Четвертая часть посвящена первому дню 2014 года, в который утром мы совершили экскурсию в город Сентендре, а вечером - прогулку по Дунаю на корабле "Примус".
Заснув на кроватях в нашем 504-м номере гостиницы "Pest Inn", что в Будапеште, в восьмом часу вечера 31 декабря 2013 года, мы с мамой намеревались подремать пару часиков, а затем немножко погулять по вечернему новогоднему Будапешту. Однако наша усталость оказалась настолько сильной, что мы проспали российский Новый год - и "путинско-медведевский", наступивший в 21 час венгерского времени (0 часов по Санкт-Петербургскому летнему времени), и "нормальный", наступивший в 22 часа венгерского времени (0 часов по Санкт-Петербургскому зимнему времени). Когда я проснулась, часы показывали уже 23 часа 43 минуты по венгерскому времени. Хорошо, что хоть венгерский Новый год еще впереди...
Я разбудила маму. Выходить на улицу ночью мы не решились и перенесли прогулку на утро. Я пошла мыться в душ, после чего, в 0 часов венгерского времени, мы очень скромно встретили 2014 год - питьевой водой "Святой источник", налитой в стаканы, и парой мандаринов (на этом провизия, взятая из Санкт-Петербурга, у нас полностью закончилась). Скромная встреча 2014 года объяснялась, кроме всего прочего, и моей личной неприязнью к параметрам наступившего года - во-первых, мой день рождения, 17 марта, в текущем году приходится на понедельник (на дух не переношу, когда день рождения приходится на этот день недели; кроме того, расписание моих занятий в школе таково, что именно понедельник является наиболее трудным днем; я уже договорилась со всеми родственниками и друзьями, что в этом году я отмечать день рождения не буду - всё равно, мне исполняется сорок лет, а сорокалетие, как известно, не празднуется...), а во-вторых, христианская Пасха (совпадающая в церквах всех конфессий), в 2014 году приходится на 20 апреля (из этикета умалчиваю о событии, случившемся в этот день в 1889 г.). Скорей бы уже май, чтобы эта Пасха с неприятной датой, периодически тревожащая мою душу, была позади... С другой стороны, 2014 год имеет и положительную сторону - ни один из дней литургического календаря Католической церкви, посвященных памяти Пресвятой Девы Марии, моей небесной покровительницы, в текущем году не пропадает и не переносится на другую дату.
После скромной встречи Нового года мама пошла мыться (так что я помылась в 2013 г., а мама - в 2014), и затем мы легли спать и проспали до девяти утра.
Проснувшись в девять часов, мы в первую очередь поздравили друг друга с Новым годом. Затем мама поздравила меня с именинами (1 января, в первый день Нового года и в восьмой день октавы Рождества Христова, Католическая церковь совершает торжество Пресвятой Богородицы Марии; всего в течение года в Католической церкви 17 дней посвящены Пресвятой Деве Марии, однако именинами в ее честь считается только торжество Пресвятой Богородицы Марии, совершаемое 1 января и считающееся самым главным торжеством в честь Божией Матери).
После этого мы с мамой умылись, сделали макияж, оделись и спустились на завтрак - на этот раз, несмотря на высоту нашего этажа, мы спустились по лестнице (напомню, что мы жили на пятом этаже по венгерским меркам и на шестом по российским). Завтрак первого января по понятным причинам был организован не в столь ранний час - с девяти до одиннадцати. Мы пришли в ресторан гостиницы примерно к половине десятого. Поздравили официанта по-английски словами "Happy New Year" (он ответил взаимностью), наполнили тарелки хлебом, сосисками, омлетом, колбасами, сырами, джемом, а стаканы - соком и чаем (завтрак, как обычно, был в режиме "шведского стола"), и сели за стол.
После завтрака, в десять часов утра, мы пошли гулять по окрестностям нашей гостиницы. Первое, на что мы обратили внимание - большинство домов в близлежащих кварталах были подобны домам в Санкт-Петербурге, построенным во второй половине двадцатого века. Это и не удивительно - во времена "развитóго социализма" все страны "народной демократии", в т. ч. Венгрия, всецело зависели от Советского Союза. Зависимость коснулась и архитектуры - вполне возможно, что здания в Будапеште строились по проекту советских архитекторов. Такие же серые и невзрачные пяти-, девяти-, двенадцати-, четырнадцати- и шестнадцатиэтажные дома, то же чередование "шесть окон, два балкона", те же антенны в форме овала на крыше...
Вообще, как я заметила, современная Венгрия живет весьма бедно. Это подтвердила наш гид Ирина. Венгрия не принадлежит к числу наиболее развитых стран Европы, экономическая ситуация в стране весьма нестабильна, местная валюта - форинт - в шесть с половиной раз дешевле рубля. По моим наблюдениям, венгры живут заметно беднее россиян. Так что не всё так плохо у нас в России - на свете существуют более бедные страны. И не только в Африке и в Индокитае - по сравнению с Венгрией Россия является более развитой страной.
В одном квартале от нашей гостиницы расположилась церковь. Ее купола и кресты были хорошо видны, и мы с мамой решили подойти к церкви и войти внутрь. Путь к церкви лежал по улице, в центре которой была проложена трамвайная линия. По ней ходили трамваи первого маршрута. Будапештские трамваи - бóльшей частью трехвагонные, их вагоны окрашены в желтый цвет.
Перейдя по зебре через площадь (движение на перекрестке регулируется светофорами), мы подошли к церкви. Ее титул мы не смогли определить. На входной двери была табличка с расписанием богослужений на начало января (венгерский язык - весьма трудный, и я поняла только одно слово - január означает январь). И, кроме того, числа, записываемые одинаково (хотя и произносимые по-разному) на всех языках мира.
Очередное богослужение в церкви началось в десять часов. Мы вошли внутрь церкви около 10.15 и сели на свободные места. В это время священник читал проповедь на венгерском языке (очевидно, незадолго до этого было прочитано Евангелие, и настало время проповеди). После окончания проповеди, во время чтения Символа веры, мы с мамой встали и вышли из церкви.
После того, как мы вышли из церкви, мы решили прогуляться один квартал по улице, на которой церковь была расположена - в левую сторону от церкви. На этой улице практически все дома были советской архитектуры. Пройдя один квартал, мы повернули обратно, дошли до церкви, перешли через площадь и, идя вдоль трамвайной линии, к половине двенадцатого вернулись в нашу гостиницу.
Поднявшись в номер и немного отдохнув, в 11.50 мы спустились и сели в наш автобус - в двенадцать часов мы отправлялись на экскурсию в город Сéнтендре, находящийся в двадцати километрах от Будапешта и являющийся центром венгерской сувенирной промышленности.
Сентендре находится в двадцати километрах северо-западнее Будапешта. Как и Будапешт, Сентендре расположен на Дунае, на его западном берегу. Поэтому, выехав из гостиницы, мы выехали на набережную Дуная и пересекли его по мосту императрицы Елизаветы, попав из Пешта в Буду. Затем мы выехали из Буды и поехали по шоссе, идущему на север вдоль западного берега Дуная. Автобус преодолел расстояние между Будапештом и Сентендре достаточно быстро - примерно за двадцать минут. Нас сопровождал гид Евгений.
Название города (по-венгерски Szentendre) буквально означает "Святой Андрей". Город был основан в XI в. под латинским названием Sanctus Andreas. В конце XIV в. в Сентендре поселились сербы и греки, нашедшие здесь убежище от преследования турок. Венгрия - страна католическая, тогда как сербы и греки - нации православные. Поэтому в Сентендре, наряду с католическими, было построено и несколько православных храмов. В XV в. в городе возникла турецкая диаспора, что обусловило строительство мечети. Жили здесь и евреи, построившие синагогу. Поэтому Сентендре иногда называют "Венгерским Иерусалимом" - в этом городе, подобно Иерусалиму, имеются храмы нескольких религий и конфессий.
Среди сербов и греков было много купцов и ремесленников, что способствовало процветанию города. Однако в XV в. две трети населения погибло во время эпидемии чумы, и до XIX в. Сентендре стал заброшенным провинциальным городком. Кроме того, на Дунае часто происходили наводнения, которые также наносили значительный урон городу.
В начале двадцатого века новый расцвет Сентендре обеспечили художники, нашедшие здесь райский уголок. К настоящему времени большинство художников, обитавших в Сентендре, перенесли свои мастерские в Будапешт, однако Сентендре по-прежнему остается центром венгерского сувенирного производства и славится многочисленными художественными галереями и музеями. Поэтому город является популярным туристическим направлением.
Приехав в Сентендре, мы с гидом Евгением поднялись по высокой лестнице на холм - автобусный терминал находится внизу, на берегу Дуная, тогда как город расположен на холме. Поднявшись на холм, мы достигли развилки - пересекающая улица простриралась налево и направо. Евгений сказал, что приличные люди налево не ходят, поэтому мы пойдем направо. Однако мы повернули как раз налево - в сторону, где расположились многочисленные сувенирные лавки. Направо были обычные жилые дома. По словам Евгения, в той части города никаких достопримечательностей нет, и если пройти в ту сторону вдоль домов пять километров, то можно прийти в соседний город.
В сувенирных лавках продавались очень красивые сумочки, шарфы и перчатки разных расцветок, магнитики с видами Будапешта и других венгерских городов, а также с портретами императрицы Елизаветы,которую, как я уже говорила в третьей части, в Венгрии ласково называют Си́сси. Продавались здесь и другие сувениры.
Евгений сказал, что купить сувениры мы сможем на обратном пути и показал нам недорогой ресторан, в котором можно пообедать. Ресторан был по правой стороне улицы.
Затем мы поднялись по лестнице еще выше на холм и подошли к сербской православной церкви Успения Пресвятой Девы Марии. Обойдя вокруг храма, мы подошли к входной двери, обращенной на запад (такая ориентация является обязательной для всех православных храмов, тогда как вход в католический или протестантский храм может быть с любой стороны света). Рядом с входной дверью была табличка, на которой были выгравированы титульные данные храма по-венгерски, по-сербски и по английски. Непосредственно на входной двери висела табличка, на которой по-сербски кириллицей было написано: "Отворено".
В принципе, храм сочетает в себе функции действующей церкви и музея. Поэтому вход в него платный - 600 форинтов с человека (причем от иностранцев принимают эквивалент в евро - 2 евро 50 центов). Однако, по словам Евгения, один из смотрителей симпатизирует России и пускает русских туристов бесплатно. Если повезет, то можно будет войти в храм "на халяву".
Евгений вошел внутрь и через пять секунд вышел и сообщил нам радостную весть - в то время дежурил добрый дядя. И мы вошли в храм бесплатно.
Интерьер сербского храма был очень похож на интерьер русского православного храма - алтарь был отделен иконостасом с царскими и двумя парами боковых врат, а в центре храма на наклонном столике лежала икона Успения.
Как известно, в русских православных храмах, в отличие от католических и протестантских, верующие должны стоять (данный фактор явился одной из трех главных причин, обусловивших мой выбор конфессии - я стала не православной, а католичкой). В сербской церкви вдоль обеих боковых стен были скамейки, и, войдя в храм, я сразу же села на одну из них, расположенную вдоль левой стены (все остальные члены нашей группы остались стоять). Евгений сказал, что эти скамейки, на одну из которых я села, называются стасидиями, и садиться на них дозволяется лишь в исключительных случаях - при плохом самочувствии или крайней усталости. В "некрайних" случаях разрешается лишь прислониться спиной к стасидии, оставаясь при этом стоять. Но я католическая Марьюшка, мне можно и посидеть...
Я спросила у Евгения, по какому календарю отмечаются праздники в Сербской Православной церкви. Он мне ответил, что по юлианскому - Рождество Христово празднуется 7 января, Успение Пресвятой Девы Марии - 28 августа, Пасха в 2013 г. была 5 мая. Елки 1 января в сербском храме или на улице рядом с ним не было - она будет установлена только 6 января и удалена 20-го числа (на следующий день после торжества Богоявления).
Выйдя из сербской церкви, мы пошли на смотровую площадку. С ней были видны купола шести из семи православных храмов Сентендре, единственного католического (апостолов Петра и Павла), мечети и синагоги.
По словам Евгения, в настоящее время сербов в Сентендре осталось очень мало - большинство из них в связи с экономическими трудностями уехали в Сербию.
После посещения смотровой площадки экскурсия по городу у нас закончилась, и гид Евгений предоставил нам свободное время. Отправление автобуса было назначено на 16.45.
Спустившись по лестнице на Сувенирную улицу, мы сначала заглянули в пару или тройку сувенирных лавок. Однако сумки, шарфы и перчатки были слишком дорогими, а безделушки в виде магнитиков нас не интересовали. Поэтому в сувенирных лавках мы ничего не купили.
После этого мы пошли в ресторан. Здесь можно было платить не только в форинтах, но и в евро. Мы с мамой заказали по две порции следующих блюд: суп-гуляш, пирог, называемый по-венгерски "Ретеш" (он является аналогом немецкого штруделя), апельсиновый сок и еще какую-то сладость (не помню точно, какую). В форинтах наш счет составил весьма внушительную сумму - 5423 форинта, а при пересчете на евро по весьма невыгодному курсу (240 форинтов за евро) - 22 евро 60 центов. Мы с мамой заплатили 25 евро, планируя не брать сдачу и оставить ее в качестве чаевых, однако, когда мы уже уходили, официантка догнала нас и вручила конверт, в котором были 2 евро 40 центов. По-видимому, чаевые уже были заложены в курс евро.
После ресторана мы решили стать неприличными людьми и, не спускаясь сразу по лестнице к терминалу, немного пройтись по правой части улицы. Действительно, там нет никаких достопримечательностей - только одно- и двухэтажные жилые дома деревенского типа. Пройдя два квартала, мы вернулись обратно и спустились по лестнице к набережной Дуная (в это время, после 16 часов, зашло Солнце, и постепенно начало темнеть). До отправления автобуса еще было время, и мы немножко прогулялись по набережной Дуная. Затем, примерно в 16.35, вернулись и сели в автобус.
В 16.45 мы отправились из Сентендре и поехали обратно в Будапешт. Следующей частью нашей программы была прогулка на корабле по Дунаю, которая должна была начаться в 18.00.
Автобус поехал по шоссе, идущему вдоль западного берега Дуная. Примерно через двадцать минут мы вернулись в Буду. Проехав несколько кварталов по Буде, мы пересекли Дунай по мосту императрицы Елизаветы и попали в Пешт. Около 17.20 мы прибыли на пристань, с которой должен был отправляться наш корабль, и вышли из автобуса.
В это время у причала стоял маленький корабль, название которого я не запомнила, а поодаль маневрировал корабль побольше под названием "Примус". Но по словам гида Евгения, тот корабль, который стоял у причала - не наш, а мы поплывем на "Примусе". Минут через десять "не наш корабль" отправился, и к причалу подошел "Примус". Но посадку на него объявили не сразу - сначала экипаж должен был выполнить некоторые технические дела.
В это время к причалу подошел какой-то мужчина и потребовал пропустить вперед детей-инвалидов из его группы. Но мы раскусили хитрость этого наглого дяди и не пустили его, заявив, что "мы все тут беременные". Одна из женщин нашей группы, заметив, что на табличке с номером автобуса, на котором приехал дядька, выгравирован украинский флаг, сказала ему: "Идите на Майдан - там командуйте!" А я добавила: "А то в Майданек отправим!" Так мы не пропустили вперед наглого украинского дядю.
Около 17.40 объявили посадку. При входе каждому пассажиру давали бокал шампанского. В связи с весьма прохладной погодой мы заняли места на закрытой палубе, у левого борта, по ходу движения корабля (я села у окна, а мама - рядом). Между каждыми двумя парами мест (два - по ходу движения корабля и два - против) были столы, на которые мы поставили свои бокалы.
Точно по графику, в 18.00, "Примус" отправился. Мы, подобно Юлию Цезарю, одновременно делали три дела - слушали рассказ Евгения, смотрели в окно и пили шампанское. Только вот с бортом мы не угадали - мы сидели у левого борта, а Евгений рассказывал о достопримечательностях, расположившихся вдоль правого борта. В первой половине пути "Примус" плыл на север, а во второй, развернувшись - обратно на юг. При этом корабль, согласно правилам водного движения, держался правой стороны по ходу своего движения. Поэтому в первой половине пути справа был восточный берег Дуная, а слева - западный, и Евгений рассказывал о достопримечательностях Пешта, а мы с мамой смотрели на Буду. На обратном пути, наоборот, рассказ Евгения был посвящен достопримечательностям Буды, а мы смотрели на Пешт. Такая вот неувязочка...
В Пеште на набережной Дуная расположены здание венгерского Парламента, бывший Королевский дворец, дворец Вигадо, ряд гостиниц и жилых домов, а в Буде - Будайская крепость, Рыбацкий бастион, гора Геллерт, Будайские горы, купальни Сечени. Кроме того, в Дунае имеется остров св. Маргариты, на котором разбит самый красивый парк Будапешта, занимающий территорию в 100 гектаров. На острове действует церковь св. Михаила, а также ряд светских достопримечательностей. Остров является пешеходной зоной, движение транспорта здесь запрещено.
Прогулка продолжалась полтора часа и закончилась в 19.30 (к этому времени мы полностью допили шампанское). Мы сошли с "Примуса", сели в автобус и около 20.00 приехали в нашу гостиницу "Pest Inn". Поднявшись в номер и помывшись, мы с мамой немного посмотрели телевизор, а затем легли спать.
Так закончилась среда, 1 января 2014 г. - первый день Нового года и день моих именин.
С уважением, Мария Константиновна.
Другие части отзыва:
Главная - О проекте - Помощь - Добавить отзыв - Реклама на сайте - Обратная связь
© awaytravel.ru, 2010-2017. При использовании материалов обязательна ссылка на www.awaytravel.ru
Читайте также