилась так называемая Персидская конституционная революция (1905г. ÷ 1911г.).
Памятник Кучук Хану в городе Рещ, Северный Иран
Кучук Хан боролся за равенство и справедливость, а некоторые называли его иранским Робин Гудом. Он начал партизанскую борьбу, которая закончилась в 1920 году образованием Персидской Советской Социалистической Республики в Северном Иране со столицей город Рещ. В следующем году республику разгромила армия шаха, город Рещ был сожжен, Кучук Хана казнили, а его голову выставили в Тегеране для назидания.
В марте 1921 года Иран подписал договор с Советской Россией. Согласно ему советские войска могли войти в страну, если иранское правительство начнет проводить антисоветскую политику. Со своей стороны Москва тайно обещала прекратить военную поддержку Персидской Советской Социалистической Республике, совершая измену принципам так называемого „пролетарского интернационализма“. В начале Второй мировой войны правительство Ирана было на стороне нацистской Германии, что послужило основанием Советскому Союзу применить вышеупомянутое положение договора. Советская армия овладела Северным Ираном в августе 1941 года. Британская армия оккупировала Южный Иран. Позже в страну вступил небольшой американский военный контингент. В 1942 году в Иран была переброшена многотысячная польская армии, сформированная на территории СССР, но отказавшаясясь воевать против Германии. В 1943 году в Тегеране состоялась первая встреча лидеров антигитлеровской коалиции.
Черчиль (Великобритания), Рузвельт (США) и Сталин (СССР) на конференции в Тегеране
В 1935 году Персию переименовали в Иран.
В первой половине 20-го веке одним из самых влиятельных политических фигур был премьер Мосадак. Но когда в середине века он начал проводить „левые“ реформы и сделал попытку национализировать нефтяную промышленность, то ЦРУ и британская разведка организовали переворот. Власть перешла в руки монарха шаха Мохаммеда Реза Пехлеви, который модернизировал страну, но попирал гражданские свободы. Шах был свергнут во время иранской революции в 1979 году, затем основалась Исламская Республика Иран во главе с аятоллах Хомейни. В 1980 году соседний Ирак напал на Иран, и началась разрушительная 8-летняя война, которая закончилась без победителя. В последние десятилетия в стране проводятся реформы, она модернизуется и развивается экономически.
Исторические и архитектурные памятники в Иране связаны с античностью, с периодом исламского восхода 15-го÷18-го веков и с современностью. Стоит отметить, что руины и музеи Ирана содержат меньше артефактов, чем можно увидеть в крупнейших западных музеях: Пергамон мюзеум в Берлине, Британский музей в Лондоне и Лувр в Париже. Это результат политики стран Западной Европы в основном в 19-м веке, направленной на приобретение артефактов античности и средневековья. Дело доходило до покупки за символическую цену или воровства, а потом и вывоза из страны в Европу архитектурных элементов, скульптур, резьбы, мозайки, саркофагов и много других ценностей из национально-исторического наследия.
Азербайджанский музей в Тебризе
Национальный исторический музей в Тегеране
Несмотря на безразборный вывоз артефактов в Западную Европу, многие из них остались в стране и в настоящее время экспонируется в исторических и археологических музеях.
Восстановлены цветные рельефы в историческом музее в городе Шуши (древней Сузы)
Восстановлены цветные рельефы в историческом музее в городе Шуши (древней Сузы)
Восстановлены цветные рельефы в историческом музее в городе Шуши (древней Сузы)
Одним из самых необычных экспонатов является соляной мужчина, останки которого изложены в Национальном музее в Тегеране.
Тело этого человека было сохранено в подземной соляной шахте в течение 17 веков. Он был обнаружен в 1993 году. Это человек 37 лет, рост 175 см. Переломы черепа показывают, что смерть наступила от сильных сотрясений и, вероятно, это убийство. У тела были найдены инструменты, которые человек использовал во время своей жизни.
Экономика Ирана, оцененная на основе валового внутреннего продукта (ВВП), в стоимостном выражении, занимает где-то 15-е место в мире. Оценивая ее на основе натуральных продуктов и реальной покупательной способности, экономика гораздо сильнее. Я имею в виду, что одна и то же натуральная единица записывается статистически различными значениями. Например, 1 литр бензина продается в Европе за 1,50 эвро и соответственно образует 1,50 эвро ВВП, а в Иране продается за 0,15 эвро и генерирует в 10 раз меньше стоимость ВВП.
В стране осуществляется централизованное планирование. Крупные промышленные и энергетические компании являются государственной собственностью. Частная собственность распространяется на малый бизнес, сельское хозяйство, торговля и услуги.
Проблема Ирана - безработица, инфляция и девальвация национальной валюты.
Иран находится на третьем месте в мире по запасам нефти и на втором по величине запасов природного газа. По добыче этих продуктов страна занимает одно из первых мест в мире. Имеет около 15 заводов по переработке нефти. Три четверти электроэнергии вырабатывается на электростанциях, работающих на природном газе. В 2011 году в Бушере была введена в эксплуатацию первая на Ближнем Востоке атомная электростанция, построенная Россией.
В стране есть предприятия черной и цветной металлургии, машиностроения, химической и электронной промышленности. Развита авиационная индустрия, а также производство грузовых автомобилей, автобусов и легковых автомобилей.
Иран располагает очень хорошо развитым военно-промышленным комплексом, позволяющим производить ракеты, истребители, беспилотные летательные аппараты, вертолеты, танки, бронетранспортеры, подводные лодки, военные корабли.
Страна уделяет серьезное внимание науке и развитию технологий, в том числе компьютерной и информационной. Только один пример: в конце 2011 года иранские IT-специалисты смогли взять под контроль управление самого современного и большого беспилотного шпионского самолета США RQ-170 Sentinel и приземлить его в иранском аэропорту.
Захваченый американский беспилотный совершенно секретный шпионский самолет RQ-170 Sentinel
RQ-170 выполнен по технологии „стелт“, которая должна сделать его „невидимым“. Иранские специалисты дистанционно проникли в командную схему летательного аппарата, прервали связь с направляющим его спутником и задали параметры на посадку в иранском аэропорту, вместо основного аэропорта в Афганистане, откуда самолет вылетел.
Государство инвестирует в сельское хозяйство в целях увеличения экспорта, а так же в создании сети напоительных систем.
Проблемны для бюджета государственные субсидии, в основном на продукты питания и топливо.
Иранцы убеждены, что наложенное торговое и финансовое эмбарго, а также весь поход Запада против их страны и ее ядерной программы, осуществляется с целью взять под контроль и присвоить прибыли нефтяной и газовой промышленности американскими и западноевропейскими компаниями.
Валюта и цены. Официальной валютой является иранский риал. В августе-сентябре 2012 года 10 000 риалов составляли 40 эвроцентов. По моему, банковские услуги очень хорошо развиты. Широко используются банкоматы. POS терминалов для покупок с использованием дебетовых и кредитных карточек мало. С учетом экономической и финансовой блокады, введенной против Ирана, иностранные карточки являются недействительными. Вам нужно иметь при себе наличные. Почти невозможно обменять доллары и евро в иранских банках. Я пользовался услугами частных обменных пунктов, а там, где таких не было, менял деньги в ювелирных мастерских или в магазинах с дорогими товарами.
В Иране цены устанавливаются тремя различными способами. Меньше всего используются для определения цены риалы, в основном на АЗС, музеях и некоторых других местах. Наиболее распространенным является объявление цены в туманах, где 1 туман равен 10 риалам. Третий способ - показывание пальцев и цифр: например, продавец показывает 4 пальца и называет цифру „четыре“, что означает 40 000 риалов (1,60 эвро, столько же стоил шашлык с йогуртом в закусочной).
По моим наблюдениям цены на основные товары (продукты питания, одежда, обувь, бытовая техника и др.) занимают 50% от цен на товары в Центральной Европе. Совсем небольшое их количество стоит дороже, чем в Европе. Стандартная цена на входные билеты в музеи и достопримечательности составляет 20 эвроцентов, а самые дорогие достигают 80 эвроцентов. Это в 20-50 раз меньше, чем соответствующие цены в Западной Европе. Как иностранец я платил 14 эвроцентов за 1 литр дизельного топлива, тогда как для местных цена составляла всего 6 эвроцентов (для сравнения - в Турции 1 литр дизельного стоил 1,80 евро). Стоимость бензина 18 эвроцентов, и это им кажется дорого, поэтому автомашины движутся массово на природном газе (метане). Для иностранцев литр бензина стоил 28 эвроцентов. Стоимость пачки качественных сигарет была менее половины эвро.
Находясь в положении туриста, мне было трудно получить четкое представление о жизненом уровне в Иране, но в любом случае он сопоставим с уровенем жизни в Восточной Европе. Иранцы массово пользуются автомобилями, и я назвал бы их „нацией на колесах“. По мои наблюдениям автомобилей здесь не меньше, чем в странах Восточной Европы. Самое сильное впечатление на меня произвело выравнивание жизненного стандарта. Около 5÷10% населения четко отличается более высоким уровнем жизни, а 10÷20% заметно беднее. Мне показалось, что, большинство людей не отличается существенно своим уровнем жизни. Похожей была ситуация в Восточной Европе при социализме. Учитывая вышеизложенное, а также наличие государственной собственности на ключевые предприятия, бюджетные субсидии для некоторых жизненно важных товаров и услуг, позволяет мне определить Иран как социальное государство. Если бы не финансовые и экономические санкции, навязанные развитыми демократическими государствами, уровень жизни в стране была бы намного выше.
На меня, как на автотуриста, произвела впечатление хорошо функционирующая система для путешествий и посещениий городов и туристических объектов, с ее большими автостоянками и парковыми зонами для кемпинга. В этих местах есть туалеты и фонтаны, и все абсолютно бесплатно. В парках и зонах отдыха путешествующие иранцы разбивали палатки и оставались ночевать вместе со своими семьями. Наличие символических цен на горючее, „социальные“ цены на билеты в музеи и бесплатные ночевки под открытым небом, - все это позволяет даже более бедным иранцам путешествовать по своей стране и знакомиться с еë достопримечательностями. Мне показалось, что в Иране люди следуют популярному когда-то в моей стране девизу: „Познай Родину, что бы полюбить еë!“.
Миллионы иранцев путешествуют по своей родине, ночуя бесплатно в организованных туристических зонах
Миллионы иранцев путешествуют по своей родине, ночуя бесплатно в организованных туристических зонах
Совершенно нормально для семей отдыхать в центре города, пообедать или поужинать, сидя на коврах в парках, на пляже и в других удобных местах.
Иранцы отдыхают и обедают, сидя на коврах
Иранцы отдыхают и обедают, сидя на коврах
В городах есть хорошо ухоженные парки с зонами для отдыха и спорта.
Парки с зонами для отдыха и спорта
Парки с зонами для отдыха и спорта
Одежда. Религиозные нормы и режим аятоллахов требуют соблюдения строгих правил в одежде. Мужчины, безусловно, облагодетельствованы в этом отношении больше, так как они могут носить рубашки с короткими рукавами и сандали на босу ногу. Короткие штаны, шорты и майки недопустимы. У женщин все тело должно быть покрыто, можно увидеть только запястья, лицо и челку.
Девочки до 9-ти лет могут обходиться без платков и могут носить короткие рукава. Типичная одежда девушек и молодых женщин - брюки, туника и платок. Большинство пожилых женщин ходят одетые в длинные черные мусульманские мантии, называемые хиджаб или чадра. Так они шли купаться в море, в то время как мужчины были только в плавках.
В крупных городах молодые женщины и девушки были с современными прическами под платками, с хорошим макияжем и духами. Молодые влюблëнные пары позволяли себе держаться за руки, но не более.
Во время моего пребывания в Иране я не заметил признаков преступности. Например, ночуя в машине на улице в центре Тегерана, в час - два ночи я увидел как мимо меня несколько раз прошли женщины в одиночку, которые по-видимому возвращались домой откуда-то. Кстати, изнасилование карается смертной казнью.
Несмотря на отсутствие преступности в Иране, я столкнулся с тремя типами опасность.
Первая и самая серьезная для нас европейцев опасность - это способ вождения. Трафик очень интенсивный, что само по себе не является проблемой. Проблема в том, что существует неписанное правило о преимуществе того, кто впереди вашего автомобиля, и в большинстве случаев не соблюдаются дорожные знаки, разметки на асфальте и сигналы светофоров. Если передная часть соседнего автомобиля хотя бы на 20 см. впереди вашего, то это означает, что он имеет преимущество. В любой момент он может пересечь вам дорогу, остановиться, что бы кто - то вышел из машины, а вам придется резко нажать на тормоза, чтобы избежать удара. Пешеходы переходят улицу, где им это удобно. Только по выражению их лиц и по жестам можете понять, будут ли они переходить или подождут. Мопеды движутся как по вашей полосе навстречу вам, так и по тротуарам с пешеходами. На основных перекрестках крупных городов полицейские пытаются навести порядок в движении, но, по моему, это не всегда им удается. Я убедился, что действует закон о переимуществе более нахального, и после 2-3 дней вождения в городах, я тоже начал „соваться“ на своем старом „Опеле“. Самое удивительное, что в этом „хаосе“ почти нет дорожно-транспортных происшествий и почти исключение увидеть побитую машину. Я думаю, что это объясняется тремя причинами: обязательная остановка, чтобы пропустить того, кто на сантиметры впереди вас; отличные рефлексы иранских водителей; тысячи „спящих полицейских“– горбики на дорожных перекрестках и на других опасных участках (на первом месте). Очевидно, власти установили, что только так смогут заставить водителей уменьшать скорость, и тем самым предотвратить аварии.
С другой опасностью я столкнулся на междугородних дорогах, где водители в целом соблюдают ограничения и правила. Это случилось в средней части Ирана, когда обгоняемые мной грузовые автомобили и автобусы во время обгона пытались выехать на мою полосу движения, пытаясь таким образом вытеснить меня с дороги. Я смог найти для себя только два объяснения их наглому поведению. Первое объяснение, что они абсолютно сумасшедшие. Второе объяснение, что это является одной из форм общественного контроля: тем самым они мешают мне двигаться со скоростью, превышающую допустимую. Поразительна разница между дисциплиной иранских водителей на междугородних дорогах и вышеописанным способ вождения в городах. Наверняка, размеры штрафов за превышение скорости „кусаются”, а на загруженных участках дорог есть полицейские патрули с радарами.
В конечном счете, в моем сознании автомобилиста Иран остался страной „спящих полицейских“ на перекрестках и на опасных участках дорог.
Вторая опасность, с которой я столкнулся в Иране, исходит от запрета на съемки не только военных объектов, но и всяких государственных учреждений и правительственных зданий. Еще на второй день в городе Тебризе (1,6 млн. жителей) я фотографировал площадь с красивой башней вдали, не заметив, что за моей спиной находится здание казармы. Откуда же мне было знать, что с этой башни осуществлялось наблюдение за безопасностью военного объекта? Находящийся за моей спине часовой, очевидно проявляя „революционную бдительность“, позвал меня и позвонил начальнику караула, который проверил мои документы и взял мой паспорт и камеру. Потом началось хождение по всем этажам здания этой воинской части. Сначала начальник караула привел меня к своему непосредственному начальнику и доложил ему обо мне, а потом повел к другому старшему офицеру, вместе с которым мы пришли к человеку в штатском. Я решил, что он служит в иранском „комитете государственной безопасности". Затем хождение по этажам и встречи с более высокопоставленными чинами продолжились. Наконец мы дошли до командира воинской части. Это был мужчина с седыми волосами и усами. Я решил про себя, что он полковник, потому что на его пагонах были три больших исламских многоугольника. Все смотрели на меня строго и, вероятно, решили, что они захватили израильского шпиона.
Пришел их IT-специалист, дали ему мою камеру для осмотра, оставив меня ждать в комнате, охраняемой другим офицером. Тогда я сериозно испугался. Подумал, что этим „идиотам“ ничего не стоит надеть на меня наручники и арестовать.
Через полчаса пришел начальник воинской части с двумя другими офицерами и IT-специалистом. Они вернули мне паспорт, камеру и принесли свои извинения. Только тогда начали улыбаться, явно успокоенные тем, что я не шпион. Полковник даже отругал своих подчиненных за то, что они занимаются глупостями, теряя время свое и других на какого-то безобидного туриста.
Кстати, эти военные произвели на меня впечатление своим порядком и дисциплиной. Когда мы входили к старшему по званию, младший отдавал честь и четко докладывал. Солдаты, моющие коридоры, когда мы проходили мимо них, становились смирно, а затем продолжали свое занятие. В общем, я увидил жесткую и дисциплинированную армию, какой была и болгарская много лет назад, когда я служил в ней.
Несколько дней спустя полицейский в Тегеране заставил меня удалить с камеры фотографии зданий, на которых были размещены антенны.
Третья опасность связана с несоблюдением принятых моральных норм в одежде и поведении. В южной части страны, где температура была невыносимо высокой, я попытался вести машину обнаженным до пояса. На первом же посту меня остановили. Естественно, что перед выходом из машины я надел рубашку. Но все равно мне пришлось выслушать нравоучения. Где-то в течение 5 минут самый старший полицейский читал мне мораль на фарси. Дважды я попытался сказать ему, что не говорю на их языке и ничего не понимаю. Тем не менее он упорно продолжал отчитывать меня. Только по его жестам и сердитому голосу я понимал, о чем он говорил, и что я совершил очень большое нарушение с точки зрения их моральных норм. Все - таки я остался доволен тем, что меня не арестовали. Больше мне и в голову не приходило, что можно снять рубашку.
Здесь могу открыть тайну и сказать, что 17 дней в Иране я пробыл только в одной рубашке. Надевать чистую рубашку утром было бессмысленно, так как в эту жару через 2-3 часа она становилась потной с грязным воротничком. Что я делал? В туалете в раковине я мылся до пояса, потом стирал рубашку и мокрую надевал ее. Это с одной стороны позволяло мне постоянно ходить в выстиранной рубашке, а с другой - она освежала меня пока не высохнет. Так я убивал двух зайцев одним выстрелом.
Состояние дорог в Иране намного лучше, чем в Восточной Европе. Есть несколько магистралей, за проезд по которым надо заплатиь символическую сумму - около половины эвро за 100 км. Дороже всего мне обошелся проезд 110 км. магистрали через гору Загрос с множеством туннелей - 2,5 эвро. На подступах к большим городам десятки километров магистрали освещаются. Например, подъезжая к Тегерану вечером и рано утром, я проехал 150 км. по отлично освещенной магистрали. Как и в Европе вдоль магистралей разположены зоны для отдыха со станциями технического обслуживания, магазинами и ресторанами. Первоклассные дороги относятся к типу скоростных с двумя отдельными дорожными полотнами, каждая из которых разделена еще на две ленты движения. Во многих случаях дорожные полотна отдалены друг от друга на 50-100 м., что позволяет встречным автомобилям в темноте не ослеплять друг друга фарами. В мало населенной средней, восточной и южной части страны основные дороги представляют собой дорожное полотно с двумя встречными полосами. Второстепенные дороги также находятся в хорошем состоянии. В восточной части Ирана мне проходилось ехать по третьеклассным дорогам, которые были очень разбитыми, с ямами и неровностями, что-то хорошо знакомое болгарским водителям. Проезд через горы был медленным и трудным, посколько дороги там крутые и извилистые.
Обозначения дорожными знаками и разметками хорошие, за исключением восточной части Ирана. Здесь можно отметить, что иранцы используют английскую систему организации движения, которая я думаю, является лучшей, если сравнивать со странами, где я путешествовал.
На основных дорогах дорожные знаки и указатели написаны и на фарси, и на английском языке. В средней и восточной части страны надписей на английском постепенно становится меньше, пока не исчезают совсем. В некоторых городах и на дорогах в восточной части нет никаких указателей и знаков. В Иране наибольшей трудностью на дорогах является ориентация, которая требует постоянного внимания. В ужасном движении в городах, где вы должны следить за поведением водителей вокруг вас и пешеходов, вы вынуждены в то же время читать знаки и указательные надписи. Там, где надписи только на фарси или вообще отсутствуют указатели, надо останавливаться, чтобы спросить о направлении, и потом вновь включаться в движение. Положительным в этих остановках и расспросах было то, что они явились одной из форм общения с местным населением.
В таких случаях, когда никого не было, чтобы спросить, я определял направление по интуиции, отдав себя в руки милосердного Аллаха.
Перед путешествием я не успел приобрести GPS навигацию с картами Ирана и Кавказкого региона. В иранских магазинах навигации были только на фарси. Мой совет любому водителю, намеривающемуся путешествовать по Ирану, обязательно обеспечить себя GPS с картой страны для того, чтобы сэкономить много времени и головной боли.
Автомобили в Иране в основном собственного производства,часто по лицензии ведущих западных производителей. Изготавливаются грузовые автомобили и автобусы по лецензии „Мерцедеса” и „Вольво”, а легковые автомобили по лицензии „Пежо” (модели 405 и 206 „Седан”), „Рено” (модель „Клио седан”) и „Ситроен” (модель „Ксантия”). В городах и на дорогах преобладают прежде всего иранские легковые автомобили малого и среднего класса, в основном „Саманд”, „Сейпа” и „Пейкан”. Следуют вышеупомянутые французские модели. Движутся корейские, японские и китайские автомобили. Почти все автомобили „Седаны”, очень немного „Хечбек” и почти нет комби. На меня произвело впечатление то, что автомобили в Иране находятся в отличном техническом состоянии, в отличие от, например, арабских стран. Однажды полицейские сделали мне замечание, что у меня не светит одна лампочки фонаря сигнала торможения и пришлось немедленно заменить.
Многочисленные контрольно-пропускные пункты полиции – это то, о чем мне еще хотелось бы сказать. Онипостоянно проверяют автомобили. Такие пункты есть на входе и выходе любого крупного города, по одному в маленьких городах и на главных перекрестках. Типичный контрольно-пропускной пункт полиции состоит из солдата с автоматом в начале, 2-3 проверяющих полицейских и солдата с автоматом в конце. Необходимо проехать через несколько „спящих полицейских“, так что вы вынуждены двигаться очень медленно. В северной части Ирана, как правило, меня не останавливали, или просто я объяснял им, что я турист. В других частях страны, однако, не упускали возможности меня остановить и, как правило, только проверяли мой паспорт с визой. Меня часто спрашивали, где я был и куда еду. Я показывал им свою дорожную карту, на которой я очерчивал маршрут своего передвижения по стране. Понимая, что я объездил большую часть их страны, полицейские смотрели на меня с уважением и с улыбкой желали мне приятного путешествия. Даже дважды проверяющие полицейские козыровали мне, возвращая мой паспорт после проверки. Однажды на контрольно-пропускном пункте полицейский офицер дал мне знак рукой, но так как мне порядком поднадоели эти проверки, то я сделал вид, что не заметил знака и продолжил движение. Офицер что-то крикнул солдату с автоматом в конце КПП, и тот тут же вытянул металлического „ежа” на асфальт перед моей машиной. Я резко притормозил и вернулся назад, чтоб меня проверили. Я понял, что в Иране полицейские „не играют в игры“.
Иранский язык фарси, так же как и надписи, сделанные арабскими буквами, непонятны. Даже цифры, которыми иранцы пользуются, не арабские и представляют собой непонятные символы.
Для меня было неожиданностью то, что многие люди говорят на английском языке. Очевидно, что во многих школах изучению этого языка придают большое значение. С почти половиной молодых и где - то с 1/3 людей среднего возраста можно было говорить на английском языке. Большая часть полицейских и военных говорят по английски. Я не встретил ни одного человека, понимающего русский, даже в Бушере, где в течение нескольких лет около тысячи русских строили их ядерную электростанцию.
Несмотря на эмбарго, введенное Западом, и несмотря на то, что в торговле и военном деле существует ориентация на Китай и Россию, в качестве туриста я не заметил про-русских и про-китайских настроений. Наоборот, у меня сложилось впечатление, что существует глубокая прозападная ориентация у людей. Наверное лидирующие позиции США и Западной Европы в области экономики, науки и современных технологий сыграли роль в том, чтобы Запад стал примером следования для иранцев.
В связи с эмбарго в Иране не предлагается роуминг, и карты наших мобильных телефонов непригодны. Поэтому я купил телефонную карту, что мне обошлось относительно недорого.
Мои впечатления об иранской кухне очень поверхностные, но в целом можно сказать, что мне понравилось все, что я ел.
Моя порция кебаба в закусочной
Самой распространенной едой в Иране остается кебаб (напоминает нам шашлык, только чуть меньшего размера), выпеченный хлеб, похожий на лепешки и жареные помидоры и лук. Порция, состоящая из 2-3 кебабов с хлебом, жареными помидорами и луком, а также бутылочка айрана, стоила от 1,5 до 2,0 эвро в закусочной.
В городах есть много небольших пекарен, в которых люди покупают свежеиспеченный хлеба в виде больших тонких лепешек. Магазины предлагали упакованный нарезанный хлеб, как в Европе, но я не видел, чтобы кто-то покупал его.
Везде продавались упакованные охлажденные курицы, и у меня сложилось впечатление, что это любимое мясо иранцев.
Фрукты и овощи были такие же, как в Европе, с некоторыми исключениями.
Безалкогольные напитки местного производства, а также продукты „Кока-колы” и „Пепси-колы”. Вы можете купить безалкогольное пиво. Алкогольные напитки запрещены.
Повсюду продаются разные виды сушеных фруктов и различных орехов.
Вы можете купить разные сладости.
В большинстве городов продавались охлажденные напитки, типа соков из различных фруктов. Их цена повсюду была 40 эвроцентов.
Иранцы любят поесть мороженое. Есть много разных видов его, даже сушествуют популярные кафе-мороженые.
В каждой кондитерской и закусочной есть кран с водой, мыло, и люди могут помыть руки перед и после еды.
Я был очень рад, что в Иране не слушают призывы на молитву из высокоговорителей по несколько раз на день, которые тебя оглушают, в отличие от других мусульманских регионов. Вероятно, потому, что иранцы шииты, религиозное течение в исламе.
Бюджет. В течение 17 дней, проехав более 7 тысяч км. по Ирану, я потратил 370 эвро, в том числе: 178 эвро на разные сборы и взятки на границах; 68 эвро на топливо; 45 эвро на ремонт „Опеля“; 43 эвро на еду; 20 эвро на музеи и достопримечательности; 16 эвро на прочие расходы.
С этим скромным бюджетом я смог путешествовать по всей стране от Каспийского моря на севере до Оманского и Персидского заливов Аравийского моря на юге.
Мой автомобиль на берегу Персидского залива
Иран в моих глазах представился как хорошо устроенное государство с опрятными и чистыми городами, доброжелательными и дружелюбными людьми, с хорошо сохранившейся системой моральных ценностей.
Следующие части путеписа продолжаются с описаниями и фотографиями основных достопримечательностей и городов, которые я посетил в Иране.
Август ÷ Сентябрь 2012 года
Автор: Валентин Дрехарски (Болгария)
Редактор текста на русском языке: Лидия Ковтун
Продолжение рассказа:
Главная - О проекте - Помощь - Добавить отзыв - Реклама на сайте - Обратная связь
© awaytravel.ru, 2010-2017. При использовании материалов обязательна ссылка на www.awaytravel.ru
Читайте также