Одиннадцатая часть серии "Путешествия моей молодости" посвящена Адлеру - городу в Краснодарском крае России, где я была с бабушкой и дедушкой (мамиными родителями) летом 1985 года, с 5 июня по 1 августа.
Как я уже говорила в первых двух частях серии, мамины родители - дедушка (Григорий Иванович) и бабушка (Ольга Андреевна) жили в Волгограде. С 1976 по 1981 год я каждый год (за исключением 1978 года) приезжала к ним. С 1982 года эта традиция прервалась. А в 1985-м я вновь была у бабушки с дедушкой. Но не в Волгограде, а в Адлере.
В 1984 году у дедушки, работавшего главным бухгалтером в одном из строительных трестов Волгограда, сильно пошатнулось здоровье. И врачи ему посоветовали переехать туда, где зимой совсем не бывает отрицательных температур. И дедушка выбрал Адлер. В Волгограде летом бывает очень жарко - столбик термометра часто зашкаливает за сорокаградусную отметку. Но зимой там свирепствуют морозы покрепче, чем у нас в Северной столице – в городе на Волге практически каждую зиму бывают дни, когда температура опускается до минус 35, а иногда и до минус 40 градусов. Резко континентальный климат... А в Адлере официальная средняя температура зимы - плюс 6, но, как правило, в реальности она в зимние месяцы держится на отметке около плюс 9. Летом же благодаря смягчающему влиянию Черного моря, в Адлере не столь жарко, как в Волгограде - средняя температура июля и августа - +23 градуса, а максимальная лишь в исключительных случаях превышает плюс тридцать пять.
Если бы дедушка просто обменял свою волгоградскую квартиру на равноценную в Адлере, то ему наверняка удалось бы переехать в этот теплый южный город. Однако на семейном совете было решено сохранить благоустроенную трехкомнатную квартиру в Волгограде - там останутся бабушка и тетя Наташа (которая уже начала встречаться со своим будущим мужем - дядей Володей, за которого она выйдет замуж 7 сентября 1986 года). В Адлер переехал только дедушка. Там он получил комнату в общежитии и устроился на работу главным бухгалтером в Адлерский экспериментальный завод железобетонных изделий (ЖБИ), находящийся в семи минутах ходьбы пешком от общежития. Переезд состоялся 10 июля 1984 года.
Тетя Наташа осталась жить и работать в Волгограде - она работала кассиром в одном из универмагов. Но бабушка, сохранив регистрацию в волгоградской квартире, периодически приезжала к дедушке в Адлер. Дедушка же снялся с регистрации в Волгограде и зарегистрировался в комнате адлерского общежития. Ему пообещали квартиру в доме, строящемся рядом с общежитием (осенью 1984 г. уже был заложен фундамент дома, а заселение намечалось на 1986 год). Но при одном условии - дедушка будет продолжать работать на ЖБИ и не уйдет на пенсию (которая у него была огромной по тем временам - 132 рубля).
В мае 1985 г. была достигнута договоренность, что летом я приеду к бабушке с дедушкой в Адлер. Предполагалось, что я полечу на самолете одна, без родителей - ведь я уже большая девочка, мне уже исполнилось 11 лет. Мама с папой проводят меня в Ленинграде, а бабушка с дедушкой встретят в Адлере.
22 мая папа поехал в кассу "Аэрофлота" покупать мне билет на 6 июня. При этом были сделаны два ошибочных предположения. Во-первых, что билет на самолет можно покупать за 15 суток до даты отправления, как официально значилось в правилах покупки авиабилетов. На самом деле оказалось, что за 15 суток по включительному счету, т. е. фактически не за 15, а только за 14 суток. Поэтому билет мне купили не на шестое, а на пятое июня. Днем раньше, днем позже - ничего страшного. Вторым ошибочным предположением было то, что на самолете с десятилетнего возраста уже можно летать без сопровождения взрослых (как это дозволяется на поезде и междугородном автобусе). Оказалось, что в авиации правила строже, и самостоятельный полет разрешен лишь по достижении двенадцати лет. Поэтому папа подобрал мне сопровождающую. Взамен мне была положена пятидесятипроцентная льгота - мой билет стоил не 42, а только 21 рубль. Плюс 50 копеек комиссионного сбора, на который льгота не распространялась (а вот если бы меня отправили в Адлер на поезде, то я могла ехать без сопровождающего, но билет пришлось бы покупать за полную стоимость - такие вот особенности национального транспорта...).
Билет был серого цвета, его данные были напечатаны на машинке. Вверху были напечатаны мои фамилия, имя и возраст - Бородина Мария, 11 лет. Отчество одиннадцатилетней девочке не полагалось. Далее - маршрут (от Ленинграда до Сочи - аэропорт назначения фактически находился в Адлере, однако официально назывался аэропортом Сочи) и его сокращенные коды - ЛЕД-СОЧ, рейс 8575, тип самолета - Ил-86 (в то время новейший тип самолета), дата отправления - 05.06.85, время - 13:30, место 32А (ура, раз А, значит у окна!). Ниже был записан номер авиабилета сопровождающей (не ФИО, а именно номер билета: а/б №…). Внизу билета на специальном поле ножницами была вырезана стоимость билета в рублях и копейках - два десятка и одна единица рублей, пять десятков копеек.
В течение четырнадцати дней, оставшихся до вылета, я стала с нетерпением ждать полета в Адлер. Папа мне сказал, что там растут пальмы, в июне расцветают магнолии, и, самое главное, Адлер расположен на берегу Черного моря, в котором можно купаться.
25 мая я окончила четвертый класс и перешла в пятый (в начальной школе занятия заканчиваются на шесть дней раньше, чем в средней). 29 мая бабушка вылетела из Волгограда к дедушке в Адлер. Они стали ждать меня.
И вот, наконец, настал долгожданный день 5 июня 1985 года, среда (указание на фазу Луны - полнолуние 3 июня, восход Солнца в Москве - 4.49, заход - 22.08, долгота дня - 17.19). Около 11-ти часов утра, вскоре после завтрака, мы с мамой и папой, которые меня провожали, присев по обычаю на дорожку, вышли с чемоданом и ручной кладью из своей двухкомнатной ленинградской квартиры на первом этаже, без балкона и без телефона, и пошли к трамвайной остановке. Тогда я еще не знала, что в эту квартиру я больше не вернусь - за время моего пребывания в Адлере нам дадут трехкомнатную на третьем этаже с балконом, в которой вскоре установят телефон (наша новая квартира находится в той же парадной того же дома, что и старая).
На трамвае мы доехали до метро, на метро - до станции "Московская", а от "Московской" на 39-м автобусе - в аэропорт "Пулково". Помню, как автобус по пандусу заехал на второй этаж и остановился перед входом в зал отправления.
Мы с мамой и папой вышли из автобуса и вошли в зал отправления. Никаких антитеррористических контролей при входе в здание аэропорта в то время не было. По сравнению с 1983 годом, когда мы с папой улетали в Ереван, в аэропорту было введено новшество – если раньше на стойках регистрации использовались обычные таблички с номерами рейсов, то теперь стойки были оснащены электронными табло. На одной из стоек, номер которой я забыла, на табло горел номер 8575. Мы встали в очередь к этой стойке и вскоре зарегистрировались и сдали багаж. Мне дали багажную бирку.
Перед нами в очереди стояла женщина с двумя сыновьями, которые летели тем же рейсом. Мама с папой попросили ее сопровождать меня. Мы подошли к контролеру, которая оторвала часть моего билета и дала мне еще одну бирку. После этого мама с папой попрощались со мной. Я пошла вместе с этой женщиной и ее сыновьями. В руках у меня была ручная кладь – белая сумка с продуктами на дорогу, а в кармане – две бирки.
Мы прошли через турникет, имеющий форму ворот, на правой стороне которых горела зеленая лампочка. Она не покраснела – значит мы не везем ничего крамольного. Затем проехали по трем эскалаторам – первый - вниз (на первый этаж), второй – длинный горизонтальный, и третий – наверх, вновь на уровень второго этажа, в предпосадочный зал (помню, что здесь было очень душно, и люди жаловались – лучше бы выпустили нас на улицу, а не держали в этом душном зале!).
Но вот объявили посадку. Мы вышли на улицу и пошли пешком к самолету (путь был достаточно длинным, где-то около полукилометра). Белый самолет марки Ил-86 имел синюю надпись “Аэрофлот” и черную “СССР-(пятизначный номер, который я не помню)” на обоих бортах. Самолет Ил-86 разделен на три салона (первый – ряды 1-14, второй – ряды 15-32, третий – ряды 33-45). Мой 32-й ряд, стало быть, является последним рядом второго салона. В каждый салон был отдельный вход по трапу, причем трапы были не аэропортовские, а выдвигаемые из самолета. У сопровождавшей меня женщины и ее сыновей были места в двадцатом ряду, т. Е. также во втором салоне.
Мы вошли по трапу во второй салон (при входе стюардесса забрала одну из бирок) и сели на свои места. Мое место 32А находилось у левого иллюминатора в последнем ряду второго салона – за спиной у меня была перегородка, отделяющая второй салон от третьего. Рядом со мной на места 32Б и 32В сели две женщины (первая из них была в белом платье, вторая в синем, а я была в красном платье). Большинство рядов имело по девять мест, разделенных двумя проходами – слева АБВ, в центре ГДЕ, справа ЖЗИ (у иллюминаторов были только места А и И). Но в рядах с 29-го по 32-й мест ГДЕ не было, поскольку по центру в задней части второго салона был вход в салон, а места ЖЗИ были отделены входом и невидимы для сидящих на местах АБВ. Самолет Ил-86 вмещал 350 пассажиров.
За десять минут до отправления стюардесса по радио объявила о маршруте полета – самолет пролетит над Москвой, Смоленском, Донецком, Ждановом (ныне Мариуполь) и над Черным морем. Затем она объявила о надежности самолета и о защитных средствах, имеющихся на борту.
Точно по графику, в 13.30, самолет медленно поехал на шасси к взлетно-посадочной полосе. Остановился. Опять поехал. Разогнался. Взлетел (дома внизу становятся все меньше и меньше). Поднялся над слоем облаков (домов внизу совсем не видно). Набрал высоту 10500 метров. Стюардесса раздала пассажирам по стакану лимонада (большего в те времена положено не было…).
Примерно через час стюардесса объявила, что самолет летит над Москвой. Еще часа через полтора - что самолет летит над Донецком (о полете над Смоленском и Ждановом объявлено не было).
Около 16.20 самолет начал снижаться. Вскоре, взглянув в иллюминатор, я увидела, что мы летим над водой. Над Черным морем…
В 16.50 самолет покинул акваторию Черного моря и полетел над сушей – над городом Адлером. Внизу видны дома, гостиницы, санатории. Через пять минут самолет коснулся земли, погасил скорость, съехал с взлетно-посадочной полосы, выключил двигатели и остановился. Пассажиры вышли из самолета на землю (меня вновь взяла под опеку та женщина с двумя сыновьями). Прибытие было точно по графику – в 17.00, время в пути – три с половиной часа.
Нам предоставили два аэропортовских автобуса. Мы вошли в один из них и приехали к зданию аэропорта, затем вошли в здание и прошли через контрольную зону. Меня встретили бабушка с дедушкой. Поблагодарив женщину, сопровождавшую меня, мы попрощались с ней.
Один из залов аэропорта Сочи, фактически находящегося в Адлере
Мы с бабушкой и дедушкой получили мой багаж (контролер забрал вторую бирку) и поехали домой.
Сначала мы поехали на 51-м автобусе. Дедушка пробил на компостере три талона стоимостью 5 копеек каждый. Автобус проехал пять остановок до площади с круговым движением, после которой поехал в сторону Центрального рынка Адлера. Здесь нам надо было пересесть на 56-й автобус, идущий от рынка к дедушкиному дому. Для этого нам надо было перейти через дорогу. На первой остановке, которая называлась “Жемчужная улица”, переход был практически невозможен – светофора нет, а движение чрезвычайно интенсивное. На второй, “Улица Жданова”, светофор есть, но там далеко идти. Поэтому мы вышли только на третьей остановке, “Санаторий “Южное взморье”. Остановка находится рядом с одноименным санаторием, расположившемся в высотном здании золотистого цвета. Светофор рядом с ней есть, а остановка в обратную сторону расположена непосредственно напротив.
Мы вышли из 51-го автобуса, перешли на ту сторону и сели на 56-й. Дедушка пробил еще три талона. Мы проехали в обратную сторону “Улицу Жданова” и “Жемчужную”, развернулись на площади с круговым движением (здесь находится остановка “Водоканал”). Далее автобус сделал крюк и остановился у железнодорожного вокзала Адлера. После вокзала поехал в обратную сторону и свернул налево – на улицу Гастелло. Первая остановка на этой улице была “Санаторий “Волна”, вторая – “Пионерский лагерь “Башкирия”, третья – “Школа” (но в народе ее называли “Винзавод” – это заведение находилось прямо напротив школы и у взрослых было гораздо популярнее последней…)
Далее начиналась Петрозаводская улица, на которой было расположено дедушкино общежитие. На следующей, четвертой после вокзала, остановке, название которой я забыла, нам надо было выходить. Выйдя из автобуса, мы перешли на другую сторону (нечетную сторону Петрозаводской улицы) и пошли к общежитию, вглубь нечетной стороны Петрозаводской улицы. Дорога шла на подъем. Общежитие расположилось на холме и занимало три пятиэтажных корпуса вдоль дороги, шедшей перпендикулярно Петрозаводской улице вглубь ее нечетной стороны. Первый корпус – в доме 13 по Петрозаводской улице (он был расположен непосредственно рядом с дорогой), второй – в доме 15 (немногим в глубине), а третий, в котором жил дедушка – в доме 15а (этот корпус был еще более в глубине).
Мы вошли в третий корпус и поднялись по лестнице на четвертый этаж (лифта не было, ведь корпус пятиэтажный). Номера этажей не были проставлены. Я считала этажи, а дедушка запомнил примету – на третьем этаже при выходе с лестницы в полу была большая выбоина, значит следующий этаж – наш. На четвертом этаже третьего корпуса общежития, расположенного по адресу: Адлер, Петрозаводская улица, дом 15а, в комнате № 60, и жил дедушка.
Шестидесятая комната располагалась рядом с лестницей, с левой стороны от нее. Достигнув четвертого этажа, дедушка открыл ключом комнату, и мы вошли в нее. Было около 18 часов 30 минут.
Мы поставили на пол мой чемодан и ручную кладь. Первым делом мне надо было, извините, заскочить. В предбаннике комнаты, сразу же слева от входной двери, была какая-то дверь. Я открыла ее, наивно предположив, что за ней находится санузел. Увы, за дверью всего лишь стенной шкаф, в котором хранятся одежда (на вешалках), обувь (на нижней полке) и головные уборы (на верхней). Бабушка мне объяснила: "Маша, это же общежитие - здесь все удобства только на этаже!" А я рассчитывала, что в комнате у нас будут туалет и ванная.
Чтобы попасть в туалет, нужно пройти мимо лестницы в левую часть этажа. После лестницы на той же стороне, на которой расположена наша 60-я комната (я назвала эту сторону "изнаночной стороной", поскольку окна и балконы комнат и служебных помещений, расположенных на ней, выходили на сторону, противоположную той, с которой находился вход в общежитие - на западную сторону), были 59-я и 58-я комнаты, а затем дверь с надписью "Туалет № 7". Никаких букв М или Ж на двери не было, поэтому сюда имели право заходить и дамы и кавалеры. У нас же социализм, все граждане равноправны независимо от пола... Внутри - три кабинки, в каждой - туалет с нормальным унитазом, оснащенным сиденьем. В туалете регулярно проводилась уборка, поэтому там было относительно чисто (извините уж за излишние подробности о таком деликатном месте ).
Рядом с туалетом - дверь с надписью "Душевая № 4" (это последняя дверь на изнаночной стороне). Душ тоже только на этаже... Напротив душевой, на лицевой стороне (окна выходят на восток, туда же, где и вход в общежитие) - открытая дверь с надписью "Кухня № 7", выкрашенная в желтый цвет. На кухне - четыре газовых плиты на четыре конфорки каждая.
Как видите, номер душевой совпадает с номером этажа, тогда как для туалета и ванной номер почти вдвое больше. Это потому что душевая на каждом этаже только одна, а туалетов и кухонь - по две. № 8 расположены в противоположном конце четвертого этажа, причем наоборот - туалет на лицевой стороне, а кухня на изнаночной. Кроме того, не доходя того конца, в общежитии была еще одна лестница. Жители комнат, находящихся ближе к тому концу, обычно шли по первому этажу до той лестницы, а потом по ней поднимались на свой этаж.
Вернувшись в комнату, я умыла руки - раковина с краном была справа от входной двери, а затем мы сели обедать.
В комнате было две кровати - одна бабушкина, а другая дедушкина. Дедушка уступил мне свою кровать, а сам спал на раскладушке с пружинками (эти пружинки я называла "гибчиками", потому что они гибкие ). Также здесь были холодильник и радио, питавшееся от шестивольтовой розетки (не помню, какой марки были эти радио и холодильник). Для приготовления пищи у дедушки с бабушкой было две электрических плитки, так что нам не было необходимости пользоваться кухней. Телефона и телевизора не было. В нашей комнате, как и во всех комнатах, расположенных не ниже второго этажа, был балкон (в комнатах первого этажа и во всех служебных помещениях балконов не было, были только окна). Балкон, как я уже сказала, выходил на запад, на сторону, противоположную входу в общежитие. В той же западной стороне было и Черное море, но оно находилось не так уж и близко от нас - примерно в километре, и было закрыто соседними зданиями.
Упомянув об электрической розетке и Петрозаводской улице, пора знакомить вас с сочинским диалектом. Улицу, названную, очевидно, в честь города Петрозаводска, столицы Карелии, любой из вас будет называть, естественно, Петрозаво́дской улицей. А здесь, в Адлере, ее называют Петрозаводска́я улица. А розетку здесь называют резеткой. Детенышей собаки, которые обычно называются щенками, в Адлере называют кутятами. Адлер является районом города Сочи, название которого в литературном русском языке не склоняется. А на местном диалекте оно склоняется - Соче́й, в Соча́х и т. д.
После обеда мы с дедушкой пошли гулять по Адлеру. Спустившись на первый этаж и выйдя на улицу, мы прошли мимо трех корпусов общежития и вышли на Петрозаводскую улицу. Анализируя расположение домов, констатирую, что если смотреть в сторону возрастания номеров домов, то нечетные номера расположены на левой, а четные - на правой стороне улицы (как в Москве, но не как в Санкт-Петербурге). По Петрозаводской улице ходили автобусы маршрутов №№ 56 (Рынок-Чайсовхоз (или Чаесовхоз - забыла, как правильно)) и № 52к (Вокзал-Чайсовхоз). Буква к в номере второго из них означает не "Коммерческий" (о которых тогда никто и слыхом не слыхивал), а "Короткий" - этот маршрут содержал лишь шесть или семь остановок (точно не помню). Любопытно, что и недалеко от нашего дома в Ленинграде - не совсем рядом, а в одном квартале от нас - тогда ходили 52-й и 56-й автобусы (только 52-й маршрут скорее, наоборот, был длинный, а 56-й - короткий). В 1996 году 52-й автобусный маршрут в Санкт-Петербурге был отменен, а 56-й немного изменен (при этом он стал заметно длиннее) и действует до сих пор.
Мы прошли всю Петрозаводскую улицу и затем всю улицу Гастелло (названную в честь героя Великой Отечественной войны Николая Францевича Гастелло (1907-1941)), продолжением которой является Петрозаводская.
На улице Гастелло дедушка обратил мое внимание на дерево с чахлыми ветвями и скудными листьями, растущее рядом с тротуаром. Дедушка сказал: "Маша, ты помнишь, сколько в Волгограде комаров? А здесь, в Адлере, ни одного комара - благодаря сау́ловым деревьям". Это невзрачное дерево на тротуаре было именно сауловым.
Забегая вперед скажу, что несмотря на сауловые деревья, комары в Адлере всё же имеются - как кулексы (пискуны), так и анофелесы (малярийные) (с содроганием вспомнила, как я пятью годами ранее - в 1980 году - тяжело болела малярией в Волгограде). Но в Адлере комаров значительно меньше, чем в Волгограде.
Мы дошли до начала улицы Гастелло, затем свернули к железнодорожному вокзалу. На вокзале я изучила расписание поездов. Из Ленинграда до Адлера ходили три поезда - 11-й и 53-й скорые и 531-й пассажирский. Обратно шли 12-й, 54-й и 532-й. Одиннадцатый был самый быстрый - время в пути 42 часа с минутами. 53-й тратил на весь путь 45 часов с минутами, а 531-й - целых пятьдесят. Больше двух суток! А на самолете - всего три с половиной часа...
Железнодорожный вокзал Адлера
Затем мы вышли на берег Черного моря и прогулялись по пляжу, расположенному неподалеку от вокзала. Море было относительно спокойно, волнение - около двух баллов по девятибалльной шкале, но на море были "белые барашки". Дедушка сказал, что завтра утром мы втроем с бабушкой пойдем на этот пляж купаться.
На берегу Черного моря в Адлере
На обратном пути дедушка купил газету "Черноморская здравница" или, попросту, "Черноморку". Это местная сочинская газета, в которой публикуются новости и другая информация. На каждой странице газеты стояло, как мне показалось, число 43. А на одной из страниц был напечатан заголовок: Взгляд. Еженедельное обозрение "43". Я - любительница шахмат, и в Ленинграде мама с папой часто покупали мне журнал "Шахматное обозрение - 64" (число 64 символизирует 64 поля шахматной доски). И я говорю: "Дедушка! У нас в Ленинграде - обозрение шестьдесят четыре, а здесь - обозрение сорок три!" А дедушка меня поправил: "Нет, Маша, не сорок три, а че-зе - "Черноморская здравница" (я люблю старинные названия букв кириллицы, и сейчас я прочитала бы эту аббревиатуру "Червь-Земля").
Домой мы вернулись в десятом часу. В это время уже начало темнеть - на юге летом не такие длинные дни, как на севере, и даже 21 июня Солнце в Адлере заходит по летнему времени вскоре после 21 часа (в Москве - в 22.18, в Санкт-Петербурге - в 23.26).
Мы поужинали. Душевая № 4 была свободна, и я пошла мыться. Душ здесь прочно прикреплен к стене, поэтому его никак не снять, он льет только сверху. Если вы не хотите мыть голову, необходимо надевать на нее шапочку или шлем, чтобы не намочить голову (у бабушки с дедушкой было два шлема - один оранжевый, другой зеленый, которые мы попеременно использовали). Но после долгой дороги я решила помыться с головой, поэтому на этот раз я не надевала шлем. Приходилось привыкать к жизни в "общаге" - душ не в комнате, а на этаже, он не снимается - помыться можно, а вот, извините, подмыться - весьма проблематично)))
Помывшись и вытершись, я легла спать (было около 22.30). Потом по очереди пошли мыться бабушка и дедушка и также легли спать. Так закончилась среда, 5 июня 1985 года - первый день моего пребывания в Адлере.
Часть уже получилась слишком длинной, хотя я описала пока только первый день путешествия. По-видимому, придется разбивать рассказ об Адлере на несколько частей. Продолжение следует в двенадцатой части...
С уважением, Мария Константиновна.
Другие части рассказа:
Главная - О проекте - Помощь - Добавить отзыв - Реклама на сайте - Обратная связь
© awaytravel.ru, 2010-2017. При использовании материалов обязательна ссылка на www.awaytravel.ru
Читайте также