В пятницу, 21 ноября, я проснулась в своем 504-м номере гостиницы РАНХиГС, что в Москве, на проспекте Вернадского, 82, около девяти часов утра. Солнце уже вовсю светило в окно, выходящее на восточную сторону (оно взошло в этот день в 8.16). Небо было по-прежнему ясным, но мороз заметно ослаб - как следовало из новостей по телевизору, который я включила, за прошедшую ночь температура в столице повысилась до минус пяти градусов.
Собрав постель, умывшись, причесавшись и одевшись, я спустилась на первый этаж, в кафе "Гарвард". В принципе, можно было пойти на организованный завтрак в столовую, расположенную в шестом корпусе (стоимость завтрака - двести рублей), но мне было неохота топать в тот корпус, поэтому я ограничилась походом в кафе, расположенном в моем корпусе. Я взяла салат "Оливье", три сосиски в тесте и бутылку "Фанты". На всё-про всё ушло ровно двести "целковых". Салат я съела здесь же, за столиком в кафе, а для остальной части завтрака предпочла подняться к себе в номер.
После завтрака, умывшись, сделав макияж и одевшись, я пошла в МИРЭА на заседание второго дня конференции. С одиннадцати часов в конференц-зале университета начинался "круглый стол" (фактически он был прямоугольным ), в первой части которого три профессора должны были выступить с докладами, а затем все участники могли обсудить тезисы, представленные в докладах. После окончания "круглого стола" была запланирована церемония награждения лауреатов секций конференции дипломами и грамотами. Затем - обед, после которого - свободное время.
Вновь действуя эвристическим методом отыскания правильной дороги к университету, я достаточно быстро нашла КПП № 1, вышла через него в город, перешла через улицу Коштоянца и вошла в здание МИРЭА. Уже в 10.45 я была в конференц-зале.
В этот день заседание также началось с семиминутным опозданием, в 11.07. Причиной тому были загруженные московские дороги: один из председателей конференции, профессор Давид Израилевич Дубровский, по пути в университет попал в пробку и немножко опоздал к началу "круглого стола" (он пользуется собственным автомобилем).
Профессор Дубровский сидел на центральном троне - он был главным председателем круглого стола. Справа от него сидел профессор Сергеев, слева - профессор Игнатьев, а на стуле поскромнее расположилась профессор Никитина.
Первым выступил доктор психологических наук, профессор Санкт-Петербургского государственного университета Сергей Фёдорович Сергеев с докладом "Тотальный аутопоэзис человекомерных систем". С близким (но не полностью идентичным) докладом профессор Сергеев уже выступал на секции "Информационные технологии в образовании" конференции "Региональная информатика", проходившей в Санкт-Петербурге с 29 по 31 октября (заседания данной секции проходили в аудитории № 263 первого корпуса РГПУ им. Герцена в второй половине дня 30 октября). Но на этот раз профессор выступил с рядом новых тезисов.
Аутопоэзис - слово греческого происхождения, буквально означающее "самовоспроизводство". Действительно, многие (но, к сожалению, не все) элементы человеческого организма могут самовоспроизводиться, тем самым обеспечивая нормальное функционирование человека и поддерживая его жизнь. Некоторые яды (к их числу относится, в частности, цианистый калий) блокируют именно центры самовоспроизводства, что в очень короткое время приводит к печальным последствиям. Антидоты (противоядия), напротив, могут снимать блокировку центров самовоспроизводства и восстанавливать способность человека поддерживать свою жизнь. Но способностью к самовоспроизводству обладают не только люди и другие живые организмы (животные, растения), но и некоторые технические системы. Однако данной возможностью в технике необходимо пользоваться очень осторожно - если роботы смогут воспроизводить самих себя, то в ряде случаев это может привести к техногенной катастрофе, которая в исключительных случаях может привести даже к гибели цивилизации (об упомянутой опасности предупреждают некоторые фантастические фильмы, в частности, дилогия режиссера Ричарда Викторова "Москва-Кассиопея"/"Отроки во Вселенной" ("Мосфильм", 1973-1974 гг.).
Со вторым докладом "Философско-методологические аспекты рисков конвергентных технологий" должна была выступить доктор философских наук, профессор Вологодского государственного университета Наталья Александровна Ястреб. Однако она не смогла приехать в Москву, и, по поручению Натальи Александровны, с данным докладом выступил доктор философских наук, профессор института философии Российской Академии Наук Давид Израилевич Дубровский.
Конвергентные технологии (от лат. convergentio - "сближение") соединяют в единое целое технологии, изначально различные по своей природе . Одним из наиболее распространенных видов современных конвегентных технологий являются НБИКС-технологии (нано-, био-, информационные, когнитивные и социальные технологии), уже упоминавшиеся во второй части моего рассказа. Использование столь мощных технологий имеет колоссальные риски, связанные с причинением вреда природе и человеческой цивилизации (примерами наиболее плачевных случаев применения конвергентных технологий могут служить техногенные катастрофы, взрывы атомных бомб над Хиросимой и Нагасаки, а также террористические акты, немалая часть которых в настоящую эпоху совершается не без применения высоких технологий... ). Философско-методологические аспекты упомянутых рисков должны быть основаны на том, что люди должны бороться за то, чтобы конвергентные технологии, равно как и другие виды высоких технологий, применялись в исключительно мирных и добрых целях.
Аспекты, рассмотренные в докладе профессора Дубровского, более подробно изложены в его книге "Глобальное будущее 2045. Конвергентные технологии (НБИКС) и трансгуманистическая эволюция", вышедшей в 2013 г. Книга посвящена осмыслению философских и теоретических вопросов настоящего и будущего нашей цивилизации. В ней охватывается широкий круг проблем, который определяется тремя главными темами:
1) глобальное будущее, сингулярный рубеж середины ХХI века, сценарии развития цивилизации;
2) конвергентные мегатехнологии, их роль в преобразовании человека и социума;
3) вопросы трансгуманистической эволюции, связанные с задачами и проектами Общественного движения "Россия 2045".
Третий доклад доктора технических наук, профессора Санкт-Петербургского государственного университета аэрокосмического приборостроения (ГУАП) Михаила Борисовича Игнатьева был посвящен презентации проекта "Моделирование города", подготовленного автором совместно с коллегой - кандитатом технических наук, доцентом Леонидом Николаевичем Бариковым (к сожалению, он не смог приехать на конференцию) и со студентами. Кстати, один из корпусов ГУАПа расположен совсем близко к моему дому - на улице Ленсовета, дом 14.
Проект профессора Игнатьева и доцента Барикова предусматривает развитие нашего родного города - Санкт-Петербурга в самых разнообразных направлениях: строительство жилых домов (при этом жилье должно быть качественным и доступным для широких слоев населения), развитие промышленности, инфраструктуры (особенно учебных заведений всех ступеней образования), транспортной системы (в первую очередь - метрополитена, и важную роль играет необходимость восстановления трамвайной системы города, которая за прошедшие двадцать лет была практически полностью разрушена), строительства защитных сооружений от наводнений (к сожалению, дамба, строившаяся более тридцати лет и, наконец, несколько лет назад полностью построенная, защищает город лишь от нагонных волн, идущих со стороны Финского залива, тогда как наводнения, причиной которых является подъем воды в Ладожском озере (благо, они случаются заметно реже "финских") по-прежнему представляют серьезную опасность затопления значительной части территории Санкт-Петербурга) и других элементов городского хозяйства. В заключение Михаил Борисович вспомнил воинов и простых горожан, мужественно защищавших наш город в дни девятьсотдневной фашистской блокады во время Великой Отечественной войны. Несмотря на то, что силы были неравны (по словам профессора, в числе наших врагов были не только немцы и их союзники - финны, румыны, венгры, итальянцы, испанцы, но и немало предателей - представителей ряда народов, населявших страны, бывшие официально нейтральными (Швеция) либо оккупированные Германией и, стало быть, являвшиеся союзниками нашей страны (Норвегия, Дания, Польша, Чехия и даже Франция). Но тем не менее, благодаря мужеству воинов, защищавших наш город, и простых горожан, Ленинград выстоял. Слава героям!
После выступления профессора Игнатьева в течение получаса все участники конференции задавали вопросы докладчикам, касающиеся тезисов, изложенных в их докладах. Я также задавала вопоросы. Меня интересовали проблемы использования искусственного интереса в мирных целях, перспективы развития городского транспорта в Санкт-Петербурге и ряд других аспектов.
После окончания "круглого стола" был объявлен небольшой перерыв на пятнадцать минут, а затем под председательством профессора Дубровского были подведены итоги конференции и состоялась церемония награждения лауреатов секций конференции дипломами и грамотами.
Давид Израилевич отметил плодотворные выступления участников конференции, подчеркнул, что он сам, имея многолетний опыт, узнал много нового и интересного для себя, и не только нового, но и уже известного, но представленного с новых точек зрения. Затем выступили профессора Сергеев, Игнатьев и Никитина, и затем состоялась церемония награждения. Я также была награждена грамотой за третье место в секции "Информационные технологии в образовании". В слове, с которым каждый лауреат должен был выступить, я выразила надежду, что как эвристические информационные обучающие системы, которые я использую на уроках информатики, так и другие средства и технологии, о которых шла речь на конференции, будут использованы исключительно в мирных целях - для того, чтобы делать добро и не делать зла.
В заключение мы все, участники конференции, сфотографировались на память. Фотография опубликована на сайте конференции, а через несколько дней копии снимка были разосланы всем участникам по электронной почте.
В принципе, конференция продолжалась еще третий день - 22 ноября. Но в тот день было только одно мероприятие - встреча в Студенческом союзе МГТУ МИРЭА, которая должна была продолжаться два часа - с 12.00 до 14.00. Но участие в ней было необязательным - основные мероприятия конференции закончились к 14 часам 21 ноября.
Я пошла обедать в столовую МГТУ МИРЭА (на этот раз обед стоил 220 рублей), затем зашла в гостиничный номер, немножко полежала на кровати, а затем, в 14.45, пошла гулять по проспекту Вернадского. На этот раз я пошла на северо-восток, в сторону уменьшения номеров домов, и за два часа дошла до начала проспекта и вернулась обратно. При этом я и туда, и обратно шла по четной стороне проспекта и практически не обращала внимания на здания и иные особенности, находящиеся на нечетной стороне.
Выйдя на проспект Вернадского, я в первую очередь перешла через улицу Коштоянца. По левую сторону было несколько строящихся высотных домов с подъемными кранами, за которыми, как я уже говорила, расположилось здание университета МГТУ МИРЭА. Оно имеет адрес: проспект Вернадского,78, но фактически расположено вдоль улицы Коштоянца. По отношению к проспекту Вернадского здание ВУЗа находится в глубине, причем в достаточно сильной.
По проспекту Вернадского ходят троллейбусы маршрута № 34 и автобусы нескольких маршрутов.
Пройдя метров двести, я дошла до следующего перекрестка - здесь проспект Вернадского пересекает улица, не обозначенная на карте. Какого либо здания непосредственно на перекрестке нет, поэтому мне не удалось выяснить, как называется эта улица. Перейдя через нее, я пошла вдоль торговых лотков, в глубине за которыми расположилось здание еще одного ВУЗа - МГИМО (Московского государственного института международных отношений; в настоящее время данный ВУЗ, как и МГТУ МИРЭА, также имеет статус университета). Адрес университета МГИМО - проспект Вернадского, 76, а вход в него - с улицы Лобачевского, которую мне предстояло пересечь.
Здание университета МГИМО
Этот квартал был достаточно длинным. После того, как я его прошла, я перешла по светофору через улицу Лобачевского, которая в данном месте пересекала проспект Вернадского. Улица названа в честь известного российского математика Николая Ивановича Лобачевского (1792-1856), создателя неевклидовой геометрии, профессора Казанского университета (в течение девятнадцати лет Лобачевский был его ректором).
Николай Иванович Лобачевский Улица Лобачевского
После улицы Лобачевского и до улицы Удальцова (следующая пересекающая проспект Вернадского улица) на четной стороне проспекта расположился достаточно длинный квартал жилых домов. Непосредственно на проспекте стоят высотные домá более поздней постройки (большинство из них имеют в своем номере букву А - 70А, 64А, 58А, 50А, 38А и т. д.), а в глубине расположились старые-добрые пятиэтажки без лифта, в одной из которых, имеющей номер 44, живет мой двоюродный брат Андрей с семьей - женой Юлей, дочерьми Мариной и Настей и маленьким сыном Володей, которому едва исполнилось три месяца. В другой пятиэтажке, с номером 54, раньше жила тетя Таня (мама Андрея и младшая сестра моей мамы Евгении Григорьевны). Однако пятьдесят четвертый дом, равно как и соседний пятьдесят второй, в 2001 г. пришли в аварийное состояние и были снесены, а тетя Таня переехала в новый высотный дом на Никулинской улице, являющейся, как следует из указателей, продолжением улицы Покрышкина и начинающейся в восьмистах метрах к западу от проспекта Вернадского. А сорок четвертый дом, как и многие другие пятиэтажки, сохранился до настоящего времени. Такая разная судьба у казалось бы однотипных домов...
Прийти в гости к кузену я не могла - Андрей был на работе, Марина и Настя - в школе, а Юля сидела дома с маленьким Володенькой - им было явно не до тети Маши (т. е. меня любимой ). Но из любопытства я решила пойти вглубь квартала и хотя бы подойти к сорок четвертому дому и к тому месту, где раньше был пятьдесят четвертый - благо, было еще светло и можно было легко выбраться из дебрей обратно на проспект. Свой экскурс я начала у дома № 58А. Обойдя справа современную высотку, стоящую на проспекте, я пошла по тропинке, ведущей вглубь квартала.
В глубине квартала я обнаружила пятиэтажные домá № 58, 60, слева от них - 66 и 68, справа - дестский сад, имевший номер дóма 56. Правее детского сада был пятиэтажный дом № 50, а между пятидесятым домом и садиком - разрытая площадка, на которой два экскаватора, управляемые рабочими из Средней Азии или с Кавказа, рыли землю и укладывали трубы. По-видимому, именно здесь когда-то стояли домá № 52 и 54, которых теперь больше нет...
В это время просигналил мой телефон - мне из Санкт-Петербурга пришло СМС от монахини, ответственной за распределение чтений (в Католической церкви, в отличие от Православной, чтения из Библии во время богослужений (за исключением Евангелия, которое может читать только дьякон или священник), как правило читают не священно- и церковнослужители, а простые прихожане) с приглашением читать второе чтение на двенадцатичасовой мессе в наступающее воскресенье. Но я ответила, что, к сожалению, нахожусь в командировке в Москве и поэтому не смогу в воскресенье прийти на дневную мессу - в церковь в воскресенье я смогу приехать только вечером, к девятнадцати часам.
Операции с телефоном несколько отвлекли меня от цели исследования, но я не потерялась в этих дебрях. Я всё еще шла вдоль пятидесятого дóма по проспекту Вернадского.
Обойдя пятидесятый дом, я пошла дальше. В доме № 48 расположился технический участок, а справа от него - еще два пятиэтажных дóма. Первый из них, расположенный глубже по отношению к проспекту Вернадского, имеет номер 46, а второй, находящийся в небольшой глубине, практически сразу же за высоткой - 44. Именно здесь живет Андрей с семьей. Дом снаружи - серый, весьма неказистый, с лоджиями на всех пяти этажах. Подъезды, как и практически везде в крупных городах, оборудованы домофонами. Сейчас это необходимая мера безопасности.
Обойдя слева высотку, загораживающую дом № 44 (она имела номер 38А), я вернулась на проспект Вернадского и больше не уклонялась вглубь. Следующей пересекающей улицей была улица Удальцова, которую я перешла по светофору. Она названа в честь российского юриста и экономиста Ивана Дмитриевича Удальцова (1885-1958). В течение двух лет, с 1928 по 1930 г., он был ректором Московского государственного университета (МГУ), а затем в течение четырнадцати лет, с 1941 по 1955 г., деканом экономического факультета данного ВУЗа. Кроме того, в 1944 г. в течение нескольких месяцев Удальцов был первым директором Института международных отношений (ныне - университет МГИМО).
Иван Дмитриевич Удальцов Улица Удальцова
Перейдя через улицу Удальцова, я прошла мимо высотного здания гостиницы "Комета", расположившейся в шестнадцатом доме по проспекту Вернадского, и мимо станции метро "Проспект Вернадского" - второй с кольца (после "Юго-западной") станции Сокольнической линии Московского метрополитена.
Станция метро "Проспект Вернадского" Гостиница "Комета"
Пройдя еще метров двести, я дошла до начала проспекта Вернадского. Далее начинался (точнее кончался - здесь были максимальные номера домов) Комсомольский проспект. На дорожном указателе была надпись: до станции метро "Университет" - 2,6 километра. Понимая, что я рискую удалиться слишком далеко от моей гостиницы, я повернула назад и, идя по четной стороне проспекта Вернадского, дошла до улицы Коштоянца и примерно к 16.45 вернулась в свою гостиницу (к этому времени уже стемнело - заход Солнца в Москве 21 ноября был в 16.13, а долгота дня - 7.57). В кафе "Гарвард" я купила продукты для вечернего перекуса - на целых двести рублей .
Отдохнув в номере в течение получаса, в 17.15 я вновь вышла - в этот день, 21 ноября, по календарю Католической церкви совершается память Введения во храм Пресвятой Девы Марии (один из дней памяти моей небесной покровительницы), и я решила поехать в церковь св. Людовика на вечернюю мессу.
В Москве, как и в Санкт-Петербурге, имеется несколько католических храмов (при этом в Северной столице их значительно больше - целых семь (включая один монастырский - св. Антония Падуанского на территории одноименного францисканского монастыря), тогда как в Первопрестольной - только три). Но от "Юго-западной" мне удобнее всего было ехать в храм св. Людовика, расположенный на Малой Лубянке, дом 12, недалеко от станции метро "Лубянка" Сокольнической линии. Мне предстояло проехать без пересадок десять станций. В католических храмах Санкт-Петербурга вечерняя месса начинается в 19 часов, но в Москве, как я узнала по интернету, начало вечернего богослужения - на полчаса раньше, в 18.30. Учитывая, что я впервые еду в храм св. Людовика, и надо будет еще разыскать дорогу к нему, я вышла с запасом - за час с четвертью.
Войдя в вестибюль станции метро "Юго-западная", я использовала вторую поездку на моей транспортной карте, поэтому на обратном пути надо будет покупать новую карту. На этот раз я ехала в первом вагоне (именно он был ближайшим к входу в станцию, через который я вошла). Я села в метро с кольца, поэтому вагон вначале был свободным. Впрочем, и впоследствии он не сильно заполнился - Сокольническая линия не является самой загруженной линией столичной "подземки" (в отличии, например, от Замоскворецкой и Таганско-Краснопресненской линий, где в часы "пик" в вагонах зачастую яблоку негде упасть).
Смотря в окно вагона, я заметила, что на некоторых перегонах (в частности, от "Парка Культуры" до "Кропоткинской") встречные поезда идут в одном тоннеле по путям, расположенным практически вплотную друг к другу, и лишь вблизи станций и на самих станциях встречные пути отходят друг от друга на некоторое расстояние, достаточное для того, чтобы пассажиры могли свободно идти по вестибюлю. У нас в Санкт-Петербурге такой тесноты в метро нет - везде для встречных поездов построены два независимых тоннеля, и лишь в некоторых местах (например, недалеко от станции "Парк Победы" Московско-Петроградской линии) в стенах тоннелей имеются отверстия, и можно увидеть поезд, идущий навстречу. Но он идет не вплотную к поезду, в котором вы едете, а на некотором расстоянии от него.
Все станции от "Юго-западной" до "Лубянки" были объявлены мужским голосом. Но выйдя из вагона на станции "Лубянка", я проехала в точности всю "мужскую" часть линии - идя по платформе, я услышала, что объявление "Осторожно, двери закрываются! Следующая станция - "Чистые пруды" уже звучало в исполнении дамы.
Станция метро "Лубянка" Лубянская площадь
Как раз со стороны первого вагона был выход на Лубянскую площадь, Большую и Малую Лубянку и некоторые другие улицы. Поднявшись по эскалатору наверх, я обнаружила, что станция метро "Лубянка" имеет девять выходов. Мне была нужна улица Малая Лубянка, и, согласно картам, к интересующей меня улице надо было выходить через выход № 3. Однако "тройка" была закрыта в связи с ремонтными работами, и я вышла на поверхность через соседний выход № 4. Как и все выходы с "Лубянки", четвертый расположен на Лубянской площади, а именно - на перекрестке с Мясницкой улицей. Времени было 17.57, т. е. до начала службы у меня есть еще как минимум полчаса для того, чтобы разыскать храм. Непосредственно на данном перекрестке велись дорожные работы, часть пространства была огорожена металлическим забором, и, чтобы выйти на Лубянскую площадь или на Мясницкую улицу, сначала надо было идти около ста метров по узкой тропинке вдоль забора.
Если бы я знала, то можно было бы пойти по Мясницкой улице до следующего перекрестка, далее - по нечетной стороне Милютинского переулка до седьмого дома, и оттуда - во двор. Именно здесь, в глубине улицы Малая Лубянка, и расположен храм св. Людовика. Но я была в этих краях первый раз, поэтому сначала я пошла не по тому пути - прошла вдоль забора и вышла на Лубянскую площадь.
Здесь я спросила у полицейского регулировщика: "Подскажите, пожалуйста, как пройти на улицу Малая Лубянка?" Инспектор указал мне путь: по улице Большая Лубянка, ответвляющейся непосредственно от Лубянской площади, до следующего перекрестка, и затем один квартал направо по пересекающей улице. Поблагодарив стража порядка, я пошла по Большой Лубянке до ближайшего перекрестка. Налево шла улица Кузнецкий Мост, а направо - Фуркасовский переулок. Перейдя через перекресток, я свернула в Фуркасовский переулок и пошла по его нечетной (дальней) стороне. На следующем перекрестке переулок пересекала интересующая меня улица Малая Лубянка.
Улица Большая Лубянка Фуркасовский переулок
Я перешла на правую (четную) сторону Малой Лубянки и пошла по ней, повернув налево. Непосредственно на углу с Фуркасовским переулком расположился восьмой дом по Малой Лубянке, далее - десятый, затем - двенадцатый. Я заглянула в дверь двенадцатого дома (она не была оборудована домофоном), но сразу поняла - здесь не церковь, а какая-то светская контора. Пройдя еще метров сто, я, наконец, увидела в глубине церковное здание. Это и был католический храм св. Людовика. Его адрес: Москва, ул. Малая Лубянка, дом 12А. О букве А часто забывается в официальной информации...
Католический храм святого Людовика Улица Малая Лубянка
Строительство первого, деревянного храма св. Людовика в глубине улицы Малая Лубянка (с другой стороны данный проход выходит на Милютинский переулок) началось в 1789 г. - в год Великой Французской революции - по инициативе французов, проживавших в Москве. Достаточно быстро проект строительства получил разрешение московских властей и был одобрен императрицей Екатериной Второй. Уже через два года, в 1791 г., храм был полностью построен, и 30 марта состоялось его освящение в честь французского короля Людовика Девятого (1214-1270, король с 1226 г.), канонизированного Католической церковью в 1297 г. папой Римским Бонифацием Восьмым (1235-1303, папа с 1294 г.). Память св. Людовика, согласно Генеральному календарю Католической церкви, является факультативной и совершается в годовщину смерти короля - 25 августа.
Людовик стал королем Франции в двенадцатилетнем возрасте. Он возглавил седьмой (1248-1254) и восьмой (1270) крестовые походы. Последствия обоих были весьма неприятными - в первый раз король попал в плен к египетским пиратам, выкупиться из которого смог только отказом от Дамиетты (город в Египте, который незадолго до пленения короля был взят французскими войсками), а во второй и вовсе заболел тифом и умер (причем за двадцать два дня до смерти Людовика, 3 августа, от тифа умер его сын - принц Тристан). Но для руководителей средневековой церкви "богоугодных" дел, предпринятых Людовиком, было достаточно, чтобы объявить весьма посредственного правителя святым .
В 1789 г. во Франции вспыхнула революция, и проживавшие в Москве французы решили посвятить храм, который был построен в это время, небесному покровителю пока еще правившего короля Людовика Шестнадцатого (вскоре, 21 января 1793 г., он будет гильотинирован, а 16 октября того же года та же печальная участь постигнет и королеву Марию-Антуанетту... ).
Первый храм простоял немногим более сорока лет, после чего был снесен, и в 1833-1835 гг. в течение двух лет был построен новый, каменный, храм, который стоит по сей день. Богослужения в современном храме начались сразу же после окончания строительства, в 1835 г., однако освящение церкви состоялось лишь четырнадцать лет спустя - 17 июня 1849 г. По-видимому, промедление с получением разрешения на освящение от императора Николая Первого было связано с тем, что после Польского восстания 1830-1831 гг. в России началась эпоха гонений на Католическую церковь .
В эпоху воинствующего атеизма, наступившую в России после 1917 г., для храма св. Людовика, как и для других религиозных учреждений нашей страны, наступили тяжелые времена. Священники - бóльшей частью французы - подвергались гонениям и постепенно были высланы из страны. Однако храм св. Людовика, в отличие от других католических церквей столицы, не был закрыт и долгое время оставался единственным действующим католическим храмом Москвы и одним из двух (наряду с храмом Пресвятой Девы Марии Лурдской, что в Ковенском переулке Ленинграда (Санкт-Петербурга), прихожанкой которого я являюсь) действующих католических храмов в России (не в СССР, ибо в то время действовали еще несколько церквей нашей конфессии в Латвии и в Литве). Вместо высланных французов в храме св. Людовика стали служить священники - граждане СССР (бóльшей частью латыши и литовцы).
13 апреля 1991 г. началось возрождение храма св. Людовика - в этот день папа Римский Иоанн-Павел Второй издал декрет о создании Апостольской администратуры для католиков латинского обряда европейской части России с центром в Москве (11 февраля 2002 г. она была преобразована в Московскую архиепархию Римско-Католической церкви в России). Первым администратором стал архиепископ Тадеуш Кондрусевич (р. 1946), вступивший в должность 28 мая 1991 г. (церемония вступления в должность) проходила именно в храме св. Людовика. К сожалению, архиепископ Кондрусевич имел пристрастие к коррупции, за что в 2007 г. был освобожден от должности по личному распоряжению папы Бенедикта Шестнадцатого. Новым ординарием Московской архиепархии стал архиепископ Паоло (Павел) Пецци (р. 1960).
В настоящее время в храме св. Людовика совершаются богослужения двух приходов - как прихода св. Людовика (бóльшей частью франко- и англоязычного), так и прихода свв. апостолов Петра и Павла (русскоязычного). Данное обстоятельство связано с тем, что храм свв. Петра и Павла, расположенный в Милютинском перулке, дом 18 (как я уже говорила, Милютинский переулок идет параллельно Малой Лубянке вдоль тыльной стороны храма св. Людовика), до сих пор так и не возвращен церкви - здание церкви использует не по назначению НИИ "Гипроуглемаш". При этом в будние дни все мессы совершаются на русском языке, а по субботам и воскресеньям, наряду с русскими совершаются также службы на английском и французском языках.
Подойдя к храму, я вошла внутрь, поднялась по лестнице на пол-этажа вверх, вошла в молитвенный зал и села на свободное место в первом ряду на левой стороне, рядом с проходом. Было 18 часов 28 минут. Вечер пятницы, и храм был полупустой.
Боковой алтарь в честь Пресвятой Девы Марии Витраж с изображением св. Иосифа
В 18.30 началась месса (действительно, в Москве вечернее богослужение начинается на полчаса раньше, чем в Санкт-Петербурге). Богослужение на русском языке совершал настоятель прихода свв. Петра и Павла отец Игорь Ковалевский (р. 1965). В начале XXI века отец Игорь некоторое время служил у нас в Санкт-Петербурге, в храме Пресвятой Девы Марии Лурдской, и я сразу же его узнала. Отцу Игорю сослужил незнакомый мне дьякон.
Богослужение продолжалось менее получаса и в 18.59 уже закончилось. Я спокойно пела знакомые мне песнопения (они во всех католических храмах России одинаковые), и, несмотря на то, что я была в этом храме впервые, духовенство и прихожане сразу же узнали во мне "свою" (в частности, отец Игорь без каких бы то ни было вопросов причастил меня). В католическом храме я гораздо лучше себя чувствую, чем в православном.
Немного помолившись после окончания богослужения, я вышла из храма на улицу. Я свернула не налево, а направо, и вместо Малой Лубянки попала на Милютинский переулок, на его нечетную сторону около седьмого дома. Однако, зная, что переулок расположен недалеко от Лубянской площади, я решила не возвращаться, а пойти по нему. Выбрать правильное направление не составляло труда - я пошла в сторону уменьшения номеров домов.
Милютинский переулок Мясницкая улица
Дойдя до начала Милютинского переулка, я повернула направо - на Мясницкую улицу, и уже в 19.10 пришла по ней к станции метро "Лубянка". Войдя в вестибюль, я купила новую карту на две поездки за восемьдесят рублей (на этот раз кассир выдала мне вместе с картой красивый чек, который я сохранила на память). Сразу же, пройдя через турникет, я использовала первую поездку, спустилась по эскалатору и села в последний (седьмой) вагон подошедшего поезда. Вагон вновь был достаточно свободным, и я сразу же села. Но на последующих станциях вагон заполнился, и вскоре свободных мест не осталось - они освободились только на предпоследней станции, "Проспект Вернадского". Все станции объявлял женский голос.
Когда я выходила на улицу с "Юго-западной", ко мне хотел пристать молодой человек. Неожиданно он сзади догнал меня и сказал мне: "Девушка, разрешите с Вами познакомиться!" Я сказала: "Извините, нет!" Он продолжал настаивать: "Но Вы мне очень нравитесь!" Пришлось как следует рявкнуть на него (мне показалось, что этот парень был из шайки карманников). После второй моей реплики юноша предпочел ретироваться - он быстрым шагом пошел вперед и присоединился к молодому человеку более высокого роста и крупного телосложения. Эти двое вышли из подземного перехода станции по левой лестнице, а я пошла по правой. Выйдя на проспект Вернадского, я дошла до улицы Коштоянца, свернула на нее и через КПП № 2 прошла в свой гостиничный комплекс. Ровно в 20.00 я вошла в свой номер.
Перекусив провизией, купленной в "Гарварде", я легла на кровать и вскоре заснула. Проснувшись около 22.30, я сняла макияж и искупалась в душе (на этот раз без головы, поэтому я надевала шапочку для душа). В связи с "брызгающим эффектом" всё равно пришлось немного подсушить кончики волос феном. Затем я оделась в ночное и около 23.00 легла спать.
С уважением, Мария Константиновна.
Другие части рассказа:
Главная - О проекте - Помощь - Добавить отзыв - Реклама на сайте - Обратная связь
© awaytravel.ru, 2010-2017. При использовании материалов обязательна ссылка на www.awaytravel.ru
Читайте также