СОВРЕМЕННАЯ ИСТОРИЯ НОВОЙ ЗЕЛАНДИИ
от начала европейской колонизации и до наших дней в двух словах.
Несмотря на вольное (а иногда фривольное) толкование событий, все исторические факты достоверны и взяты из внушающих доверия источников. Как и всякая история это всего лишь описание действий и поступков людей, а не анализ причин их вызвавших.Краткость будет компенсированна в других главах, где наряду с туристическими достопримечательностями я буду обращаться и к истории.
ПЕРВЫЕ КОЛОНИСТЫ И БЕРЕГ ЛЮДОЕДОВ
Современная Новая Зеландия имеет свои корни от колонизаторских времён великих географических открытий 18 века и цивилизации народа океании - Маори. Самая видимая для глаза новоприбывшего туриста часть этой смеси - мода хождения босиком. Которую с удовольствием и шиком переняли и европейские колонисты. Человека с усами и бородой, детей и девушек можно наблюдать босоногими как в центре города, так и в больших шоппинг центрах. и не удивляйтесь если в магазине встретите вроде-бы приличного человека, но в одних трусах и босиком. Это типичный Киви, в типичных “Киви шортах”.
Надо отметить что слово колонизация, колониальный не имеет здесь отрицательного смысла, как мы в России привыкли думать. Колонизация, по понятиям людей населяющих эти бывшие земли Британской Империи это освоение новых земель, создание на них удобных условий для жизни. Многие продукты, например что бы подчеркнуть их традиционное качество имеют в своём наименовании слово колониальный.
Конечно первые колонисты из Европы были не из самых добропорядочных граждан. Сейчас спокойный, маленький городок Рассел любимое место для проведения отпуска. Окруженный пляжами с дорогими домами-дачами, знаменит океанской рыбалкой Биг Гейм, где добычей может быть двух метровый марлин. И не вериться что двести лет назад это место моряки называли меж собой Pacific Hellhole - Тихоокеанский притон (адская бездна – дословный перевод).
В бухтах Bay of Islands (что переводится просто – залив островов) начиная с 1800 годов появились первые поселения колонистов. Англичане китобои, шотландские плотники, Ирландские мастеровые. Немалую часть составляли беглые каторжане из Австралии, дезертиры с кораблей и подобная публика. Добыча китов, их разделка были основным занятием. Гостиницы и харчевни для китобоев и моряков с приходящим за товаром кораблей, оживлённые рынки местных продуктов и привозных товаров дополняли картину. Местные племена Маори принимали живое участие в торговле и разного рода сервисе. Не было ни полиции, ни каких либо других властей. Всё держалось на самоорганизации и нескольких священниках.
Впрочем христианские нравы не особенно приживались.
К примеру в 1830 году две фаворитки капитана китобойного судёнышка повздорили между собой. К несчастью они принадлежали к разным племенам. Это стало поводом для реальной войны, настоящей причиной которой была борьба за доминирование в торговле с пришельцами. Власть в лице нескольких священников миссионеров была бессильна прекратить бои. Эта война между Маори получила название Девичья война.
Но тем не менее Европейская колонизация протекала довольно мирно, в сравнении с тем как это происходило тогда в других частях света.
Одна, пожалуй единственная серьёзная стычка между Маори и Колонистами была в 1809 году. Она вошла в историю как Инцидент с парусником «Бойд».
Парусник прибыл в залив Фангароа забрать груз древесины для мачт и оснастки. Корабль был атакован и сожжён группой Маори, экипаж перебит. Причиной вражды произошло во многом из-за непонимания или нежелания понять ментальность других людей из совершенно другой цивиллизации.
Это место год назад до парусника “Бойд” посетил другой корабль и из за заражения неизвестной для Маори болезнью умерло несколько человек. Визит следующего уже был встречен с подозрительностью. Местное племя решило что прошлый раз пришельцы наложили на них проклятие. К тому же матросы рубили деревья Каури без подобающих в этом случае церемоний и, что уже было совсем недопустимо выволакивали деревья на берег залива не спросив разрешение у духа леса.
Последней же каплей переполнившей их чашу терпения была жалоба сына одного из вождей на обращение с ним со стороны капитана.
Дело в том что они взяли его пассажиром в австралийском Сиднее и в качестве оплаты за «билет» он должен был работать палубным матросом. Такого рода сделки были обычным делом для воспитанных в меркантильном духе западных колонистов, но не для Маори. С какого то момента он отказался выполнять приказы капитана. То ли Те Ану болел или он просто не воспринимал команд в той форме которая была принята у моряков Его Величества. Как “полноправный” член экипажа, он был наказан за это по законам Английского флота. Наказанием послужила порка и лишение пищи. Прибыв домой он рассказал о дурном обращении с ним. Родственники на собрании племени потребовали Уту (месть, способ восстановления гордости - Ману)
Капитан корабля Томпсон возможно даже не помнил об инциденте. Не находя ничего предосудительного в наказании «дикаря» матроса, спокойно сошёл на берег и углубился в лес, что бы выбрать подходящие для рубки деревья. В глубине леса он и все сопровождающие его члены экипажа были убиты сидевшими в засаде. На берегу уже стояли наготове два каноэ с воинами и ждали сигнала к атаке. На закате корабль был атакован и большинство экипажа так же было убито и съедено.
На следующий день на каноэ прибыл вождь другого племени. Те Пахи поддерживал идею торговли с пришельцами и увидев что несколько человек спаслись забравшись на мачты подобрал их в свои лодки. Когда же он прибыл на берег что бы разобраться со случившемся, родственники Те Ану схватили оставшихся в живых, убили и съели и их.
Корабль был вытащен на мель, разграблен, а начавшийся пожар добрался до артиллерийских погребов и полностью уничтожил остов взрывом бочек с порохом. Было захвачено несколько человек пленниками (т.е. их не стали съедать). В их числе Эн Морли и её ребёнок, ещё один двухлетний ребёнок Бетси Брайтон, которую вождь взял себе на воспитание. А так же юнга Том Девис. Он ухаживал за Те Ану после розог на корабле и таскал со стола еду для него.
Таким образом Мана была восстановлена, племя избежало позора и возможной кары от своих умерших предков.
Также был захвачен в плен, а не убит, матрос, выживший благодаря тому что он показывал как делать рыболовные крючки из железных обручей бочек. Его статус пленника закончился быстро, когда обручи закончились он также был съеден. Видимо для полного восстановления Ману.
Через три недели для возмездия прибыл парусник Его Величества «город Эдинбург». На мели бухты лежали обугленные останки одного из лучших парусников “Бойд”, а вокруг, торчали нанизанные на копья головы экипажа. С ужасом увидев картину боя и расправы, экипаж не рискнул вступать в бой. В конце концов дело ограничилось переговорами и передачей пленников. Когда прибывшие за пленными спросили у вождя - что же послужило причиной кровопролития, им было сурово и односложно, как это принято у Маори сказано - «Капитан был плохой человек»
Несколько вспышек насилия последовало вслед за этим как со стороны матросов других кораблей, так и со стороны племён Маори. Лишь в 1814 году миссионерам удалось путём осторожных и долгих переговоров уговорить вождей продолжить торговлю и не причинять ущерб другим европейцам.
Случались и кровавые, беспощадные бои между Маори. Получив доступ к огнестрельному оружию некоторые племена тут же воспользовались преимуществом ружей перед дубинками. Бои без пощады, резня захваченных пленников и рабов повергли в ужас моряков и поселенцев, которые рассказывали страшные истории и не рекомендовали никому приближаться к «берегу людоедов». Возможно дело бы кончилось как и с индейцами Северной Америки. Но священники, миссионеры Англиканской церкви всё таки смогли убедить правительство Великобритании что доводы и обычаи местного населения надо бы тоже принимать во внимание.
Продолжение следует
Об авторе
Автор «Новая Зеландия. Книга для любопытного путешественника» практически сам объездил и изучил все те места которые он описывает. Валентин Гладышев профессиональный фотограф, и не менее профессиональный путешественник, живущий в Новой Зеландии более 10 лет. Ещё в детские годы участвовал в многочисленных экспедициях со своим отцом, главным охотоведом при совете министров, по заповедникам центральной Волги. Имеет более 20 сезонов альпинистских восхождений. Участник многих спасательных работ в горах. Сейчас он живёт в Окланде и знаменит своими арт фотографиями, которые выставляются на многочисленных выставках и галлереях. Он так же проводит международные летние и зимние классы по фотосъёмке и фотографии как искусству. Автор рассказов и эссе в российских журналах.