Куба – Чудо-остров, жить на нем легко и просто!
Каких-то полчаса езды на арендованном скутере от туристической «резервации» – полуострова Варадеро, и вы оказываетесь в портовом городе Матансас, административном центре одноименной провинции. Лишь 30 км разделяет мир 5-звездных гостиниц, белоснежных пляжей и прогулочных яхт, от мира запущенных, с облезлыми стенами домов, 30-летних «москвичей» и «копеек», которые удивительным образом до сих пор «на ходу», пустых полок магазинов и «пионеров» в белых рубашках, шортах и красных галстуках.
Матансас – город скорее промышленный, чем туристический, все оживленно движется, хотя и здесь хватает бездельников, слоняющихся по улицам или просто сидящих на пороге собственных жилищ. Один из них, заметив появление иностранцев около кафедрального собора, немедленно следует к нам и предлагает экскурсию. Сначала отмахиваемся, уже зная, что после «экскурсионного» предложения начнется навязывание дешевых сигар, самодельного рома и других кубинских прелестей. Но Арамис, так, оказывается, звать нашего нового знакомого, не ожидая согласия, начинает рассказ о своем городе, основанном колониалистами еще в конце XVII ст. Оценив эту настойчивость, мы вынуждены принять предложение прогуляться по городу, тем более что еще один скучающий тип за доллар соглашается присмотреть за скутером.
Оставляем транспорт без особых опасений – Куба одна из самых безопасных стран мира. Конечно, туристы иногда могут пострадать от бытового мошенничества и мелких краж, но лишь, если сами дадут повод. Ни о каком насилии или грабеже не может быть и речи. Кубинцы своих домов вообще не закрывают, но, откровенно говоря, и красть там нечего.
Они не спешат перенимать американские ценности не только потому, что 70% населения не знает что такое жизнь «без Фиделя». Просто их вполне удовлетворяет положение вещей. Государство гарантирует хоть минимальное, но обязательное обеспечение и бесплатное образование. Две булочки и стакан бобов в день, одна курица в месяц – все это можно получить по талонам за копейки. Другой провиант растет на деревьях или плавает в море. Хоть на вылов лангустов и других деликатесов установлена государственная монополия, все понемногу браконьерствуют. А медицина признана одной из лучших в мире – на 140 человек один врач.
По большому счету, прав был Арамис, когда утверждал, что кубинцам не много нужно. Жизнерадостный характер, лето 12 месяцев в году, обворожительность и раскованность местных женщин помогают переживать все неурядицы. И еще, музыка. Зажигательные мотивы преследуют вас везде, и услышав их, старые и молодые начинают пластично двигать в такт бедрами. Кубинцы шутят над собственной слабостью и рассказывают: Около уличных музыкантов рыдает и одновременно танцует девушка. Ее спрашивают: «Почему плачешь?» – «Мама болеет». – «А почему тогда танцуешь?» – «Так музыка прекрасная!».
Впрочем, это касается не только кубинцев. Атмосфера невероятной легкости бытия захватывает любого, кто, едва покинув самолет, в полную грудь вдохнул влажный, с запахом океана воздух.
К иностранцам кубинцы относятся радушно, всегда готовы прийти на помощь, хотя и намекают на скромное вознаграждение. Они редко отказывают в просьбе, даже, если не в состоянии ее выполнить. В таких случаях они просто заверят вас, мол, не волнуйтесь – все обязательно будет «маньяна», что в переводе с испанского значит «завтра». Но не радуйтесь – на Кубе «завтра» – это «никогда». Поэтому, когда официальный Вашингтон говорит, что «завтра Куба будет иной», кубинцы в слово «завтра» вкладывают собственный смысл.
Арамис продолжает свой рассказ. Интересуюсь, откуда он так прекрасно знает историю страны. Оказывается – студент философского факультета.
– И как философу живется на Кубе? – провоцирую его я.
– Куба замечательная страна, – серьезно отвечает кубинец, и, снижая голос и оглядываясь, добавляет, – вот только свободы здесь нет.
Не ввиду того, что за разговоры о «несвободе» на Острове Свободы можно очень легко попасть в тюрьму, начинаю расспрашивать нашего диссидента о том, что кубинцы думают о Кастро.
– Никто его не любит, все ждут, когда сменится власть, – продолжает шепотом Арамис.
Но вопреки всем «пожеланиям» и прогнозам Коменданте не торопится покидать этот свет. И хоть физически он не появлялся на публике уже давно, он несколько раз давал телеинтервью. Несмотря на значительно поседевшие волосы и бороду, Фидель выглядит вполне адекватным, хотя, вероятно, к выполнению своих обязанностей он уже не вернется. Кубинцы даже шутят: «Фиделю подарили черепаху, живущую 300 лет. Тот отказался. «Беда, – говорит, – с теми черепахами. Я постоянно грущу, когда они умирают».
Преемником Фиделя считают его младшего (на 5 лет) брата Рауля. В этом легко убедиться, смотря местное телевидение: вот черно-белая хроника – молодой Рауль с братом да еще живым Че Геварой, на привале склонились над картой боевых действий. Вот современные кадры – Рауль в военной форме и обязательной фидельке посещает военную часть или в костюме и галстуке встречается с лидерами дружественных государств. Больше хочу узнать от кубинца:
– А что Рауль?
– О, это еще хуже, – для большей убедительности наш собеседник проводит ребром ладони по горлу.
Время прощаться. Благодарю Арамиса пятеркой конвертированных песо (специальной валютой для иностранцев – 1:1 приравнивается к доллару). Наш случайный экскурсовод оказывается не таким уже и альтруистом, намекая, что его услуги стоят дороже. Набрасываю еще несколько песо, и, как сатисфакцию задаю последний вопрос:
– А когда на Кубе могут произойти изменения?
– Никогда. Кубинцам, по большому счету, нужны три вещи: ром, танцы и секс, – отвечает Арамис, сопровождая свой ответ характерными жестами, иллюстрирующими кубинскую шкалу ценностей. По-видимому, чтоб было понятнее.
– А это хорошо или плохо? – не успокоюсь я.
После коротких размышлений, он сделал вывод:
– По-видимому, хорошо.
«Это вам какой-то нетипичный кубинец попался. Или обычный «развод» для иностранцев. Студенты такое практикуют. Берут, так сказать, на «жалость», чтоб потом получить монету», – реагирует на мой рассказ Владимир, украинец из Киева, который уже 15 лет живет на Кубе. Мы сидим в прохладном холле гостиницы, попивая самый вкусный в мире мохито. Володя, как настоящий кубинец, предпочитает чистый ром, а не коктейли. Единственное, в чем он соглашается с кубинцем так это в том, что Куба другой станет не скоро: «Людям, в конечном итоге, все равно Фидель или Рауль, главное, чтобы не было резких изменений, – продолжает мой собеседник. – Местные любят повторять выражение «поко а поко». Это значит помалу, не спеша, без «напрягу».
В справедливости этого утверждения убеждаешься на каждом шагу. На Кубе никто не спешит. Потому что спешить, собственно говоря, некуда. Безумный темп информационного общества где-то далеко отсюда, за морями-океанами. Молодые и старые кубинцы, бродящие по улицам или сидящие на парапете набережной – привычная для этих широт картина. «Около 40% населения вообще не работает», – рассказывает Владимир. «За счет чего же они живут», – не перестаю удивляться я. Володя лишь пожимает плечами.
Действительно, времена революционной романтики на острове давно прошли. О них напоминает лишь пронимающая до слез песня «Команданте Че Гевара», а раздается она из окон чуть ли не каждого ресторанчика, в котором прячутся от жары добропорядочные буржуа-туристы. Во всем другом Куба сейчас напоминает Советский Союз середины 1980-х. С одной стороны – официальная пропаганда, идущая с экранов стареньких телевизоров и страниц единственной газеты «Гранма» постоянно рапортует об успехах правительства и коварстве американских империалистов. С другой – карточная система, черный рынок, проституция.
Хотя кубинцы утверждают, что наихудшие времена уже позади. Самое тяжелое было вначале 1990-х, когда страны исчезнувшего СССР, забыв о своем интернациональном долге, оставили Кубу, отказавшись покупать тростниковый сахар и помогать материально. Страна оказалась на грани голода.
Тогда Фидель и ослабил вожжи. Было разрешено мелкое предпринимательство: открытие мастерских, небольших гостиниц и баров. Но период «Нэпа» длился недолго. Кастро очень быстро нашел себе новых товарищей, в первую очередь, Уго Чавеса с неограниченными запасами венесуэльской нефти. Мелкому бизнесу, едва поднявшемуся на ноги, начали опять перекрывать кислород. Тем не менее, минимальные рыночные свободы все-таки оставили, хотя и зажали в тиски налогов. Но как бы, то, ни было, Куба в настоящий момент остается открытой для инвестиций. Преимущественно, в нефтедобывающую промышленность и туризм. Канадские компании уже давно осваивают нефтяные месторождения в Варадеро и претендуют на осваивание новых месторождений. Еще стремительнее развиваются кубинские курорты, своей дешевизной приманивая туристов из Европы и Канады.
Вот лишь американцы ехать на Кубу боятся. Официальный Вашингтон надеется, что после смерти Кастро Куба вернется в лоно демократии, в американском ее понимании. А пока еще торговое представительство США в Гаване окружено частоколом черных флагов и плакатов. Это так называемая трибуна антиимпериализма. Работая в представительстве, американцы вынуждены вместо солнца и океана, ежедневно из окон наблюдать флаги. «Так можно и обезуметь», – делюсь впечатлениями с таксистом. Он меня успокаивает: «Ничего страшного. Представительство в действительности занимает лишь один этаж. Все другие – ЦРУ». Американцев здесь, похоже, никогда не полюбят.
ЗАМЕТКИ ТУРИСТА
Деликатесы из-под полы.
Перелет (туда и обратно) стоит:
В воздухе приготовьтесь провести 13 часов.
Проживание в 5* гостинице в столице Кубы обойдется за сутки €90–115 за одноместный номер и €100-135 – за двуместный. Если договориться с местными, то можно снять помещение в доме колониального стиля за $20 в месяц.
Ром «Гавана клаб» на Острове Свободы вам продадут по цене от $7 до $25 за бутылку. А настоящие гаванские сигары – от $20 до $500 за коробку, в зависимости от качества табака и способа скручивания.
Креветки, лангусты и иные деликатесы, продают иностранцам в специальных магазинах по европейским ценам, однако их можно приобрести намного дешевле на базаре. Там также можно купить множество экзотичных фруктов и четыре вида картофеля.
Главная - О проекте - Помощь - Добавить отзыв - Реклама на сайте - Обратная связь
© awaytravel.ru, 2010-2017. При использовании материалов обязательна ссылка на www.awaytravel.ru
Читайте также