Двадцать пятая часть серии "Путешествия моей молодости" посвящена лесу, расположенному в окрестностях деревни Мины Ленинградской области. В этом лесу мы с папой жили в палатке с 9 по 21 июля 1988 г.
Первоначально в первой половине июля 1988 г. (до второго путешествия в Москву, которое я совершила с мамой с 26 июля по 18 августа) мы с папой планировали отдохнуть в деревне Зубакино Новгородской области - там папина мама и моя бабушка Лилия Семёновна планировала приобрести дачу. Однако процедура купли-продажи затянулась, в результате чего дача в Зубакино перешла в собственность моих родственников только к осени. На этой даче нам с папой удалось побывать годом позже - в июле 1989 г. (Зубакину будет посвящена следующая, двадцать шестая часть серии). Тогда папу осенила идея пожить пару недель в палатке в лесу. И мы выбрали лес в окрестностях деревни Мины, расположенной в нескольких километрах от поселка Вырица Гатчинского района Ленинградской области. Через этот лес протекает река Оредеж, на берегу которой мы и разбили свою палатку.
Папа взял отпуск на две недели - с 11 по 24 июля (вторая часть отпуска в тот год у него была осенью - с 10 по 23 октября). Палатку и пару рюкзаков мы взяли в пункте проката. В субботу, 9 июля, около одиннадцати часов утра мы, надев рюкзаки, вместе с мамой, которая нас провожала, вышли из дома и приехали на трамвае к станции метро "Купчино". Рядом с ней располагается одноименная железнодорожная станция, на которой останавливаются пригородные поезда, отправляющиеся с Витебского вокзала. Эти поезда следуют в Пушкин, Павловск, Новолисино, Вырицу, Рогавку и Оредеж. Мы с папой сели на электричку, следующую до Вырицы, а мама вернулась домой.
Доехав до Вырицы (помню, что на предыдущей станции - Михайловке - почти все буквы надписи на платформе осыпались, и вместо "Платформа Михайловка" она приобрела вид "Платформа Ха" ), мы вышли из электрички и пошли в сторону деревни Мины - в левую (восточную) сторону от железной дороги.
Вырица — поселок городского типа в Гатчинском районе Ленинградской области, административный центр Вырицкого городского поселения. Поселок был основан во второй половине семнадцатого века. Его название имеет финское или шведское происхождение (по-фински название поселка - Viiritsa, по-шведски - Werektca). В настоящее время население Вырицы составляет около двенадцати тысяч человек. Поселок является популярным местом летнего отдыха петербуржцев. В первой половине двадцатого века в Вырице подвизался известный русский христианский богослов Серафим Вырицкий (1866-1949). Через Вырицу протекает река Оредеж, на которой на территории поселка построена плотина и образовано Вырицкое водохранилище.
Вокзал в Вырице Вырицкий культурный центр Серафим Вырицкий
Вырицкое водохранилище не реке Оредеж
Дойдя до Мин - небольшой деревни с населением около 1200 человек, расположенной в четырех километров к востоку от Вырицы (название деревни происходит из финского языка (Miina) и никак не связано с известным взрывным устройством), мы прошли через деревню и свернули на тропинку, ведущую в лес. Пройдя несколько километров лесом, мы вышли на берег реки Оредеж и облюбовали себе место в нескольких десятках метрах от реки. Там мы приступили к установке палатки.
Палатку приходилось устанавливать при неприятной напасти - лес, лето, а значит - комары... Руки были заняты, и пришлось смириться с тем, что они нас искусают... Примерно в течение часа мы установили палатку: пол, столбы, стены, крыша. Когда, наконец, палатка была установлена, мы были настолько искусаны, что пришлось обильно мазаться одеколоном, чтобы перестало чесаться...
Затем мы переоделись в купальные костюмы и пошли купаться в реке Оредеж. Река эта неширокая и неглубокая - ее ширина составляет около двадцати метров, а глубина рядом с берегом - немногим более метра, в середине реки - от полутора до двух метров. По-фински название реки (Ortesjoki) означает "Скачущий конь". По воде вдоль берега прыгали какие-то насекомые. Папа мне объяснил, что это водомерки. А в самой реке плавали маленькие красноватые рыбки. Я их называла "карасики".
"Карасики"
После купания мы разожгли костер и поужинали. На ужин у нас были консервы из банки и чай. Воду для чая мы вскипятили в кастрюле. Тепловая энергия для процесса кипячения черпалась из костра. Через некоторое время мы еще раз искупались, а затем забрались в палатку, надели спальные мешки, уничтожили всех комаров и мух, проникших в палатку, и легли спать. Так закончился первый день нашей жизни в лесу в окрестностях Мин - суббота, 9 июля 1988 г.
Проснувшись утром воскресенья, 10 июля, мы сняли спальные мешки, вылезли из палатки, разожгли костер, приготовили завтрак и покушали. Потом потушили костер и искупались в реке Оредеж. После купания мы пошли исследовать окрестности нашего лагеря. Оказывается, в здешнем лесу в изобилии растет малина, и, кроме того, очень много грибов. Бóльшую часть грибного ассортимента составляли сыроежки различных цветов - зеленые, красные, желтые. Но попадались и белые, и другие грибы. А также мухоморы с поганками. Так что при собирании грибов в корзинку надо было быть внимательными - ведь один ядовитый гриб может отравить всю коллекцию. Но мы с папой были осторожны и ядовитых грибов не собирали. Перед обедом мы еще раз искупались, а потом приготовили на костре грибной суп, который вместе с консервами и чаем составил меню нашего обеда.
Сыроежки золотистые и серые Белый гриб
Сыроежка красная
После обеда мы еще два раза ходили купаться, потом поужинали и еще раз - в пятый раз - искупались. Затем легли спать. Примерно также прошли и другие дни нашей жизни в лесу.
Нам удивительно повезло с погодой - за всё время нашего пребывания в лесу дождь, и то кратковременный, был только один раз - днем в воскресенье, 17 июля. Мы его переждали в палатке. Всё остальное время было жарко, солнечно, и на небе - ни облачка. А вот с фауной нам не повезло - комары закусали (слава Богу, у нас был одеколон), а вечером в субботу, 16 июля, меня ужалила оса. Она пролетела у меня между пальцами. Я не заметила, что это было за насекомое, думала, что это муха, и зажала пальцы, чтобы ее уничтожить. И вдруг - сильная боль, а из пространства между пальцами вылетает оса. Чтобы утихомирить боль, пришлось промыть палец холодной водой из реки и смазать место укуса одеколоном.
Впоследствии осы меня кусали еще дважды, причем в одну и ту же дату с интервалом в 15 лет - 26 августа 1996 г. (понедельник) и 2011 г. (пятница), но это было в Санкт-Петербурге и к теме путешествий отношения не имеет...
Во время жизни в лесу нас раздражала не только крылатая, но и двуногая "фауна". Днем во вторник, 12 июля, недалеко от нас, ближе к реке, внизу (мы разбили свою палатку на пригорке) остановилась семейная пара - отец, мать и сын (мы их видели, а они нас, слава Богу, нет). Они приехали на машине, которой управлял ... сын - мальчик лет двенадцати. А в стельку пьяный отец заставлял сына правильно припарковать машину, обильно изрыгая непечатные ругательства и угрожая мальчику физической расправой в случае, если последний неправильно поставит автомобиль. Слава Богу, искупавшись, через пару часов эти идиоты убрались восвояси (извините за грубость).
В среду, 13 июля, у нас закончилась провизия, привезенная из дома, и нам надо было пополнить ее запасы. Надо было сходить в магазин в Минах. Сделать это было весьма проблематично - с одной стороны, папа не мог пойти в магазин один и оставить меня одну в лесу - иногда здесь появляются сомнительные типы вроде тех, которых мы видели накануне, а с другой стороны, если мы пойдем вместе, то придется оставить палатку без присмотра. Подумав, мы демонтировали палатку и закопали ее вместе с аксессуарами в землю - авось не украдут... В Минах мы купили три батона и восемь банок консервов - по две банки четырех видов. Одним из видов консервов была навага, вторым - сельдь иваси, а третий и четвертый - не помню. Вернувшись в наш лагерь, мы раскопали наш тайник - слава Богу, он остался в неприкосновенности - и вновь установили палатку.
В четверг, 14 июля, мимо нашего лагеря проходил бородатый мужчина лет пятидесяти. Увидев нас, он разговорился. Оказалось, что это лесник. Главной темой нашего разговора были грибы. Мы пригласили лесника на обед. Он принес свои грибы, из которых мы сварили суп, а мы угостили лесника консервами и чаем.
Проснувшись около двух часов ночи на субботу, 16 июля, мы с папой обнаружили, что ночь была уже не белой, а серой. В принципе, в Санкт-Петербурге белые ночи продолжаются по 17 июля включительно, но здесь, примерно в половине градуса южнее, они заканчиваются на два или три дня раньше.
С этого дня - с 16 июля - я уже начала считать часы до нашего отправления в Москву, в которую мы с мамой поедем 26 июля. То путешествие будет для меня гораздо более интересным, чем эта весьма однообразная жизнь в лесу...
В понедельник, 18 июля, мы опять ходили в Мины пополнять запасы продовольствия. Когда мы вернулись в наш лагерь, я закричала изо всей силы - прямо над нашим тайником была змея! И не безобидный уж, а гадюка обыкновенная... Но папа меня успокоил. Мы отошли от лагеря и подождали примерно полчаса. Когда мы вновь вернулись в лагерь, змеи уже не было - она уползла... Мы восстановили нашу палатку, пообедали, а потом пошли купаться.
Гадюка обыкновенная Оса
Во вторник, 19 июля, после завтрака, мы, как обычно, пошли купаться на реку Оредеж и обнаружили, что по центру реки в изобилии плавают листья. Пытаясь объяснить причину этого внезапного загрязнения, папа предположил, что, по-видимому, выше по течению прорвало плотину. Но у берега было чисто, и купаться было можно. К вечеру листьев стало меньше, а на следующее утро - в среду, 20 июля, Оредеж полностью очистился от листьев.
В принципе, мы намеревались вернуться в Ленинград во второй половине дня пятницы, 22 июля. Однако, вернувшись к нашей палатке после послеобеденного купания в четверг, 21 июля, мы с ужасом обнаружили, что вокруг палатки на солнышке чинно расположились гадюки - да не одна, а целых три. По-видимому, рептилий привлекла наша провизия... В этот момент в связи с данным неприятным казусом я предложила папе немедленно вернуться домой - на один день раньше первоначально намеченного срока, но зато мы будем подальше от этих пресмыкающихся. Папа со мной согласился. Но как безопасно убрать палатку? Пришлось отойти от лагеря в надежде, что змеи уползут. Вернувшись через полчаса, в течение которых мы в купальных костюмах собирали малину с окрестных кустов, мы убедились, что наши надежды оправдались. Гадов нет, путь свободен...
Перекусив, переодевшись в цивильное, разобрав палатку и собрав рюкзаки, мы начали свой путь домой. Идя по тропинкам леса, мы продолжали собирать малину. Но вскоре мы пришли в деревню Мины, затем пошли по шоссе и пришли в поселок Вырица. Там мы купили билеты, сели на электричку и приехали на станцию "Купчино", а оттуда на трамвае - домой. Перешагнув порог дома, папа воскликнул: "Какое блаженство - ни одного комара!" - "И ни одной змеи!" - добавила я. Услышав, что нам с папой пришлось воевать со змеями, мама очень испугалась и запретила впредь совершать путешествия с жизнью в лесу.
Поужинав и приняв душ, мы легли спать.
Через четыре дня, во вторник, 26 июля, мы с мамой поехали в Москву. Это путешествие я уже описала в частях с шестнадцатой по двадцать третью включительно. А следующая, двадцать шестая, часть будет посвящена даче в деревне Зубакино Парфинского района Новгородской области. Там мы отдыхали с папой в июле 1989 г.
С уважением, Мария Константиновна.
Другие части рассказа:
Главная - О проекте - Помощь - Добавить отзыв - Реклама на сайте - Обратная связь
© awaytravel.ru, 2010-2017. При использовании материалов обязательна ссылка на www.awaytravel.ru
Читайте также