Шестнадцатая часть серии "Путешествия моей молодости" посвящена пансионату "Голубые дали" в деревне Аксаково Московской области, где я отдыхала с мамой два года подряд - с 6 по 17 августа 1987 г. и с 26 июля по 18 августа 1988 г. Из пансионата мы совершили ряд поездок в Москву (как с экскурсиями, так и самостоятельно), а также в ряд населенных пунктов Московской области - село Марфино, города Загорск (ныне Сергиев Посад) и Дмитров.
Летом 1987 г. мы с мамой решили поехать в один из пансионатов Московской области, чтобы оттуда иметь возможность регулярно ездить в Москву. Тетя Наташа из Волгограда, работавшая в то время товароведом на Волгоградской макаронной фабрике, достала нам две льготные путевки в пансионат "Голубые дали", что в деревне Аксаково, расположенной в 32 километрах северо-западнее Москвы, на берегу канала имени Москвы, на 12 дней - с 6 по 17 августа 1987 г. Эти путевки тетя Наташа переслала нам в Ленинград ценной бандеролью. Они были льготные, профсоюзные и стоили по 51 рублю на человека. На путевках стояли печати профсоюза Волгоградской макаронной фабрики. Получив бандероль и проверив ее содержимое, мы отправили тете Наташе денежный перевод на 102 рубля - такова была стоимость двух путевок.
На оборотной стороне путевок были указаны два способа добраться из Москвы до деревни Аксаково - либо на электричке с Савеловского вокзала до станции "Катуар" и оттуда на автобусе до Аксаково, либо на "Ракете" с Северного речного вокзала непосредственно до пристани "Аксаково". Второй способ, естественно, невозможен в холодные месяцы - навигация на канале им. Москвы открыта только с конца апреля до середины ноября.
Бандероль мы получили в пятницу, 3 июля. На следующий день, в субботу, 4-го, мы с мамой поехали в железнодорожную кассу, что на углу Невского проспекта и набережной какала Грибоедова, покупать билеты на поезд до Москвы и обратно. Мы решили и туда, и обратно ехать ночью - туда с 5 на 6, обратно с 17 на 18 августа. Несмотря на то, что до даты отправления туда оставалось еще более месяца, а до обратного поезда - почти полтора месяца, билеты удалось достать только в купейный вагон - естественно, за бо́льшую цену по сравнению с плацкартным. При этом туда оба билета были на верхние полки - №№ 34 и 36 (впрочем, была альтернатива - места в разных купе, но одно из них нижнее - если бы я была рядом, я бы уговорила маму выбрать этот вариант, но я в то время гуляла на улице около касс...), а обратно одно из мест было нижним, причем места были "наискосок" в одном купе - №№ 6 и 7.
В конце июля мы с мамой начали собирать медицинские справки, требуемые пансионатом. У меня всё просто - для несовершеннолетних достаточно простой справки от терапевта, которую мы взяли в детской поликлинике. А вот маме пришлось сдавать анализы крови и мочи, делать флюорографию и электрокардиограмму, ходить к гинекологу в женскую консультацию и брать справку из СЭС об отсутствии инфекционных заболеваний в нашей квартире за последние три месяца. Оббежав все инстанции, к 4 августа мама собрала необходимый пакет документов.
Но вот, наконец, наступил долгожданный день отъезда - среда, 5 августа 1987 г. Наш скорый поезд № 3 "Экспресс" сообщением "Ленинград-Москва" отправлялся с Московского вокзала в 23.59. Мы вышли из дома в 22 часа и приехали на Московский вокзал. Папа нас провожал. Все вагоны нашего поезда были окрашены в красный цвет, на каждом вагоне в верхней части была выгравирована надпись "Экспресс". На соседнем пути стоял скорый поезд № 1 "Красная стрела" - его вагоны также были красные, он также шел в Москву и отправлялся четырьмя минутами раньше - в 23.55.
Наш пятнадцатый вагон был последним. Нумерация вагонов была с головы состава, вагон был ориентирован передом, а у нас были билеты в последнее, девятое, купе. Так что мы ехали в самом заду... Мы вошли в вагон и заняли свои места - №№ 34 и 36. На нижних местах №№ 33 и 35 ехали две пожилые тётеньки, так что, увы, не поменяешься...
Точно по графику, в 23.59, наш поезд отправился. Перекусив, мы забрались на нашу "верхотуру" - я на полку № 34, а мама - на полку № 36 (я выбрала № 34, потому что моё место ехало к стене - здесь безопаснее))). В итоге мама ехала на последней полке последнего купе последнего вагона - в самом хвосте поезда.
В этот день я впервые поехала на скором поезде - до этого я ездила только на пассажирских.
Пока мы спали, поезд останавливался в Бологом и в Калинине (ныне Тверь). Когда утром мама меня разбудила, поезд уже подъезжал к Москве. Я спустилась с верхней полки и пошла мыться. После этого внизу мы с мамой перекусили. Точно по графику, в 8.30, поезд прибыл на Ленинградский вокзал Москвы.
Ленинградский вокзал Москвы Площадь Трех вокзалов
Ленинградский вокзал вместе с Ярославским и Казанским образуют площадь Трех вокзалов, рядом с которой расположена станция метро "Комсомольская", являющаяся пересадочной между Кировско-Фрунзенской (красной) и Кольцевой (коричневой) линиями. А Северный речной вокзал, с которого отправляются "Ракеты" в Аксаково, находится недалеко от станции "Речной вокзал", конечной на Горьковско-Замоскворецкой (зеленой) линии. Посмотрев на схему Московского метро, мы определили, что наиболее быстрый способ доехать до "Речного вокзала" - проехать по Кольцевой линии против часовой стрелки три станции до "Белорусской" и там пересесть на Горьковско-Замоскворецкую линию.
В то время проезд на метро стоил пять копеек, столько же - провоз багажа. У нас был один чемодан на двоих. Опустив в турникеты три "пятачка" (два за себя, один за багаж), мы спустились по эскалатору на станцию "Комсомольская" Кольцевой линии. На одной стороне платформы была табличка "К поездам до станций: Курская, Таганская, Павелецкая,...", на другой - " "К поездам до станций: Проспект Мира, Новослободская, Белорусская, ...". "Белорусская" была на второй табличке, и мы сели в поезд, подошедший к соответствующей платформе (в принципе, линия кольцевая, поэтому можно было поехать и в сторону "Курской", но тогда пришлось бы проехать целых девять станций вместо трех).
Станция "Комсомольская" Кольцевой линии Станция "Белорусская" Кольцевой линии
"Курская" и "Таганская" пока остались в стороне от нашего маршрута. Сразу же у меня появилась мечта побывать на этих двух станциях, названия которых мне очень понравились. Но осуществиться ей было суждено лишь через шесть лет - во время моего третьего приезда в Москву 23 июля 1993 г.
У нас в Северной столице на всех линиях станции объявляет только мужской голос. Из фильмов, где действие происходит в Москве, я знала, что в Первопрестольной дела обстоят иначе - станции объявляет "тётя". И действительно, вскоре после того, как мы вошли, женский голос объявил: "Осторожно, двери закрываются. Следующая станция - "Проспект Мира".
Я заметила, что в вагоне над каждой дверью висела схема Кольцевой линии с указанием пересадок, которые можно было осуществить с каждой станции. У нас в Питере в то время таких схем не было, они появились лишь в начале XXI века. Еще одной особенностью Московского метро было то, что объявления о переходе на другую линию давались на самой пересадочной станции, а не на предшествующей (при закрытии дверей), как это имеет место в Северной столице. Форма объявления: "Станция ..., переход на ... линию".
На "Белорусской" мы перешли на Горьковско-Замоскворецкую линию. Здесь станции объявлял мужской голос. На четвертой от кольца станции, "Сокол", диктор предупреждал: "Будьте осторожны при выходе из последней двери последнего вагона". Наша станция, "Речной вокзал", была конечной.
Выйдя из метро, мы пошли в сторону Северного речного вокзала, который расположен не рядом со станцией, но примерно в пятистах метрах от нее. Мы купили два билета на "Ракету" до Аксаково. Они были довольно дорогие - по 2 рубля 40 копеек на человека.
Северный речной вокзал Канал имени Москвы
Вскоре подошла "Ракета". Мы заняли места на нижней (закрытой) палубе. Я села к окну, а мама - рядом. На открытой палубе было опасно сидеть, т. к. было очень холодно - не выше тринадцати градусов. 1987 год, по моим наблюдениям, пока был самым холодным годом в моей жизни - с 4 по 12 января в Ленинграде морозы достигали тридцати трех градусов, а летом было только пять жарких дней - с понедельника, 20, по пятницу, 24 июля (те, у кого тогда не было отпуска, на вопрос: "Лето было?" вполне могли бы ответить: "Было, но мы в те дни работали" ).
На закрытой палубе "Ракеты" было двенадцать рядов по шесть мест в каждом - три слева от прохода, три справа. Вскоре "Ракета" отправилась. Без остановки она проплыла мимо пристани "Химки", затем останавливалась на пристанях "Водники", "Горки", "Троицкое", "Новосельцево", "Степаньково", "Солнечная Поляна", "Витенево", и, наконец, прибыла на конечную пристань "Аксаково", расположенную на западном (левом) берегу Пяловского водохранилища.
Дачный домик в деревне Аксаково
На пристани "Аксаково" мы вышли из ракеты и пошли по территории одноименной деревни. Здесь, помимо дачных домиков, расположились несколько пансионатов, и среди них - наш пансионат "Голубые дали".
Пансионат "Голубые дали"
Пансионат представляет собой пятиэтажное здание. Мы вошли в него. Слева от входа - стол дежурного администратора. Проверив наши документы, администратор поселила нас в номер 43 на третьем этаже и дала нам ключ от комнаты, а также талончик со словом "Столовая" сверху и числами 35 (1, 2) снизу. Это значит, что в столовой (она располагается на первом этаже справа от входа, напротив стола дежурного администратора) мы будем сидеть за 35-м столом на местах №№ 1 и 2. Но к завтраку мы опоздали - мы приехали в "Аксаково" около одиннадцати часов утра, и придется ждать обеда, который будет в 14.
Непосредственно справа от входа на стене висел стенд с надписью "У нас сегодня", под которой были три таблички, менявшиеся в соответствии с текущей датой (в день нашего приезда, в четверг, 6 августа 1987 г., на табличках было напечатано: 6 АВГУСТА четверг). Кроме того, на стенде были листки с информацией о пансионате, правах и обязанностях отдыхающих, запретах для них и штрафных санкциях, налагаемых за нарушение этих запретов, распорядок дня (включавший в себя график питания - завтрак в 9 часов, обед в 14, ужин в 18), а также расписание для нашей группы - 6 августа заезд, с 7-го по 16-е (не ежедневно) несколько экскурсий, 17-го - отъезд. 7 августа намечалась экскурсия в Марфино, 9-го - в Загорск, 10-го - в Москву на ВДНХ, 11-го - в Москву в мавзолей Ленина, 14-го - в Дмитров и 15-го - в Москву в Кремль.
Обычно в пятиэтажных домах лифта нет, но для пансионатов делается исключение. Справа от лестницы, расположенной прямо напротив входа, были два лифта со светло-голубыми дверями, рядом с которыми - обычные круглые кнопки вызова, краснеющие, когда соответствующий лифт занят. Правый лифт был неисправен - его кнопка постоянно была красной, но левый работал. Нас поселили на тот же третий этаж, на котором мы жили дома в Ленинграде. Дома, как я уже говорила, мы с мамой лифтом не пользуемся и ходим по лестнице. Но в то время у нас был тяжелый чемодан, и мы решили подняться на третий этаж на лифте. Я нажала на кнопку вызова, она покраснела, и двери открылись.
Когда мы вошли в лифт и поставили чемодан на пол, последний издал неприятный звук, похожий на треск. Кнопочки внутри кабины были очень маленькие, и я назвала их "мелюзга". Я нажала на кнопку с цифрой 3, двери закрылись, и мы поехали.
Налево от лестницы (которая, в свою очередь, была левее лифта) расположились номера. Сразу же, рядом с лестницей, на "изнаночной" стороне (балконы ее номеров выходили на сторону, противоположную входу в пансионат), был расположен номер 42, а левее него - наш номер 43. Мы открыли ключом номер и вошли в него. Поставили чемодан на пол. Слева от входа был стенной шкаф, а справа - санузел. Совмещенный санузел, но и туалет, и ванная у нас были (мама воскликнула: "Отлично!"). Правда, сиденье туалета (обыкновенная желтая деревяшка) было в белых пятнах от краски (извините уж за такие подробности!), но ничего - смириться можно...
В "основной" части комнаты было две кровати - одна из них рядом со стеной, вторая - ближе к балкону. В связи с холодной погодой я выбрала ту, что у стены. Кроме того, лампа, стол, два стула и две розетки. Стены комнаты были окрашены в желтый цвет. В комнате был балкон, также окрашенный в желтый цвет (все балконы пансионата были желтыми).
Осмотрев комнату, мы сначала полежали на кроватях, т. к. очень устали с дороги. К 14 часам мы спустились, на этот раз по лестнице (лифтом мы пользовались только дважды - о первом случае я уже рассказала, второй раз мы воспользовались подъемником при отъезде, когда опять были с тяжелым чемоданом), вошли в столовую и сели за стол № 35 (я села на место № 1, а мама - на место № 2). Стол был рассчитан на шесть персон, и, соответственно на столе было шесть экземпляров меню (некоторые столы были рассчитаны на четверых, а некоторые, в т. ч. наш - на шестерых). По очереди к столам подходил официант, и мы заказывали то, что желаем (в пансионате имелась возможность выбора). Через некоторое время официант приносил то, что мы заказали.
Нашими соседями по столу оказались: на местах №№ 3 и 4 - мать и сын Матанины (мальчика звали Вадимом, и он был на год или два младше меня, а у его мамы, имя и отчество которой я забыла, день рождения был тот же, что и у меня - 17 марта (1944 года, пятница)), а на местах №№ 5 и 6 - бабушка с шестилетним внуком Митей. Матанины приехали из города Чайковский Пермского края, а Митя с бабушкой были москвичами. При этом у Матаниных, как и у нас, были путевки на 12 дней, с 6 по 17 августа, а Митя с бабушкой были счастливыми обладателями путевок на 24 дня - с 6 по 29 августа.
После обеда мы с мамой пошли гулять по деревне Аксаково. Наш пансионат "Голубые дали" представлял собой пятиэтажное здание. В каждом номере был балкон, окрашенный в желтый цвет, причем балконы выходили как на "лицевую", так и на "изнаночную" сторону (балкон нашего, 43-го, номера был вторым слева на "изнаночной" стороне третьего этажа). Некоторые балконы, в т. ч. наш, были маленькие - они принадлежали двухместным номерам, а некоторые - большими (в трехместных номерах). Чередование балконов было таково: большой, два маленьких, два больших, два маленьких и т. д. (т. е. на третьем этаже номера 42, 45 и 46 были трехместными, а 43, 44, 47 и 48 - двухместными).
Кроме "Голубых далей", в Аксаково было еще несколько пансионатов. Их названия я забыла. Непосредственно справа от нашего пансионата, перпендикулярно к нему, расположился еще один пятиэтажный пансионат, а вдалеке, на холме - высотный (кажется, четырнадцатиэтажный).
Кроме пансионатов, в деревне Аксаково были и одно- и двухэтажные деревенские домики - здесь жили постоянные жители деревни и дачники, приезжавшие из Москвы.
Мы гуляли примерно до 17 часов, потом пошли в номер отдохнуть, а затем, в 19 часов, в столовую на ужин. После ужина мы еще немножко погуляли, а потом, около 21.30 пошли в номер мыться и спать.
На следующий день, в пятницу, 7 августа, после завтрака, у нас была первая экскурсия - в Марфино. Так называется село, расположенное недалеко от Аксаково, административный центр сельского поселения Федоскинское Мытищинского района Московской области. В селе расположена одноименная усадьба, в прошлом принадлежавшая графам Голицыным, Салтыковым, Орловым и Паниным.
На эту экскурсию, как и на все экскурсии, необходимо было записываться и вносить отдельную плату (ее размер я не помню). Нам подали маленький микроавтобус, в котором сидячих мест на всех не хватило - некоторым пришлось стоять. Но нам с мамой удалось "захватить" места - я села к окну, а мама рядом.
Гид (мужчина) в первую очередь развеял наши иллюзии о том, что деревня Аксаково названа в честь писателя Аксакова, автора "Аленького цветочка". На самом деле данное географическое название происходит от имени монголо-татарского хана Аксака, владевшего здешними землями в тринадцатом веке. Аналогичная особенность имеет место для соседней деревни Шолохово, через которую мы проехали - она названа в честь хана Шолоха, а не в честь автора "Тихого Дона".
В двух с половиной километрах в стороне от шоссе расположилось село Федоскино, знаменитое своей традиционной русской лаковой миниатюрной живописью масляными красками на папье-маше. Ныне Федоскинская миниатюра изготавливается на Федоскинской фабрике миниатюрной живописи. В селе действует музей лаковой миниатюры.
Примерно через полчаса автобус прибыл в село Марфино. Село было основано в 1585 г., в нем проживает около трех с половиной тысяч человек.
В селе, как я уже говорила, находится одноименная усадьба. Первоначально, в конце XVI и в XVII столетии, охотничьими угодьями к северу от Москвы последовательно владели боярин Василий Петрович Головин, дьяк Василий Щелкалов, думный дьяк Семён Заборовский. В 1698 г. усадьбу приобрел князь Борис Алексеевич Голицын (1651-1714). По его приказу крепостной мастер В. И. Белозёров возвел в 1701-07 гг. церковь Рождества Пресвятой Девы Марии, считающуюся памятником "голицынского барокко". Рядом с храмом сохранилось надгробие зодчего Белозёрова.
Церковь Рождества Пресвятой Девы Марии Оранжерея
После смерти князя Б. А. Голицына его младший сын Сергей, унаследовавший усадьбу, вынужден был ее продать - настолько велики были его долги. Имение приобрел будущий фельдмаршал, граф Петр Семенович Салтыков (1698-1772). По его приказу в Марфино был возведен новый дворец - каменный, двухэтажный, с боковыми флигелями. Но наивысшего процветания усадьба достигла при его сыне - графе, фельдмаршале Иване Петровиче Салтыкове (1730-1805) и его жене, графине Дарье Петровне (1739-1802) (последнюю ни в коем случае не следует путать со знаменитой садисткой Дарьей Николаевной Салтыковой, более известной как Салтычиха). Марфино времен Салтыковых представляло собой образцовую для екатерининской эпохи дворянскую усадьбу, с псарней, конным и каретным дворами, беседками в парке. В оранжерее выращивали южные фрукты - апельсины, персики, манго, ананасы. В 1771 г. супруги Салтыковы играли в имении свадьбу и проводили медовый месяц, а в 1777 г. в Марфино была возведена зимняя церковь свв. апостолов Петра и Павла, в которой графская чета Салтыковых крестила своих детей - сына и трех дочерей (все четверо родились лишь несколько лет спустя после свадьбы).
Дворец графов Салтыковых Дворец графов Паниных Фонтан (к сожалению, не действующий)
Однако после смерти Ивана Петровича, последовавшей в 1805 г., имение постепенно пришло в запустение, а в октябре 1812 г. и вовсе было разграблено войсками отступавшей Наполеоновской армии. Через год, после смерти в возрасте двадцати девяти лет последнего графа Салтыкова - полковника Петра Ивановича, сына Ивана Петровича (он ухаживал за больными солдатами в лазарете и заразился тифом), имение переходит к его старшей сестре - Анне Орловой (урожденной Салтыковой, 1777-1824), которая, живя в Париже, уступила имение своему свекру - графу Владимиру Григорьевичу Орлову (1743-1831), первому директору Российской Академии Наук.
Граф Орлов, проживший 88 лет, много сделал для хозяйственного обустройства Марфина: при усадьбе появились кузница, малый кирпичный завод, столярная мастерская. Его дочь и наследница, графиня Софья Владимировна Панина (урожденная Орлова, 1771-1844) продолжала перестройку господского дома и парковых сооружений. Этот проект, завершенный в 1846 г., реализовал архитектор Михаил Доримедонтович Быковский (1801-1885).
После смерти Софьи Владимировны усадьбу унаследовал ее сын - граф Виктор Никитич Панин (1801-1874). Он постоянно жил в Санкт-Петербурге и приезжал в свое подмосковное имение сравнительно редко, однако внимательно следил за состоянием дел в усадьбе через управляющего. После смерти Виктора Никитича Марфино унаследовали его внучка, графиня Софья Владимировна Панина (1871-1956) и ее супруг Александр Александрович По́ловцов (1867-1944). Супруги стали последними владельцами усадьбы Марфино. При них усадьба продолжала процветать, но ничего нового построено не было.
В 1918 г. усадьбу Марфино постигла судьба всех российских дворянских имений - она была национализирована, а ее владельцы были арестованы и высланы из России - они жили сначала в Чехословакии, а затем (с 1920 г.) - во Франции, где и умерли.
С 1920 г. из Марфино начался вывоз ценностей (в т. ч. 15 тысяч книг) в Московский исторический музей и здание бывшего Английского клуба. С 1944 г. в усадьбе был размещен Марфинский центральный военный клинический санаторий. На территории усадьбы были отсняты эпизоды фильмов "Свой среди чужих, чужой среди своих" (1974) и "Большое космическое путешествие" (1975), а в 1992 г., через пять лет после нашего визита - сцены бала Сатаны для фильма Юрия Кара "Мастер и Маргарита".
В комплекс усадебных построек входят двухэтажный главный дом в псевдоготическом стиле (1760—80-е гг., реконструкция 1830-х гг.), служебные постройки екатерининского времени — псарни, конный двор, каретный сарай. Слава Богу, не были разрушены обе Марфинские церкви - летняя Рождества Пресвятой Девы Марии (1701-1707) и зимняя апостолов Петра и Павла (1777). Однако в 1987 г. они не действовали и функционировали лишь как архитектурные памятники.
В Марфино сохранился обширный парк с беседками и прудами. Через один из прудов был перекинут двухарочный псевдоготический мост. От главного усадебного дома к пруду спускается белокаменная лестница с фигурами грифонов.
Статуя грифона Двухарочный псевдоготический мост
Приехав в Марфино, мы сначала погуляли по парку, постояли около скульптуры грифона, перешли туда и обратно по двухарочному мосту, установили, что фонтан, к сожалению, не действует. Затем побывали внутри дворца графов Салтыковых. Это двухэтажное здание в двадцатом веке было превращено в музей. Во дворце висят картины из жизни дворян того времени: сцены охоты, свадьба графской четы, изображения военных баталий. Кроме того, сохранилась меблировка комнат - гостиной, столовой, спален хозяев и прислуги, служебных помещений. Дворец мне очень понравился.
На обратном пути нам с мамой опять удалось "захватить" сидячие места в автобусе. К обеду мы вернулись в Аксаково.
Во второй половине дня мы с мамой гуляли по деревне. Во время прогулки я познакомилась с двумя девочками-сестрами, которые жили в четвертом номере на первом этаже. Они были младше меня - старшей было одиннадцать лет, а младшей - восемь. Как звали этих девочек и откуда они приехали, я забыла. Я подружилась с девочками, и в последующие дни мы часто гуляли вместе в окрестностях пансионата.
На следующий день, в субботу, 8 августа, мы с мамой первый раз самостоятельно поехали в Москву. Мать и сын Матанины присоединились к нам. Помню, как Вадим говорил своей маме: "Мама, а мы поедем на метро?" Для нас, ленинградцев, московское метро было обыденностью - ведь у нас есть своя "подземка", но для провинциалов метрополитен был чем-то диковинным...
В наши планы входило сначала посетить магазины - ЦУМ, "Детский мир" и ГУМ, а потом пойти в Кремль. Мы поехали на "Ракете" до Северного речного вокзала, а оттуда на метро - до станции "Горьковская" (десять станций без пересадок по Горьковско-Замоскворецкой линии). Помню, как на третьей станции, которая называется "Войковская", Вадим спросил: "Мама, нам сейчас выходить?", а его мама ответила: "Нет, Вадим, это "Войковская", а нам надо ехать до "Горьковской".
Выйдя на "Горьковской", мы вчетвером пошли в ЦУМ (центральный универсальный магазин). Он был основан в 1922 г. и находится в шестиэтажном здании на углу Петровки и Театральной площади.
ЦУМ
Интерьер ЦУМа
В ЦУМе мы ничего не купили - московские "шмотки" ничем не отличались от питерских, а Матанины купили несколько предметов одежды. После ЦУМа мы пошли в "Детский мир". Этот магазин детской одежды, основанный в 1957 г., находится на площади, которая в то время называлась площадью Дзержинского (три года спустя после нашего визита, в 1990 г., площади было возвращено первоначальное название - Лубянская площадь).
Универмаг "Детский мир" на Лубянской площади Интерьер "Детского мира"
В "Детском мире", как следует из его названия, продаются товары для детей. Здесь нас с мамой привлекли очень красивые женские кроссовки белого цвета с голубой полоской, а также белая куртка. После примерки мама мне купила кроссовки 38-го размера и куртку 46-го. Сколько стоили покупки, я забыла.
В "Детском мире" ряд витрин и тележек для перевозки товаров был снабжен надписью "Карачарово". Это название у меня ассоциируется с селом, в котором когда то жил Илья Муромец. Вспомните, как начинается былина:
"Как во граде-то во Муроме, во селе-то в Карачарове..."
Когда-то Карачарово было самостоятельным селом, но ныне это район в восточной части Москвы. Там находится большой складской комплекс, принадлежащий розничной сети "Детский мир". Здание на Лубянской площади является центральным магазином сети, всего же в Москве сеть имеет 28 магазинов. Магазины "Детский мир" имеются и в других городах России, в т. ч. и у нас в Санкт-Петербурге (один из них когда-то располагался на Московском проспекте, 191, но позднее переехал на ул. Типанова, 27).
Затем мы пошли в ГУМ (главный универсальный магазин). ГУМ находится на углу Красной площади и улицы 25 Октября (ныне - Никольская улица). Он занимает целый квартал в Китай-городе. Универмаг, называвшийся раньше Верхними торговыми рядами, был основан в 1869 г. В 1953 г. магазин получил название ГУМ. На фотографии справа вы можете убедиться, что ГУМ очень похож на питерский "Пассаж".
Вид на ГУМ со стороны Красной площади Интерьер ГУМа
В ГУМе мы ничего не купили, зато нам удалось, извините за каламбур, "смотаться" от Матаниных. Мы вышли на Красную площадь и походили по ней.
Красная площадь Собор Василия Блаженного на Красной площади
Красная площадь является главной площадью Москвы. Она была заложена в конце XV века, во время правления князя Ивана III.
На Красной площади расположены Лобное место, памятник Минину и Пожарскому, мавзолей Ленина, некрополь у Кремлёвской стены. К западу от площади находится Московский Кремль, к востоку — Верхние (ГУМ) и Средние торговые ряды, к северу — Исторический музей и Казанский собор, к югу — храм Василия Блаженного (Покровский собор). Красная площадь является пешеходной зоной - на ней с 1974 г. de jure запрещено автомобильное движение и de facto велосипедное.
Покровский собор (официальное название - собор Покрова Пресвятой Девы Марии, что на Рву - православный собор, построенный в 1555-1561 гг. по приказу царя Ивана IV Грозного в память о взятии Казани и победе над Казанским ханством, случившейся 1 октября 1552 г. - в праздник Покрова Пресвятой Девы Марии. По одной из версий, архитектором собора был известный псковский мастер Постник Яковлев по прозвищу Барма, по другой, Барма и Постник - это два разных архитектора, по третьей, собор был построен неизвестным западноевропейским мастером (предположительно итальянцем), что объясняет столь неповторимый стиль, сочетающий в себе традиции как русского, так и европейского зодчества эпохи Возрождения. "Итальянская" версия пока не нашла документального подтверждения.
В 1588 г. к храму с северо-востока была пристроена церковь, посвященная блаженному Василию Московскому (1469-1552) - известному российскому христианскому богослову, не боявшемуся обличать даже князей и царей за их неблаговидные поступки. В архитектурном отношении церковь Василия Блаженного представляла собой самостоятельный храм с отдельным входом. Для ее соединения с Покровским Собором в северо-восточной части последнего были заложены арочные проёмы.
В 1929 г. собор был закрыт и впоследствии превращен в музей (филиал государственного Исторического музея). С 1991 г. богослужения в соборе Василия Блаженного были возобновлены, однако музей и Русская Православная церковь пользуются храмом совместно.
Внутрь собора Василия Блаженного мы не входили.
Перед Покровским собором установлен памятник Кузьме Минину и Дмитрию Пожарскому, руководителям Народного ополчения, изгнавшего осенью 1612 г. польских интервентов из Москвы и положившего конец Смутному времени. Памятник создан скульптором Иваном Петровичем Мартосом (1754-1835) в 1818 г. На торжественной церемонии открытия, прошедшей в тот год 4 марта, присутствовали император Александр I с семьей и множество простых москвичей и гостей города.
Памятник Минину и Пожарскому перед собором Василия Блаженного
Первоначально памятник Минину и Пожарскому был установлен в середине Красной площади, напротив входа в Верхние торговые ряды (ныне ГУМ). Однако в 1931 г. его посчитали помехой для демонстраций и парадов боевой техники и переместили к собору Василия Блаженного.
Вход в Кремль с Красной площади, через Спасскую башню, на которой расположены куранты, бой которых является сигналами точного времени, для простых смертных заказан. Сюда могут въезжать только правительственные машины. А обычные люди могут входить в Кремль только через Троицкую башню, находящуюся на противоположной - западной - стене.
Спасская башня Куранты Спасской башни
Ничего не поделаешь, чтобы попасть в Кремль, пришлось идти вдоль его стен к Троицкой башне. Перед входом в Кремль - огромная очередь. В отличие от Костромского Кремля, в котором я была год назад, в Московский с вещами не пускают - а вдруг мы с мамой несем бомбы и собираемся взорвать дядю Мишу Горбачева . Сдав сумки в камеру хранения, мы с мамой через Троицкую башню вошли на территорию Московского Кремля.
Троицкая башня - вход в Кремль для простых смертных
Территория Кремля является древнейшей частью Москвы - когда-то Кремль и был городом Москвой, а его высокие стены - городскими стенами, надежной защитой от набегов неприятеля. Первые укрепления на территории Кремля были построены в 1156 г. Для тех времён это была типичная средняя русская крепость. Впоследствии Кремль неоднократно разрушался в результате набегов монголо-татарских полчищ, однако всякий раз он непременно восстанавливался. Современные крепостные стены были построены в течение тринадцати лет - с 1482 по 1495 год.
В XX веке наступило время воинствующего атеизма, и большинство церквей, находившихся на территории Кремля, было безжалостно уничтожено. Из тридцати одного храма, существовавших на территории Кремля в начале прошлого века, к 1950 году осталось только четырнадцать, да и то бóльшая часть из них использовалась не по назначению - в богоугодных зданиях расположились спортивные залы, клубы партийных работников и другие советские организации. В течение 1929 и 1930 годов были полностью уничтожены два древних кремлевских монастыря - Чудов и Вознесенский. Подобная печальная участь постигла и императорские дворцы, в частности, Малый Николаевский дворец, уничтоженный в 1929 г. У Грановитой палаты было сломано "Красное крыльцо" - парадная лестница, по которой российские цари и императоры проходили на коронование в Успенский собор (слава Богу, в 1994 г. "Красное крыльцо" было восстановлено).
Фасад Большого Кремлёвского дворца до революции содержал пять белокаменных барельефов в виде герба России - двуглавого орла - и, кроме того, ряд малых барельефов в виде гербов исторических владений Российской империи (Москвы, Казани, Астрахани и других российских городов). После революции их спилили. Место центрального двуглавого орла занял барельеф в виде герба СССР, а вокруг расположились буквы: С и С слева и С и Р справа (забавно получилось: слева - аббревиатура германской нацистской партии СС, справа - российской дореволюционной партии эсеров. Обе партии в Советском Союзе, естественно, были под строжайшим запретом ). Во время реставрации Большого Кремлёвского дворца в 1994 г. все исторические барельефы на фасаде были воссозданы.
Двуглавые орлы, венчавшие Спасскую, Никольскую, Троицкую и Боровицкую башни, в 1935 г. были заменены на звезды из золоченой меди, покрытые уральскими самоцветами, а два года спустя - на звезды из красного рубинового стекла. Рубиновая звезда была установлена и на Водовзводной башне.
После того, как в 1712 г. Петр I перенес столицу России из Москвы в Санкт-Петербург, Московский Кремль перестал быть резиденцией российских царей и был открыт для свободного посещения "простыми смертными". Входить было принято через Спасские ворота, поклонившись иконе Спаса. Император с семьей бывал в своей московской резиденции нечасто, поэтому, взяв бесплатный билет в дворцовой конторе, посетитель имел право пройтись по всем кремлевским дворцам. Однако в 1918 г. столица вернулась в Москву, и, несмотря на многочисленные протесты общественности, по инициативе Свердлова советское правительство обосновалось в Кремле. В течение тридцати семи лет Кремль был полностью закрыт для посещения. И только в 1955 г. был восстановлен частичный доступ в Кремль - сумки необходимо сдать в камеру хранения, входить только через Троицкую башню и без особого разрешения не приближаться к правительственным учреждениям, в частности, к Большому Кремлевскому Дворцу, являющемуся парадной резиденцией президента России (а в то время, в 1987 г., - генерального секретаря ЦК КПСС).
Однако часть религиозных сооружений продолжала действовать и во времена безбожия - к их числу относятся Успенский, Архангельский и Благовещенский соборы, храм Положения ризы Пресвятой Девы Марии во Влахерне, колокольня Ивана Великого, Патриарший дворец и собор двенадцати Апостолов. В тот день, 8 августа 1987 года, мы с мамой были внутри Успенского собора и храма Положения ризы Пресвятой Девы Марии во Влахерне. Эти две церкви мы посетили сразу после того, как вошли в Кремль.
Успенский собор (Собор Успения Пресвятой Девы Марии) был сооружен в 1475-1479 гг. под руководством итальянского архитектора Аристотеля Фиораванти (1415-1486). Престольное торжество храма совершается 15 августа юлианского календаря (с 1900 по 2099 г. соответствует 28 августа григорианского). Русское название дня смерти Пресвятой Девы Марии - Успение - происходит от глагола "усопнуть", т. е. "заснуть".
Успенский собор Московского Кремля
Первый каменный собор на месте нынешнего храма был построен в первой половине XIV века, во время правления Ивана I Калиты (1283-1340, князь Московский с 1325 г.): 4 августа 1326 г. был заложен белокаменный собор Успения Пресвятой Девы Марии. Таким образом было исполнено пожелание митрополита Киевского и всея Руси Петра (г. рожд. неизв. - 1326, митрополит с 1308 г.), незадолго до этого переехавшего в Москву. Несмотря на то, что строительство собора удалось завершить в течение года, оно было завершено уже после смерти митрополита Петра: последний скончался 21 декабря 1326 г., тогда как собор был полностью построен к лету 1327 г.
Однако первый Успенский собор многократно страдал от пожаров, и ко второй половине XV в. грозил полным разрушением. Поэтому при князе Иване III (1440-1505, великий князь Московский с 1462 г.) и митрополите Филиппе было решено снести старый собор и построить новый.
Строительство нового собора огромных для того времени размеров было поручено русским зодчим Кривцову и Мышкину. Начатое в 1472 г. строительство не было закончено, так как храм, доведенный до сводов, обрушился после землетрясения, бывшего в Москве 20 мая 1474 г. (эпицентр землетрясения находился на территории современной Румынии, но и в Москве наблюдались подземные толчки силой до трех баллов).
Поняв, что русские архитекторы не смогут завершить строительство храма собственными силами, Иван III пригласил из Италии архитектора Аристотеля Фиораванти, который, полностью разобрав остатки прежнего строения, воздвиг существующее здание по подобию Успенского собора во Владимире. Храм, построенный из белого камня в сочетании с кирпичом, был освящен 12 августа 1479 г. митрополитом Геронтием.
Первоначальные росписи собора, в которых принимал участие известный иконописец Дионисий (1440-1502), были выполнены в период с 1482 по 1515 год. Однако храм многократно страдал от пожаров, многократно обновлялся и реставрировался. Поэтому в 1642-1644 гг. собор был расписан заново. При этом сохранились фрагменты первоначальных росписей, являющиеся древнейшим дошедшим до нас образцом фресковой живописи на территории Кремля.
Темы росписи определило посвящение храма торжеству Успения Пресвятой Девы Марии. Живопись второго сверху ряда на южной и северной стенах повествует о чудесном рождении Девы Марии и Ее детстве. Следующий ряд занимают иллюстрации Акафиста — гимна в честь Богоматери, составленного в шестом веке святым Романом Сладкопевцем - греческим богословом раннего Средневековья (в греческом оригинале Акафист, состоящий из двадцати пяти строф, обладает особенностью: все строфы, за исключением первой, начинаются с очередной буквы алфавита - вторая строфа с альфы, третья с беты и т. д., последняя, двадцать пятая - с омеги; в переводах на другие языки эта особенность утрачена). Интересная особенность росписи — изображение Вселенских Соборов (которых к XVII веку, когда расписывался Успенский собор, успело пройти девятнадцать) в нижних ярусах стен. На западной стене храма традиционно расположена композиция Страшного Суда.
В 1547 г. в Успенском соборе был венчан на царство первый российский царь - Иван IV (1530-1584), получивший за свою жестокость эпитет Грозный.
В воскресенье, 20 июля 1625 г., в храме была положена Риза Господня - хитон, который, как предполагают, носил Иисус Христос и в котором Его вели на распятие (из-за увеличившейся разницы между юлианским и григорианским календарями Русская Православная церковь в настоящее время отмечает годовщину положения ризы Господа нашего Иисуса Христа в Москве тремя днями позже - 23 июля григорианского календаря; это событие имеет статус обязательной памяти). Ризу Господню, хранившуюся в течение нескольких столетий в Грузии, персидский шах Аббас (1571-1629), завоевавший Грузию, подарил российскому царю Михаилу Фёдоровичу (1596-1645, царь с 1613 г.).
В Петербургский период собор продолжал быть местом коронации всех российских императоров, начиная с Петра II (1715-1730, император с 1727 г.).
В 1812 г. Успенский собор был осквернен и разграблен Наполеоновской армией, хотя наиболее ценные святыни были эвакуированы в Вологду. Из гробниц Московских митрополитов уцелела только рака митрополита Ионы. Собор был заново освящен 11 сентября 1813 г. епископом Дмитровским Августином (Виноградским).
В конце XIX и в начале XX в. собор трижды реставрировался. 28 августа 1917 г., в престольное торжество Успения Пресвятой Девы Марии, в период правления Временного правительства, в храме начал работу Всероссийский поместный собор Русской Православной церкви, принявший в октябре того же года решение о восстановлении патриаршества в России. Уже после захвата власти большевиками, 18 ноября, на пост Патриарха был избран Тихон Беллавин (1865-1925; в миру этого человека звали Василием Ивановичем). 4 декабря состоялась его интронизация (церемония официального вступления в должность Патриарха.
После переезда в Московский Кремль правительства РСФСР, в марте 1918 г., Успенский собор был закрыт для посещения верующими, богослужения в нем прекратились (исключение было сделано только для Пасхи 1918 г., бывшей 5 мая). В течение тридцати семи лет храм был в полном запустении, и только по счастливой случайности он не был уничтожен.
В 1955 г. Успенский собор был вновь открыт, но только как музей. Именно в этом статусе он находился в 1987 г., когда мы с мамой его посетили. Вход был платный. Сколько стоили входные билеты, я не помню, но помню, что плата составляла копейки. Мне очень понравился интерьер собора, особенно иконостас на алтарной перегородке и реликвии св. Димитрия Солунского, привезенные из греческих Салоник (этот город на Руси называли Солунь) в 1397 г.
Интерьер Успенского Собора Реликвии св. Димитрия Солунского в Успенском соборе
За десять лет и три дня до нашего визита, в пятницу, 5 августа 1977 г., в Успенском соборе наблюдалось редкое и очень опасное атмосферное явление - шаровая молния. Об этом мы с мамой узнали из книги американского автора Джона Барри "Шаровая молния и чёточная молния", которую мы взяли с собой в Аксаково. В тот день никто не пострадал, однако молния вызвала пожар, который, слава Богу, удалось быстро потушить.
Через три года, в 1990 г., Успенский собор вновь стал действующим. Сюда была возвращена резиденция Патриарха Московского и всея Руси, собор именуется "Патриаршим кафедральным", однако регулярных богослужений в храме нет - службы совершаются только несколько раз в год по благословению Патриарха.
После Успенского собора мы с мамой были в церкви Ризоположения, посвященной положению честнóй ризы Пресвятой Девы Марии во Влахерне (это событие, имеющее в Православной церкви статус факультативной памяти и отмечаемое 2 июля юлианского календаря, отмечается в память о том, как 2 июля 458 г. платье, которое носила Дева Мария, было привезено из Израиля в Константинополь и положено в специальной раке в императорском дворце Влахерн). Вход в эту церковь в 1987 г. также был платный, но дешевый.
Церковь Ризоположения была возведена в 1484—1485 гг. на месте одноимённой церкви 1451 г. постройки артелью русских мастеров, приглашенных в Москву из Пскова. До 1655 г. церковь являлась домовым храмом московских митрополитов и патриархов, после чего патриарх Никон передал ее великокняжескому дворцу.
Фрески в церкви Ризоположения, изображающие Христа, пророков и царей, а также сцены из жизни Богоматери, были созданы в 1644 г. мастерами Иваном Борисовым, Сидором Поспеевым и Семеном Абрамовым. Автором иконостаса, созданного в 1627 г., является Назарий Истомин.
Церковь Положения ризы Пресвятой Девы Марии Фреска, посвященная спасению Константинополя
После церкви Ризоположения мы с мамой осмотрели еще два объекта, находящихся на территории Кремля - Царь-пушку и Царь-колокол.
Царь-пушка Царь-колокол
Царь-пушка была отлита из бронзы на Московском Пушечном дворе мастером Андреем Чоховым (1545-1629) в 1586 г. и представляет собой средневековое артиллерийское орудие (бомбарду), памятник русской артиллерии и литейного искусства. Длина пушки — 5,34 м, наружный диаметр ствола — 120 см, диаметр узорного пояса у дула — 134 см, калибр 890 мм, масса — 39,31 т.
По одной из версий, название Царь-пушки связывают с изображением царя Федора Ивановича (1557-1598, царь с 1584), сына Иоанна Грозного, однако более вероятно, что название произошло в связи со значительными размерами орудия. В древности пушку также иногда называли "Дробовик Российский", поскольку она была рассчитана на стрельбу не только каменными ядрами, но и "дробом", т. е. картечью.
Лафеты и декоративные ядра для пушки, украшенные литыми орнаментами, изготовили в 1835 г. на Петербургском заводе Берда, по эскизу архитектора А. П. Брюллова (1798-1877), брата известного художника Карла Брюллова, и чертежам инженера П. Я. де Витте.
Изначально задуманная для обороны Кремля oт зaхвaтчикoв, Царь-пушка была установлена на пушечном раскате (специальный деревянный настил из бревен) около Лобного места на Красной площади, однако в боевых действиях не участвовала. В XVIII веке пушку переместили в Кремль: сначала во двор здания Арсенала, а затем к его главным воротам. В 1960 г. в связи с постройкой Кремлёвского дворца съездов, Царь-пушку торжественно переместили на Ивановскую площадь Кремля, к собору Двенадцати Апостолов, где она стоит в настоящее время. Орудие находится на декоративном чугунном лафете, а рядом лежат декоративные чугунные ядра весом 1,97 т, отлитые в 1834 г. (стрелять такими ядрами пушка не может, и поэтому сейчас она представляет собой не боевое, а лишь декоративное орудие).
В 1980 г. в Серпухове был произведен ремонт пушки, одновременно она была обследована специалистами Артиллерийской академии им. Дзержинского. По строению ствола Царь-пушка оказалась классической бомбардой, предназначенной для стрельбы каменными ядрами весом около 800 кг. Также было выяснено, что из Царь-пушки стреляли, как минимум, один раз. Согласно предположению Льва Николаевича Гумилева (1911-1992), единственный выстрел был произведен прахом Лжедмитрия I 27 мая 1606 г.
Царь-пушка была занесена в Книгу рекордов Гиннесса как сохранившаяся до настоящего времени пушка самого большого калибра.
Царь-колокол без малого на полтора столетия моложе Царь-пушки - он был отлит из бронзы по повелению императрицы Анны Иоанновны (1693-1740, императрица с 1730 г.) мастерами Иваном и Михаилом Моториными (отцом и сыном) на Московском Пушечном дворе в течение двух лет - с 1733 по 1735 г. Работы были завершены 6 декабря 1735 г., уже после смерти Ивана Моторина.
Высота колокола с ушками составляет 6,24 м, диаметр — 6,6 м, масса около 200 тонн.
Как известно, от Царь-колокола откололся кусок - данный изъян вы можете видеть на фотографии. Повреждение колокола случилось 9 июня 1737 г. во время пожара, вспыхнувшего в тот день в Москве. Загорелась деревянная постройка над ямой, в которой стоял колокол. В яму стали падать горящие бревна. Чтобы колокол не расплавился, сбежавшийся народ стал заливать водой раскаленный металл. В результате быстрого и неравномерного охлаждения колокол дал 11 трещин и от него откололся значительный кусок весом около 11,5 тонн. Колокол был оставлен в литейной яме, где и находился почти сто лет.
По другой старой версии колокол упал и разбился.
Но современные исследования подвергают сомнению тот факт, что колокол мог расколоться во время пожара и предполагают, что трещины возникли из-за допущенных нарушений в технологии (остывающий после отливки колокол мог быть оставлен на стержне и треснул из-за обжимания), а пожар мог стать удобным оправданием.
После двух неудачных попыток (в 1792 и 1819 гг.), в 1836 г. Царь-колокол был поднят из литейной ямы и установлен на постамент, сконструированный по проекту известного французского архитектора Огюста Монферрана (1786-1858).
В XIX и XX столетиях несколько раз поднимался вопрос о спайке Царь-колокола. Но в итоге от этого окончательно отказались, т. к. восстановить нормальное звучание колокола оказалось невозможным.
Внутри постамента Царь-колокола сохраняется язык от неизвестного колокола. Царь-пушка не стреляет, Царь-колокол не звучит...
Осмотрев Царь-колокол, мы с мамой пошли к Троицкой башне, вышли из Кремля, забрали вещи из камеры хранения, спустились на станцию метро "Библиотека имени Ленина", проехали одну станцию по Кировско-Фрунзенской линии до проспекта Маркса, перешли на станцию "Площадь Свердлова" Горьковско-Замоскворецкой линии, доехали до конечной станции "Речной вокзал", а с Северного речного вокзала на ракете вернулись в Аксаково.
Так закончился наш первый выезд в Москву и третий день нашего первого пребывания в пансионате "Голубые дали", что в деревне Аксаково Московской области.
Рассказ о первых трех днях нашего отдыха уже получился слишком длинным, поэтому продолжение будет в следующей, семнадцатой части. Она будет посвящена Загорску (ныне Сергиев Посад), где находится знаменитая Троице-Сергиева Лавра. Экскурсия в этот город Московской области была организована в воскресенье, 9 августа 1987 года.
С уважением, Мария Константиновна.
Другие части рассказа:
Главная - О проекте - Помощь - Добавить отзыв - Реклама на сайте - Обратная связь
© awaytravel.ru, 2010-2017. При использовании материалов обязательна ссылка на www.awaytravel.ru
Читайте также