В этом году мы поехали в Париж на две недели раньше, мне надоело гулять по Парижу под дождём и погода нас не подвела. было тепло, но не жарко и мы с удовольствием гуляли по городу. Из метро мы вышли в центре Латинского квартала на площади Сен-Мишель и пошли в сторону Пантеона, в который мы не попали в прошлом году из-за того, что он был закрыт на ремонт. И вот первая приятная неожиданность, античные развалины - Термы Клуни. Термы Клуни это памятник галло-римской эпохи, строительство которых относят к концу II или началу III века нашей эры. Считается, что термы были построены влиятельной гильдией лодочников Лютеции, однако этот факт поставлен под сомнение из-за отсутствия доказательств. Термы представляли собой часть помещений дворца римского наместника Галлии - Констанция Хлора.
После него во дворце жили и другие римские правители Галлии, а один из них, Юлиан, в 360 году там даже был провозглашен римским императором. Посещение терм начиналось с фригидария, где находился небольшой бассейн глубиной чуть более полуметра. Своды фригидария сложены из кирпича и достигают высоты 14 метров, а мраморные полы украшены мозаикой. Из фригидария нужно было идти в тепидарий, где находились бассейны с горячей водой, которая подавалась по акведуку с южных окраин Лютеции, а затем по водостокам, окружавшим термы, стекала в коллектор, находившийся под современным бульваром Сен-Мишель. Как и все римские термы, термы Клюни были публичными и бесплатными.
Термы Клуни это памятник галло-римской эпохи, строительство которых относят к концу II или началу III века нашей эры
Южная часть терм была отведена под тепидарий (горячую баню), а северная служила фригидарием (холодной баней).
Так как термы располагались вдоль второстепенной улицы Лютеции на левом берегу Сены, то они были не защищены оборонительными сооружениями, по этому в конце III века подверглись атаке варварских племён и были разрушены.
В XIV веке рядом с термами был построен особняк для аббатов из Клюни и часть терм использовалась в качестве зернохранилища. Позже, в 1485-1510 годах, на месте прежнего особняка было построено нынешнее здание Отеля Клюни, в котором в 1810 году был создан музей терм. До наших дней сохранилась примерно треть от банного комплекса, лучше всего сохранился фригидарий (внутри особняка Клюни), а руины тепидария расположены снаружи музея.
Не знаю, есть ли доступ во внутрь, мы рассматривали всё через забор и сетку.
Дальше мы пошли по вот этой улочке Соммерар к Отелю Клуни.
Парижский отель – это не обязательно гостиница. Дело в том, что по-французски слово hôtel означает «дом, место для проживания», а потому hôtel particulier соответствует русскому «особняк» или «частное имение».
Отелей-особняков в Париже великое множество, но только два из них – Клюни и Сенс сохранились почти в неизменном виде со времен Средневековья и наглядно демонстрируют особенности тогдашней светской архитектуры.
Как я уже писала, в начале XIV века участок с руинами купил аббат влиятельнейшего монастыря, который располагался в Бургундии, в местечке Клюни. Монастырские посланцы частенько наведывались с различными поручениями в королевский и университетский Париж, и для их проживания на купленном участке был выстроен этот особняк. Так римские термы стали отелем Клюни.
В конце XV в. аббатство заметно утратило свое влияние, в следствии чего монахи старались компенсировать утрату влияния претенциозностью и внешней пышностью, а попросту говоря стали выпендриваться. Они перестроили старое здание, расширили его и украсили всякими финтифлюшками, в таком виде оно и сохранилось до наших времён.
Что только не происходило в стенах этого отеля, там готовили заговоры и плели интриги.
Когда король Людовик XII в конце 1514 г. в возрасте старше пятидесяти лет решил жениться в третий раз, его избранницей стала шестнадцатилетняя английская принцесса Мария Тюдор. Стареющему монарху новый брак с пылкой молодой женой оказался не по силам, и он умер уже через пару месяцев. Прямых наследников не осталось, если не считать того, которым успела забеременеть Мария.
Франциск I, следующий король Франции и двоюродный племянник короля прежнего, понимал, что если Мария родит сына, то его права на французский трон станут весьма неосновательными. Потому новоиспеченный правитель постарался избавиться от нежелательного соперника. Марию удалили в отель Клюни, а затем как бы случайно застали ночью в обществе герцога де Суффолка. Молодых тут же обвенчали в часовне отеля и благополучно отправили с глаз долой в родную Англию.
В XVII столетии в особняке останавливались нунции, посланцы папы римского. Так в Париж попал кардинал Мазарини, известный нам по приключениям мушкетеров Дюма.
Революция разорила все церковные владения, не пощадив и отель Клюни. Здание было обращено в пользу государства и продано в частную собственность.
Первым его владельцем был хирург, который препарировал трупы в бывшей часовне, следом за ним хозяином стал бондарь, а после – печатник. В 1833 г. отель арендовал, а затем и выкупил Александр дю Соммерар, археолог и страстный коллекционер древностей. Его доходы были невелики, но после революции, целенаправленно избавлявшейся от «старья», антиквариат можно было купить за бесценок. Наследники собирателя продали особняк вместе с коллекцией обратно государству, и уже в 1843 г. здесь открылся музей Средневековья, который работает до сих пор.
Что касается архитектуры, то достоинства отеля Клюни видны, что называется, невооруженным глазом. Не нужно быть специалистом, чтобы оценить готическое здание, похожее на старинный замок из волшебной сказки. К тому же оно великолепно сохранилось в первозданном виде, несмотря на серьезную реставрацию.
Здесь есть что поразглядывать, изящная аркада слева, восьмиугольная башня справа, многочисленные барельефы, эффектные колодцы, островерхие крыши с трубами и слуховыми окнами в обрамлении каменного кружева.
Отель Клюни – это большое, добротное и удобное жилище, сделанное со вкусом и снабженное изысканным скульптурным убранством. В результате перестройки Парижа в середине XIX века он растерял свое окружение, исчезло множество замечательных старинных зданий, но все же дух Средневековья еще чувствуется.
Вот такая прелесть - солнечные часы.
Рассмотрев всё, что можно мы покинули Отель Клуни и пошли дальше в сторону Пантеона..
[SIZE=3][FONT=arial]
А вот это там виден Колледж де Франс, который был основан в ХВИ веке, при короле Франциске И. Начало ему было положено курсами греческого и древнееврейского языка, которые читали так называемые «королевские» профессоры и лекторы, получавшие жалованье их казны короля. Вскоре к ним добавились кафедры латинской и греческой философии, математики и латинского ораторского искусства. Причиной появления независимых от Сорбонны курсов и преподавателей стало недовольство передовой французской интеллигенции устаревшими университетскими догмами.
Основателем колледжа был Гийом Бюдэ, королевский библиотекарь, филолог и переводчик классических языков. Именно он предложил королю Франциску И идею пригласить лекторов из числа читателей королевской библиотеки для создания колледжа, где будут преподаваться предметы, отсутствующие в учебных планах Сорбонны. Первоначально это учебное заведение называлось Королевским колледжем.
Особенностью нового образовательного учреждения были прогрессивные идеи преподавательского состава, не ограниченного учебными программами, и доступность обучения буквально для всех, независимо от возраста, положения и пола. Девизом колледжа в 1559 году стало латинское выражение «Доцет омниа», что в переводе означает «Учит всему».
Новый колледж внес в интеллектуальную жизнь парижан свежую струю, привлек множество учеников, впоследствии прославившихся своими научными достижениями. Среди первых слушателей королевских курсов был католический священник Игнатий Лойола, ученый Кальвин, литератор и философ Рабле. Однако колледжу пришлось вести долгое время войну с деятелями Сорбонны, обвинявших не раз преподавательский состав учреждения в том, что те «сеют смуту» среди молодежи своими «возмутительными» идеями.
Продолжаем двигаться вперёд, заглядывая во все улочки в надежде поскорее увидеть нашу цель.
Неожиданно набрели на базарчик и слегка отвлеклись, напробовались и накупили всяких вкусностей.
Ой, а вот и он, как-то совсем неожиданно вынырнул в просвет между домами. Ну и конечно же мы пошли к нему, и так, мы поднимаемся на холм Святой Женевьевы.
В этом ресторанчике мы уже кушали, а справа по улице находится университетская библиотека.
]
Вот эта библиотека Сент Барб
А это церковь Сент-Этьен-дю-Мон или Святой-Стефан-на-Горе, католическая церковь на холме Святой Женевьевы, которая была построена, чтобы разгрузить переполненное прихожанами аббатство Святой Женевьевы, находящееся чуть дальше. Папа Гонорий распорядился в 1222 году построить неподалёку отдельную приходскую церковь апостола Стефана для нужд растущего населения близлежащих кварталов. Значительную часть паствы в первые века существования храма составляли студенты Сорбонны. Но к концу ХV века храм уже не мог вместить всех прихожан и в 1492 году началось строительство ещё более вместительного храма в стиле поздней готики («пламенеющей»). Основные строительные работы пришлись на правление Людовика ХII и Франциска I. Строительство продолжалось более века и завершилось в 1622-1626 годах возведением фасада. Фасад был достроен в начале ХVII века на средства Маргариты де Валуа. Тогда же были выполнены фигурные витражи. В 1626 году новый храм освятил парижский архиепископ Жан-Франсуа де Гонди. На протяжении ХVII и ХVII веков церковь св. Стефана пользовалась большим успехом у парижан. Сюда регулярно перевозили из аббатства мощи Святой Женевьевы.
С началом революции церковь была секуляризована и обращена в «храм сыновней почтительности», а мощи святой Женевьевы сожжены. Во время Второй империи городской архитектор Виктор Бальтар распорядился осуществить реставрацию храма, в том числе восстановить скульптурное убранство, утраченное за годы революции. С храмом Святого Стефана связаны имена многих примечательных личностей. Здесь служил органистом композитор Морис Дюрюфле. После упразднения Пор-Рояля в 1711 году в церковь Святого Стефана были перенесены останки Блеза Паскаля. Ранее в храме нашёл упокоение Жан Расин. На церковном кладбище похоронен революционер Марат. Рядом с Пантеоном стоит памятник Пьеру Корнелю, французскому поэту и драматургу, отцу французской трагедии, члену Французской академии, автору всем известной драмы "Сид", первой пьесы в французской литературе, в которой раскрыт основной конфликт, занимавший писателей эпохи классицизма, конфликт между долгом и чувством. Это история их моей романтической юности - Ромео и Джульетта, Сид Компеадор и Химена, Кармен и Хосе.
А это здание мэрии 6 округа, по этой площади проходит граница между 6 и 5 округами.
А вот и наконец-то цель нашей прогулки - Пантеон. Если говорить о самых значимых и самых интересных достопримечательностях Франции, то, несомненно, следует выделить это величественное здание. Пантеон в Париже – это еще и бывший собор Святой Женевьевы и, как любят называть его многочисленные гиды, памятник амбициям и страстям, кипевшим при королевском дворе, а затем и на баррикадах. В наши дни Пантеон является одним из самых посещаемых мест Парижа. Такую популярность он приобрел даже не благодаря покоящимся в нем останкам сильных мира сего, он привлекает своей необычной архитектурной формой, его нельзя отнести к какому-либо определенному архитектурному стилю. На его входе можно увидеть выгравированную надпись, если дословно перевести её на русский язык, то можно прочитать примерно следующее: "От благодарной Отчизны великим людям!".
Свою непростую и длинную историю Пантеон ведет с 1744-го года. Именно тогда Людовик XV принял на себя командование войсками, которые должны были одержать долгожданную победу над австрийцами. Правда, побывать в гуще сражений ему не удалось, у короля внезапно поднялась высокая температура, медицина того времени была бессильна, жаропонижающих средств в 1700-хх годах еще не существовало и многие из приближенных короля считали, что Людовик XV вскоре умрет. Находясь на смертном одре, король взмолился Святой Женевьеве, которая и в наши дни считается покровительницей Парижа, он дал торжественную клятву, что если Святая смилостивится над ним, то он воздвигнет в ее честь роскошный храм.
Случилось чудо, король выздоровел, в мир иной отошла лишь его любовница, которая заразилась вирусным заболеванием от монарха. Сильнейшая депрессия заставила короля позабыть о государственных делах и данном обете. Лишь влюбившись в очередной раз, Людовик XV вспомнил о своем обещании и приказал брату своей новой фаворитки выбрать архитектора для постройки храма Святой Женевьевы. Интересно то, что архитектор Суфло приступил к разработке проекта храма лишь в 1755-м году, ровно через 11 лет после «страшной» болезни короля. Ну теперь давайте войдём наконец-то во внутрь, а я продолжу свой рассказ.
Проект храма, разработанный архитектором, вызвал у короля и парижан, мягко сказать, немой шок. В те времена все здания Парижа строились в роскошном стиле барокко, декоративные архитектурные элементы украшали каждый дом, не говоря уже о храмах или дворцах. Однако Суфло решил отойти от устоявшихся традиций, и в своем проекте соединил сразу четыре стиля. На плане можно было увидеть портик в греческом стиле с шестью колонами, накрытый строгим куполом, потолок которого предполагалось выполнить в романском стиле, а интерьер храма должен был быть воплощен в жизнь в готическом стиле. Кроме этого, архитектор, вдохновленный собором Святого Павла в Лондоне, решил поставить колоны в стиле барокко в качестве опоры для перекрытий. Превзойти гениальность Кристофера Рена, создавшего лондонский собор, Суфло не удалось, свод был очень тяжелым и колонны попросту бы разрушились под его весом. Стоит отметить, что начать строительство храма Суфло удалось лишь 1764-м году. Первый камень торжественно заложил король, который уже двадцать лет назад дал обет Святой Женевьеве.
Католическая церковь отправила Людовику XV письмо, в котором выражался протест против строительства здания по плану Суфло. Дело все в том, что проект предусматривал постройку храма, напоминающего собой очертания «греческого креста». Поэтому архитектор удлиняет два крыла и делает храм похожим на католическую базилику.
Справедливости ради стоит отметить, что во время строительства архитектурного сооружения, постоянно возникали трудности, по большей части, они были связаны с финансированием. Проще говоря, у Людовика XV не хватало денег, чтобы воплотить в жизнь план архитектора Суфло. По этой причине три стороны храма лишились портиков, остались лишь колоны и фронтон, которые и в наше время можно увидеть на главном фасаде Пантеона. Многочисленные документы, сохранившиеся до наших дней, характеризуют короля Людовика XV, как очень любвеобильного мужчину. Все его фаворитки хотели «помочь» возлюбленному выполнить свой обет, они от руки рисовали всевозможные украшения, которые, по их мнению, обязательно должен был добавить в здание архитектор короля.
Как известно из истории, Людовик XV отошел в мир иной в 1774-м году. Он так и не успел выполнить свое обещание Святой Женевьеве. Не довел дело до конца и погрязший в интригах архитектор Суфло. Благо у специалиста были помощники, которые в 1790-м году достроили до конца здание храма Святой Женевьевы. Как я уже говорила, парижане приняли новый храм в штыки, в прямом и переносном смысле. Многим казалось, что здание выглядит слишком строго и не соответствует архитектуре Парижа. Величественный купол не подходил к греческому портику, нарушая при этом гармоничность всего архитектурного ансамбля. Зачастую многие достопримечательности не признаются жителями городов, в которых они построены. Так произошло и с храмом Святой Женевьевы.
Мечта архитектора Суфло была воплощена в реальность. В Париже появился собор, который составил достойную конкуренцию лондонскому храму Святого Павла и римскому католическому собору Святого Петра. Однако собором Святой Женевьевы он назывался совсем недолго. Как только закончилось строительство, во Франции начались массовые беспорядки, которые французы с гордостью называли революцией. Восставшие рабочие грабили и разрушали огромные соборы, и даже небольшие храмы. Подобной участи удалось избежать лишь собору Святой Женевьевы, который революционеры в конце 18-го века назвали Пантеоном. Пантеон в Париже должен был прославить героев Франции и стать местом их упокоения. Первым революционером, похороненным в Пантеоне Парижа, был граф Мирабо. Его останки пролежали в Пантеоне чуть менее двух лет: оказывается его соратники доказали связь героя с королем. Останки были вынесены из Пантеона и похоронены на кладбище, революционеры не установили даже надгробную плиту. Кстати, один из соратников Мирабо Марат, обвинивший в предательстве своего бывшего друга, был вскоре убит и похоронен в Пантеоне.
Из истории можно узнать, что власть несколько раз переходила от революционеров к королевскому двору и обратно. Столько же раз здание становилось Пантеоном, а затем собором Святой Женевьевы. Закончилось все на том, что архитектурное сооружение, разработанное Суфло, все же получило название Пантеон. Интересно то, что здание превращалось из собора в мавзолей и из мавзолея в собор несколько раз на протяжении ста лет. Французам, видимо, было очень трудно определиться с предназначением архитектурного шедевра, возвышающегося неподалеку от центра Парижа. Все закончилось в 1885-м году. В тот год в здание Пантеона внесли тело Виктора Гюго.
В наши дни здание Пантеона в Париже продолжает выполнять возложенные на него французскими революционерами функции: являться мавзолеем для великих французов и не только, в одной из могил покоится величайший итальянский художник Рафаэль. Чем руководствовались французы, в случае с телом итальянского живописца, объяснить довольно трудно. Кстати, парижане не желают повторения истории с графом Мирабо, поэтому после смерти выдающейся личности, делается пауза. За этот промежуток времени выясняется, действительно ли человек был выдающимся или, как в случае с Мирабо, произошла ошибка. Например, в 2002-м году в парижском Пантеоне, спустя 132 года после своей смерти был похоронен Александр Дюма. Парижане более ста лет выясняли: действительно ли он был гениальным писателем или же "произошла ошибка", и Дюма был обычным графоманом? В очереди на погребение стоит Наполеон Бонапарт и, как ни странно, граф Мирабо. Оказывается, его уже реабилитировали и останки революционера "ждут" того момента, когда их снова торжественно внесут в Пантеон. К слову, наверное, в Пантеоне будут похоронены Вольтер и Руссо, если, конечно, со временем, о них не всплывут нелицеприятные факты.
Глядя на современное здание Пантеона в Париже, если отбросить в сторону все связанные с ним "происшествия", то можно сказать, что Суфло сумел сделать практически невозможное. Архитектор придал готическую легкость и воздушность зданию, построенному сразу в четырех стилях. Увы, в настоящий момент, многие окна, запланированные Суфло, можно увидеть заложенными кирпичом: так решили в 18-м веке революционеры. По их мнению, в гробницу величайших людей Франции проникало слишком много света. Последнее, на чем хотелось бы остановиться, описывая величественный Пантеон в Париже, так это на маятнике Фуко, который должен доказывать всем посетителям мавзолея, что наша планета «все же вращается».
Ну и напоследок нужно сказать, что купол, разработанный Суфло, вдохновлял многих архитекторов, например Капитолий в столице США имеет точно такой же купол. "Следы" парижского Пантеона можно найти и в России, купол Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге точно такой же как у него и маятник тот же.
История закончилась, рассматривайте это великолепное здание, я старалась всё сфотографировать, что можно было.
А теперь пройдёмся по галереям и заглянем в усыпальницы. Если я не ошибаюсь то это рака первого короля Франции Хлодвига
Вольтер
Жан-Жак Руссо
Виктор Гюго
Пьер и Мария Кюри.
Как выяснилось, не так уж много знакомых мне фамилия, я здесь обнаружила.
1791 Оноре Габриель Рикети Мирабо. Останки удалены из Пантеона 25 ноября 1794 года.
1791 Вольтер
1794 Жан-Поль Марат. Останки удалены из Пантеона
1794 Жан-Жак Руссо
1807 Шарль Луи Жозеф Шарль д’Альбер де Люинь. Останки удалены из Пантеона
1811 Луи Антуан де Бугенвиль
1829 Жак-Жермен Суффло
1885 Виктор Гюго
1908 Эмиль Золя
1924 Жан Жорес Похоронен спустя 10 лет после убийства.[/TD]
1952 Луи Брайль
1995 Пьер Кюри, Мария Склодовская-Кюри. Оба, Пьер и Мария Кюри были похоронены в апреле 1995 года.
2002 Александр Дюма (отец). Перезахоронен в Пантеон спустя 132 года после смерти.
Это интересное захоронение, тут покоится Феликс Адольф Эбуэ. Его дед был рабом, отец Ив Эбуэ золотоискателем, мать Мари Жозефина Орель Левель владела магазином. Будучи школьником, Феликс хорошо учился и выиграл стипендию для продолжения обучения в Бордо. С 1898 года он учился в бордоском лицее имени Мишеля де Монтеня, который являлся подготовительным учебным заведением, после которого он поступил в парижскую Национальную школу Заморских владений Франции, которую закончил в 1908 году со степенью в области юриспруденции. С 1910 года начал карьеру колониального чиновника. Он служил на Мадагаскаре, в Убанги-Шари. В 1927 году за свои успехи он стал кавалером ордена Почётного легиона. После двадцати лет службы в Убанги-Шари он был переведён на Антильские острова, и с июля 1933 года по январь 1934 года был генеральным секретарём правительства Мартиники. Затем он возглавлял Французский Судан, а с 1936 года стал губернатором Гваделупы. Это был первый в истории случай, когда чернокожий потомок африканца занял столь высокий пост во французской колониальной системе. В связи с нарастанием напряжённости в мире, в 1938 году был назначен губернатором Чада. В июле 1940 года он связался с генералом де Голлем и, изложив условия обороны и жизни территории, защиту которой ему поручила Франция, сообщил о своём намерении официально примкнуть к «Свободной Франции». 26 августа 1940 года на встрече в Лагосе губернатор Эбуэ и командующий войсками территории Чад полковник Маршан провозгласили присоединение Чада к движению генерала де Голля.
27 августа 1940 года де Голль выразил территории Чад благодарность в приказе по империи.
12 ноября 1940 года генерал де Голль сделал Эбуэ генерал-губернатором Французской Экваториальной Африки.
29 января 1941 года Феликс Эбуэ стал одним из первых людей, награждённых Орденом Освобождения.
Благодаря усилиям Эбуэ, за годы войны во Французской Экваториальной Африке были созданы вооружённые силы, численностью около 40 тысяч человек, воевавшие на стороне «Сражающейся Франции» на различных фронтах Второй мировой войны. Феликс Эбуэ скончался 17 мая 1944 года в Каире от сердечного приступа. 20 мая 1949 года его останки были помещены в Парижский Пантеон.
Так и не разобрала, кто тут лежит
Тут лежит прах Жана Ланна, французского военного деятеля, 1-го герцога Монтебелло, маршала Империи, участника революционных и наполеоновских войн. Наполеон сказал о нем: «У Ланна мужество было сильнее разума, но разум просыпался каждый день, чтобы восстановить равновесие, я нашёл его пигмеем, а потерял гигантом».
В итальянской кампании 1796-97 он дважды спас Наполеону жизнь. Вот как его охарактеризовал наполеоновед и франковед Манфред: «Ланн был одним из самых выдающихся военачальников блестящей наполеоновской плеяды. Отважный, прямой, резкий, он заслужил почётное прозвище Роланда французской армии».
Награждён почётной саблей за отличие при Маренго (6 июля 1800 года);
Легионер ордена Почётного легиона (24 сентября 1803 года);
Командир 9-й когорты ордена Почётного легиона (14 июня 1804 года);
Великий офицер ордена Почётного легиона (14 июня 1804 года);
Знак Большого Орла ордена Почётного легиона (2 февраля 1805 года);
Коммандор ордена Железной короны (25 февраля 1806 года, Италия) ;
Большой крест ордена Христа (28 февраля 1806 года, Португалия) ;
Большой крест ордена Золотого орла (1807 год, Вюртемберг) ;
Большой крест военного ордена Святого Генриха (26 сентября 1807 года, Саксония) ;
Кавалер ордена Святого апостола Андрея Первозванного (25 сентября 1808 года, Россия)
Вот так-то
А это элементы старого декора.
Вышли мы из Пантеона слегка ошарашенные и пошли дальше, путь наш лежал на площадь Бастилии, которая находилась на противоположной стороне Сены. Чтобы туда добраться, нам нужно было спуститься на бульвар Сен-Жермен и сесть на автобус. Вот мы и пошли.
Церковь Сент-Этьен-дю-Мон с боку.
Шли мы наугад, Сена была внизу, в этом садике перекусили и пошли дальше.
И наткнулись на вот такую красивую церковь Сен-Никола-дю-Шардонне. На гугловской карте выглядит она совершенно обалденно, на земле лежит огромный крест.
Церковь Сен-Никола-дю-Шардонне сегодня это результат перестройки средневекового здания в 1656-1763 годах. Точная дата строительства первой часовни Святого Николая на этом месте неизвестна, но судя по документам, его следует относить к 13 веку. В то время она была университетской часовней, а земли эти принадлежали богатому Аббатству святого Виктора. Со временем часовня стала слишком маленькой, университет рос и студентов прибавлялось, по этому и было принято решение перестроить её в церковь, которая и была построена в готическом стиле. К XVII веку церковь пришла в упадок и было принято решение опять её перестроит, восстановить самую старую её часть и перенаправить её главную ось на север. Для тех габаритов, которые планировались, не хватало места, вот и вышло, что она стала одной из немногих церквей XVII века, которая не ориентирована по оси восток-запад.
В 1656 году рядом с руинами старой началось строительство новой церкви. Она строилась по рисункам художника Шарля Лебрена, королевского живописца. Готические руины постепенно принимали новые очертания, неф был закончен в 1716 году, крыша возведена в 1763 году, алтарь освящен в 1768 году. Однако окончание работ прекратилось из-за недостатка финансирования.
В 1763 году фасад все-таки был завершен, но во время Французской Революции церковь была закрыта, и в 1795 году сдана в аренду частному лицу, который использовал её по своему усмотрению. И только в 1801 году здание вернулось в лоно церкви.
В 1862 году из-за пробивки бульвара Сен-Жермен во время османизации Парижа потребовалось переделать апсиду, что проделал Виктор Бальтар. Фасад, выходящий на улицу Сен-Виктор был закончен, в итоге, только в 1934.
Среди реликвий в этой церкви упоминали фиал с влагой, выступавшей из мощей святого Николая, а также фрагмент его кости. Позже к реликвиям присоединилась часть правой ноги святого Виктора. И вообще до Французской Революции здесь находилось множество ценных предметов, которые сами понимаете куда делись.
Сегодня в число реликвий в храме входят «Мученичество святого Иоанна Богослова» кисти Шарля Лебрена, а также могила художника и его матери. Часовня святого Карла Борромео, построенная Антуана Куазево со скульптурами Жана Колиньона, является одной из самых роскошных частных часовен Парижа. Здесь же находятся две картины Куапеля, а также «Крещение» кисти Жана-Батиста Коро и росписи Камиля Коро.
В 1977 произошло ещё одно значимое событие в жизни этой церкви, она была занята силой Братством Пия Х, и с тех пор является парижским оплотом католиков-традиционалистов,(также называемых фундаменталистами). Братство Пия Х религиозная организация, созданная в 1970 году архиепископом Марселем Лефевром и объединяющая католиков-традиционалистов, не принявших решения Второго Ватиканского собора в части реформы богослужения, расширения практики экуменизма (это когда в одном и том же здании службы проводят по очереди и католики, и протестанты.), необходимости диалога с иными религиями и иных нововведений.
Выйдя на бульвар Сен-Жермен и найдя нужную остановку, мы приготовились ждать автобус, но я обратила внимание, что дамы на остановке о чём-то озабочено щебечут. Потом я увидела, что информационное табло погасло и одна начала мне что-то говорить. Мужчина, стоявший рядом, увидев по моему лицу, что я не понимаю ничего. Он спросил на счёт английского и мы тут радостно закивали, он тоже обрадовался и объяснил нам, что автобусы какое-то время ходить не будут, так как в центре праздник и он перекрыт. Я спросила у любезного парижанина как нам добраться до площади Бастилии и он сказал, что если мы пойдём по этой улице и перейдём мост, то как раз и дойдём до неё. Поблагодарив его мы двинулись по бульвару.
Бульвар Сен-Жермен был заложен в XIX веке и тянется на три километра вдоль левого берега Сены. Это одна из самых оживленных улиц города, богатая на достопримечательности и богемные заведения. Самым известным историческим зданием бульвара является церковь Сен-Жермен-де-Пре, благодаря которой бульвар и получил свое название. Церковь была построена еще в 543 году, перестроена в XI веке и уже в таком виде дошла до наших дней. Это бывшее бенедиктинское аббатство, а в настоящее время приходская церковь, это самое старое аббатство Парижа, памятник романской архитектуры с богатейшей историей. В следующий раз мы обязательно её осмотрим и тогда я расскажу про неё подробно
В той стороне, откуда мы пришли, на пересечении бульваров Сен-Жермен и Сен-Мишель, расположены Музей Клюни и самый старый университет Франции Сорбонна.
Сложно сказать, что больше принесло славу бульвару – его достопримечательности, или рестораны и кафе, которые здесь находятся в большом количестве. На Сен-Жермен находятся самые известные ресторанные брэнды, всё здесь отменного качества, но цены кусаются, дает знать о себе престижность места.
Так потихоньку мы и дошли до Сены и по мосту Сюлли перешли на другую сторону реки.
В истории Франции было два великих человека, носящих имя Сюлли. Первый был епископ, затеявший строительство собора Нотр-Дам и увековечивший этим свое имя. Второй – боевой товарищ и затем министр Генриха IV. Первый – католик, второй – протестант., Этот мост, изначально названный именем второго Сюлли.
В этом месте Сена разделяется на рукава. Южный рукав более широкий и традиционно судоходный, северный рукав более узкий, он использовался для разных целей в разные эпохи. Когда-то существовал еще один остров, называвшийся Лувье, но его еще более узкий рукав был засыпан в османскую эпоху и теперь там проходит бульвар Морлан. Мост Сюлли состоит из двух автономных мостов, которые соединяют левобережный бульвар Сен-Жермен, восточную оконечность острова Сен-Луи и правобережный бульвар Генриха IV. Мост был построен в 1873-1878 годах по рисункам инженеров Водрей и Бросслан. Мост составляет угол около 45° по отношению к берегу и к течению.
В том месте, где мост касается острова, на самой стрелке организован сквер Бари. Надо сказать что остров Сен-Луи это наверное самое не пострадавшее от трансформаций XIX века и самое выдержанное в одном архитектурном стиле место в Париже, исключая именно участок, о котором идет речь. На этом месте стоял особняк XVII века времен общей застройки острова, принадлежавший Бретонвильеру. Особняк и сад во французском стиле были уничтожены в 1840г и уступили место современному мосту и скверу.
Сквер, и площадь возле него, носит имя французского скульптора XIX века Антуана-Луи Бари. Всю жизнь мастер ваял животных и достаточно преуспел в этом деле, особенно хорошо Бари удавались сцены насилия над братьями нашими меньшими. Всевозможные львы, тигры, удавы и крокодилы нещадно грызли, давили и умерщвляли друг друга. Откуда взялась такая свирепость трудно сказать, время видно было такое. Будущий скульптор родился в первые годы Великой французской революции, это была эпоха героев и их жертв. В верхней части памятника Бари находится его скульптура "Тесей, убивающий Кентавра".
Интересна история этой работы. С 1900 года, с момента открытия монумента и до момента оккупации Парижа немцами, она спокойно стояла в этом тихом месте. А потом кому-то из идеологов вдруг показалась эта скульптура аллегоричным символом, возможно борьбы Франции и Германии или ещё хлеще Гитлера и Де Голя, черт их знает, но статую было приказано расплавить. Пройдут долгие годы, прежде чем в 2011 году будет сделана копия скульптуры и водружена на своё место..
Ну и последнее, это место увековечено и в живописи, правда художник неизвестен, в углу картины сложно разобрать его имя, но написана картина в середине ХХ века и называется она «Париж. Вид на Собор Парижской богоматери и мост Сюли с набережной Генриха IV»
Перейдя реку мы идём дальше по бульвару Генриха IV или, как говорят парижане, Анри IV до самой площади Бастилии
Вот это здание на углу квартала Целестинцев, здание Национальной гвардии - la Garde Nationale.
Национальная Гвардия это род земской дружины, которая первоначально возникла в Париже в XVIII — XIX веках, называлась она тогда парижская национальная гвардия. Создана она была из граждан коммун, представителей французского народа, на заседании Учредительного собрания Франции в 1789 году для наведения и охраны внутреннего порядка и спокойствия на улицах Парижа во время революции. Первым командиром национальных гвардейцев стал ветеран американской революции маркиз Лафайет, он же и был инициатором и организатором создания национальной гвардии.
В 1790 году Национальная Гвардия уже была введена во всех городах Франции. В неё принимались все желающие, им давали оружие и ставили на довольствие, а они несли службу под началом офицеров, которых которых сами же и избирали на командование. А ещё национальным гвардейцам назначалось жалованье от нового строя, для бедных новых коммунаров это был замечательный способ изменить свою жизнь. Ну и само собой разумеется, что в короткое время численность Национальной Гвардии Франции достигла 300 000 человек.
Чем она только не занималась, в 1793 году дружины Национальной Гвардии принимали участие в подавлении восстания против республиканцев в Вандее. В 1795 году Национальная Гвардия приняла участие в возмущении 13 вандемьера против Конвента и после этого была подчинена главнокомандующему внутренними войсками Франции. Это не очень понравилось гвардейцам и они сделали всё возможное, чтобы вернуться к прежней организации, что и произошло в августе 1797 года.
Когда к власти пришел Наполеон и понял, что кормить такую ораву лишнее, он значительно уменьшил её состав и взял в свои руки назначение её офицеров. Правда к военным действиям при Наполеоне гвардия привлекалась редко, но храбро сражалась в 1809 и 1814 годах.
Французским законом от 1868 года на Национальную Гвардию в военное время была возложена обязанность обороны границ государства.
27 июля 1872 года, Уставом о воинской повинности Франции, Национальная Гвардия была распущена и прекратила своё существование, а потом опять возродилась.
Сегодня это элитный корпус в который не так-то легко попасть и основной миссией Национальной Гвардии является обеспечение безопасности и несение Почетного Караула для различных учреждений Республики и высшей власти государства. Она может исполнять особые миссии, используя специализированные подразделения, это конное наблюдение за лесным массивом, мотоциклетный эскорт, в том числе для выступления в спортивных состязаниях национальных и международных.
Республиканская Гвардия может также участвовать в поддержании порядка в Париже, но только по решению министра безопасности, а ещё специализированные формирования Национальной Гвардии оказывают содействие Национальной Жандармерии при проведении публичных мероприятий.
Этот элитный корпус, тесно связан с жизнью нации, Национальная Гвардия придает особую торжественность при проведении крупных мероприятий, которые вписываются в историю Франции, в Президентском Дворце, на Елисейских Полях, в Пантеоне и так далее.
Вот наконец-то мы и пришли на площадь Бастилии.
Своим названием она обязана крепости Бастилия, разрушенной во время Великой французской революции и является местом пересечения более чем десяти улиц и бульваров. В начале Великой Французской революции 14 июля 1789 крепость была взята революционно настроенным населением. На то, чтобы разобрать крепость, ушло три года, затем от дома № 5 до дома № 49 по бульвару Генриха IV брусчаткой была выложена черта, которая обозначает контуры стен разрушенной крепости. На пустыре поставили табличку с надписью «Désormais ici dansent», что значит "Отныне здесь танцуют" и ежегодно здесь стали устраиваться народные гулянья. Традиция сохраняется до сих пор.
Наполеон, следуя своим проектам по перепланировке Парижа, решил в 1808 году воздвигнуть на площади гигантский фонтан в виде слона, увековечив свои победы в Египте. Слон должен был быть сделан из бронзовых пушек, захваченных у испанцев, и иметь 24 м в высоту. Лестница наверх должна была быть устроена в одной из слоновьих ног.
Архитектор Жан-Антуан Алавуан взялся за работу, но в результате в 1813 году на готовый постамент был поставлен только гипсовый макет в натуральную величину. Он вошел в историю благодаря Виктору Гюго, который вздумал поселить в развалинах несостоявшегося фонтана одного из героев романа "Отверженные" Гавроша. При сносе памятника в 1846 году оказалось, что постамент и памятник облюбовали тысячи крыс.
В 1833 году Луи-Филипп I решил воздвигнуть на площади Июльскую колонну в память о "трёх днях славы"» с 27 июля по 29 июля 1830 года во время Июльской революции. Её открытие состоялось в 1840 году. Несмотря на распространённое мнение, колонна не имеет никакого отношения к революционным событиям 1789 года - взятию Бастилии. Вот она.
На вершине бронзовой колонны высотой почти 80 метров находится позолоченный "Гений свободы", а у основания — барельефы Бари.
Внизу колонны прикреплена мемориальная доска, на которой написано - "Во славу французских граждан, с оружием в руках сражавшихся в защиту гражданских свобод в памятные дни 27, 28, 29 июля 1830 года".
Золотыми буквами на ней высечены имена парижан, погибших во время боёв на уличных баррикадах в июле 1830 года.В основании колонны был устроен склеп, в котором покоятся останки 504 жертв Июльской революции 1830 года. К ним добавилось около двухсот павших во время Революции 1848 года.
В 1982 президент Франсуа Миттеран принял решение о строительстве в Париже новой оперы, "современной и популярной", несущей классическую музыку в массы, с чем Опера Гарнье, мы там тоже побываем, уже не справлялась.
Местом постройки выбрали бывший Бастильский вокзал, служивший городу с 1859 по 14 декабря 1969 года, находившийся между Лионской и Шарантонской улицами со стороны площади Бастилии.
В 1983 был организован конкурс на лучший архитектурный проект оперы и его выиграл канадо-уругвайский архитектор Карлос Отт. В 1984 году начали демонтировать Бастильский вокзала, который после своего закрытия использовался как площадка для различных выставок. Новое здание на площади Бастилии было возведено в 1989 году.
13 июля 1989, в двухсотую годовщину взятия Бастилии, Опера торжественно открылась спектаклем в постановке Боба Уилсона "Ночь перед утром" (La Nuit avant le jour). Но постоянно театр заработал только с 17 марта 1990, поставив оперу Берлиоза «Троянцы».
Первые годы работы зала были отмечены постоянными сбоями автоматизированного управления сценических механизмов, что обычно для новых театров, но что, тем не менее, вылилось в несколько парижских скандалов. Проделанный ремонт, осуществленный без закрытия театра, позволил добиться удовлетворительного функционирования всего механического оборудования.
Из-за очень быстрого износа фасада здания государство затеяло судебный процесс против подрядчиков, обвинив их в недоброкачественной работе. Эта длительная тяжба, которую государство выиграло только в 2007 году, не позволяла до этого обновлять пришедшую в упадок облицовку здания.
Опера имеет четыре зала: Большой зал на 2 703 места, амфитеатр на 450 мест, студийный зал на 237 места и зал Гуно для репетиций оркестра.
Дальше мы идём по улице Риволи, одной из самых длинных и известных в Париже, получившей своё название на основании наполеоновского указа 1806 года в память об одной из первых побед императора, под Риволи в январе 1797 года.
На ней мы застали остатки базара и с удовольствием по нему прошлись.
Последний взгляд и пошли дальше.
Вот ещё одна достопримечательность этой улицы - Музей истории Парижа, или как называют его парижане – музей Карнавале. К сожалению, в Париже много мест, которые знакомы лишь немногим, к таким относится и музей Карнавале, хотя его богатая экспозиция и бесплатный вход заслуживают на гораздо большее внимание, тем более, что парижане относятся к нему с теплотой, называя "самым парижским музеем". Возле входа в музей находится статуя Людовика XV, выполненная известным скульптором Гужоном. Хозяином этого роскошного особняка, построенного в 16 веке, был президент парижского парламента Жак де Ланжери, а автором проекта здания являлся Пьер Леско, более известный как один из архитекторов Лувра. Но подарил свое имя зданию вовсе не почетный гражданин Ланжери и не известный архитектор Леско, а вдова дворянина из Бретани по фамилии Керневенуа, которая поселилась там немного позже. Известные насмешники парижане очень скоро переиначили причудливую фамилию на свой лад - Карнавале и именно под этим названием особняк и стал частью истории Парижа.
Но еще большую славу особняку Карнавале принесла маркиза де Севинье, прожившая в этом доме в конце XVII века более двадцати лет. Красавица и умница маркиза слыла украшением королевского двора при Людовике XV. Она являлась хозяйкой одного из первых литературных салонов, и всю свою страстную любовь к литературе она выплескивала в написании писем. Она писала письма дочери, которая вышла замуж и уехала в поместье мужа, она писала письма брату и многим другим родственникам и знакомым. Наверняка маркиза даже и не предполагала, что когда-нибудь вся ее обширная переписка войдет в анналы истории и станет памятником литературы той эпохи. Написанные хорошим слогом, письма живо и интересно передают события того времени, а некоторые исторические курьезы и анекдоты были извлечены как раз из писем прекрасной де Севинье.
За свою историю особняк Карнавале повидал немало хозяев, в XIX столетии в нем даже разместилось парижское училище. В 1866 году архитектура Парижа подверглась резкой перестройке и перепланировке – это барон Осман приступил к осуществлению своего плана «осовременивания» Парижа. Побуждаемый самыми лучшими намерениями придать городу более современный и элегантный вид, он в буквальном смысле, резал по живому: город стал лишаться лабиринта запутанных улочек, старинных домов, трактиров и лавочек с висящими над ними колоритными вывесками. Город лишался своего шарма, парижские власти забеспокоились и в целях сохранения хотя бы некоторых свидетельств истории, решили открыть Музей истории Парижа. Для размещения ряда экспонатов в 1886 году властями был приобретен особняк Карнавале, но коллекция стала очень пополняться за счет активных дарителей – многие из парижан-коллекционеров хотели передать в Музей истории Парижа, если не все, то хотя бы часть своих собраний. Когда экспонатов в музейных фондах накопилось столько, что здание Карнавале их уже просто не вмещало, было принято решение задействовать под музейные экспозиции расположенный рядом особняк Ле Пелетье де Сен-Фарго. В ходе проведенных реставрационных работ в 1989 году оба здания объединились и сейчас посетителям музея представлены экспонаты, расположенные более чем в ста залах! Мы в следующий раз обязательно его посетим.
Какой красивый подъезд, очень захотелось посмотреть, что там внутри и мы зашли во двор.
Двор оказался ничем не примечательным, но перед домом вдруг мы увидели настоящую банановую пальму.
Она конечно выродилась в условиях городской жизни, но вот такая гроздь на ней всё-таки была.
Идя по улице Риволи мы заглядывали во все перпендикулярные улицы и в конце одной увидели вот такое чуда. Естественно, что мы решили рассмотреть его поближе. Это собор Сен-Поль-Сен-Луи. В 1580 году кардинал Бурбон, дядя Генриха IV, подарил Ордену иезуитов особняк Рошпо, орден этот был уже 17 лет как основан на Монмартре испанскими и французскими монахами Игнатием Лойолой и компанией. В особняке разместилось руководство Ордена и основанный иезуитами старческий дом. А к 1641 году тут же рядом на улице построили церковь Сен-Луи Иезуитов, которая стала главной иезуитской церковью Франции и первую мессу здесь служил кардинал Ришелье. С тех пол, в течение двух столетий, с 1561 по 1762 год, духовником при каждом из французских королей обязательно был иезуит. Отец Коттон был духовником Генриха IV и Людовика XIII, а духовником Людовика XIV был отец Ля Шез, именем которого названо знаменитое кладбище "Пер ла Шез". В 1762 году благодаря мадам Помпадур, которая была в то время фавориткой Людовика XV, иезуиты были изгнаны из Франции, и большая часть их имущества досталась королю. А в 1773 папа Клемент XIV и вовсе ликвидировал Орден.
В 1802 году к названию собора Сен-Луи добавили название Сен-Поль, это случилось в 1815 году незадолго до того, когда вновь возрождённый орден Иезуитов получил право опять обосноваться во Франции, и церковь снова стала главным собором Ордена. Поскольку к этому времени иезуиты всё больше специализировались на науке и образовании, то они первым делом основали при соборе лицей Карла Великого, который в течение всего XIX века был одним из самых престижных лицеев Парижа.Как ни странно, но захоронения видных иезуитов в соборе, не были разрушены якобинцами и сохранились в крипте Собора. Тут был перезахоронен Лойола, а столетием позднее – Котон и за ним Ля Шез. Почти все богатства, хранившиеся в церкви, исчезли ещё в дни якобинской диктатуры, но не смотря на это на протяжении XIX столетия собор был ограблен революционерами ещё два раза – в 1831 и в 1871 годах. Пожалуй, единственное, что внутри церкви сегодня может привлечь внимание, это две купели, подаренные собору Виктором Гюго в честь крещения его дочери в 1851 году, писатель жил тогда на площади Вогезов. Над этими купелями находится надпись - "Дар виконта Виктора Гюго, пэра Франции". В соборе ещё находятся две статуи Христа, попавшие сюда из Бастилии, после её разрушения и картина Э. Делакруа "Христос в оливковой роще". Можно сказать, что сегодня собор стоит практически полупустой.
Вот такие тут улочки чудные
А это новые парижане прилегли отдохнуть, интересно, что они по ночам делают.
А вот эта улица Франсуа Мирона в прошлом была главной улицей этого района Парижа, она связывала ратушу с Бастилией и городскими воротами, но в XIX веке вновь проложенная улица Риволи отняла у нее роль основной транспортной артерии. На этой, одной из старейшей улиц, находятся два последних фахверковых здания в Париже, на фотографии мы видим дом № 13
А это сам Франсуа Мирон, купеческий прево Парижа в начале XVII века. Франсуа Мирон родился в богатой и знатной каталанской семье, возможно, на территории Каталонии. В августе 1587 года Мирон стал рекетмейстером и с тех пор занимал разные государственные должности. Сейчас расскажу что это, к рекету эта должность отношения не имеет. В парламентах Франции существовали палаты жалоб, своего рода кассационная инстанция. Рекетмейстерами назывались люди, входившие в состав совета сторон и имели право совещательного голоса, отчасти они как бы выполняли функции прокурорского надзора. В государственном совете Франции звание рекетмейстера присваивалось членам-докладчикам, которым вверялось делопроизводство совета. Их было 30 человек и назначались они президентом республики, при чем, они не должны быть моложе 27 лет. Если на рассмотрении жалобы голоса разделялись поровну, то они могли воспользоваться своим правом решающего голоса. Короче серьёзная должность. В 1604 году он стал префектом Парижа и был на этом посту до своей смерти. К началу XVII века Париж потерял боле трети населения, более 10 тысяч домов в пригородах Парижа было разрушено, в столице царили хаос и беззаконие. Генрих IV именно при помощи Франсуа Мирона смог навести порядок в городе, сделав Париж снова привлекательным для богатых семей, способных отстроить себе городские особняки. За свои заслуги Франсуа Мирон был прозван "Отец Народаа, его статуя находится на фасаде парижской ратуши Отель-де-Виль.
А вот и он, Отель-де-Виль, парижская ратуша, в нём или в ней, даже не знаю как будет правильнее, с 1357 года размещаются парижские муниципальные органы власти. Отель-де-Виль имет фасад длиной 110 м и расположен на бывшей средневековой Гревской площади, кто помнит, на ней сжигали графа де Пейрака. Здание это очень старое, в нем уже с 1357 года размещаются парижские органы власти, но в 1871 году, во время Парижской коммуны, оно было практически уничтожено пожаром. Начали его отстраивать с 1874 года, на восстановление ушло восемь лет.
На сегодняшний день Парижский совет насчитывает 163 члена, которые избираются парижанами непрямым голосованием, они заседают в Муниципальном совете и Генеральном совете, все административные вопросы, касаемые города и департамента решаются голосованием. Парижский совет в свою очередь выбирает мэра города и около 40 его заместителей из которых каждый имеет свой направление деятельности - экономическое развития города, транспорт, международные отношения, равенство полов, школы и забота об окружающей среде. Мэр становится также президентом Общего совета, администрирующего жизнь департамента.
Муниципалитет с 1964 г. носит официальное название "Виль де Пари" в нём работает почти 40 тысяч служащих в 3 тысячи муниципальных служб города. Собственностью муниципалитета кроме зданий Отель-де-Виль и 20 мэрий округов являются многие административно-технические строения, а также музеи, библиотеки, спортивные сооружения, школы, детсады и прочее. Число муниципальных служащих сравнимо с количеством населения таких французских городов, как Шартр или Байонна.
Фасад ратуши украшен скульптурами великих людей Франции, я глазами пробежалась по списку, кого знаю - Эжен Делакруа, Пьер Жан Беранже, Вольтер, Шарль-Франсуа Добиньи, Арман-Гастон Камю, тот ли, не знаю, Антуан Лоран Лавуазье, Франсуа Мирон, Альфред де Мюссе, Арман Жан дю Плесси, герцог де Ришельё, Кардинал Ришельё, Анн-Луиз Жермен, баронесса де Сталь-Гольштейн, Эжен Сю, Франсуа-Жозеф Тальма, Жан Бернар Леон Фуко, не так уж много.
Покрутившись вокруг отеля, мы обнаружили за ним ещё одну церковь, Церковь Сен-Жерве-Сен-Проте, в просторечии Сен Жерве.
Церковь Сен Жерве католическая церковь и освящена она в честь раннехристианских мучеников Гервасия и Протасия. Церковь построена на фундаменте древнейшей церкви правого берега Парижа, существовавшей с конца IV века. Строительство современной церкви было начато в 1494 году и продолжалось почти полтора века. В целом церковь позднеготическая, однако её средневековый интерьер скрывает возведённый позднее фасад - характерный памятник эпохи маньеризма. 29 марта 1918 года в церковь попал снаряд немецкой "Парижской пушки", к сожалению в этот момент там шла служба Великой пятницы и от взрыва снаряда пострадало много людей, погибло по разным источникам от 60 до 90 человек. Этому событию посвящена повесть Ромена Роллана "Пьер и Люс". Главной достопримечательностью церкви является один из старейших и знаменитейших парижских органов, в этой церкви служили органистами многие представители знаменитой семьи Куперенов, в том числе и наиболее известные из них Луи и Франсуа. Среди других достопримечательностей картина «Мученичество святой Петронилии» Джованни Франческо Барбьери. Перед церковью растёт вяз, который многократно высаживали на этом месте если он погибал, приблизительно, с X века. Под этим деревом население квартала Маре в Средние века собиралось, чтобы отдавать при свидетелях взятые в долг деньги. Отсюда произошла парижская поговорка "Ждите меня под Вязом"
В этом кафе напротив ратуши мы перекусили, попили пивка, полюбовались видами и двинулись дальше.
Вот это здание рядом с мостом Нотр-Дам называется Отель Дьё де Пари - "Парижский Божий приют", это старейшая больница Парижа, центральное лечебное заведение Дирекции государственных больничных учреждений, в которой находится клиническое отделение факультета медицины университета Декарт. Этот Приют основан в 651 году святым Ландри Парижским и со времени создания до эпохи Ренессанса был единственной больницей в Париже. Главный корпус построен 1877 году, на месте исторических больничных строений, неоднократно уничтожавшихся пожарами, за ним выглядывает собор Нотр-Дам де Пари, с той стороны я это здание тоже фотографировала. Больница Отель-Дьё упоминается в романе Патрика Зюскинда "Парфюмер. История одного убийцы"
А это Дворец правосудия. Комплекс Дворца Правосудия занимает чуть ли не половину острова Сите, это прямо город в городе. Здесь сосредоточено все - и криминальная полиция, и залы суда всех инстанций, и прокуратура. Прошлый раз я его с другой стороны показывала и немного рассказывала. Комплекс Дворца Правосудия создавался веками и, можно без преувеличения сказать, тысячелетиями, и каждая эпоха наложила свой отпечаток на этот ансамбль. В следующий раз мы обязательно в него попадём.
Судебные процессы во Франции публичны, нередко привлекают многочисленную публику.
Самые громкие процессы во Дворце правосудия:
1880 год — процесс над Сарой Бернар за то, что она разорвала пожизненный контракт с Комеди Франсез;
1893 год — Панамский скандал;
1898 год — политический процесс над Эмилем Золя за его прославленный памфлет «Я обвиняю»;
1906 год — осуждение Дрейфуса;
1917 год — обвинена в шпионаже и приговорена к смертной казни танцовщица и шпионка Мата Хари;
1932 год — за убийство французского президента Поля Думера осуждён на смерть русский эмигрант Горгулов;
1945 год — суд над маршалом Петеном за коллаборационизм.
А это монумент на площади Шатле, на это месте в 1130 году была возведена оборонительная крепость Гран-Шатле. Ее разрушили в 1802 году, и на этом месте выстроили фонтан, напоминающий парижанам о победах Наполеона Бонапарта. Фонтан называют Пальмовым, потому что его колонна украшена пальмовыми листьями.
Когда мы шли по набережной и заглядывали в улицы, то увидели вот такую башню. И конечно же мы тут же пошли к ней, чтобы рассмотреть, что же это такое.
Башня Сен-Жак это отдельно стоящая башня в стиле поздней или "пламенеющей" готики в одноимённом сквере Парижа, бывшая колокольня церкви Сен-Жак-ла-Бушери. Высота колокольни — 52 метра
Башня Сен-Жак это всё, что осталось на этом месте от романской церкви Сен-Жак-ла-Бушери, чьё строительство финансировалось гильдией мясников. Церковь служила местом сбора паломников, следовавших по пути Святого Иакова к конечному пункту, гробнице апостола Иакова в Сантьяго-де-Компостела в Испании. Церковь перестраивалась в XVI веке, поменяв стиль с романского на готический, тогда же к ней была пристроена колокольня — нынешняя башня Сен-Жак. В крипте церкви был похоронен знаменитый алхимик Николя Фламель. В 1648 году французский учёный Блез Паскаль проводил на башне Сен-Жак замеры атмосферного давления. Церковь, объявленная народной собственностью, была продана революционным правительством и разобрана на доходный товар, камни, в 1797 году. Колокольня была сдана в аренду мастеру для отлива охотничьей дроби, расплавленный свинец, падая с 50-ти метровой высоты через специальную решётку, застывал маленькими шариками в подставленных бочках с водой. Французы почтили память Блеза Паскаля, установив ему в башне статую. В нишах башни сохранились 19 статуй разных святых. С 1981 года на башне и в сквере установлена метеостанция. В 2013 году, после окончания реставрационных работ, башня открыта для посетителей. Впуск желающих ограничен до 17 человек в час, частично из-за узкой лестницы, она всего 87 см. шириной.
Памятник Блезу Паскалю.
Гуляя, мы перешли на другую сторону, прошли мимо площади и фонтана Сант-Мишель, там молодняк деньги зарабатывал
Полюбовались на здание Префектуры полиции
Пройдя Новый мост, Понт Неф, увидели универмаг Самаритен и памятник Генриху IV. Место для памятника было выбрано не случайно. Генриху IV был самым толковым деятельным монархом Франции, французы за многое должны его благодарить. Он остановил гражданскую войну во Франции, положив конец религиозным распрям католиков и протестантов-гугенотов. Его экономическая политика обеспечила возрождение страны, разрушенной гражданской войной, появились новые мануфактуры, начались мелиорационные работы, развернулось бурное градостроительство. Он был первым монархом, пытавшимся внести упорядоченность в хаотическую парижскую застройку и строить ансамбли, а не отдельные здания. Вот практически с этого места и началась его строительная деятельность, был построен Новый мост
Напротив стоят два уцелевших дома площади Дофина, современницы Нового моста и первой в городе, построенной по единому плану, утвержденному королем.
Идём дальше по набережной Конти
Всякая художественная мелочь у моста Искусств.
А это и сам мост Искусств.
А это Колледж Четырёх наций или колледж Мазарини.
Колледж был сооружён в 1665–1683 годах по завещанию и на средства, 2 млн франков между прочим, кардинала Мазарини по проекту архитектора Луи Лево. Центральный корпус с колонным портиком, фронтоном и куполом, барабан которого украшен гербом Мазарини, первоначально являлся церковью, в которой находилась гробница кардинала. В двух дугообразных крыльях здания и в двух симметрично расположенных павильонах с высокими крышами, находилось учебное заведение, в котором должны были обучаться и находиться на иждивении 60 учеников, выходцев из дворян недавно присоединённых к Франции провинций: Эльзаса, Фландрии, Пинероля и других
Колледжу была передана богатейшая библиотека кардинала, насчитывавшая около 40 тысяч томов. Учебное заведение было открыто в 1689 году и библиотека была доступна для публики по понедельникам и четвергам. Вопреки завещанию Мазарини количество учащихся в колледже было сокращено до 30 человек. Существенным преимуществом этого колледжа перед другими заключалось в наличии профессора математики, её преподавал профессор Вариньон и преподавал с большим успехом. Кроме математики преподавались также танцы, фехтование, верховая езда и изящная словесность, колледж находился в подчинении Сорбонны.
Пётр I посетил Колледж четырёх наций 3-14 июня 1717 года. Царь осмотрел церковь и библиотеку, расспрашивал об устройстве учебного заведения, о средствах, которые выделяются на его содержание. Пояснения ему давал как раз тот самый профессор Вариньон. Газета «Nouveau Mercure» в связи с посещением Колледжа писала, что царь уже основал подобные учебные заведения в Москве и Петербурге, по-видимому, имелись в виду Навигацкая школа и Морская академия, и планирует завести новые.
Колледж четырёх наций просуществовал до 1791 года, когда была закрыта Сорбонна, а на его месте возник Колледж Единства. Последний был закрыт в 1793 году вместе со всеми университетами и колледжами Франции. А в 1796 году, когда началось возрождение научных и учебных заведений, в Париже были созданы три Центральных школы. Одна из них, Центральная школа четырёх наций, возникшая на месте одноимённого колледжа, просуществовала до 1802 года. Две другие действуют и поныне в виде знаменитых лицеев Генриха IV и Шарлеманя.
С 1805 года до наших дней в здании Колледжа четырёх наций находится Институт Франции, переведённый сюда из Лувра Наполеоном I. Институт Франции возник в 1795 году на обломках уничтоженных Конвентом в 1793 академий, по сути объединив их в виде секций. В 1816 году они вновь вернули свои названия: Французской академии, Академии надписей и изящной словесности, Академии наук, Академии искусств, а в 1832 году к ним добавилась Академия моральных и политических наук. На прежнем месте располагается и Библиотека Мазарини, в фондах которой сегодня хранится полмиллиона рукописей и печатных изданий.
Звучавшие вплоть до середины XIX века предложения снести крылья и павильоны постройки Л. Лево как мешающие движению, к счастью, не были осуществлены.
На противоположной стороне уже видны здания луврского комплекса.
Ну а вот и Лувр
Тут мы и закончили нашу прогулку, пора было в гостиницу, хотелось кушать и пора было отдохнуть, завтра нам предстоял не менее насыщенный день.
Главная - О проекте - Помощь - Добавить отзыв - Реклама на сайте - Обратная связь
© awaytravel.ru, 2010-2017. При использовании материалов обязательна ссылка на www.awaytravel.ru
Читайте также