Утро погодой не порадовало, было сыро и что-то мелкое сыпалось с неба. Но нам не привыкать гулять по Парижу под дождём, дождь уже который год пытается испортить нам удовольствие, но не выходит. Правда программу он нам всё-таки подкорректировал, планы мы слегка изменили.Приехали мы на площадь Согласия и пошли пешком к Дому инвалидов, для этого по мосту Согласия мы перешли на противоположную сторону к Бурбонскому дворцу.
Во время Великой французской революции дворец был конфискован, а в нем стали располагаться различные государственные учреждения. В годы революции здесь заседал Совет Пятисот, с 1830 г. – нижняя палата парламента, а в годы второй мировой войны в Бурбонском дворце находилась нацистская администрация. Сегодня же Бурбонский дворец является резиденцией Национального собрания.
Северный фасад Бурбонского дворца практически является копией фасада церкви Святой Мадлен, которая находится на противоположном берегу Сены. Такая смелая задумка архитекторов полностью оправдала себя, и сегодня ось церковь Святой Мадлен - площадь Согласия - Бурбонский дворец – одна из самых привлекательных и сбалансированных перспектив Парижа.
Здание Национального собрания открыто для посещений, поэтому все желающие могут понаблюдать за работой парламента. Возле дворца располагается особняк Лассе, являющийся официальной резиденцией председателя парламента Франции.
Нам нужно пройти не так уж и много, до следующего моста. Интересно куда везут это чудо, может на чью-то свадьбу?
Вот он и показался, Дом инвалидов. Мы пока в него не вошли я и не подозревала, что это такой огромный комплекс. Длина только его главного фасада 195 метров.
Строительство Дворца начинается при Людовике XIV в 1671 году, задуманное с целью госпитализировать раненых солдат, построить приют для ветеранов своих войн, которые до этого времени лежали прямо на Новом мосту. В 1674 году здание уже было готово принять первых пансионеров. В 1677 году было начато возведение церковного здания, позднее разделившегося на солдатскую церковь и собор инвалидов. Строительство было завершено в 1706г, а в 1710 году Дворец инвалидов уже содержал 1500 военных инвалидов.
В конце XVII века Дом инвалидов населяют около 4000 ветеранов. Они объединены в роты под командованием офицеров и работают в сапожной и гобеленовой мастерских, а также в мастерской по раскрашиванию гравюр. Это настоящий город в миниатюре, жизнь в котором протекает в строгом подчинении своду церковных правил и военному регламенту.
Ну и как всегда внимательно осмотримся и постараемся увидеть все, что можно. Солнце с человеческим лицом это символ короля Людовика XIV.
А это наверное его королевский вензель.
Сразу же за воротами во дворе с двух сторон можно увидеть ряд старинных французских и трофейных пушек из коллекции музея Армии.
А теперь повернёмся и посмотрим в противоположную сторону. От набережной Сены и моста Александра III до Дома инвалидов ведёт эспланада Инвалидов — огромная площадь 500 на 250 м, созданная в начале XVIII века Робером де Котом, с огромными газонами и рядами деревьев. Благодаря эспланаде открывается великолепный вид на фасад Дома инвалидов, величественный и строгий.
Это подлинные произведения оружейного искусства: они обильно украшены геральдическими и мифологическими орнаментами. Выставка открывается первыми моделями классических французских пушек, созданных еще в 1666 году. Именно эти крупнокалиберные орудия использовались при осаде гарнизонов Людовика XIV и обеспечили успех армии маршала Вобана, в честь которого названа площадь у Южного входа в Дом инвалидов. Классическая французская пушка пользовалась неизменным успехом, однако со временем ее конструкция претерпела ряд изменений.
Над главным входом на латыни написано: Людовик Великий из королевского великодушия к солдатам заложил на века это здание в 1975 году.
Врёт конечно, что из великодушия. Несчастные солдаты в мирное время не имели ничего и чтобы прокормиться, часто они занимались даже разбоем. От такой жизни в народе зрело недовольство и от страха перед народными волнениями и бесчинствами Король и решил построить это социальное учреждение. Это здание, так же как и Версаль считается символом эпохи правления Людовика XIV. Но на этот комплекс он потратил сумму в 50 раз меньшую, чем на строительство Версаля.
В центре как всегда любимый символ, под ним Людовик, который скачет на лошади между аллегорическими образами Благоразумия и Справедливости.
Само собой не обошлось без изображения богов войны.
Это Минерва.
Входим во внутрь и попадаем на Парадную площадь, на противоположной стороне которой, видим Солдатскую церковь или как её ещё называют Церковь Святого Людовика. А золотой купол принадлежит другому собору, который называется Королевским собором или Собором инвалидов. Между двумя алтарями этих соборов находится стеклянный витраж, что позволяло одновременно присутствовать на службе и королю, и солдатам не пересекаясь.
В нижних коридорах установлено много старинных орудий разных времён.
Начиная с 1764 года, пушки системы Грибоваля - они названы в честь их создателя - заменили классические французские пушки. Эти новые артиллерийские орудия, более удобные и лучше оборудованные, отлично показали себя в революционных и имперских войнах. Наполеон Бонапарт, артиллерист по военной профессии, блестяще использовал возможности новых пушек, особенно во время двух итальянских походов и сражениях под Фридландом и Ваграмом.
В 1825 году система Вале пришла на смену системе Грибоваля. Орудия этих двух систем являются более функциональными и менее богато украшены орнаментами, чем традиционные французские пушки.
Восемь представленных здесь мортир были сделаны для осады во время революционных и имперских войн. В углах двора выставлены две большие гаубицы, которые были разработаны для бомбардировки Кадиса во время осады этого города французской армией в 1810 году. Они могли стрелять ядрами почти на 6 км, что было в то время беспрецедентным достижением.
Не могу даже представить как вот эта штуковина стреляла.
Поскольку религия в то время стояла чуть ли не во главе всей человеческой жизни, то практически до конца 17 века не менее дюжины церковников следили за пансионерами, заставляя их участвовать во всех церковных службах и процессиях в течении 40 дней, для офицеров в течении 15 дней.
В глубине алтаря видна стеклянная стена между двумя соборами.
Гробница Христа (1895), мраморная скульптура Анри Варена по гравюре 1524 года Ганса Гольбейна младшего, которая находится в музее Базеля. С какой целью она тут находится не выяснила, может подарок.
Всем генералам, кто благочестиво погиб за отечество на полях сражений с 1914 по 1918 год.
В этом огромном комплексе зданий находились казармы, приют, лазарет, некрополь, административный городок, а с 19 века здесь разместился музей Артиллерии и государственный мемориал, что дало работу почти двум тысячам французов.
Чтобы увидеть Собор инвалидов нужно пройти череду дворов и коридоров, чтобы попасть на противоположную сторону комплекса.
Этот собор имеет форму греческого креста с куполом на барабане,( кто бы ещё понимал, что это значит ). Высота собора 107 метров, долгое время он был самым высоким зданием в Париже.
Купол украшен ажурным фонарём и шпилем ну и сама собой лилиями. В 1989 году купол и его декоративные украшения, выполненные в форме военных трофеев, были заново позолочены, для чего потребовалось двенадцать килограммов золота.
Это сам Святой Людовик
А это Святой Карл или Карл Великий.
Тут нас дождик и догнал, самое время войти во внутрь.
Как и Солдатская церковь, Собор инвалидов является военным некрополем, где вокруг гробницы императора Наполеона похоронены маршалы Тюранн, Вобан, Фош, Льотей, а также Жозеф и Жером Бонапарты. Я обхожу её против часовой стрелки и покажу вам все могилы и надгробия на них.
Это могила Наполеона II. В 1940 году по приказу Адольфа Гитлера останки герцога Рейхштадтского были перенесены из Вены (Австрия тогда была в составе Третьего рейха) в Париж (оккупированный Германией) и погребены в Доме Инвалидов рядом с гробницей отца; при этом сердце покойного, хранившееся, по тогдашнему обычаю, отдельно, осталось в Вене. Это случилось ровно через 100 лет после переноса в Дом Инвалидов праха самого Наполеона.
Здесь же находятся:
сердце генерала Леклерка, своячника Наполеона,
сердце Латура д'Оверни,
генерал Дюрок, маршал Наполеоновского дворца,
генерал Бертран, маршал Наполеоновского дворца,
останки генерала Марсо,
сердце бригадного генерала Клебера,
генерал Невелл,
генерал Манжин,
Руже де Лиль, автор Марсельезы,
маршал Мак-Маон,
маршал Леклерк де Отклок,
маршал Жуан
В центре собора, точно под куполом, находится гробница императора Наполеона. Сама крипта, где стоит саркофаг, находится на нижнем уровне, по-этому мы сначала смотрим на него сверху. Как известно, Наполеон умер на острове Святой Елены 5 мая 1821 года, но только в 1840 году его прах был доставлен на родину. Торжественная церемония захоронения останков императора состоялась 15 декабря 1840 года. В саму крипту мы спустимся позже.
В этой могиле из мрамора находится сердце маршала Вобана, выдающегося военного инженера, инженера-гидротехника, градостроителя, французского эссеиста и маршала Франции. Выстроенные им крепости объявлены Всемирным наследием человечества.
Тут же, в боковых капеллах находятся могилы братьев Наполеона короля Вестфалии Жерома и короля Испании Жозефа, а так же сердце его жены принцессы Вюртембергской и их сына Жерома.
Это могила из мрамора и бронзы маршала Анри де Ла Тур д’Овернь, виконта де Тюренн, знаменитого французского полководца, главного маршала Франции.
Король Людовик XIV удостоил Тюренна высшей посмертной чести — приказал похоронить его прах в базилике Сен-Дени, королевской усыпальнице французских королей. В 1793 году во время французской революции его могила была осквернена, но затем его останки были перенесены в Музей Памятников. И только в 1800 году по приказу Наполеона Бонапарта Тюренн был перезахоронен в Доме Инвалидов.
Могила маршала Фоша. Фердинанд Фош, родившийся в Тарбе, был маршалом Франции, Великобритании и Польши и французским академиком.
Тут видны и другие захоронения в этой капелле.
Могила маршала Луи Юбера Литея, который был послом в Марокко. На саркофаге на двух языках написано:
"Быть одним из тех, кому люди верили, в глазах которых тысячи глаз ищут порядка, по звуку голоса которых открываются, населяются страны, возводятся города".
Алтарь Собора, за стеклянной стеной которого хорошо видна церковь Святого Людовика.
Эти два однотипных захоронения принадлежат маршалам Дюроку и Бертрану, они «охраняют» покой Бонапарта.
Обходим алтарь спускаемся вниз и подходим к крипте.
Над входом в неё высечена фраза из завещания императора: "Я желаю, чтобы мой прах покоился на берегах Сены, среди французского народа, который я так горячо любил"
Крипту Наполеона охраняют две огромные аллегорические бронзовые фигуры, символизирующие гражданскую и военную мощь и держащие скипетр, императорскую корону и державу. Вход в крипту украшает бронзовая дверь, отлитая из пушек взятых Наполеоном при Аустерлице, замочная скважина бронзовых дверей крипты имеет форму буквы «N» и увенчана розеткой ордена Почетного легиона.
Массивная крышка саркофага поднимается лишь в исключительных случаях, и тогда сквозь стекло можно увидеть потемневшее при бальзамировании лицо Наполеона.
Правда через 128 лет в газетах появились сенсационные сообщения: «Останков Наполеона нет в Доме инвалидов! Тело императора было подменено англичанами». Но это уже другая история.
Оба эти барельефа изображают возвращение останков императора на родину. Прах Наполеона был перевезен с острова Святой Елены в 1840 году при короле Луи-Филиппе I Орлеанском. Его сын, адмирал Француа Жуанвиль возглавил экспедицию по возвращению останков императора в Париж. Встреча короля (слева) и сына, привезшего гроб Наполеона, отображена на одном из барельефов.
Тут похоронен Адольф Мортьер, герцог де Тревизо, маршал, пэр Франции, шестой канцлер Легиона чести.
По всему коридору барельефы с различными сценами из жизни Наполеона.
В центре крипты стоит мощный саркофаг 4 метра в длину, 2 метра в ширину и около 5 метров в высоту. Основание и крышка саркофага высечены из блоков красного карельского порфира. Конфуз ситуации заключается в том, что архитектор выбрал именно карельский камень для строительства надгробия и Франции необходимо было купить материал в России. И в 1846 году Николай I сказал, что уж для Наполеона у России кусок камня всегда найдется, отправив бесплатно в Париж глыбу, весом в 200 тонн. Саркофаг и крышка украшены лавровыми венцами а постамент выполнен из вогезского зелёного гранита.
Тело императора, одетого в военную форму гвардейцев с орденами Почётного Легиона и Железной Короны, покоится в пяти гробах, уложенных друг в друга. Первый из жести, второй из красного дерева третий из свинца, четвёртый их эбенового дерева, пятый из дуба и потом уже в сам саркофаг. Это думаю для того, чтобы ничего наружу не просочилось. [I]"Когда открыли гроб, в котором лежало тело Наполеона, присутствующие увидели непонятную массу, из-под нее высовывались сапоги с прогнившими подошвами, а в дырах виднелись пальцы."
На полу вокруг саркофага выложены названия великих побед императора: Маренго, Ваграм, Аустерлиц, Иена, Фридланд, Москва (имеется в виду Бородинская битва)... Чтобы их прочесть, обязательно придется поклониться могиле Наполеона - такова была задумка архитектора. Названия мест сражений, выложенные золотом на мраморном мозаичном полу вокруг саркофага Наполеона, окружает мозаичный лавровый венок. Рядом с императором покоится прах его сына — «Орленка», умершего в Вене в 1832
Гробница Наполеона долгое время была местом паломничества для многих французов, приходивших поклониться праху великого императора. Но прошли годы, и сегодня у гроба Наполеона можно встретить разве что иностранных туристов, осматривающих достопримечательности Парижа. «Иная эпоха, иные проблемы, другие герои привлекают ныне внимание, — писал А.З. Манфред. — Жизнь идет вперед и ставит новые задачи... Неистовый корсиканец, волновавший когда-то умы и сердца, отодвинут в далекое прошлое. Все проходит...»
Осмотрев всё, что можно в Соборе, мы возвращаемся в Дом инвалидов, для того, чтобы посетить музеи, расположенные в нём.
Интересно, это портреты с натуры или просто обобщенные образы французских солдат?
Сложно себе представить, что этот архитектурный комплекс расположен на площади 15 га.и с общей длиной коридоров в 25км. Но потратив на осмотр почти шесть часов, мы это хорошо почувствовали.
Теперь настал черёд верхних этажей, пора обследовать и их.
Интересное обрамление на окошках верхнего этажа.
Тут тоже много старинных орудий из коллекции музея Армии
Персонал Национального департамента ветеранов и жертв войны, установил эту доску в память о Георге Моране, который был заместителем директора службы Ветеранов Сопротивления, погибший на поле Ейлрих-Дора 26 декабря 1944 года. Он был жертвой нацистского варварства.
Эта доска рассказывает о том как с 1922 по 1932 год Георг-Мария Хаарт и Луи Одуин Дюбрёй на автомобилях на гусеничном ходу фирмы Ситроен совершили три исследовательских экспедиции по Африке и Азии, с целью изучения и сбора данных о этнографии, геологии и археологии этих регионов. В результате этих экспедиций было собрано большое количество полезного материала.
Первая доска установлена в честь всех погибших драгун Франции, остальные не видны.
Парадный двор является центральным местом Государственного Дома Инвалидов, где происходят многие события, но также располагается большая часть коллекции артиллерийских орудий. Преемник Музея артиллерии (чьи коллекции были собраны во время Революции и размещены в 1871 году в Доме Инвалидов), Музей армии располагает одной из самых больших коллекций артиллерийского вооружения.
Парадный двор Государственного Дома Инвалидов содержит исключительную батарею, состоящую из 60 бронзовых классических французских пушек и являющуюся жемчужиной коллекции артиллерийских орудий Музея армии / и десяток мортир и гаубиц.
Эти экспонаты отражают 200 лет истории французской полевой артиллерии, и предлагаемый маршрут экскурсии позволяет посетителям ознакомиться с производством пушек, их ролью, а также с эпохой великих французских артиллеристов.
Эта мемориальная доска установлена ассоциацией еврейских ветеранов-добровольцев в честь того, что евреи иностранного происхождения добровольно записывались в армию и воевали на стороне Франции во время Первой мировой войны. Установлена она 10 июля 1932 года.
Мемориальная доска в память погибших солдат армии Леванта с 1917года
Вот мы и добрались до музея Армии, где с удовольствием обошли все три его этажа с аудиогидом на русском языке.
Думала на этом и закончить тему, но по просьбе мужского населения нашей планеты покажу то, что является экспонатами музея Армии.
Музей Армии вмещает в себе массу разделов, не всегда нам удавалось точно определить, в каком из них мы находились, да и освещение в залах было слабым, сложно было снимать, по-этому я просто покажу то, что получилось.
Раздел древнего вооружения (Armes et Armures Anciennes)
Парижский музей армии владеет третьей в мире (после венского и мадридского музеев) коллекцией оружия и доспехов. Коллекция покрывает широкий исторический период: от Палеолита до середины XVII века. В музее выставлено около 2500 доспехов и предметов оружия. Большей частью это французское оружие, но представлены также и другие европейские страны, равно как и страны Ближнего и Дальнего Востока (Оттоманская империя, Персия, Индия, Китай и Япония).
Среди экспонатов стоит отметить парадные доспехи французских королей (Генриха II, Генриха IV, Людовика XIII и Людовика XIV), коллекцию французского портативного стрелкового оружия XVII века.
Раздел Нового времени (1648—1792)
Раздел покрывает период от Людовика XIV и практически до Французской революции. Период характеризуется резкими изменениями в структуре французской армии.
Уже при Людовике XIV армия реформируется, выстраивая чёткую иерархию воинских чинов. С 1680 года вводится обязательная для всех униформа, Французская армия участвует в Тридцатилетней войне.
Во время царствования Людовика XV во Франции появляется первое стандартное оружие — ружьё 1717 года. С ним французские солдаты пройдут Войну за австрийское наследство.
При Людовике XVI армия становится более профессиональной, чёткость воинского устава и технический прогресс — вот два основных ингредиента, воспитавших будущих солдат французской революции. За время царствования Людовика XVI Франция участвует в американской Войне за независимость.
Раздел Нового времени (1792—1871)
Раздел описывает историю французской армии от Великой Французской Революции до Парижской коммуны.
В качестве интересных экспонатов можно отметить шляпы Наполеона — великий полководец менял свою знаменитую треуголку примерно раз в месяц, что за время его правления составило примерно 170 шляп. На сегодняшний день сохранилось около 20 шляп Наполеона, 6 из них хранятся в парижском музее армии.
В разделе также представлена генеральская форма Наполеона, которую полководец носил во время своего Итальянского похода, его же сабля из битвы при пирамидах во время Египетской кампании. Будучи Первым Консулом империи, Наполеон учредил почётное оружие, которым награждались солдаты, проявившие героизм во время боя. Многие из этих предметов хранятся также в музее. Среди прочих экспонатов наполеоновской эпохи в музее находится ожерелье Почётного легиона императора, его шпага из битвы при Аустерлице, а также один из знаменитых серых сюртуков Бонапарта.
Реставрация монархии, точнее, царствование Карла X и Луи-Филиппа знаменуются колониальными походами французской армии. В музее представлена форма французского Африканского корпуса, созданная с ярко выраженными восточными мотивами.
Во время Второй империи Наполеон III произвёл техническое переоснащение армии, что заставило говорить о ней как о достойном потомке Великой Армии Бонапарта. К этому времени относятся Крымская война, война в Италии и Мексике, усмирение Алжирских колоний, Сирийская и Дальне-Восточная кампании.
Заканчивается раздел рассказом о войне 1870—1871 годов и началом Коммуны.
Раздел двух мировых войн
В этом разделе рассказывается история армии с 1871 до 1945 года: III Республика и режим Виши, Первая и Вторая мировые войны. Не только французская армия показана в этом разделе: помимо красивейшей униформы царской России, в музее представлены формы практически всех воевавших в мировых войнах армий.
18 июня 2000 года — в день 60-летия призыва Шарля де Голля к французском народу — открылись новые залы, посвящённые Второй мировой войне. А с июля 2006 года раздел полностью перестроен, существенно расширилась коллекция, посвящённая III Республике и концу Первой мировой войны.
Раздел артиллерии
Унаследовавший коллекцию одноимённого музея раздел артиллерии выставляет в качестве экспонатов как настоящие орудия, так и их модели. Около 800 орудий выставлено под открытым небом вокруг здания Дома Инвалидов, в котором находится музей. В коллекции в частности находятся пушки XIV века — одни из первых пушек истории.
В почётном дворе Дома Инвалидов выставлены орудия классических французских батарей XVII—XVIII веков, по своему оформлению приближающиеся к произведениям искусства. В частности, посетитель узнаёт, что в эту эпоху литейщики отмечали калибр орудия, изображая на стволе барельеф животного: петух на стволах 12-го калибра (французская мера калибра соответствует весу ядра в фунтах, то есть 12-й калибр соответствует примерно 6-килограммовых ядрам), химера — 16-го калибра, лев — 24-го.
Вдоль рвов, со стороны эспланады Инвалидов выставлены трофейные орудия, в том числе пушки русской армии, захваченные Великой Армией Наполеона. Из этих пушек до самого начала XX века производили торжественные праздничные салюты.
Залы моделей показывают самую большую в мире коллекцию моделей пушек — выставлено более 1000 экспонатов. Самые старые из выставленных моделей датируются XVI веком и представляют собой не что иное, как прототипы реальных орудий. Стреляющие модели часто дарились мальчикам королевской семьи «с образовательными целями». К XVII веку модель пушки становится классическим дипломатическим подарком, в качестве примера можно назвать модель, подаренную Людовиком XIV парламенту Франш-Конте в честь присоединения этой провинции к Франции в 1676 году.
Раздел официальной символики
Флаги, знамёна — изначально символы принадлежности к определённому воинскому подразделению, но вскоре сакрализированные практически в любой армии символы. Парижский музей армии хранит несколько сотен предметов такого рода, как французских, так и трофейных, захваченных в войнах французской армией.
Французские флаги
Французские флаги выставлены в хронологическом порядке в зале Тюренн (названном по имени захороненного в Доме Инвалидов маршала Тюренна). Самое старое из выставленных полотен датируется 1619 годом и является одним из немногих сохранившихся до наших дней знамён той эпохи.
Первые знамёна, использующие ставший классическим порядок цветов — синий, белый, красный, — появились в 1812 году. Одно из самых известных знамён того времени — знамя первого полка пеших гренадеров имперской гвардии — также хранится в музее. Именно это знамя целовал Наполеон во время своего первого отречения от трона в 1814 году.
В 1880 году официальный декрет закрепляет военную символику, вводя в том числе стандарт на военные флаги (размер и материал полотнища, размер надписи и т. п.). Этот стандарт действует во французской армии до сегодняшнего дня.
Трофейные знамёна
Во время старого режима трофейные знамёна выставлялись в соборе Парижской Богоматери. В ноябре 1793 года приказом Конвента они перевозятся в находящуюся на территории Дома Инвалидов церковь Святого Людовика, переименованную в то же время в Храм Марса. Победные наполеоновские кампании значительно обогащают коллекцию, но в 1814 году хранитель Дома Инвалидов сжигает всю коллекцию, чтобы флаги не попали в руки вражеской армии, стоящей у ворот Парижа.
Выставленные в настоящее время трофейные знамёна датируются XIX—XX веками: от Аустерлица (1805 год) до войны в Индокитае (1952 год).
Раздел игрушечных солдатиков
В разделе выставлено около 150 000 картонных, свинцовых и оловянных солдатиков, созданных в период от XVIII до середины XX века.
Раздел изобразительного искусства
Около 200 000 экспонатов — картины и скульптуры, эстампы, рисунки и фотографии — собрано в разделе изобразительного искусства музея армии. В том числе — картины и зарисовки художников, посланных музеем на фронт во время первой мировой войны.
Галерея, посвященная 1914—1918 годам, располагается на верхних этажах. В этой экспозиции показаны документы, форменная одежда солдат и офицеров из армий воевавших тогда держав, «живые» образцы и модели военной техники тех лет, экземпляры стрелкового оружия, вещи из оснащения воинов французской армии, а также армий как ее союзников, так и противостоявших вооруженных сил Центральных держав. Также размещены тридцать точно выполненных в натуральный рост манекенов солдат и офицеров, которые одеты в полевые униформы, применяемые во времена Первой Мировой.
Рядом с входом – германский солдат в характерной униформе цвета «фельдграу», дополненной полной выкладкой, весящей 26 килограммов, включая винтовку Маузер (образец 1898 года), и в германской каске с шишаком, покрытой защитной материей. Впечатление такое, что еще мгновение, и германец двинется по дорогам Бельгии так, как это происходило в августе 1914 года и заведет под губную гармошку свою «Вахту на Рейне».
Рядом, через дверной проем, находится манекен французского пехотинца, одетый в красные военные рейтузы, синюю шинель и синее кепи, держащий винтовку марки Лебель. Именно в этом красочном облачении французская армия вступила в Первую мировую, правда, в скором времени германские пулеметчики и снайперы принудили бравых солдат заменить его на более незаметную серо-голубую униформу и одеть на голову каски.
Раздел, освещающий участие России в войне, экспонирует схемы, тогдашние подлинные карты и фотографии с места боевых действий на Русско-Германском фронте. Рядом – манекены, одетые в форму русского офицера, казака и русского легионера, которые воевали на Западном фронте, входя в состав французской армии (манекен легионера одет в форму, похожую по покрою на французскую, но окрашенную в защитный зеленый цвет).
Около русских солдат находится манекен английского пехотинца, на котором – униформа цвета хаки и ботинки с обмотками, а также его соратники — рядовой шотландского полка Его Величества, одетый в традиционную юбку-кийт, фигура индийского стрелка с винтовкой Ли-Энфильд и легендарный сенегальский стрелок из числа тех, что наводили ужас на немцев.
Напротив находится морской французский пехотинец, сражавшийся в Галиполии с турками. Ухмыляются хитро в усы лица сербских, румынских и греческих солдат, рядом с ними также расположились их противники – турки и болгары. В секции, посвященной Итальянскому фронту, плечом к плечу – австрийский пехотинец в форме как у Бравого солдата Швейка и итальянский солдат. Замыкает эту колонну американский пехотинец, наряженный в шляпу-панаму, крепкие ботинки на толстой подошве и гамаши.
Образцы боевой техники представлены множеством моделей: французские и британские танки FT-17, Mk.IV, «Сен-Шамон» и «Уиппит», французские и британские самолеты, артиллерийские орудия и т.д. Если есть желание, можно рассмотреть поближе сохранившийся до нашего времени «живой» танк Рено FT-17 с 37-мм пушкой, стоящий в галерее восточного крыла.
Бедняга, умаялся на работе.
В отделе старины представлены старинные доспехи и оружие XIII-XVII вв. Благодаря богатству своих коллекций, музей Армии является одним из трёх крупнейших в мире музеев подобного рода. Оружие и доспехи представлены в нём начиная с коллекций королевского оружия, по следующему хронологическому маршруту - от Сен-Луи до Людовика XIII, от рыцарей до регулярной армии, - но также и по темам.
Зал Людовика XIII посвящён Итальянским войнам, войнам против империи Габсбургов и Религиозным войнам XVI века, а также войнам начала XVII века. Здесь выставлены оружие и доспехи, связанные с выдающимися историческими личностями Франции, от до Людовика XIII.
Это доспехи Людовика III начиная с 8 летнего возраста.
Это доспехи Франциска I, здоровенный был лось, под два метра ростом
В этой бывшей трапезной собраны престижные экспонаты из королевских коллекций и оружейных мастерских французских и иностранных принцев. Стенной орнамент состоит из батальных сцен, относящихся к эпизодам Франко-голландской войны, которую вёл Людовик XIV. Эти настенные росписи были выполнены Жозефом Парроселем в XVII веке и реставрированы в 2005 году.
В средневековом зале можно увидеть военное оружие и доспехи XII-XV веков, в том числе артиллерийские орудия и замечательную коллекцию средневековых мечей.
Слева находятся запасники, просто заваленные доспехами, но они не выставляются так как не представляют собой художественной и исторической ценности.
Ну вот и всё, жалко очень, что я не могла сфотографировать всё, что хотела, стеклянные витрины и недостаток освещения не позволяли это сделать. Но для общего ознакомления этого думаю достаточно, так что если кого-то этот музей заинтересует, то сможете всё увидеть своими глазами. Билет стоит 9,50 евро, а русский аудиогид 6 евро.
Главная - О проекте - Помощь - Добавить отзыв - Реклама на сайте - Обратная связь
© awaytravel.ru, 2010-2017. При использовании материалов обязательна ссылка на www.awaytravel.ru
Читайте также