- Батюшка, скажите, а все иконки, которые у вас, они здесь производятся? – спрашиваю я.
- Нет, что вы. На Афоне пишут иконы, но мало. Мы сами в миру закупаем, потом освящаем, - отвечает старец. – А вы что берёте? Две иконки?
Его послушник перед этим назвал цену в 25 евро за иконку, хотя в Уранополисе она стоила 30. Отец Исидор взглянул на меня внимательно и сказал.
- Для вас ещё цену сбавить нужно, берите по 20, - сказав, он стал что-то вычитывать в журнале.
В Москве перед поездкой я купил подарки для святогорцев: увеличительное стекло, бинокль и конфеты, решив для себя, если мне кто-то понравится, подарю ему подарок.
Видя, как пожилой человек щурится, я решил, что мне именно ему нужно отдать увеличительное стекло.
- Спасибо, спасибо, - благодарит отец Исидор. Тут к разговору подключился его послушник.
- Хороший подарок! Вот бы и мне Господь бинокль послал, на пристань ходить, гостей встречать.
- Пожалуйста, получите, - отвечаю я, доставая из рюкзака бинокль.
- Ну что вы, мне неудобно, он же вам нужен. Это я грешным делом просто подумал вслух, - застеснялся послушник.
- Вы наверно думали об этом давно. Богородица поведала мне ваши мысли. Я его специально привёз сюда, дабы вам подарить.
В этот момент отец Исидор закончил со своими записями, открыл книгу и зачитал для меня фразу. (Здесь есть нечто личное, я писать не хочу).
- Вам всё понятно? Запомните эту фразу!
Старец подарил мне книгу, подписав на титульном листе: «Благословение р. Б. Максиму». Выходим из лавки и идём в монастырь. Фотографировать здесь строго запрещено. В 11.20 должен прийти паром Аги Анна, а в 11 часов монахи обещали открыть часовенку, дав возможность приложиться к мощам святых, хранящихся в монастыре. Времени совсем мало, ведь потом нужно бежать вниз на пристань.
Здесь нам опять сопутствует удача, попадается русский монах. Он предлагает подать записки За Здравие и За Упокой. Диктую имена, он записывает в журнал.
Отец Олимпий из Москвы, ему примерно 60 лет, монахом стал 12 лет назад. Более того, он жил в Измайлово, не далеко от меня. Становится жутко интересно пообщаться. Я рассказываю, что на 9-й парковой возле леса в бывшем детском саду теперь сделали церковь. Он удивляется. Спрашивает, действительно ли бывают пробки на лесной дороге между Южным и Северным Измайлово. Наверно кто-то ему уже рассказывал.
- Ладно, пойдёмте. Я вам пораньше отворю, - отец Олимпий ведёт за собой по уходящей вверх лестнице и открывает красивую часовню.
Когда в Москве привозят мощи святых, всегда выстраиваются огромные очереди верующих. Мы с Виктором просто не могли поверить в происходящее, реально охватил некий трепет. По краям часовни установлены раки с мощами Серафима Саровского, Кирилла и Мифодия, святителя Пантелеймона, святого Исакия (в честь него построен собор в Петербурге), стопа Андрея Первозванного, частичка животворящего Древа Креста Господня, и много, много других реликвий, к которым можно спокойно приложиться, и помолившись о чём-то попросить.
Впечатление очень сильное, от мощей реально веет благодать Божья. В какой-то момент мне показалось, что я встретил старого знакомого, которого давно не видел, и что-то ему рассказываю, о чём-то его прошу…
Подтягиваются другие паломники, давая им дорогу, выхожу на улицу. Здесь стоит отец Олимпий. Понимая, что долго не увижу земляка, а может, и вообще не увижу, задаю наболевшие вопросы.
- Отче, скажите, зачем сюда Путин приезжал?
- Я не знаю, - грустно качая головой, отвечает монах.
- Я видел, как он левой рукой крестится?
- Если нет правой, дозволяется креститься левой, или если правая болящая. Здесь он нормально крестился.
- Отче, я с одним русским человеком, он в Ислам перешёл?
- Он погибель готовит себе, душа в ад попадёт. Кому много дано, с того много и спросится. А русскому человеку изначально много дано! – отвечает отец Олимпий.
- Отче, благословите рассказик про Афон написать?
- Напишите. Всё, как и о чём думаете, так и напишите. Благословляю.
- Отец Олимпий, в миру кому-то что-то передать? Ведь я с вами рядом…
- Нет! – он резко обрывает меня и хлопает по плечу, давая понять, что разговор окончен.
Спускаемся вниз к набережной и видим приближающийся паром. Загружаемся и ещё раз любуемся на монастырь Святого Пантелеймона. Очень хорошо, что мы сюда заехали.
Тут я невольно вспомнил свою знакомую Машу, которая не раскрыла мне перед поездкой свои грехи. И вообще, Маша считает, что Бога нет. Примером приводит тот факт, что большой чиновник попал-таки на Святую Гору.
В жизни, если машина не сбавит скорость на повороте, она перевернётся – закон физики. В духовном мире свои законы, неподвластные для человека, но, то, что они существуют, это совершенно точно. Одно могу сказать, посещение Афона помогает человеку стать лучше.
Путь от монастыря Святого Пантелеймона до Дафнии на пароме занимает 10 минут. Открывает откидной трап, и толпа паломников устремляется к автобусам, которые уже ждут возле причала. Водитель собирает по 4 евро и выруливает вверх на дорогу. Петляем по серпантину, упрямо ползущему вверх.
Кусты сменяются деревьями, море где-то внизу и его голубой простор к себе не манит. Безжизненный остров. Нет ни птичьих базаров на его отвесных скалах, ни чаем, выхватывающих из моря добычу. Густая трава и тернистый кустарник не дадут возможность путнику уйти с дороги. Только вперёд, манёвр налево исключён.
В одном месте останавливаемся. Отец взваливает на плечи больного ребёнка, который мычит и стонет. В глазах у мужчины надежда. Паломник несёт своё дорогое чадо в скит, ведь это его родной сын, и он отцу дороже всего на свете. Наверно, они прошли большое количество врачей в миру. Наверно, дома осталась мать, которая пролила ночами множество слёз. Ну почему их Господь так наказал? Остаётся только верить, надеяться и молиться. Автобус движется дальше, отец и сын исчезают за поворотом.
В моей инструкции было написано: «Приехав в Карею, зарезервировать место в маршрутке, которая отправится через 30 минут в монастырь Ватопед, и пойти погулять по городу».
Афон, ГрецияГородок Карея совсем малыш. Он основан первыми афонскими монахами, которые перевели сюда свой административный центр из другого района. Название Карея более позднее, по всей видимости, оно появилось из-за большого количества ореховых деревьев (каридья), растущих в этих местах.
Городок расположен в 8 км. от Дафнии, в центре полуострова на высоте 370 метров. Здесь находится государственный администратор (губернатор) Афона, отвечающий за порядок и безопасность. Губернатор имеет в своём распоряжении полицию и других служащих – представителей Греческого государства на Афоне. А вообще, согласно Хартии 1926г., законодательная власть принадлежит Священному Собранию, состоящему из 20 настоятелей всех монастырей. Собирается собрание 2 раза в год.
Здесь в центре городка стоит Протатский храм (10 век), в котором хранится икона Божьей Матери «Достойно есть». Это главная афонская святыня, она датируется 10 веком и является покровительницей всего Афона.
Но увидеть святыню не удалось. Водитель албанец ватопедского микроавтобуса завёл какой-то спор, что нам нужно звонить в монастырь по телефону, иначе он не повезёт. Вдобавок произошло то, чего я никак не ожидал здесь увидеть.
Маршрутка заполнилась, осталось свободным только место рядом с водителем. Вдруг, как чёрный чёрт из табакерки, на него запрыгнул пьяный монах. Бес резвясь перескакивал со своего места на водительское, делая вид, что именно он повезёт нас.
Какое счастье, что Господь вразумил выйти у Пантелеймона, где мы увидели наших соотечественников. Позже, когда я беседовал с отцом Филаретом в монастыре Святого Павла и поделился подобным казусом, тот ответил.
- Ну, это, наверняка, румын был.
Невольно вспоминается диалог из фильма Брат 2.
- Так он же болгарин?
- Ну, а какая разница?
В Карее множество магазинов и кафе, где можно покушать и даже выпить. Имеются мастерские, где монахи пишут иконы. Но всего этого мы не увидели из-за неразберихи с пьяным монахом и водителем. Боялись, что маршрутка уйдёт без нас.
Через 30 минут сидения в машине водитель изгоняет беса со своего места, и мы трогаемся в путь. Примерно через 10 минут достигаем будки со шлагбаумом. Далее идут земли монастыря Ватопед, и пассажиров на КПП проверяют по списку. Пассажиры греки, пользуясь тем, что бес вылетел из машины воровать помидоры в близлежащем огороде, извиняются перед нами за конфуз. В дальнейшем мы убедились, если теоретически можно прийти в любую обитель и попроситься на постой, на практике такое происходит не везде. Если нет мест, то паломника не пустят.
Монастырь Ватопед считается в наше время основным монастырём, именно он дал нам приглашение. Согласно преданию его основал Константин Великий в благодарность Богородице за спасение своего сына от гибели в бурлящем потоке. Благодаря вмешательству Богородицы, мальчика течением прибило к дереву. В честь этого и название «вато» - дерево, «педи» - ребёнок.
В 892 г арабы, во время одного из своих нашествий, разрушили монастырь. Позднее братья Антоний, Николай и Афанасий из города Андианопулис восстановили его. Именно из Ватопеда прибыл на Русь переводить книги Максим Грек. Увидев несправедливость, мой тёзка стал изобличать бояр, за что и поплатился. Неугодного монаха отправили в ссылку.
Бесконечно синее небо накрывает куполом зелёные горы и серпантин дороги. Изредка попадаются встречные машины. С Божьей помощью маршрутка спускается с гор в благодатную долину, раскинувшуюся между двух холмов, образующих бухту. Предполагается, что на этом месте стоял античный город Дион. Возможно, именно здесь располагалось святилище Зевса и богини Деметры со знаменитым колодцем.
С помощью зеркала, подвешенного над ним на тонкой нити, больным предсказывали жизнь или смерть. Во времена правления императора Феодосия на этом месте построили христианский храм, под страхом смерти запретив идолопоклоннические ритуалы.
Афон, Греция Афон, Греция Афон, Греция
Комплекс зданий обтянутых строительными лесами, застывший свечой подъёмный кран, рабочие у главного входа – таким предстал Ватопед. Даже знаменитая икона над монастырскими воротами «Тироволитисис» (Расстрелянная) и то закрыта металлическими каркасами.
В 1822 году на подавление греческого восстания в Ватопед прибыл турецкий гарнизон. Один из солдат (племянник командира) выстрелил из ружья в икону над входом, попав Богородице в руку. На следующий день турок, потеряв рассудок, повесился. Но командир отряда не стал мстить за племянника монахам, увидев в этом промысел Божий.
Пройдя под «Расстрелянной» входим в монастырь. Здесь сразу на входе монахи привратники спрашивают у нас диамонтрион. Привратники обычно отвечают за приём гостей, они так и живут возле входа в специальной келье. Но что-то греки привратники к нам не очень приветливы, разительная разница с монастырём Святого Пантелеймона. Мне говорили, что русские здесь есть, но их мало.
Поднимаемся в один из корпусов на второй этаж в архонтарик (гостевые покои).
Теперь становится ясна ситуация с пьяным монахом. Он сам приехал в Ватопед, он не местный, хотя, по всей видимости, бывает он здесь часто. Вскоре, в качестве приветствия, монахи выносят на подносе стакан холодной воды, лукум и стопочку раки. Ах, как приятно выпить 50 капель после утомительной дороги.
В Ватопеде к нам присоединились два молодых парня, которых я видел в турагентстве в Москве, и всю нашу русскую группу из четырёх человек заселяют в келью, разделённую на две комнаты. Кровати чистые, бельё свежее, но туалет и душ общий, расположенный в отдельной комнате в коридоре.
Падаю спать, но отдохнуть удаётся лишь чуть-чуть. Почему-то много мух, они злые, приставучие. Окна выходят в монастырский двор, который совершенно пуст. Братия в это время дня отдыхает. Вскоре отправляемся осматривать спящий Ватопед.
Афон, Греция Афон, Греция Афон, Греция Афон, Греция
Монастырские здания представляют в плане многоугольник и с внешней стороны образуют крепость. Внутренний двор состоит из двух частей. Южная, повторяя рельеф горы, поднимается вверх. А северная часть, на которой построен собор Благовещения Богородицы, трапезная и колокольня, плоская, и вытянута на 200 метров. Наступая на каменные плиты двора можно представить, как по ним ходил сам Максим Грек.
В 60х годах прошлого века здесь служило с десяток монахов. В фильме «Я иду, шагаю по Москве», который снят примерно в то же время, в одном из эпизодов показано не более 5 прихожан на службе в московском храме. Человек взлетел в космос, высадился на Луне, и интерес к религии, не только в СССР, но и во всём мире, был утерян. Людям казалось, они вот-вот разгадают секрет своего земного бытия. Служить Господу в те годы никто не шёл. Примерно с 70х годов количество монахов в Ватопеде, да и на самом Афоне, стало потихоньку увеличиваться. В наши дни в обители 300 монахов, это здесь самый большой монастырь.
Примерно в 16.30 на пустом дворе появляется чернобородый человек в чёрной одежде. Он подходит к колокольне, и, раскачивая верёвку, начинает звонить в колокол, пробуждая братию к вечерне. Через какое-то время у дверей собора начинают собираться одетые во всё чёрное бородатые мужчины разного возраста.
Как удивительно устроен мир! Ещё вчера в это время мы колесили по Греции и проживали совершенно другую жизнь, которая протекает совсем рядом. Задетое самолюбие Виктора шипело, словно чайник, бурлило едкими фразами от того, что блондинка подсела не к нему. Сколько лет назад это было? День кажется бесконечным, и он не планирует заканчиваться.
Крестимся на входе и вместе с братией заходим в собор, который воздвигнут в византийском стиле. Время постройки 10 век, а первая церковь на этом месте стояла уже в 4ом веке. Внутри собор Благовещения Богородицы украшен старинной мозаикой и фресками 14ого века.
Шествуя чётким строем, монахи прикладываются к иконам у алтаря, затем дозволяется приложиться и паломникам. Огромный иконостас, потрясающая покрытая золотом люстра, находящаяся в свою очередь внутри золотого паникадило, которое обрамляют двуглавые орлы, держащие всю корону паникадило на уходящих под потолок цепях.
Но фотографировать это великолепие запрещено. В основном зале и в притворе собора установлены деревянные кресла с откидными сиденьями. Можно стоять, упершись руками о подлокотники, дозволяется и сидеть. Многие монахи уже не молоды, и выстоять всю службу им было бы тяжело.
Начинается вечерня. Чтец читает молитву, а братья, стоящие сзади, начинают ему подпевать, с противоположной стороны храма им вторит другой монах. Слов не понимаю, но с удовольствием слушаю эти певучие звуки. Вдыхаю аромат ладана. В нужный момент, повторяя за всеми, начинаю креститься. Ощущение такое, словно мы попали в древнюю Византию. Где-то за стенами враги, и мы молимся Пресвятой Богородице о спасении. Не хватает только тонких женских голосов.
У монахов горят глаза, они все в себе, в молитве. Глаза священника другие, батюшки, наоборот, смотрят в мир, на свою паству.
В 13-м веке монахи Ватопеда не пожелали принять унию и подчиниться папе римскому, за что приняли страшную смерть. Игумен Евфимий был утоплен, а 20 монахов католики повесили. Я уверен, что в наши дни ситуация бы повторилась. «Православие или смерть» - главный лозунг афонских монахов.
Другие части рассказа:
Продолжение рассказа:
Главная - О проекте - Помощь - Добавить отзыв - Реклама на сайте - Обратная связь
© awaytravel.ru, 2010-2017. При использовании материалов обязательна ссылка на www.awaytravel.ru
Читайте также