После Тегерана я продолжил на юг, где в центральной части страны в районе городов Кашан, Исфахан, Язд и Шираз сосредоточены одни из главных исторических достопримечательностей Ирана.
Мейбод
Мейбод является историческим городом со зданиями, построенными из необожженного кирпича. Здесь сохранилась средневековая атмосфера.
Откройте для себя Мейбод Откройте для себя Мейбод
Главными достопримечательностями города считаются тысячелетная крепость и старинные здания караван-сарая, почтовой станции и ледяного дома.
Крепость Нарын в Мейбоде является самой старой строительной конструкцией из необожженного кирпича в Иране. Первая крепость на этом месте построена в третьем тысячелетии до нашей эры, после чего она постоянно обновлялась и расширялась.
Крепость Нарын в иранском городе Мейбод
Крепость Нарын в иранском городе Мейбод
Караван-сарай был местом подслона и отдыха торговых караванов верблюдов, транспортирующих различные товары. В настоящее время там расположена выставка старинных ковров.
Бывшая почтовая станция теперь раставрирована, и в ней выставлена музейная экспозиция.
Бывшая почтовая станция в Мейбоде
Бывшая почтовая станция в Мейбоде
В современном центре Мейбода расположен большой мусульманский религиозный комплекс, построенный во времена Сафавидов.
Мусульманский религиозный комплекс в Мейбоде
Мусульманский религиозный комплекс в Мейбоде
Продолжил свое путешествие по Ирану, пользуясь подробным туристическим путеводителем издательства Lonely planet. Путеводители этого издательства являются наиболее практичными для индивидуальных туристов, вроде меня. Я настоятельно рекомендую эти руководства каждому, кто собирается путешествовать без гидов.
Дорога через центральную часть страны к следующим туристическим объектам проходила через большие пустынные районы с лишенными растительности скалистыми возвышениями.
Моя машина на дорогах через пустынные районы с голыми скалами
Моя машина на дорогах через пустынные районы с голыми скалами
Чак-Чак
Чак-Чак является самым священным местом для зороастрийцев. Зороастризм является религией древней Персии до арабского вторжения. В первой половине 7-го века нашей эры арабские завоеватели покорили страну и навязали ислам в качестве официальной религии. Многие зороастрийцы бежали в Индию и другие страны, а некоторые из них продолжали тайно исповедовать свою религию. Согласно легенде, бежавшая от арабов сасанидская принцесса Никбану, вместе со своей свитой пришла в этот отдаленный пустынный район. Они поселились среди высоких скал, которые обеспечивали им естественную защиту, а в пещере имелось достаточное количество воды. Здесь они смогли сохранить свою религию и зороастрийский священный огонь.
Зороастрийцев сегодня относительно немного, а их крупнейшее сообщество находится в Индии. Их религия официально признана в Иране, и им выделены места в парламенте (Меджлисе).
Чак-Чак является местом паломничества, где каждый год в середине июня тысячи верующих зороастрийцев из Ирана, Индии, Афганистана и других стран стекаются в храм огня Пир-е Сабз.
Также как Гроб Господень в Иерусалиме является священным местом для нас, христиан, а Святая Мечеть с черного камня Кааба в Мекке является святилищем для мусульман, так и Чак-Чак с размещенным в пещере Храмом огня Пир-е Сабз является священным местом для зороастрийцев.
У подножия скалистой горы с храмом огня
На фотографии я остановился у подножия величественной скалистой горы с Чак-Чаком. За моей машиной видны здания для размещения паломников. Над зданиями, слева, находится вход в пещеру, которая является храмом огня Пир-е Сабз.
Подъем к пещере с храмом огня Пир-е Сабз осуществляется по 320 ступеням, которые закончиваются под нависающим вековым деревом. Вход в храм закрывается двумя бронзовыми дверями с барельефами персидских воинов с копьями, которые "защищают" священный огонь.
Последние ступеньки перед входом в пещерный храм огня Пир-е Сабз
Зороастрийцы поклоняются богу Ахура Мазда, который создал идеальный мир. По их мнению, зло введено позже снаружи и будет очищено огнем. Таким образом, огонь был возведен в культ в зороастрийской традиции. Существовали храмы огня, где зороастрийцы совершали свои молитвенные ритуалы. Эти храмы представляли собой каменные алтари, на которых горел „вечный огонь“. Секрет „вечного огня“ состаял в том, что храмы были построены на газовых месторождениях, и газ из земли поддерживал пламя, делая его негаснущим. Таким священный храмом сегодня является пещера Чак-Чак, названная Храмом огня Пир-е Сабз.
В бесплодной скалистой горе удерживается влага, которая стекает в пещеру как капающая вода. Пещерные своды влажные, по стенам стекаются тонкие струйки воды, а в некоторых местах вода капает с потолка. В буквальном переводе „чак“ означает "капать". Отсюда происходит и название „Чак-чак“ (в переводе „Капать-капать“).
В храм огня Пир-е Сабз надо входить без обуви. Паломники зороастрийцы одеты в традиционные белые одежды и белую шляпу на голове (человек на фото выше, справа). Женщины традиционно должны быть в белых платках.
Пол святилища покрыт мрамором, который покрылся плесенью из-за постоянной влажности. Поставлены сосуды, в которых собирается капающая с потолка пещеры "священная" вода. Стены почернели от пламени постоянно горящего огня.
Автор у „Вечного огня“ в храме
Вид со стороны входа в храм Пир-е Сабз
Один из самых известных символов зороастризма крылатое солнце Фаравахар.
Сувениры с изображениями крылатого солнца Фаравахар
Можно провести аналогию между крыльями Фаравахара и эмблемами пилотов во многих странах. Вероятно мы нашли ответ на вопрос о происхождении авиаторских эмблем.
Я думаю, что наше христианство приняло некоторые элементы из персидской религии зороастризм, которая также является монотеистической. Это естественно, так как из „Истории религий“ нам известно, что любая новая религия развивалась на фундаменте предыдущих религиозных верований. Люди более легко воспринимали новые религиозные учения, связывая их со знакомыми образами и символами из предыдущих. Так и христианство, возникшее на земле современного Израиля, заимствовало многие элементы из соседних более старых религий: Зороастрийская на востоке, Египетская на западе, Греческая и Римская на севере. Из зороастризма был принят монотеизм, то есть существование одного Бога, развитым позже в Троице Отца, Сына и Святого Духа. Опять оттуда же вводится элемент „судить“ людей после их смерти и отправление их в Рай или Ад. Из религии древних египтян, например, приняли образ „Богоматери с младенцем“, копируя изображения египетской богини Исиды с сыном Гором. Образ нашего христианского Бога Отца (Господ) копирует изображения самых популярных в то время богов: греческого Зевса и римского Юпитера. Таким образом, психологический переход ранних христиан из образов Зевса и Юпитера к образу Бога Отца (Господ) стал намного легче.
Некоторые болгарские ученые утверждают, что с иранцами/персами мы болгары имеем много общего с точки зрения происхождения и культуры. В качестве туриста я не увидел никаких связей в любом отношении. Я считаю, что эти болгарские ученые, которые пишут об общем происхождении, общих культурных и исторических источниках и т.д., имеют цель прежде всего оправдать суточные расходы своих туров по Ирану.
По моему, есть единственная связь в обмене культурных и материальных ценностей, и то мы заимствовали у персов. Например, у нас есть некоторые общие слова, которые из персидского языка прошли в турецкий, а оттуда уже и в болгарский. Персидская кухня повлияла на арабскую и турецкую, а оттуда рецепты некоторых блюд и сладостей перешли в болгарскую кухню. Изображения на некоторых сосудах (персидская „марликская чаша“, например) были восприняты Фракийцами. Популярные в древней Персии барельефы всадника, который копьем пронзает льва, находят свою интерпретацию в „Мадарском всаднике“ в Болгарии.
Мои фотографии персидских барельефов всадника, пронзавшего льва копьем
Мои фотографии персидских барельефов всадника, пронзавшего льва копьем
Иранские историки считают, что „Мадарский всадник“ в Болгарии является „преемником“ аналогичных персидских барельефов, а не „Фракийских всадников“, как считают многие болгарские ученные. Основанием для этого твердения является наличие стремян у всадника из Мадары, которые в античной Европе и у Фракийцев отсутствовали, в то время как персы пользовались ими.
Харанак
Призрачному Харанаку тысяча лет, а на этом месте было поселение еще 4000 лет тому назад. Дома построены из глиняных кирпичей и оштукатурены глиной. На протяжении десятилетий там никто не живет, дома рушатся, а по узким улочкам гуляют только туристы. Относительно хорошо сохранилась мечеть 17-го века. Самой большой достопримечательностью является качающийся минарет мечети, чея гибкая конструкция позволяет ему качаться, не падая. Территория вокруг деревни – настоящий оазис среди бесплодных гор вокруг. В долине сохранился древний акведукт, построенный для орошения окрестных полей, огородов и садов.
Крайние здания похожи на полуразрушенный замок из глины
Прогулка по крышам ветхих зданий приятная, но и опасная
Прогулка по крышам ветхих зданий приятная, но и опасная
У минарета один молодой человек за определенную плату предложил мне подняться на верх. Конечно, я согласилась без колебаний. Он открыл небольшую дверь и по узкой спиральной лестнице, задевая плечами стены, мы поднялись на самую верхнюю точку. Молодой человек спросил меня, хочу ли я чтоб он покачал меня и, не задумываясь, я ответил утвердительно. Он выпрямился на верху (там диаметр отверстия составляет около одного метра) и начал раскачивать минарет, который сделал довольно большое отклонение от своей оси, отчего я вздрогнул и испугался. Увидев это, молодой человек перестал раскачивать и объяснил мне, что минарету почти 4 века и выдержал он порывы ветра и землетрясения. Многих туристов он качал на нем, и пока еще тот не рухнул. Я подумал, что человек все же от чего-то умрет, и попросил его продолжить. Мне стало приятно, я даже радовался, как ребенок, раскачиваясь на вершине минарета высоко над разрушенным городом.
По лестнице на вершину минарета
Язд
Язд является одним из древнейших городов в мире. Он существовал еще в третьем тысячелетии до нашей эры. Позже его описывали как город в Мидии. Был построен вокруг оазиса, и в его старой части сохранились здания, построенные из глиняных кирпичей и оштукатуреные глиной. Во время монгольских нашествий здесь укрылись и поселились многие персидские ученые, художники и поэты. В 1272 году Марко Поло посетил Язд и описал его как процветающий город с развитым производством шелка, ковров и как крупный торговый центр.
В новой истории город стал известен договором 1907 года между Русской империей и Великобританией для обозначения их сфер влияния и интересов в Иране. Территории к северу от Язда отошли в зону влияния России, а земли к югу от города попали под влияние Великобритании.
Рано утром нет никаких людей. Это пятница - выходной день в Иране.
Рано утром нет никаких людей. Это пятница - выходной день в Иране.
На улицах исторического Язда с вековыми зданиями из глины
На улицах исторического Язда с вековыми зданиями из глины
На улицах исторического Язда с вековыми зданиями из глины
На улицах исторического Язда с вековыми зданиями из глины
Религиозный комплекс с мечетью Амир Чакмак
Сегодня Язд с населением 550 тысяч жителей является одним из самых посещаемых туристами городов Ирана. „Визитной карточкой“ города являются ветряные башни (Бадгиры) для охлаждения воздуха в помещениях. Каждая башня имеет сложную систему турбулентности воздуха, что позволяет его непрерывной циркуляции.
Откройте для себя Язд с его ветряными башнями для охлаждения
Откройте для себя Язд с его ветряными башнями для охлаждения
В районе Язда живет самое большое сообщество зороастрийцев в Иране. Называют город столицей зороастризма. Эта религия учит человека быть полезным для общества, честным и добрым к другим. Девиз веры: „Добрые мысли, добрые слова, добрые дела”.
Пятничная мечеть 14-ого века Пятничная мечеть 14-ого века
Бывшая тюрьма преобразована позже в школу, а в настоящее время здесь расположен небольшой музей.
В дворике музея на первом месте сосуд для питьевой воды
Вентиляционная шахта подвальных помещений
В историческом центре города старый трактир переустроен в первоклассный современный отель с эстетически оформленным внутренним двором.
Фонтан во дворе бывшего трактира, теперь современного отеля
Ресторан отеля в традиционном персидском стиле
Современная мечеть в одном из новых районов города
Современная мечеть в одном из новых районов города
В Язде я сделал „ревизию“ времени, которое у меня оставалось, и оставшимся для посещения туристическим достопримечательностям в Иране, и осознал, что время „летит“, а я не смогу побывать везде, поэтому решил проехать мимо наиболее незначительных мест, тем самым съэкономив время для отдыха.
Абарку
Город расположен на высоте 1500 метров в пустынной равнине по дороге между Язд и Шираз. Я остановился всего на 15 минут, чтобы посмотреть на древнюю крепость и за это время отдохнуть от вождения в жаркий полдень.
Пасаргады
Пасаргады является древним персидским городом, строительство которого началось в 546 году до н.э. Сюда персидский царь Кир II Великий перенес свою столицу. В археологической зоне находятся: мавзолей Кира, крепость Тал-е Такхт, руины двух царских дворцов, дворцовые сады. Архитекторы и строители построили город таким образом, чтобы противостоять землетрясениям. Пасаргады был столицей Персидской империи, которая протянулась с восточной части Средиземного моря и Египта до реки Инда. Это первая мультикультурная империя в Западной Азии, которая уважала культурные различия между общностями в своих пределах. Кир II Великий создал общие правила для разных национальностей и культур, называемые иранскими историками первой в мире „Хартией прав человека“. Архитектура этого периода объединяет структурные элементы, заимствованные из разных культур.
После завоевания города в 7 веке арабы назвали некоторые из объектов именем царя Соломона и его матери. Для арабов Соломон является пророком Сулейманом.
Руины дворца для официальных приемов с высоким в 18 м Колонным залом
Крепость Тал-е Такхт с троном матери Соломона
Гробница-мавзолей Кира II Великого
Мавзолей Кира II Великого в Пасаргады, ступенчатая пирамида египетского фараона Джосера и зиккураты Месопотамии дали архитектурную идею в создании мавзолея Ленина на Красной площади в Москве.
Позднее Дарий I построил величественный Персеполис и перенес столицу туда. Ожидая увидеть нечто большее в Пасаргады, я был немного разочарован. Я был бы полностью разочарован, если бы рассмотрел руины этого города после Персеполиса.
Моей следующей остановкой стала древняя персидская столица Персеполис - античная „жемчужина“ Ирана.
Записки продолжаются описаниями и фотографиями юговосточных, южных и западных районов Ирана.
Август 2012 года
Автор: Валентин Дрехарски (Болгария)
Редактор текста на русском языке: Лидия Ковтун
Другие части рассказа:
Главная - О проекте - Помощь - Добавить отзыв - Реклама на сайте - Обратная связь
© awaytravel.ru, 2010-2017. При использовании материалов обязательна ссылка на www.awaytravel.ru
Читайте также