Монголия расположена в Центральной Азии, граничит на севере с Россией, а на юге - с Китаем. Для нас, европейцев, она является менее известной страной. Ее территория 1 565 тысяч км², это в 4,4 раза больше, чем Германия. Население составляет чуть более 3 миллионов человек, что в 27 раз меньше, чем население Германии. Около 7 миллионов монголов живут в Китае, в основном во Внутренней Монголии. Почти 1 миллион живет в России, в основном в Автономной республике Бурятии. Такое распределение монголов на различных территориях связано с расширением России и Китая, которые в течение последних четырех веков завоевывали земли, исторически населенные монголами.
Средний уровень жизни, по моим наблюдениям, гораздо ниже, чем наш в Болгарии. У меня сложилось впечатление, что есть очень большие различия в уровне жизни как по регионам, так и по месту жительства населения (города или деревни). Западная часть Монголии более бедная в отличие от столицы и близлежащих к ней районов. Самый высокий стандарт жизни в Улан-Баторе и в других крупных городах в восточной более индустриализированной части страны. Население, проживающее в юртах и занимающееся в основном скотоводством, ведет более бедный образ жизни. По крайней мере, это мои впечатления.
По официальным данным около ¼ населения живет в традиционных юртах. Они представляют собой круглые переносные жилища. У них современная типовая конструкция из стального каркаса с войлочным покрытием (теплоизолирующее и водозащитное). Традиционные юрты с деревянным каркасом я видел только в музеях.
Путешествуя по Монголии, я обнаружил, что животных во много раз больше, чем людей. Самыми многочисленными являются стада овец и коз, которых по статистическим данным в 12 раз больше, чем людей. Лошадей и крупного рогатого скота в полтора раза больше населения страны. Опять же, согласно официальным данным численность верблюдов составляют 1/10 часть численности жителей Монголии.
Стадо бактрийских верблюдов в западной части пустыни Гоби
Обычно юрты скотоводов располагаются на холмах вдоль дороги в нескольких километрах друг от друга. Утром животных выпускают на выпас одних, а вечером их собирают к юртам на ночлег. Большая часть скотоводов присматривает за своими стадами на лошадях. Но были и такие, которые вечером на мотоциклах собирали животных к юртам. Однажды меня впечатлил маленький верблюд, который отделился от стада. Мальчик-пастух преследовал его на своей лошади. Я был поражен тем, как быстро бежал этот верблюжонок – со скоростью скачущей лошади.
Две юрты богатых скотоводов, имеющих грузовик, мотоцикл, трактор и электроснабжение от солнечных батарей, Восточная Монголия
Из вышеописанного становится ясно, что животноводство является основной сельскохозяйственной деятельностью в Монголии. Земледелие слабо развито. Страна имеет большие запасы полезных ископаемых: руда черных и цветных металлов, уголь, уран и др. Добыча, обогащение и переработка руд металлов сегодня является основной экономической отраслью и источником поступлений от экспорта. Она разработана при социализме с помощью Советского Союза. На добычу и переработку природных ресурсов в настоящее время ориентирована большая часть иностранных инвестиций.
Территория Монголии расположена высоко над уровнем моря. Западная половина и северная часть заняты несколькими горными хребтами. Самым большим является гора Алтаин Нуруу, так монголы называют Алтай. Здесь самая высокая в стране вершина Мунх Хайран Ула (4362 м.). Центральная часть представляет собой холмистое плато, а на юго-востоке лежит монгольская часть пустыни Гоби. Почти на всем протяжении пути с запада на восток я видел только травянистую растительность. Время от времени встречались и небольшие кустарники. Леса появились только на севере, после того, как я отъехал от столицы Улан-Батора. Самые крупные озера расположены на северо-западе. Мне показалось, что природа в этой стране очень суровая.
В отличие от климата монголы очень приветливые, сердечные и отзывчивые люди. Во время моих многочисленных путешествий у меня сложилось впечатление, что в более бедных странах население отзывчивее и добронамереннее, с готовностью откликается на помощь, если это необходимо. Следов преступности я тоже не заметил, и в этом отношении поездка по Монголии была безопасной.
Встреча автора с пожилым монгольцем, одетым в традиционные одежды
В монгольских музеях я узнал много об истории страны. В них рассматриваются несколько исторических периодов. Первый - период гуннов, когда в западной части современной Монголии образовалось мощное ханство, просуществовавшее от 3-го века до нашей эры до конца первого столетия нашей эры. Впоследствии гунны двинулись на запад в Европу к северу от Каспийского моря. Следующий исторический период - тюркский, характеризующийся появлением нескольких тюркских каганатов. Некоторые из этих тюркских народов мигрировали на запад во второй половине первого тысячелетия нашей эры. С наибольшей гордостью монголы отмечают третий исторический период своего развития, который начался в начале 13-го века. Тогда Темучин объединил монгольские племена Центральной Азии в сильное государство и получил титул Чингисхана. Это самый известный человек монгольского происхождения в мировой истории. Его называют „отцом монгольской нации“.
Памятник Чингисхану высотой 40 м. Одноименный мемориальный комплекс находится примерно в 50 километрах к востоку от столицы
Созданная Чингисханом Монгольская империя была расширена его преемниками в результате успешных завоевательных войн. В период своего наибольшего расцвета это была крупнейшая империя в мировой истории, занимающая территории от Кореи и Китая на востоке до Сирии и России на западе. В конце 14-го века империя начинает распадаться из-за внутренних феодальных междоусобиц, а в 17-м веке была завоевана Китаем. В это же время северные монгольские территории были присоеденены к расширяющейся на восток России. Современное монгольское государство основано в 1911 году после отделения от Китая в результате национальной революции. В 1921 году после поражения белогвардейцев на востоке Красная Армия и Монгольская революционная армия во главе с Сухэ-Батором захватили власть и установили народное правительство в столице Урге. Стоявший во главе государства с 1911 года Богдо-хан умер в 1924 году, и затем Монголия была провозглашена народной республикой. Она стала второй социалистической страной в мире после Советского Союза.
Мемориал в городе Чойбалсан, посвященный монгольским революционерам и героям войны
С помощью советских специалистов началась разработка природных ресурсов и индустриализация страны. Экономика, образование, здравоохранение и культура развивалась по советской модели. Была проведена коллективизация в животноводстве, началась борьба с религией. Монгольские войска и Красная армия отбросили японских агрессоров в 1939 году, а в 1945 году участвовали вместе в разгроме японской Квантунской армии. До начала 90-х годов 20-го века продолжалось тесное экономическое и политическое сотрудничество между Советским Союзом и Монголией. По мнению экономистов, в течение этого периода примерно ¼ монгольского внутреннего продукта формировалась в результате советской экономической помощи. В начале 90-х годов прошлого века с распада социалистической системы в Восточной Европе Монголия начала проводить политические и экономические реформы. Общество демократизировалось, была проведена приватизация, и экономика начала работать на основе рыночных принципов. Монголия сегодня - это парламентарная демократическая республика во главе с президентом. Их парламент называется Великий государственный хурал, а исполнительным органом является правительство во главе с премьер-министром.
Монгольская валюта называется тугрик (MNT). В августе 2014 года обменный курс составлял около 2500 тугриков за 1 евро.
Банкнота в 20 тысяч монгольских тугриков, сохраненная автором в качестве сувенира
Монголы используют наш алфавит - кириллицу. Для отражения фонетических звуков они адаптировали русский алфавит и ввели его официально в 1940 году. Старомонгольский алфавит был создан в 13 веке, а затем модифицировался неоднократно. Он является вертикальной писменностью и пишется слева направо.
Монголы называют свою страну Монгол Улс.
Для меня, как туриста, было очень интересно познакомиться с религиями в Монголии и на первом месте с буддизмом. Традиционной монгольской религиозной практикой является шаманизм. Шаманы осуществляли связь между материальным миром и миром духов через ритуалы, включающие пение, танцы, удары в барабаны, медитации и впадение в транс.
Шаман – экспонат в Музее изобразительных искусств в Улан-Баторе
С 13 по 16 века в стране устанавливается тибетский буддизм как совокупность религиозных верований, практик и правил поведения. В середине 30-х годов прошлого века в Монголии насчитывалось 850 буддийских монастырей и 3000 буддийских храмов. Более 1/3 пожилых мужчин были монахами и должностными лицами в храмах. Тогда власть начала борьбу с религией как „опиумом для народа“. Монастыри закрыли или разрушили, а в последующих репрессиях были убиты 17 тысяч буддийских монахов. Возрождение религии в Монголии началась в конце 80-х годов XX века.
Недавно построенный буддийский монастырь в городе Баянхонгор
В настоящее время по официальным данным половина жителей страны определяют себя буддистами. Мусульмани составляют менее 5%, в основном казахи, проживающие в западной части страны. Там я видел больше всего мечетей в Монголии. Около 3% населения продолжает практиковать шаманизм, а около 2% являются христианами. Около 40% монголов считаются атеистами.
Буддийские паломники в монастыре Гандан в столице Улан-Батор
Я пересек Монголию с запада на восток, проехав расстояние в 3 тысячи километров. Около 2/3 моего маршрута проходило по грунтовым дорогам – 2 000 км. off-road. И только 1 000 км проехал по асфальту, тоже разбитому и в ямах. Я въехал в Монголию через ближайший западный контрольно-пропускной пункт и покинул страну через самый отдаленный восточный контрольно-пропускной пункт. На нижней рельефной дорожной карте Монголии черным контуром очерчен мой маршрут передвижения (слева направо) в августе 2014 года.
На карте Монголии черным контуром показан маршрут моего движения
Как туриста, путешествующего на автомобиле, естественно, больше всего меня впечатлили пейзаж и рельеф, а также состояние дорог в Монголии. При движении по монгольским дорогам существуют две главные опасности: сломать автомобиль и потеряться. Весь ужас был в том, что большинство дорог имело волнистую поверхность, от чего автомобиль постоянно трясется во время движения. В западной половине страны рельеф местности преимущественно горный, и моя средняя скорость была около 20 км/ч. В восточной половине рельеф более равнинный, и моя средняя скорость достигала 30 км/ч.
По главному международному пути с Алтая в столицу Монголии Улан-Батор
На дорогах было довольно много выбоин, неровностей, и моя машина часто касалась их своим днищем. Иногда неожиданно появлялись ямы, и, если я не успевал притормозить, то „Опель” подпрыгивал и ударялся спереди и сзади.
Дорога пролегает вдоль небольшой долины
Из-за характера почвы постоянно поднималась пыль, которая проникала в кабину через открытое окно. Когда же шел дождь, пыль превращалась в грязь, и тогда приходилось ехать по лужам.
По грязным монгольским дорогам в дождливую погоду
После прекращения дождя в некоторых местах образовывались оползни и появлялись наносы высотой от 20 до 40 см. Более тяжелые автомобили проделали путь через наносы, а чтобы мой невысокий „Опель” мог проехать, мне приходилось увеличивать скорость, и я преодолевал их, двигаясь под углом, а днище машины скользило по выпуклостям. Малые реки проезжал в брод, так как не было никаких мостов. В таких случаях я сначала останавливался, чтобы проверить твердость дна реки, а также ее глубину.
На своем „Опеле” пересекаю небольшую речку в Монголии
Перед выездом из Монголии сделал частичный осмотр повреждений автомобиля: ударами был поврежден картер двигателя, и на нем я нашел несколько вмятин; дно бака было поцарапано, и на нем тоже были следы ударов; глушитель отделился от выхлопной трубы; правый задний амортизатор был сломан; насос гидроусилителя рулевого управления блокировал еще в начале; один контур тормозного насоса отказал на дороге, так что у меня были тормоза только переднего левого и заднего правого колеса; днище кузова получило множественные удары, были вмятины на многих местах и так далее. Впоследствии плохие, в ухабах и колдобинах дороги между озером Байкал и Приморским краем на Дальнем Востоке принесли еще большие повреждения автомобилю. Уже в Болгарии я обнаружил другие повреждения: были сломаны обе передние пружины; изогнут от ударов передний мост; в состоянии неисправности задний мост и несущая конструкция кузова; скрип переднего подшипника и многое другое. Так как в Монголии, в Сибири и на Дальнем Востоке нет таких старых моделей „Опеля”, естественно, что не было запасных частей для ремонта повреждений во время путешествия. Логически следует и совет моим коллегам, автомобильным туристам: в Монголию отправляйтесь только на мощных и высокопроходимых автомобилях 4х4.
Много раз я сталкивался и со второй большой опасностью: потеряться на дорогах Монголии. Во многих местах главная дорога пересекалась под разными углами другими местными дорогами, некоторые из них были хорошо укатанными, и на перекрестках я логично сворачивал именно на них, считая, что они являются главными. Что я еду по неправильному направлению, понимал через полчаса езды, так как солнце светило не с той стороны. В пасмурную погоду я ориентировался по большой рельефной дорожной карте, которую купил. Например, я следил, чтобы горный хребет, был с правильной стороны или медленно двигался вдоль обозначенной на карте реки. Оказалось, что GPS навигация работала только до Западной Сибири. А дальше на восток только повторяла: „Выезжайте на ближайшую дорогу“. Очень редко встречались какие-либо указательные надписи, которые давали лишь идеи, что после какого - то расстояния будет отклонение в данном направлении.
Типичный дорожный указатель направлений, который на практике был бесполезным
Когда я убеждался, что сбился с пути, то останавливал попутную машину или мотоцикл, чтобы спросить дорогу. Так как монгольского языка я не знаю, то задавал вопросы следующим образом. Выходил из машины с картой в руке, показывал на ней нужный мне населенный пункт, произносил его название и с помощью жестов и вопросительной интонации голоса спрашивал дорогу. Соответственно, монгол которого я спрашивал, читал на карте то, что я ищу, а потом рукой показывал мне куда надо ехать. И так до следующего раза. В малонаселенной западной части страны проблема была в том, что очень редко проезжали транспортные средства. Два раза мне пришлось ехать в течение 4-х часов, не встретив ни одного транспортного средства. В более населенной и с большим движением восточной части я обычно останавливался на перекрестке и ждал, когда проедет кто – нибудь, чтобы спросить о правильном направлении. Мне хочется еще раз отметить большую отзывчивость монголов. Ни разу не случилось такого, чтобы на мой взмах руки проезжающему транспортному средству, водитель не остановился бы. Автомобиль или мотоцикл всегда останавливался, человек выслушывал меня и показывал мне правильное направление. Тоже самое происходило, когда я спрашивал людей в юртах или пастухов на лошади. Здесь я могу отметить, что монгольские лошади меньше ростом, чем европейские, но очень сильные и выносливые.
Встреча с молодым монгольцем на лошади в восточной части страны
Характерной особенностью монгольских дорог являются множество „полос” движения. Через поля и холмы водители прокладывают новые колеи, после того как старые заполняются неровностями.
Многополосная "магистраль" в центральной части Монголии
На фото выше можно увидеть много „полос“ движения по дороге. Каждый едет по той полосе, котороя ему более удобная. Часто бывает, что „полосы“ разделяются на сотни метров и даже на километры друг от друга. Например, при приближении к большому холму дорога разделяется на 3: одна колея продолжает подниматься на холм, другая обходит его слева, в то время как третая колея обходит холм справа. После чего три колеи воссоединяются снова. Однажды мне пришлось ехать за большим нагруженным грузовиком. На перекрестке он повернул влево на хорошо укатанную дорогу, а я дождался проезжающей машины, чтобы спросить дорогу. Мне показали, что надо ехать прямо. В течение пяти часов езды я наблюдал за большим грузовиком, который был виден в 3-4 км слева от меня. Он иногда приближался ко мне, иногда удалялся, а иногда и скрывался за холмами. Наконец - то, проехав километров 80, наши пути сошлись, и я продолжил следовать за этим грузовиком.
Я ночевал в машине там, где ночь меня застанет: на холмах у дороги, недалеко от придорожных юрт скотоводов, в центре городов, по которым гулял до сумерек. И еще раз хочу подчеркнуть: не заметил никакой преступности в этой стране.
Теперь я могу уже описать в хронологическом порядке посещение городов и достопримечательностей в Монголии.
В западной части страны живут в основном казахи. Они мусульмани, и поэтому в каждом большом населенном пункте была своя мечеть.
Недавно построенная мечеть в Западной Монголии
Пограничный город Цагааннуур был очень бедным и потрепанным. Там не было ни одного банка, чтобы обменять деньги, ни банкомата, чтобы снять монгольские тугрики. В магазине я спросил о дорожной карте Монголии, которой там естественно не было. Никто не понимал ни слова по-русски или по-английски.
Центральная площадь Цагааннуура
Первым более крупным городом, который я посетил был Улгий с населением 30 тысяч. Он является центром аймака (области) Баян-Улгий. Из банкомата я снял тугрики на сумму, равную 200 эвро. Региональный музей был закрыт, но в одном книжном магазине я нашел большую рельефную дорожную карту Монголии. Продавщица говорила очень хорошо по-русски и попыталась поторговаться со мной. Первоначально она назвала цену, равную 16 эвро, но я сказал ей, что эта карта стоит не больше 5 эвро. В конце концов мы сошлись на 10 эвро. У меня уже была хорошая дорожная карта и монгольская валюта. Я мог продолжить по своему маршруту.
Здание областной администрации в городе Улгий
Один из жилых кварталов города Улгий
После Улгия меня ждал приятный сюрприз: несколько десятков километров асфальтированной дороги. На выезде из города с меня взяли плату за проезд, и я понял, что в Монголии надо заплатить за то, чтобы ездить по асфальтированной дороге. Плата была символической - около 0,50 эвро за 100 километров.
Итак, на этой недавно построенной дороге не было никакой разметки, никаких дорожных знаков, да и автомобили встречались очень редко. В какой-то момент я увлекся и, двигаясь со скоростью 120 км/ч, в последний момент заметил что асфальт кончается. Инстинктивно затормозил, успел снизить скорость до 80 км/ч. и с этой скоростью я буквально прыгнул на продолжающуюся после асфальта грунтовую дорогу. „Опель” начал прыгать по неровностям, последовало несколько ударов в землю передней и задней части, и только после этого скорость уменьшилась.
Здесь я хочу упомянуть о ценах на горючее, которые отличались довольно много в разных регионах страны. Средняя цена, однако, было в два раза ниже, чем в странах центральной Европы. У меня не было никаких проблем с заправкой, так как автозаправочных станций было достаточно, несмотря на большие расстояния. Самое большое расстояние, которое я проехал, не встретив АЗС, было 200 км. В каждом более крупном городе было несколько небольших заправочных станций и, очевидно, конкуренция между ними была большая.
Свою первую ночь в Монголии я запомню на всю жизнь из-за стада коз, которые напали на мою машину. В сумерках я остановился у какой – то юрты и знаками спросил пожилых хозяев, можно ли переночевать здесь. Они позволили мне, и я припарковался на холме позади юрты, в пятидесяти метрах от их стада коз. Быстро поужинал и лег спать в машине. Усталый, я сразу же заснул, но вдруг проснулся от того что мой автомобиль раскачивался. В начале спросонья я подумал, что это землетрясение, но быстро понял, что это что-то другое. Я включил фонарик и увидел, что козы окружили „Опель“. Они толкались вокруг автомобиля и пытались забраться на него. Их передние ноги были на дверях, бампере и капоте. Зубами кусали дворники, зеркала, бампер. Я впал в ужас, что они своими твердыми копытами могут разбить стекла и сделать вмятины на кузове. Наивно полагал, что смогу их прогнать, если заведу двигатель и включу свет. Они отошли в сторану от автомобиля только на короткое время, но как только я лег спать, снова напали на мой „Опель“. Очевидно, что природный инстинкт козла подниматься на высокие места, сделал свое дело. Я понял, что не могу спастись от этих животных, завел машину и сбежал на полкилометра от этого места к соседнему холму. Козы, по-видимому, не посмели отойти от юрты их владельцев и последовать за мной.
На следующий день впервые я серьезно сбился с пути. Доехав до небольшой горы, я увидел, что дорога раздваивается налево и направо. Не было проезжающих автомобилей, и спросить было не у кого. Чтобы как – то справиться с ситуацией, поехал к юрте, из которой вышла молодая женщина, и спросил ее о направлении. Она сделала полукруг рукой, но я ничего не понял. Я решил вернуться к горе и повернуть направо. Через минут двадцать езды мне стало неспокойно, я уже сомневался в правильности направления. Поэтому, когда в стороне, на расстоянии километра, я увидел какую - то юрту со стоящим рядом автомобилем УАЗ, решил, что будет лучше, если спрошу мужчину – водителя, и направился к этой юрте. Там монголец объяснил очень понятно, куда надо ехать. После часа катания я снова вернулся к юрте с женщиной, которую встретил вначале. Она провела меня вопросительным взглядом. Очевидно, она удивлялась, почему этот странный иностранец снова возвращается сюда, после того, как она объяснила ему, куда надо ехать. Достигнув до начальной точки, а именно, до горы, где дорога раздваивалась, на этот раз я повернул налево и отправился в правильном направлении.
Следующий более крупный город на моем пути был Ховд, также административный центр аймака (области). Своими почти 30 тысячами жителями город считается неофициальным экономическим, торговым и деловым центром западного региона.
Центральная городская площадь Ховда
Городской музей хорошо устроен, с многочисленными экспонатами, отражающими особенности природы, исторического развития и образа жизни в регионе на протяжении веков. По своей организации этот музей копировал историко-краеведческие музеи в русских городах, которые являются своего рода „универсальными“.
Как я уже говорил в конце предыдущей части моих туристических заметок, пока я ждал понедельника, когда откроется российско-монгольская граница, в воскресенье собрались где-то пятнадцать английских автомобилей с участниками ежегодного „Монгольского ралли“. На протяжении нескольких дней после этого в разных монгольских городах встречались автомобили, участвующие в ралли. Обычно они стояли возле отелей или автомастерских для ремонта. Я понял, что это скорее групповое путешествие молодых британцев, а не гоночное ралли.
Припаркованный в городе Ховд английский автомобиль, участник в „Mongol Rally 2014“
В Монголии распространена очень древняя традиция: на перевалах собирать груды камней и привязывать цветные ленточки. Как в российской части Алтая, так и здесь традиция велит привязывать ленточки на деревья и кусты. Они выражают преклонение путников перед духами природы, прося их благословения и защиты во время путешествия. Различные цвета ленточек символизируют связь с землей и небом, хорошие мысли и пожелания благополучия и здоровья.
Перевал в Монголии с собранными в груду камнями и привязанными обрядными ленточками
Дарви - это небольшой город и центр сума (муниципалитет). Там я переночевал, а на рассвете рассмотрел этот городок.
Главная улица города Дарви рано утром
Дорога на восток проходила через пустынную части страны. Рельеф подсказывал, что начинается Пустыня Гоби. По - монгольски означает „безводное место“. Гоби занимает площадь в 1,3 млн. кв.км, и это в 3,6 раза больше территории Германии. Расположена в южной Монголии и северном Китае.
Стада верблюдов стали многочисленными. Эти большие животные оказались очень пугливыми. Когда я выходил из машины, чтобы сфотографировать их, они убегали в сторану.
Отделившийся от стада любопытный верблюд смотрит на мой „Опель“ в западной части пустыни Гоби
Я проехал мимо скелета верблюда в пустыне
Со своим „Опелем“ я остановился на короткий отдых в пустыне Гоби
В город Алтай я прибыл затемно. Переночевал на заправочной станции недалеко от центра. Рабочий на АЗС оказался очень сердечным и отзывчивым человеком.
Автозаправочная станция в городе Алтай, где я переночевал
Я встал на рассвете и прогулялся по городу. В это время горожане шли на работу, выглядели еще сонными.
Многоквартирные дома в городе Алтай рано утром
Алтай имеет 20 тысяч жителей и является центром аймака (области) Говь-Алтай. Эта область занимает площадь в 142 тысячи кв. км, что превышает в 1,3 раза территорию Болгарии.
В городе Алтай есть аэропорт. Региональный музей начинал работу в 9.00 часов, но к восьми часам я уже закончил прогулку по городу. Я решил не терять времени и не ждать, пока откроют этот музей, и поехал. Наверное, ошибся, потому что в моем путеводителе было написано, что там есть интересные музейные экспонаты, в том числе большая статуя Будды. Здесь хочется сказать, что повсюду во время своих путешествий я пользовался подробными туристическими путеводителями издательства Lonelyplanet, которые являются наиболее практичными для индивидуальных туристов, вроде меня. Я настоятельно рекомендую эти руководства каждому, кто собирается путешествовать без гидов.
В Монголии грузовики были загружены различными товарами, кузовы максимально забиты
Переночевал в городке Бууцаган, а на рассвете сделал прогулку по нему.
Небольшой городок Бууцаган ранним утром
Продолжение следует
Июль - Октябрь 2014 года
Автор: Валентин Дрехарски (Болгария)
Фотографии: Автор
E-mail: valentin.dreharski@besttechnica.bg
Редактор текста на русском языке: Лидия Ковтун
Главная - О проекте - Помощь - Добавить отзыв - Реклама на сайте - Обратная связь
© awaytravel.ru, 2010-2017. При использовании материалов обязательна ссылка на www.awaytravel.ru
Читайте также