Семнадцатая часть серии "Путешествия моей молодости" посвящена городу Московской области, который с 1930 по 1991 год назывался Загорском. Сейчас этот город вновь носит первоначальное название Сергиев Посад. Экскурсия в Загорск была организована в воскресенье, 9 августа 1987 г. (в этот день в 14.17 было полнолуние) из пансионата "Голубые дали", расположенного в деревне Аксаково. Напомню, что в этом пансионате мы с мамой отдыхали дважды - с 6 по 17 августа 1987 г. и с 26 июля по 18 августа 1987 г.
Мы с мамой записались на экскурсию у дежурного администратора накануне, 8 августа. Сколько надо было платить, я не помню. Собралась достаточно большая группа, и нам выделили два автобуса марки "Икарус" - красный и белый. Нам с мамой достались места в белом автобусе. Помню, что среди участников экскурсии была семья Пастернаковых.
Автобусы отправились из Аксаково сразу после завтрака, около 10 часов утра. Расстояние от Аксаково до Загорска равно 94 километрам, и автобусы преодолели это расстояние без малого за 2 часа. Мы выехали на Дмитровское шоссе и примерно к 12 часам добрались до Загорска.
Город Сергиев Посад был основан в 1782 г. по повелению императрицы Екатерины II. Однако обитаемым это место стало значительно раньше - в XIV веке. В 1337 г. знаменитый русский религиозный деятель Сергий Ра́донежский (1314-1392), тогда еще носивший мирское имя Варфоломей, и его старший брат Стефа́н, уже принявший к этому времени монашество и подвизавшийся в Хотько́вском Покровском монастыре, поселились на холме Маковец, что в десяти километрах от Хотьково, в уединенных кельях. Три года спустя под их руководством был построен деревянный храм Пресвятой Троицы. Со временем к братьям присоединились и другие монахи, и был основан монастырь, устав которого был утвержден в 1355 г. Константинопольским патриархом Филофеем. Первым настоятелем монастыря стал игумен Митрофан, подстригший Сергия в монахи. А после смерти Митрофана вторым игуменом обители стал Сергий, сохранявший этот пост до конца жизни.
В 1380 г. игумен Сергий благословил на Куликовскую битву князя Дмитрия Донского. В битве принимали участие два монаха Троицкого монастыря - Пересвет и Ослябя. Оба инока мужественно сражались с татарами и геройски погибли на поле боя.
Через тридцать лет после смерти игумена Сергия, в 1422 г., на месте деревянной церкви, разрушившейся к тому времени, игуменом Никоном, преемником Сергия, был заложен главный храм обители — Троицкий собор, построенный силами сербских монахов из Косова, нашедших прибежище в монастыре после битвы на Косовом Поле (к сожалению, в настоящее время албанцы неправомерно считают Косово своей территорией), и с этого времени за монастырем закрепилось название Троице-Сергиев монастырь. В росписи Троицкого собора участвовали выдающиеся иконописцы Андрей Рублёв и Даниил Чёрный, для иконостаса собора первым из них была написана знаменитая "Троица".
В 1585 г. в Троице-Сергиевом монастыре был построен Успенский собор, в котором по велению царской четы Федора Иоанновича (сына Иоанна Грозного) и Ирины Годуновой были проведены широкие художественные работы. Это было связано с тем, что у царя и царицы не было детей в течение первых пяти лет брака, и августейшая чета посредством богоугодного дела пыталась вымолить у Бога прибавление в семействе.
В Смутное время монастырь, выдержав шестнадцатимесячную осаду польско-литовских интервентов, стал одним из оплотов ополчения Минина и Пожарского, финансовую помощь которым оказывала администрация монастыря.
В 1744 г. указом императрицы Елизаветы Петровны монастырю был официально присвоен статус Троице-Сергиевой Лавры, и его главой назначался митрополит Московский.
В 1814 г. на территорию Троице-Сергиевой Лавры была переведена Московская Духовная академия, реорганизованная из Славяно-греко-латинской академии, основанной в Москве в 1685 г. Академия является высшим религиозным учебным заведением Русской Православной церкви, готовящим священнослужителей, богословов и преподавателей религиозных дисциплин для церкви.
В XVIII—XIX веках Троице-Сергиева Лавра являлась одним из богатейших монастырей России, входила в число самых крупных землевладельцев. Активная торговля способствовала приумножению богатств монастыря, его финансовое положение в эти два столетия отличалось большой прочностью. Велики были пожертвования монастыря в пользу русской армии. В 1910-е гг. в Лавре жили более 400 монахов.
После октябрьского переворота Лавра, как и иные монастыри в России, находящиеся на территории, контролируемой большевиками, была юридически преобразована в трудовую артель. Монашеская жизнь продолжалась до осени 1919 г., после чего монастырь был закрыт. Троицкий собор был закрыт немедленно (последнее богослужение было совершено 31 мая 1920 г.), а монахи были выселены из обители и согнаны в трудовые коммуны. В 1919 г. была закрыта и Московская Духовная академия. К концу 1930-х гг. памятники Лавры были основательно разрушены, частично перестроены и приспособлены под жильё и другие не свойственные им хозяйственные нужды.
В 1930 г. город Сергиев Посад был переименован в Загорск - не потому, что он находится "за горами", а в честь революционного деятеля В. М. Загорского (1883-1919).
1 февраля 1940 г. весь комплекс памятников Троице-Сергиевой Лавры в черте крепостных стен объявлялся Загорским государственным историко-художественным музеем-заповедником. Этот статус он сохранял и в 1987 г., когда нам с мамой довелось побывать здесь. Однако, сохраняя статус музея, с января 1946 г. Троице-Сергиева Лавра вновь стала действующим монастырем. На Пасху, бывшую в тот год 21 апреля (она совпадала во всех христианских конфессиях), в Успенском соборе после долгого перерыва было вновь совершено богослужение, а накануне, в Великую субботу, в Лавру были возвращены реликвии святого Сергия Радонежского.
Настоятелем Лавры стал патриарх Алексий I (Симанский, 1877-1970). В том же 1946 г. была восстановлена Московская Духовная академия (на этот раз она была реорганизована из Православного Богословского института и Богословско-пастырских курсов, открытых в Москве в 1944 г.). Первые три года после воссоздания Академия располагалась в Московском Новодевичьем монастыре, а в 1949 г. она была возвращена в Троице-Сергиеву Лавру.
Лавра стала главной резиденцией Московских патриархов. Но в 1983 г. последняя была переведена в Московский Данилов монастырь. В 1959 г. патриарх Алексий I утвердил новый устав Троице-Сергиевой Лавры.
В Лавре прошло три Поместных собора Русской Православной церкви: 2-3 июня 1971 г., когда был избран патриарх Пимен (Извеков), 10-12 июня 1988 г., когда был утвержден план мероприятий, которые должны были пройти в рамках празднования тысячелетия крещения Руси, и 7-8 июня 1990 г., когда на патриаршество был избран Алексий II (Ридигер). Любопытно, что все три собора состоялись в июне.
В пещерном храме под Успенским собором были погребены патриархи Алексий I (1877-1970) и Пимен (1910-1990).
23 сентября 1991 г. городу Загорску было возвращено первоначальное название - Сергиев Посад. Троице-Сергиева Лавра по-прежнему сочетает в себе статусы действующего монастыря и музея. Настоятелем Лавры является Патриарх Московский и всея Руси (с 2009 г. - Кирилл (Гундяев)), наместником (т. е. фактическим администратором) - архиепископ Сергиево-Посадский Феогност (Гузиков) (с 1988 г.). Братия Лавры насчитывает около 200 монахов.
В монастыре действует православное издательство (Патриарший издательско-полиграфический центр Свято-Троицкой Сергиевой Лавры) и паломнический центр, регулярно проводятся экскурсии для посетителей.
Приехав в Загорск около 12 часов дня воскресенья, 9 августа 1987 г., мы сразу же пошли вместе с гидом (женщиной) в Троице-Сергиеву Лавру. Помню, что рядом входными воротами монастыря была табличка, на которой было написано по-русски "Троице-Сергиева Лавра" и по-английски "The Troitse-Sergiyeva Lavra".
Троице-Сергиева Лавра. XIX век Троице-Сергиева Лавра. Современный вид
Сначала гид провела экскурсию по территории Лавры и рассказала нам о ее главных постройках - Троицком и Успенском соборах, Духовской церкви, здании Московской Духовной академии, корпусах, где живут преподаватели и студенты академии. Студенты, по словам гида, жили в достаточно благоприятных условиях - по двое в одной келье, со всеми бытовыми и образовательными удобствами (для сравнения: в Санкт-Петербургской католической Духовной семинарии "Мария - Царица апостолов", расположенной по адресу: Санкт-Петербург, 1-я Красноармейская ул., 11, в которой учился сын моей коллеги, студенты в первые годы после ее открытия (1995, 1996) жили аж по семь человек в комнате, позднее - по трое. Дмитрий - так зовут молодого человека, который там учился - проучившись два курса и, не выдержав условий и хорошо выучив английский язык, уехал продолжать богословское образование в Ирландию, в институт св. Патрика в Дублине). В здании академии расположена библиотека, в которой педагоги и студенты могут найти книги по всем интересующим их темам в области богословия, философии, лингвистики и иных областей науки, изучаемых в академии.
Корпуса Московской Духовной академии
Духовская церковь
Духовская церковь (церковь Сошествия св. Духа на апостолов), расположенная рядом с Троицким собором, к востоку от последнего, была построена в 1476 г. псковскими мастерами и представляет собой уникальный для московской архитектуры XV в. пример церкви с подкупольной звонницей. Висевший на звоннице церкви особый – "всполошной" – колокол во время польско-литовской осады монастыря 1608–1610 гг. возвещал защитникам обители об опасности. Храм украшает иконостас розового дерева, иконы для которого выполнены в середине XIX в. лаврскими иконописцами. В церкви, у северной стены, покоятся реликвии (останки) святых Максима Грека (1470-1556) и Антония Радонежского (1808-1872).
Долгое время Духовская церковь была открыта лишь один раз в году, в престольное торжество Сошествия св. Духа на апостолов (в Православной церкви празднуется в понедельник после торжества Пресвятой Троицы (в 1987 г. - 8 июня, в 2013 г. - 24 июня) - в этот день утром, обычно в 10 часов, в церкви совершалась Божественная Литургия. Во все остальные дни года Духовская церковь была закрыта, и поэтому нам не удалось побывать внутри храма и пришлось ограничиться осмотром его внешнего вида.
В конце XX века график богослужений в Духовской церкви претерпел кардинальные изменения, и теперь литургия в ней совершается во все воскресенья и торжества, но в очень ранний час - в 7 часов 30 минут. Исключение составляет престольное торжество Сошествия св. Духа на апостолов, когда литургия начинается в 10.00.
Рядом с Духовской церковью расположена Надкладезная часовня. Она называется так, потому что устроена над Успенским колодцем (кладезем), содержащим в себе источник целебной воды. Часовня была возведена над колодцем в конце XVII в. По форме она подобна миниатюрному четырехъярусному храму, увенчана куполом и крестом и, как и другие постройки монастыря конца XVII в., богато украшена резьбой и покрыта многоцветной росписью. Строгие белые стены величественного Успенского собора, рядом с которым расположена Надкладезная часовня, подчеркивают праздничность ее убранства. Стенная роспись интерьера часовни и ее иконостас были выполнены в XIX в.
В отличие от Духовской церкви, Надкладезная часовня открыта ежедневно - с 9 до 21 часа. Однако в связи с ограниченностью времени, отведенного на экскурсию, мы не входили внутрь, но ограничились осмотром ее внешнего вида.
Рядом с Надкладезной часовней расположен фонтанчик с целебной питьевой водой, поступающей из колодца, в честь которого названа часовня. Но к фонтанчику выстроилась огромная очередь, поэтому мы не стали вставать в нее. А я сказала маме: "Хорошо бы было, чтобы из фонтанчика текла не святая вода, а святой лимонад!"
После Надкладезной часовни мы пошли в Успенский собор, построенный, как я уже говорила, в 1585 г. по повелению царя Фёдора Иоанновича, сына Иоанна Грозного.
Успенский собор, вид зимой. На переднем плане - Надкладезная часовня
Успенский собор - пятиглавый. Центральная глава покрыта сусальным золотом (т. е. золотом 999-й пробы), а четыре боковые окрашены в синий цвет с золотыми звездами. Синий цвет в христианстве является цветом Пресвятой Девы Марии, Успению Которой посвящен собор. Стены собора выполнены из белого мрамора.
Гид нам рассказала об особенности крестов, сооружаемых на куполах христианских церквей - в нижней части креста расположен лежащий полумесяц. Это символизирует превосходство христианской религии над мусульманской.
Престольное торжество собора совершается 15 августа юлианского календаря (с 1900 по 2099 гг. эта дата соответствует 28 августа григорианского календаря).
Интерьер Успенского собора расписан фресками, изображающими многих христианских святых. Фрески были выполнены в 1684 г. артелью ярославских и троицких иконописцев, численностью 35 человек. Мастера выполнили работу очень быстро - в течение трех месяцев, с мая по август 1684 г.
После Успенского собора мы пошли в главный храм Троице Сергиевой Лавры - в Троицкий собор.
Троицкий собор был построен в 1422 г. по повелению игумена Никона, преемника св. Сергия Радонежского. Троицкий собор - трехглавый, по числу лиц Пресвятой Троицы. Все три главы покрыты сусальным золотом. Стены собора выполнены из белого камня.
Престольное торжество Троицкого собора - торжество Пресвятой Троицы, празднуемое в Православной церкви на пятидесятый день после Пасхи (в 1987 г. - 7 июня, в 2013 г. - 23 июня).
Интерьер Троицкого собора первоначально был расписан знаменитыми иконописцами Андреем Рублевым и Даниилом Черным. Андрей Рублев именно для Троицкого собора Троице-Сергиева монастыря написал икону "Пресвятая Троица" и ряд других икон.
Интерьер Троицкого собора
В убранстве Троицкого собора две главные святыни - иконостас и рака (саркофаг) с реликвиями (останками) св. Сергия - обладают высочайшими эстетическими качествами.
Рака - шедевр ювелирного искусства, который создавали в благодарность святому Сергию на протяжении нескольких столетий. До конца XVI в. останки св. Сергия покоились в деревянной раке, созданной сразу же после смерти основателя монастыря. Сейчас деревянная рака находится в Успенском соборе, справа от главного алтаря. Первую серебряную раку, которая заменила собой деревянную, подарил в 1585 г. царь Фёдор Иоаннович, сын Иоанна грозного. Позднее, при императрице Анне Иоанновне, над ракой была сооружена серебряная сень (конструкция, покрывающая раку сверху). В этой серебряной раке, покрытой сенью, реликвии св. Сергия покоятся до настоящего времени.
Рака с реликвиями св. Сергия
Иконостас Троицкого собора
Другая святыня Троицкого собора - величественный иконостас с пятью ярусами икон работы Андрея Рублева и его учеников. Если сокрытие раки времен Иоанна Грозного вызывает грусть, то отсутствие риз на иконах являет нам иконостас как предчувствие Царства Пресвятой Троицы так, как оно было познано и открыто нам иконописцами. В начале XXI века ряд икон было подвергнуто реставрации - среди них икона Пресвятой Девы Марии "Одиги́трия" ("Путеводительница"), написанная одним из учеников Рублева в 60-е годы XV века и располагающаяся непосредственно слева (с северной стороны) от Царских врат, и икона св. Сергия с житием, написанная неизвестным мастером в 1522 г. к столетию со дня канонизации святого. Реставрация была выполнена лаврскими художниками-реставраторами, и, согласно заключению экспертной комиссии, мастера выполнили реставрацию на самом высшем уровне. В настоящее время (январь 2014 г.) на реставрации находится "Годуновская Троица" - копия иконы Рублева, выполненная неизвестным мастером в 1600 г. по поручению царя Бориса Годунова.
Внутренние стены собора также первоначально были расписаны Андреем Рублевым и Даниилом Черным - мастера выполнили роспись в течение двух лет, в 1425-1427 гг. Но роспись Рублева и Черного, к сожалению, до нас не дошла. Сохранившаяся роспись выполнена двумя столетиями позже - в 1635 г. - и воспроизводит древнюю иконографию первоначальной росписи. Фрески также реставрировались в первые годы нового века, а именно с 2001 по 2004 год.
После посещения Троицкого собора наша экскурсия в Троице-Сергиеву Лавру подошла к концу. Мы вышли с территории Лавры, сели в автобус и вернулись в Аксаково.
К сожалению, второй раз побывать в Троице-Сергиевой Лавре мне не удалось. Через год, в 1988 г., я вновь приезжала с мамой в пансионат "Голубые дали" - на этот раз на 24 дня, с 26 июля по 18 августа. Однако на этот раз экскурсии в Загорск не было - за истекший год администрация пансионата ее отменила в связи с чрезмерной дальностью пути. Большинство остальных экскурсий - в Марфино, в Дмитров, на ВДНХ, в Кремль - были и в 1988 г. Но экскурсии в Загорск в 1988 г. не было.
С уважением, Мария Константиновна.
Другие части рассказа:
Главная - О проекте - Помощь - Добавить отзыв - Реклама на сайте - Обратная связь
© awaytravel.ru, 2010-2017. При использовании материалов обязательна ссылка на www.awaytravel.ru
Читайте также