Второе сентября является праздником на Дальнем Востоке, и для многих людей был не рабочим днем. В населенных пунктах были растянуты транспаранты, из которых стало ясно, что празднуется 69-летие окончания Второй мировой войны. В этот день в 1945 году был подписан акт о капитуляции Японии. Если в Восточной Европе отмечается 9 мая как День Победы, то у меня сложилось впечатление, что здесь чувствуют более близкой дату 2 сентября.
В действительности, в Болгарии мы многое не знаем о конце войны. В настоящее время из средств массовой информации у нас можно прочитать и услышать, что две американские атомные бомбы, брошенные над Японией, привели к ее капитуляции. Очень редко пишут о наступательной операции Советской Армии по фронту длиной в 5 тысяч километров, об окружении и разгроме японской Квантунской армии.
В российских музеях можно узнать интересные факты о войне с Японией. Можно увидеть документы о военных действиях в Тихом океане в период с 7 декабря 1941 года по август 1945 года. Большое внимание уделяется боям между японскими и американскими войсками на островах Тихого океана. Указываются основные морские сражения между флотами обеих сторон. Признается важное значение атомных бомб на Хиросимой и Нагасаки для быстрого окончания войны. Здесь, однако, приведены и другие интересные данные. Например, во время американских бомбардировок уничтожены 60 городов, и погибло несколько сот тысяч японцев. Только зажигательные бомбы, брошенные над Токио 9 марта 1945 года, привели к 100 тысячам жертв. Из-за двух атомных бомб погибли первоначально 100 тысяч человек, а затем вместе с умершими в результате радиации число жертв насчитывало 200 тысяч. Следовательно, атомные бомбардировки Хиросимы и Нагасаки не привели непосредственно к выходу Японии из войны. Есть еще два очень важных фактора. Во-первых, истощение японской экономики и населения от военных действий. Во-вторых, действия Советской Армии. В соответствии с принятыми союзническими обязательствами СССР объявил войну Японии 8 августа 1945 года. Советские войска начали Маньчжурскую наступательную операцию и разгромили японскую Квантунскую армию. Они завоевали Северо-восточный Китай и Северную Корею. На востоке быстрым наступлением заняли Южный Сахалин, а в результате морских десантных операций оккупировали Курильские острова.
В этот исторический день 2 сентября я достиг конечной цели своего длительного путешествия - Владивосток.
Владивосток имеет более чем 600 тысяч жителей. Он расположен на нескольких полуостровах и островах залива Петра Великого в Японском море. Большинство населения составляют русские, но здесь живут также украинцы, корейцы и китайцы. Часовая разница с Болгарией 8 часов, т.е. когда у нас 22 часа ночи, там - 6 часов утра следующего дня. На этом месте было основано военное поселение в 1860 году, а 20 лет спустя оно было объявлено городом. Название Владивосток составлено из двух слов: „владеть“ и „восток“, что означает „Владеть Востоком“.
В 90-х годах прошлого века промышленное производство значительно уменьшилось и уровень жизни снизился. С начала этого века экономика начала возрождаться и уровень жизни повышаться. Сегодня город является важным промышленным, торговым, финансовым и научным центром на востоке России. Через порт города осуществляется большая часть товарооборота с Японией, Китаем, Кореей, США и Юго-Восточной Азией. Из Японии кораблями доставляются в город новые и малоподержанные автомобили.
В городе я видел много туристов из Китая, Японии, Америки и Западной Европы. Различал их в основном по эмблемам на одежде и речи.
Мне понадобилось более часа, чтобы добраться до центра города. Пробки были очень большими и приходилось долго ждать на светофорах. Я только раз остановился спросить о направлении. В какой-то миг, находясь в очередной пробке, я по зданиям вокруг сориентировался, что нахожусь в центре. Повернул направо на первом перекрестке, чтобы поискать место для парковки. К счастью, один автомобиль только что отъехал, и я занял его место, четвертое в ряду припаркованных автомобилей. Я вышел из „Опеля“ и спросил охранника перед ближайшим зданием, где центр. Он ответил, что это и есть центр. Оказалось, что парковка предоставлялась бесплатно. Имея в виду основные здания в моем путеводителе, я спросил мужчину, где находится Белый дом (центральное административное здание). Он указал по диагонали на перекресток, и я увидел высокое белое здание, в ста метрах от меня.
Недалеко должен был быть, так называемый, „Приморский объединенный государственный музей имени Арсеньева“. На мой вопрос охраннику, где же этот музей, он указал на противоположную сторону улицы и сказал, что большая дверь является входом в музей. С уверенностью я мог сказать, что попал на стратегически лучшее место для парковки.
Первым делом я решил рассмотреть музей. Оказалось, что в этот день вход свободный по случаю праздника - годовщины окончания Второй мировой войны. Потом я начал обзорную самостоятельную экскурсию по городу.
Памятник борцам за Советскую власть на Дальнем Востоке, 1917г.÷1922г.
У вокзала я купил на ужин порцию мяса, приготовленную по-ориентальски. Продавцами была семья из города Фергана, Узбекистан. Узнав, что я болгарин, рассказали мне, что в их городе есть болгарское сообщество. Я гулял до позднего вечера и знакомился с вечерним Владивостоком. Особенно приятно чувствовал себя, прогуливаясь вдоль набережной, которая была полна жителями города и туристами. Переночевал в машине, там, где она была припаркована. Утром я разговорился с охранником, с которым встретился еще по прибытию. Оказалось, что он армянин и живет уже 15 лет во Владивостоке. Родился во Ванадзоре. Ему было приятно узнать, что два года назад я был в его городе во время моего тура по Армении.
Второй день, утром, продолжил самостоятельную обзорную экскурсию по городу и осмотр его достопримечательностей. Побывал на подводной лодке С-56, которую списали на берег и превратили в музей. Поднялся на стоящий на якоре корабль-музей „Красный вымпел“. Я прошелся по многим интересным местам, но все сейчас не буду описывать.
Одной из достопримечательностей Владивостока является фуникулер, который функционирует с 1962 году и расположен на склоне сопки Орлиная. Используя карту города в своем путеводителе, я искал начальную станцию, но нигде не было указателей, и я не нашел ее. Тут я увидел группу рабочих, копающих на улице, и спросил у них о начальной станции фуникулера. Один из них пошел со мной и показал мне ее. Это рельсовое транспортное средство с канатной тягой, которое движется по крутому склону на расстояние почти 200 метров. Состоит из двух вагонов - красный и синий, которые встречаются на середине трассы. Похожи на старые троллейбусы, но шире и со ступеньками для каждого ряда сидений. Вагон поднимается вверх по холму, с которого открывается вид на бухту Золотой Рог. Цена билета в одно направление была меньше 0,20 эвро. Весь подъем длился менее двух минут.
Два вагона фуникулера встречаются на середине трассы
С холма открывается прекрасный вид на новый мост через бухту Золотой Рог.
Посмотрите на бухту Золотой Рог
Название этой бухты заимствовано из Стамбула, где есть залив с таким же названием - Золотой рог. Вообще, когда русские поселились в Восточной Азии, они перенесли много названий из Европы. Кроме этого залива, мы уже видели, что город Ливадия на Японском море был назван в честь одноименного курорта в Крыму. Я уже упомянул о деревне Дунай, названной в честь знаменитой реки Дунай. Между Владивостоком и Хабаровском есть источники с минеральной водой под названием Нарзан. Так названа и минеральная вода из Кисловодска, Северный Кавказ. Самое интересное для меня было узнать, что высокий холм в городе называется Орлиное гнездо (ласково зовут Орленок). Он же назван в честь одноименного холма на Шипкинском перевале, прославившегося героизмом болгарских ополченцев (добровольцев) и русских солдат во время его обороны в 1877 году в русско-турецкой войне. Но, несомненно, самым приятным сюрпризом для меня, было увидеть на вершине памятник братьям Кириллу и Мефодию. Я испытал гордость, стоя перед этим памятником основателям славяно-болгарского алфавита.
Памятник святым равноапостольным Кириллу и Мефодию во Владивостоке
Посещая различные достопримечательности Владивостока, я не пропустил возможности побывать в военном музее, расположенном в одном из фортов Владивостокской крепости. Укрепления вокруг залива многочисленные и строились как в царские, так и в советские времена. Тогда они представляли собой одну из самых мощных и самых современных для тех времен фортификационных систем в мире. Некоторые из них в настоящее время открыты для туристов и являются частью интересных объектов города.
Вид со стороны военного музея „Владивостокская крепость“
Здесь мне хочется упомянуть еще об одной мало известной нам войне на Дальнем Востоке. Это Русско-японская война 1904г.÷1905г., которая была первой большой войной в 20-м веке. Она является следствием соперничества между Российской империей и быстро развивающейся Японией за контроль над Кореей и Маньчжурией (северо-восточный Китай). Военные действия начались с нападения Японии на российскую военно-морскую базу Порт-Артур в южной Маньчжурии. Военные корабли в заливе постепенно были потоплены японцами, а после многих месяцев осады и кровопролитных сражений гарнизон сдался. Русская армия потерпела ряд поражений в сухопутных боях. Русский Балтийский флот сделал переход в 33 тысячи километров, обходя с юга Африку и Южную Азию. В морском сражении у японского острова Цусима он был полностью разгромлен военным флотом адмирала Того.
После жестоких военных поражений Россия потеряла Южный Сахалин и контроль над Маньчжурией и Кореей. Огромная страна лишилась уважения международного сообщества как великая империя. Престиж Японии значительно возрос, и тем самым она утвердила свое могущество. Поражение России в войне является одной из главных причин создания в стране революционной ситуации, приведшей к первой русской революции 1905г.÷1907г.
В российских музеях, в разделах, посвященных этой войне, уделяется внимание двум аспектам, которые в какой-то степени смывают позор с Российской армии. Первый связан с героической обороной Порт-Артура, который в течение полугода жестоко атаковали японцы. Во время этих нападений они потеряли 60% своего личного состава убитыми и ранеными. Это одни из самых больших потерь осаждающей армии в мировой военной истории. Второй момент связан с подвигом крейсера „Варяг“. В неравной битве он был серьезно поврежден, и японцы предложили ему сдаться, но экипаж отказался и потопил себя и корабль. Экипаж корабля „Кореец“ подорвал его, тоже отказавшись сдаться врагу. Вдохновленный подвигом русских моряков, австрийской поэт Рудольф Грейнц написал стихотворение Der „Warjag“, которое впоследствии стало популярной песней. Вот строки из него: „Врагу не сдаётся наш гордый „Варяг“, пощады никто не желает!“.
Любопытная подробность, что союзником России в войне была республика Черногория, которая объявила войну Японии, выразив тем самым свою благодарность за приобретение независимости в результате Русско-турецкой войны 1877÷1878 года. При заключении мира про Черногорию забыли, и формально она до 2006 года находилась в состоянии войны с Японией. Вот получилось так, что на бумаге одной из самых продолжительных войн в мировой истории стала война между Черногорией и Японией, продлившейся более ста лет.
Во Владивостоке остались много музеев, художественных галерей и достопримечательностей, которые можно рассмотреть. Пришлось отказаться от посещения Океанариума, так как время поджимало меня. Мне нужно было возвращаться обратно, на Запад.
Я уже осуществил еще одну свою мечту - доехать на автомобиле до четвертого Мирового океана. В 2006 году на мысе Нордкап, через Баренцево море достиг Северного Ледовитого океана. В 2012 году, во время моего тура по Ирану через Аравийское море достиг Индийского океана. Атлантический океан „в двух шагах“ от Болгарии, и там я был несколько раз. И вот теперь, в 2014 году, через Японское море достиг последнего, Тихого океана. И все это я сделал на моей старой машине, дата выпуска 1993 году.
Передо мной стояла следующая большая цель - Озеро Байкал. Мой маршрут проходил через Биробиджан, Благовещенск, Чита и Улан-Удэ.
Мой маршрут от Японского моря до озера Байкал
Двигаясь к северу, я остановился у источников минеральной воды „Нарзан“. Вдоль дороги она не текла свободно, как у нас в Болгарии, а продавалась. Литр стоил 0,12 эвро. Я наполнил две 5-литровых бутылки. Название минеральной воды „Нарзан“ взято из Северного Кавказа, г. Кисловодск.
К одному из источников минеральной воды „Нарзан“
Еврейская автономная область
Очень мало людей в Болгарии слышали о существовании такой области на российском Дальнем Востоке. 17 января 1928 года еврейская переселенческая организация обратилась в Центральный исполнительный комитет СССР с просьбой передать в ее распоряжение для сплошного заселения евреями некую территорию на Дальнем Востоке. Преобразование района в Еврейскую автономную область осуществилось постановлением ЦИК СССР от 7 мая 1934 года. Современное государство Израиль было создано в 1948 году после Второй мировой войны. А еще в конце 20-х годов прошлого века для евреев выделили территорию площадью 36 тысяч км² (1/3 размера Болгарии). Еврейская автономная область граничит на юге с Китаем, на западе – с Амурской областью, на востоке – с Хабаровским краем. Тогда существовала идея преобразовать автономную область в Еврейскую советскую социалистическую республику, подобно другим республикам. Этому намерению не суждено было осуществиться. Туда переселились 43 тысячи евреев из Белоруссии, Украины, США, Аргентины, Европы, Палестины и некоторых других стран. В 90-годы прошлого века несколько десятков тысяч евреев эмигрировали из области, в основном в Израиль. Теперь там проживает 170 тысяч, а евреи сегодня составляют всего около 1% населения.
Граница Еврейской автономной области
Климат автономной области один из самых благоприятных на российском Дальнем Востоке. На юге местность равнинная с плодородной землей, хотя есть и болота. На севере простираются горы, покрытые лесами, с полезными ископаемыми. Несмотря на наличие природных ресурсов, регион является одним из самых бедных в России. Валовой внутренний продукт на душу населения в несколько раз ниже, чем в среднем по стране. Низкий уровень жизни является одной из основных причин эмиграции евреев оттуда.
Биробиджан - административный центр Еврейской автономной области. Его население составляет 75 тысяч. Я точно могу сказать, что из всех маленьких российских городов, которые я видел, этот мне показался самым благоустроенным и чистым.
Город расположен на реке Бира. А неподалеку протекает река Биджан. Название города представляет комбинацию названий двух рек. В Биробиджане развита в основном легкая промышленность. В городе есть государственный университет имени еврейского писателя и драматурга Шолом-Алейхема. Он является самым известным человеком. Его памятник стоит на центральной площади.
Еврейский скрипач является одним из символов Биробиджана
В городе есть улица, названная в честь болгарского революционера и политика Георгия Димитрова
Двигаясь на запад, остановился передохнуть у мемориала Транссибирской автодороги из Москвы во Владивосток.
Благовещенск является административным центром Амурской области. Там проживают 220 тысяч жителей. Город расположен на левом берегу реки Амур. Китайская граница проходит по реке. Город был основан в 1856 году и считается сравнительно молодым. В 1900 году началась региональная война между Россией и Китаем. В то время здесь жило много китайцев, и над ними совершались погромы. Они были изгнаны в Китай. Только при пересечении реки Амур погибло 2 тысячи человек. Во время Гражданской войны Япония оккупировала большие районы российского Дальнего Востока, а Благовещенск был одной из основных ее баз. Японцы „прославилась“ своей жестокостью, расстреливая и сжигая не только большевиков, но и сотни мирных жителей, включая женщин и детей. В 30-х годах прошлого века началась индустриализация региона. Политическая ситуация усложнилась после завоевания Маньчжурии Японией в 1931 году. Японцы, вместе с русскими эмигрантами в Китае, направили свои усилия на то, чтобы отделить Амурскую область от СССР. Начались диверсионные действия, была создана Русская фашистская партия. В августе 1945 года через Амур переправились армейские подразделения, которые включились в разгром японской армии в Маньчжурии.
Бронированный катер Амурской флотилии, участвовавший в боевых действиях в 1945 году
Сегодня в городе развиты тяжелая и пищевая промышленность.
Я приехал в Благовещенск ранним вечером, когда музеи были уже закрыты. Мне оставалось только гулять по городу и рассматривать его до полуночи.
Триумфальная арка в Благовещенске
Самым приятным местом в городе оказалась набережная, которая была полна людей до позднего вечера.
Вечером по набережной вдоль реки Амур
На другом берегу Амура китайский город Хэйхэ.
Вид на китайский город Хэйхэ через реку Амур
Вид на китайский город Хэйхэ на следующее утро
Я быстро понял, что природные и климатические условия на российском Дальнем Востоке и в Восточной Сибири не совсем благоприятные. В первые дни сентября стало холодать, и листья на деревьях желтели.
Природа в Восточной Сибири в начале сентября
Чита имеет 340 тысяч жителей и является административным центром Забайкальскогокрая. Город назван Читой, потому что расположен на берегу реки Читы, которую ласково называют Читинка. Промышленность в городе представляют энергетика, машиностроение и производство строительных материалов. Есть шесть университетов и столько же научно-исследовательских институтов.
Читу определенно можно считать историческим городом в Восточной Сибири. Первое упоминание о нем относится к 1687 году. В 1827 году сюда в ссылку были отправлены 85 декабристов (участники вспыхнувшего в декабре 1825-го года антимонархического восстания). В 1851 году он стал областным центром. Во время Первой русской революции в городе была провозглашена Читинская Республика. В период с 1920 по 1922 годы. Чита была столицей, так называемой, Дальневосточной республики.
В этом здании было расположено правительство Дальневосточной республики 1920г.÷1922г.
На въезде в город я увидел большой торговый комплекс для различных автозапчастей. На протяжении 5 тысяч километров я постоянно искал масляный фильтр для моей машины. Нигде не было фильтров для таких старых „Опелей“, а давно назрела необходимость смены масла. Молодой человек посмотрел в компьютер и сказал, что сможет доставить масляный фильтр через три часа. Я согласился, а тем временем решил прогуляться по городу.
Это был понедельник и музеи не работали.
В новом соборе, расположенном на площади перед железнодорожной станцией
Я вернулсся в магазин для автозапчастей. Масляный фильтр уже ждал меня. Там я встретил еще одного парня, оказалось, что это были два брата.
С двумя братьями в их магазине автозапчастей, город Чита
Я купил масло и один из братьев отвел меня в маленькую автомастерскую, где его заменили. Владелец мастерской, когда узнал, что я искал масляный фильтр по всему Дальнему Востоку, пошутил над моим „Опелем“. Он сказал, что не могу найти части для машины, потому что таких старых „Москвичей“ здесь ни у кого нет. Я проехал 18 650 километров без смены масла. Теперь я уже смог продолжить свое путешествие более спокойно. Мне был нужен новый тормозной насос и задний амортизатор для „Опеля“, но мне сказали, что все это я смогу найти только в Европе, к западу от реки Волга.
Я выехал из Читы.
Передо мной была Республика Бурятия.
Мне предстояло знакомство с буддизмом в России.
Продолжение следует
Июль - Октябрь 2014 года
Автор: Валентин Дрехарски (Болгария)
Фотографии: Автор
E-mail: valentin.dreharski@besttechnica.bg
Редактор текста на русском языке: Лидия Ковтун
Главная - О проекте - Помощь - Добавить отзыв - Реклама на сайте - Обратная связь
© awaytravel.ru, 2010-2017. При использовании материалов обязательна ссылка на www.awaytravel.ru
Читайте также