Пятнадцатая часть серии "Путешествия моей молодости" посвящена Костроме. Поездку в этот город мы с папой совершили в четверг, 24 июля 1986 года, из деревни Ермолино Ивановской области, в которой мы отдыхали тем летом.
Маршрут нам подсказал дядя Боря. Мы с папой должны были встать очень рано, в 5 часов утра, чтобы за час дойти до железнодорожной станции Ермолино и успеть на поезд "Москва-Кинешма", отправляющийся в 6.06. На этом поезде мы должны доехать до конечной станции, т. е. до Кинешмы. Этот город Ивановской области стоит на Волге. От вокзала нам на автобусе надо доехать до порта, а оттуда - на "Ракете" по Волге до Костромы. В Костроме дядя Боря посоветовал нам осмотреть три достопримечательности - развалины Кремля, Ипатьевский монастырь и что-то третье (на посещение третьей достопримечательности нам не хватило времени, и я забыла, что именно имел в виду дядя Боря). На обратном пути в Ермолино мы должны были доехать на электричке от Костромы до Нерехты, а оттуда - на поезде "Ярославль-Горький" до Ермолино. Поезд прибывал в Ермолино в начале одиннадцатого вечера (точное время я забыла), и к началу двенадцатого мы должны были вернуться в деревню.
Когда папа разбудил меня со словами "Маша, вставай, уже пять часов!", я встала, вышла на улицу и удивилась, что уже было совсем темно. А по моим расчетам, к пяти Солнце уже должно взойти, ведь Ермолино находится далеко к востоку от Ленинграда - на 41-м меридиане, а часовой пояс здесь тот же самый, что и в Ленинграде и в Москве. Увидев, что меня не провести, папа сознался в своей хитрости и показал мне свои часы - они показывали две минуты пятого. На всякий случай папа разбудил меня пораньше, ведь накануне утром шел дождь, и вполне возможно, что к станции придется идти длинным путем через Пережогино.
В это время уже начинался рассвет, и на небе были видны лишь наиболее яркие звезды - летний треугольник (Вега, Денеб и Альтаир), Арктур, а также планеты Венера, Марс и Юпитер. Кроме того, в южной части неба сияла убывающая Луна, три дня тому назад достигшая фазы полнолуния (спросонья я забыла, какой месяц был в то время, а потом вспомнила, что июль (папа уточнил - конец июля)).
Попив чаю, мы с папой пошли на станцию. Дойдя до поля, мы убедились, что за сутки земля высохла, и вполне можно идти прямым путем через лес. В 4.53 мы дошли до станции Ермолино (к этому времени взошло Солнце и стало совсем светло). В это время на станции стоял поезд "Горький-Ярославль". Папа предложил: "А может быть, поедем в Ярославль?" Но потом добавил: "Нет, раз уж решили в Кострому, значит в Кострому".
Папа купил два билета в общий вагон на поезд № 674 "Москва-Кинешма". Номер вагона я забыла. Сколько стоили билеты, тоже не помню. Папа хотел сразу же купить обратные билеты в Ленинград на 3 августа, но кассир сказала, что предварительная продажа билетов осуществляется только с 9 до 21 часа. Поэтому за билетами в Ленинград нам пришлось специально идти на станцию на следующий день, 25 июля.
Мы сели в зале ожидания и стали ждать нашего поезда, прибывающего в 6.04. Ярославский поезд № 613 вскоре - в 5.00 - отправился. Поезд № 248 "Ленинград-Куйбышев", в отличие от 8 июля, прибыл и отправился вовремя - в 5.32 и 5.35 соответственно. И, наконец, в 6.00 женский голос объявил о прибытии нашего поезда № 674. Мы вышли из здания вокзала и пошли на указанную платформу. Точно по графику, в 6.04, поезд прибыл, и мы, предъявив билеты проводнику, вошли в свой вагон.
Вагон был общим, соответственно в нем было много народу - места не регламентированы. Мест у окна не было. Мы с папой сели на месте № 13 - там у окна сидел только один дядька, а остальная часть полки была свободна. В 6.06 поезд отправился. Он поехал по ветке на Кинешму - она ответвляется от основного пути направо - на северо-восток.
Первая станция после Ермолино была "Игнатовский-1". По мере приближения к Кинешме количество пассажиров не уменьшалось, а наоборот, всё более и более увеличивалось. После того, как поезд постоял десять минут в городе Ви́чуга (примерно в восемь утра), пассажиров стало так много (кто-то воскликнул: "Местов нет!"), что проводница потребовала, чтобы на всех нижних боковых местах опустили столики - только при этом условии всем хватило места.
Вокзал в городе Вичуга
Около десяти часов поезд приехал в город Кинешму. Весь путь от Ермолино до Кинешмы, таким образом, занял примерно четыре часа.
Выйдя из поезда, мы сели на автобус 4-го маршрута (в Кинешме нет метро, трамваев и троллейбусов - только автобусы). От вокзала до порта ехать две остановки. Но, спросив у пассажиров, папа выяснил, что "четверка" в порт не идет - после первой остановки автобус сворачивает в другую сторону. Но за следом шла "двойка", которая идет в порт. Поэтому на следующей остановке мы пересели в автобус маршрута № 2 (кондукторов в то время не было, и мы с папой схитрили и на обоих автобусах проехали "зайчиком"). Проехав одну остановку на "двойке", мы приехали в порт.
Мост через Волгу в Кинешме Железнодорожный вокзал Кинешмы
Порт Кинешмы
В порту папа купил билеты на "Ракету" до Костромы. Рядом с кассой висела таблица расстояний между портами и цен на билеты. Она была разбита на две колонки - "Билеты вверх" (левая) и "Билеты вниз" (правая). Я спросила у папы: "А нам куда - вверх или вниз". Папа ответил: "А ты хорошо подумай!". Вспомнив, что Волга в этих местах течет с запада на восток, а Кострома расположена западнее Кинешмы, я догадалась, что вверх.
Согласно левой колонке таблицы, расстояние между Кинешмой и Костромой составляло 108 километров. По пути следования "Ракеты" был город Плёс, находящийся в 49 километрах от Кинешмы. Сколько стоили наши билеты, я не помню.
На другом стенде было расписание движения больших кораблей. Один из них назывался "Комарно" (не могу сказать, куда ставить ударение) - это название у меня ассоциируется с комарами...
"Ракета" шла откуда-то снизу - кажется, из Горького (точно не помню), конечным пунктом ее следования был Ярославль. До отправления "Ракеты" оставалось немного времени - минут десять или пятнадцать, и мы сразу же вышли на берег Волги. Кинешма расположена на южном (правом) берегу Волги. Папа мне сказал: "Маша, это Волга - та же река, что и в Волгограде. Только Волгоград стоит на нижней Волге, а здесь - верхняя Волга".
Вскоре ракета прибыла к причалу, и мы вошли на борт и заняли места у левого окна. Постояв пять или десять минут, "Ракета" отправилась. Пристани были как на правом, так и на левом берегу Волги. Первая пристань была "На́волоки", вторая - "Семигорье", третья - "Плёс". После Плёса я задремала и проснулась только перед самой Костромой. Город расположен на обоих берегах Волги, у впадения в нее реки Костромы (с севера), а порт - на северном (левом) берегу. "Ракета" прибыла в Кострому около 13 часов. Электричка на Нерехту отправлялась в 18, и у нас было только пять часов на осмотр города - очень много времени заняла дорога...
Набережная Волги в окрестностях Костромского порта
Здание Костромского порта
Выйдя из "Ракеты" мы в первую очередь пошли в ближайшее кафе - пообедать. Помню, что на обед у нас был суп, блинчики и чай с вишнёвым мороженым (по словам папы, когда, вернувшись в Ермолино, он рассказывал о поездке дяде Боре: "Мы так набросились на мороженое..." - действительно, в деревне мы успели отвыкнуть от этого деликатеса и соскучиться по нему). Кроме того, в Костроме, в отличие от Ермолино, были голуби, от которых мы тоже отвыкли.
После обеда мы пошли в Костромской кремль. Точнее, в то, что осталось от него - крепостные стены были разобраны в 1934 году по инициативе бездарного советского руководства...
То, что осталось от Костромского кремля
Кремль напоминал скорее пустырь, чем крепость - не только стены, но и большинство сколько-нибудь значимых построек было снесено в тридцатые годы двадцатого века. Действующих храмов и монастырей в 1986 г. в Кремле не было. Мы зашли в одну из церквей (не помню, платный ли был вход в нее или бесплатный). Перед входом папа сказал мне: "Церковь не действующая, так что можешь не креститься". Фрески в этой церкви сохранились, но не было ни одной иконы. Алтарной перегородки с иконостасом не было - она была разобрана. Церковь была в весьма плачевном состоянии...
После посещения Костромского кремля мы поехали на автобусе (номер маршрута не помню) в Ипатьевский монастырь. Автобус был свободным. Путь был дальний, и мы купили у водителя десяток талонов за 50 копеек и пробили два талона. Я обратила внимание на то, что в Костроме, в отличие от Кинешмы, были не только автобусы, но и троллейбусы, тогда как трамваев и метро не было.
Ипатьевский монастырь в Костроме
Свято-Троицкий Ипатьевский мужской монастырь был основан в 1330 году. Он находится в западной части Костромы, на берегу реки Кострома недалеко от ее впадения в Волгу. Основателем монастыря считается монгольский мурза Чет, принявший христианство под именем Захария. В честь монастыря названа найденная в нем Ипатьевская летопись, содержащая сведения по истории древней Руси. Главными храмами монастыря являлись собор Пресвятой Троицы и церковь святого Ипатия (епископа города Гангра в Греции) - отсюда происходит его название.
В былые времена монастырь был одной из цитаделей христианства в России. Обитель пользовалась особым покровительством царей и императоров из династии Романовых. В частности, сюда приезжали в 1767 г. Екатерина II и в мае 1913 г.(в рамках празднования 300-летия дома Романовых) Николай II.
В 1919 г. монастырь был закрыт. Часть его храмов была разрушена (эта участь постигла, в частности, собор Рождества Пресвятой Девы Марии), а часть превращена в музеи. В 1958 г. на территории монастыря был создан Костромской государственный историко-архитектурный музей-заповедник. Именно этот музей действовал на территории монастыря в момент нашего визита.
Впоследствии, начиная с 1989 г., монастырь начал восстанавливаться. Сначала в течение пятнадцати лет на его территории одновременно жили монахи и действовал музей, а затем, в 2004 г., монастырь со скандалом был передан в пользование Русской Православной церкви, а музей-заповедник фактически оказался на улице.
Во время нашего визита мы с папой походили по территории монастыря, были в Троицком соборе (он, слава Богу, не был разрушен, но в 1986 г. не действовал), осмотрели крепостные стены и внутренние сооружения, в частности, палаты бояр Романовых.
Троицкий собор Интерьер Троицкого собора Фрагмент фресок Троицкого собора
Северо-западная башня Нового города Палаты бояр Романовых
Осмотрев Ипатьевский монастырь, мы поехали на вокзал - наступила пора отправляться в обратный путь. На третью достопримечательность, название которой я забыла, времени у нас не было. Автобуса долго не было, и папа поймал такси. На такси мы поехали на вокзал. Плата за проезд, согласно показаниям счетчика, равнялась одному рублю сорока шести копейкам.
Железнодорожный вокзал Костромы
На вокзале папа купил два билета на электричку до Нерехты. Сколько стоили билеты, я не помню. Но помню, что зоны отсчитывались от Ярославля. Кострома была в десятой зоне, а Нерехта - в шестой.
До отправления электрички оставалось около двадцати минут. Мы с папой заметили, что на вокзале была будка с телефоном-автоматом, позволявшим совершать междугородные звонки. Плата за звонок - 15 копеек (монету надо было опускать в щель автомата). Рядом с телефонным аппаратом висела инструкция по использованию телефона, содержащая таблицу кодов городов (код Ленинграда - 812). Мы с папой решили позвонить маме и передать ей привет из Костромы. С этой целью опустили пятнадцатикопеечную монету в щель автомата и набрали наш ленинградский номер, предваряемый кодом города. Но автомат, как и подобает предмету классической советской техники, монету проглотил, а в трубке раздалось: "пи-пи-пи..." Вторую попытку соединиться с мамой мы предпринимать не стали.
Электричка (она была полупустая) сообщением "Кострома-Ярославль" отправилась из Костромы около 18 часов. Время в пути до Нерехты было около часа. Помню, как сидевший напротив нас пожилой человек с белой бородой спросил у нас: "Где сходить-то будете?" - "В Нерехте" - ответила я. - "А, ближний свет!" - сказал старик. - "Сейчас будет Космынино, а потом Нерехта".
Железнодорожный вокзал Нерехты
В Нерехте мы пересели на поезд № 614 "Ярославль-Горький" (папа купил два билета до Ермолино в общий вагон). Мы ждали поезда около часа и отправились из Нерехты в девятом часу вечера (точное время не помню). Войдя в вагон, мы обнаружили, что первое место свободно, и заняли его (я села к окну, а папа - рядом).
После города Фурманов следующая остановка, согласно официальному расписанию, должна была быть в Ермолино. Но вдруг какая-то женщина начала спорить с проводницей. Сначала мне показалось, что пассажирка говорила: "Помолиться же нужно!". А я подумала: "Причем здесь "помолиться"???" Но оказалось, что на самом деле речь шла о станции Домови́цы, где этой женщине надо было выходить. А проводница говорила: "Наш поезд не останавливается в Домовицах. Вы выйдете в Ермолино".
Поезд всё же остановился на станции Домовицы, и спорщица вышла на своей остановке. А на следующей остановке, в Ермолино, вышли мы с папой. В это время - в начале одиннадцатого - уже стемнело. Какой-то мужчина, указывая рукой на ветку, идущую в сторону Кинешмы, спросил у нас: "Не знаете, какая следующая станция в ту сторону и далеко ли до нее?" Папа сказал: "Не знаю", а я гордо ответила: "Игнатовский-1, около семнадцати километров". Поняв, что до Игнатовского далеко, мужчина отказался от плана пройти это расстояние вдоль железной дороги пешком.
Примерно за час мы с папой прямым путем через лес и через поле дошли до деревни Ермолино, и, сразу же умывшись водой из рукомойника, забрались на свои места (я - на печку, а папа - в кровать) и заснули, как убитые.
С уважением, Мария Константиновна.
Другие части рассказа:
Главная - О проекте - Помощь - Добавить отзыв - Реклама на сайте - Обратная связь
© awaytravel.ru, 2010-2017. При использовании материалов обязательна ссылка на www.awaytravel.ru
Читайте также