День третий. Пафосный.
Сегодня по плану у нас Пафос. Хотелось встать пораньше и поехать на автобусе, уходящем от старого порта в 7.30, но мы проспали!... Следующий автобус уходил уже в 9.30. Забегая вперед, скажу, что мне очень не хватало этих двух часов – пришлось отказаться от посещения некоторых запланированных музеев. Но может быть оно и к лучшему.
Как я и обещала, продолжу рассказ об автобусном сообщении между городами Кипра. На прямую, без пересадок, из Лимассола можно добраться автобусом «ИнтерСити» в Пафос, Никосию и Ларнаку. Воспользоваться остановками можно у старого и нового портов. Мы уезжали от старого порта. И здесь есть один нюанс: если Вы планируете поехать в Пафос, то остановка находится у магазина «Old Port Center». Если не знать, то никогда не догадаешься, что здесь остановка, т. к. какие-либо опознавательные знаки отсутствуют. А в Никосию и Ларнаку остановка автобуса «ИнтерСити» находится там же, где и остановка автобуса № 30, идущего в сторону туристической зоны. Отличить автобусы междугороднего сообщения от внутригородского можно издалека. «ИнтерСити» зеленого цвета (городские – синие), на лобовом стекле установлена табличка с названием города, куда в данный момент направляется автобус. Стоимость зависит от направления. До Пафоса 4 евро, туда и обратно 7 евро (мы успели еще поездить за 3 и 5 соответственно). До Ларнаки – цены те же. До Никосии чуть дороже. С расписанием можно ознакомиться на сайте, который я указала выше.
И так, поездка в Пафос. Дорога занимает около часа. Автобус прибывает на станцию Karavella Station. Отсюда уходит много разных автобусов, но нам нужен маршрут № 618. Он идет до остановки Kato Paphos station, которая находится на набережной Пафоса.
Нас интересует Археологический парк. Но сначала мы решили немного прогуляться по набережной. Здесь все «заточено» под туриста: множество кафешек, магазинчиков с сувенирами, стендов с предложениями рыбалки, дайвинга, экскурсий. Но набережная Пафоса мне не понравилась, в Лимассоле она гораздо интересней, уютней что ли…. Прогулявшись немного и полакомившись мороженым, отправились к нашей цели.
Вход в Археологический парк находится у набережной. Стоимость посещения – 3,40 евро. Здесь, как следует из названия, проводятся археологические раскопки и можно увидеть памятники различных исторических периодов - преимущественно времен Римской империи.
Но самым потрясающим здесь являются прекрасно сохранившиеся древние мозаики, датирующиеся II-V веками н.э. Первыми обнаружены были в 1962 году мозаики, так называемой, Виллы Диониса. Обнаружены совершенно случайно – по одним источникам в ходе строительных работ, по другим – крестьянином, пахавшим свое поле. Находка и положила начало большим археологическим изысканиям.
Так вот мозаики, действительно, роскошные! Они настолько хороши, что изначально предполагалось, что дом принадлежал римскому проконсулу. Но позже, когда был найден настоящий дворец, а так же еще множество мозаичных композиций, стало ясно, что такая красотища являлась частью обычного интерьера богатых домов.
Вилла Диониса названа так, конечно, не потому что там жил Дионис. Просто его изображение наиболее часто встречается в этом доме. Одна из великолепных мозаик виллы рассказывает о начале виноделия на Кипре. В знак благодарности за гостеприимство Дионис открыл Икарию секрет выращивания винограда и виноделия. Пообещав Дионису никому не раскрывать полученного секрета и хранить у себя все изготовленное вино, Икарий, однако, не сдержал обещания и дал отведать вина двум крестьянам, которые пили до тех пор, пока у них не начала кружиться голова. Они решили, что их отравили. Чтобы отомстить за себя, крестьяне убили несчастного Икария, который таким образом был наказан за то, что ослушался богов. Вот так-то. Теперь понятно кто виноват в алкоголизме…
Дом был построен во II веке н.э., имел сорок комнат, и пятнадцать из них были с мозаичными полами. Я просто восхищена мастерством, с которым сделаны картины-мозаики, и тонкостью работы! Это с каким же терпением надо так кропотливо складывать крошечные камешки, чтобы получить такое великолепие! Тона, полутона, изящество линий, правильность геометрических рисунков – все это изумляет и приводит в трепет. Я по возвращении домой специально нашла описание технологии изготовления мозаик.
После выравнивания поверхности, где предполагалось поместить мозаику, мастера выкладывали смесь из небольших камней и известкового раствора. Поверх этого слоя выкладывался еще один слой их разбитых камней и сосудов, смешанных с известью, а затем следующий тонкий слой извести. Пока известковый слой был сырой, выкладывалась мозаика. Для того чтобы мозаика была стойкой, ее поверхность натиралась мраморной пылью, песком и известью.
Все модули изготавливались из камней, мрамора, а также стекла для передачи более редких цветов, таких как ярко-оранжевый, синий, оттенки зеленого, желтого и другие. Размер модулей был примерно один кубический сантиметр. Однако, модули, предназначенные для изображения человеческих фигур, были меньше. Самые древние мозаики были геометрическими и выкладывались из цветной гальки белого, черного и коричневого цветов. Где-то прочитала сравнение мозаик с комиксами. Не знаю, мне такое сравнение в голову не приходило.
Кроме виллы Диониса здесь можно полюбоваться мозаиками домов Тесея, Эона, Орфея. Дом, названный домом Тесея, скорее всего и являлся виллой римского проконсула. Площадь его 120 на 80 метров. В доме имелось более 100 комнат, а так же термы. Здесь очередная потрясающая мозаика, изображающая поединок Тесея с Минотавром. Описывать не буду. Кто-то видел, кто-то посмотрит, кто-то прочитает….
Некоторые мозаики находятся под крышей, некоторые можно осмотреть с деревянных помостов. В общем, я в полнейшем восторге! Сейчас я понимаю, что все-таки хорошо, что мы не попали в, запланированные мною, археологический музей Пафоса и Византийский музей. Слишком много прекрасного вынести было бы трудно.
Кроме мозаик в археологическом парке есть немало других ценных находок. Например, Одеон – театр, постройки II века н.э. В свое время он мог вместить до 3 000 человек. В настоящее время театр тоже используется, но вместимость его сильно уменьшилась.
Средневековье представлено руинами Замка сорока колонн. Ученые утверждают, что первоначально замок был построен в VII веке для защиты города от арабов. С другой стороны, в некоторых архивах есть документальные подтверждения постройки замка в начале XIII века Лузиньяном. Есть также версия, что замок действительно древний, но Ги де Лузиньян, бывший правителем Кипрского королевства, перестроил его для себя во время владения островом.
При строительстве, для укрепления стен, были использованы античные гранитные колонны, которые, как я думаю, остались от разрушенных землетрясением домов древнего Пафоса, а может их и привезли откуда-нибудь. В принципе, и название свое замок получил благодаря этим колоннам. Крепость считалась неприступной, но разрушило ее землетрясение.
Еще один объект археологических раскопок – Королевские гробницы. Добраться до них от гавани можно на автобусе № 615. Остановка так и называется «Tombs of the Kings». Входной билет обойдется в 1,70 евро.
Королевские гробницы были высечены в скалах в IV-III веках до н.э. и использовались по назначению аж до III века н.э. К особам королевской крови гробницы не имеют никакого отношения. Хоронили здесь представителей аристократии и высокопоставленных лиц. Название «королевские» гробницы получили благодаря роскошному оформлению и великолепному убранству. Но постепенно они были разграблены.
Согласно компетентным источникам всего насчитывается около 100 гробниц, и представляют они собой целую систему коридоров. Мы, конечно, все не обошли. Да, в общем-то, и не нужно. Мне так там жутковато было, несмотря на яркий солнечный день.
Если есть желание посмотреть побольше – от набережной Пафоса отправляется экскурсионный автобус из серии hop-on- hop-off. Он проезжает мимо всех ключевых туристических точек и музеев. Стоимость 10 евро с человека на 24 часа.
День четвертый. Курионский.
Пятница. Костик отпросился с работы, и в этот день мы решили тусить вместе. Приняли решение поехать в Курион, посмотреть раскопки. А потом отдохнуть на Курионском пляже, а за одно и пообедать там.
До Куриона можно добраться на автобусе № 16. Здесь необходимо быть очень внимательными – не все автобусы этого маршрута идут непосредственно до археологического парка. Лучше всего уточнить у водителя или в информационном окошке автостанции. Кстати, на счет автостанции. В Лимассоле две станции: одна, центральная, на ул. Leontiou у Старого Госпиталя, вторая – на ул. Griva Digeni. Нас интересует центральная автобусная станция – именно отсюда уходит автобус № 16 (а так же все другие необходимые нам автобусы). Время в пути около 30 минут. Остановка автобуса находится у подножия скалы, на которой располагается античный город и, чтобы попасть туда, необходимо подняться по довольно крутому склону. Нас это не смутило нисколько. Если же Вы не являетесь сторонником такого рода восхождения, то лучше воспользоваться предложениями туристических агентств с экскурсиями, или взять такси из города, которое Вас довезет до нужной точки.
В далекие-далекие времена на Кипре было десять городов-государств. Одним из них был Курион. Как гласит легенда, основали его в XII веке до н.э. мекенцы, участвовавшие в Троянской войне. Место для строительства города было выбрано очень удачно –70-метровый утес служил отличной естественной защитой при нападении врага. Город просуществовал почти пятнадцать веков, но в IV веке н.э. был разрушен грандиозным землетрясением. Город был отстроен вновь, но уже в VII веке горожане были вынуждены покинуть город из-за начавшихся опустошительных набегов арабов.
За свою долгую историю Курион прошел через три больших периода – греческий, римский и раннехристианский. И все три периода оставили свой след.
Одним из памятников сразу двух эпох, греческой и римской, является театр. Построен он бы во II веке до н.э. греками, а затем, четыре столетия спустя, уже римлянами, был расширен. Одно время в театре проходили гладиаторские бои с дикими животными. Говорят, здесь изумительная акустика – если встать в определенной точке в центре, она отмечена специальным знаком, и произнести что-нибудь, слово будет слышно в любой точке театра. Честно скажу, сама я не пробовала, поэтому подтвердить или опровергнуть это не могу. Землетрясение разрушило театр, но в наше время он был восстановлен и продолжает выполнять свою функцию.
Не далеко от театра находится Вилла Эвстолия, которая была построена в V веке уже н.э., когда на Кипре распространилось христианство. Эвстолий – уроженец Куриона, был состоятельным человеком, и дом у него был соответствующий. Стены дома почти полностью разрушены, но сохранились превосходные мозаичные полы. Сохранились выложенные на полу надписи. Одна из них располагается перед входом в дом и гласит: «Войди в дом счастливо и на благо». Или вот еще: «Здание держится не на больших камнях, не на прочном железе и красной меди, и даже не на алмазах, а только на благословенных символах Христа».
Кроме этого в Курионе можно осмотреть руины ранне-христианской базилики, римских терм, развалины римского форума, домов Ахилла и гладиаторов. Площадь города огромна и осмотр занимает немало времени. Стоимость входного билета 1,70 евро.
Спустившись вниз, мы отправились к пляжу. Пешком до него можно дойти за 15 минут (специально проверяли, засекая время для обратного пути, чтобы успеть на автобус). Превосходный, обустроенный пляж. Лежаки, зонты, все как полагается. Волнорезов нет, поэтому здесь можно покачаться на волнах.
При пляже есть два ресторанчика и прежде, чем броситься воду, мы зашли пообедать в один из них. Я заказала себе мусаку, а муж омлет. Решили, что попробуем половину каждый своего блюда и поделимся друг с другом. В ожидании обеда любовались видами, и пили пиво. Когда принесли наш заказ, и я увидела тот тазик-горшочек с мусакой, у меня был такой потрясенный вид, что официант, не выдержав, рассмеялся. А уж когда я ее попробовала, категорически отказалась делиться ею с мужем. Ну, разве только, дала попробовать ему немного. В свою очередь, я все же откусила кусочек омлета, и хотя он был необыкновенно вкусный, я продолжила упиваться вкусом своей мусаки.
Вечер мы провели, прогуливаясь по городской набережной. Вечером на набережной многолюдно. На импровизированных площадках звучит музыка в исполнении молодых, скорее даже юных, музыкантов. Ребята исполняют как современную музыку, так и народную. Приятно было послушать. Я все ладоши себе отбила – так хлопала им.
Помимо музицирующих на набережной очень много горожан, двигающихся по дорожкам спортивной ходьбой. Каждое утро и каждый вечер вдоль набережной, с целеустремленным видом, по одному, по двое или даже небольшими группами лимассольцы вышагивают в одном ритме. Даже как-то неудобно становится, что мы выбиваемся из общей массы, гуляя кое-как.
День пятый. Экскурсионный.
В этот день, с утра, мы отправлялись на вторую экскурсию, приобретенную у компании «Argonaftis». Экскурсия называлась «Luxury Grand Tour - Kykkos» и обещала нам незабываемые впечатления. В программу входило посещение деревни Лефкара, монастыря Киккос, самой высокой точки горного района Троодос и дегустация вина на одном из небольших винных заводов.
Мне очень хотелось побывать деревне Лефкара. Об этой деревне доподлинно известно еще с византийских времен, хотя археологические раскопки подтверждают существование деревни и в более далеком времени. Название ее переводится как «Белая Деревня». Относительно происхождения названия существуют несколько версий, но я не буду останавливаться на этом. Меня деревня интересовала, как памятник архитектуры – здесь сохранился оригинальный, так называемый, народный архитектурный стиль. Хотелось погулять по извилистым улочкам средь домов, выложенных из белого известняка.
А еще очень хотелось увидеть местное лефкарийское кружево, называемое Лефкаритикой, и работы серебряных дел мастеров. Лефкаритика больше является вышивкой, чем кружевом в нашем понимании. Местные женщины переняли искусство изготовления кружева у жен знатных венецианцев, живших на Кипре в XV веке. Но мастерство кипрских женщин превзошло венецианское. Изящное кружево было настолько красиво, что сам Леонардо да Винчи, очарованный им, приобрел его в подарок Миланскому собору. В дизайн узоров вот уже много столетий не вносится никаких изменений. Секреты мастерства передаются от матери к дочери.
Помимо кружева Лефкара известна своими изделиями из серебра. Кружевные браслеты, колье, серьги, кулоны, а еще изящные столовые приборы, вазочки, подсвечники и другие изысканные вещички ручной работы просто завораживают.
Монастырь Киккос – самый знаменитый монастырь Кипра. Первое упоминание о нем относится к 1136 году, но из текста летописи понятно, что монастырь существовал уже некоторое время до этого. Полное название – Священный царский ставропигиальный монастырь Киккской иконы Божией Матери. Созданная, по преданию, еще при земной жизни Богородицы, древняя икона хранится здесь с 1150 года. Считается, что она исцеляет всякого, кто приходит к ней с верой. Святость образа настолько велика, что не всякий человек может смотреть на нее. Сейчас она покрыта окладом из серебра и золота, а верхняя ее часть задрапирована материей. Ткань снимают только в тех случаях, когда в засуху икону выносят из монастыря для того, чтобы привлечь дождь. Но говорят, что даже в этих случаях монахи не смеют посмотреть на лик Богородицы.
Посещение этих мест входило в наши планы. Поэтому я и ухватилась за эту экскурсию. На самом деле все выглядело так:
Деревня Лефкара – действительно, в деревню нас привезли… ровно на полчаса, и только для посещения магазина. Да, изумительная тонкая вышивка! Да, офигительные серебряные вещички! От этой красоты разбегаются глаза, и кружится голова. Да, я не ушла с пустыми руками - муж подарил мне комплект из цепочки с браслетом. Но не было возможности увидеть саму деревню! Тогда мы с мужем, посмотрев все, что нас интересовало, с трудом отбились от продавцов, которые потеряли к нам интерес, как только поняли, что мы больше ничего покупать не будем. И мы убежали из магазина, чтобы успеть посмотреть хоть что-нибудь за оставшееся время.
Монастырь Киккос – здесь нам дали развернуться по времени, аж полтора часа… из которых полчаса уходило на магазин, в который группу почти насильно завели (но мы с мужем по-тихому слиняли, послушав небольшую лекцию), полчаса – на обед, который, надо сказать, нас очень порадовал своим обилием блюд и вкусным приготовлением последних, и оставшиеся полчаса были отведены непосредственно на сам монастырь. Это категорически мало! В таких местах торопиться нельзя.… Это не просто очередная историческая достопримечательность, с которой необходимо познакомиться. Здесь необходимо спокойно посидеть, ощутить ауру монастыря, получить духовное наслаждение. Конечно, резонным будет возражение, что данная экскурсия – это не тот случай, чтобы духовно наслаждаться, и я соглашусь с этим. Но…
Гора Олимп, самая высокая точка Троодоса – здесь практически все так и есть, за исключением того, что непосредственно на самой точке находится английская военная база и, соответственно, вход, въезд и вполз туда запрещен, но нас привезли на смотровую площадку чуть ниже, метров на 70. Можно сказать, что данный пункт выполнен безупречно. Что меня здесь поразило – это сосны. Необыкновенные сосны, верхушки и ветви которых, достигая определенной высоты, начинают загибаться вниз. Изумительное зрелище! Просто сказочное! Мы спросили у экскурсовода, почему так происходит. Она затруднилась нам ответить на этот вопрос, предположив, что сосны не выдерживают тяжести снега, который выпадает зимой. Но простите на минуточку, в России снега выпадает несколько больше, а такого явления я не замечала. Короче, наука оказалась «… не в курсе дела». У меня, конечно, есть своя версия, но я ее озвучивать не буду…
Ну, и наконец, дегустация – здесь вообще никаких нареканий нет, и быть не может. Все прошло в полном объеме, включая покупку кипрского вина.
Резюмируя эту поездку, могу сказать – если необходимо поставить «галочку», что я был там-то и там-то, экскурсия вполне подходит. Лично мы в следующий раз, а я надеюсь, он будет, этот следующий раз, поедем и в Лефкару, и в монастырь Кикос и в другие интересные места самостоятельно.
Вечер тоже провели с интересом. В этот день, в городском парке, проходил российско-кипрский фестиваль. В рамках фестиваля проходили всяческие интересные мероприятия для детей и взрослых. Такие, например, как конкурс для детей «Раскрась свою матрешку», или забавное соревнование для более взрослого населения «Бег на шпильках». Но мы на эти состязания не попали, зато мы присутствовали на гала-концерте. Получили непередаваемое удовольствие. Жаль только, что пришлось уйти, не дожидаясь окончания концерта – необходимо было срочно позвонить сыну. Грандиозный фейерверк смотрели с балкона.
Другие части рассказа:
Главная - О проекте - Помощь - Добавить отзыв - Реклама на сайте - Обратная связь
© awaytravel.ru, 2010-2017. При использовании материалов обязательна ссылка на www.awaytravel.ru
Читайте также