С какой стороны лучше всего подходить к изучению Тибета? С географической, политической, исторической, религиозной, или какой-нибудь ещё? Ясно одно, что с какой стороны не подойди к этой стране, можно буквально с первых же шагов обнаружить всё то, что так манит любознательного и неутомимого путешественника в дальние страны. И поэтому совершенно неважно, с какой стороны начинать описание этой удивительной страны. Начнём по установленному порядку.
Итак, Тибет, именно здесь сосредоточены самые высокие точки земного шара. Обширный высокогорный район, известный как Гималаи, и расположившийся на юго-востоке Евразии. Является родиной практически всех крупных рек региона: Инд (Пакистан), Ганг (Индия), Брахмапутра (Бенгалия и Бангладеш), Амударья (Средняя Азия), Янцзы и Хуанхэ (Китай), Салуин (Бирма) и Меконг (Индокитай). С запада и юга Тибет ограничен плодородными долинами Индии и Ассама, с востока – Китая, с севера – жаркими пустынями Такла-Макан и Алошань. Политически современный Тибет разделён на четыре части между Непалом, Бутаном, Китаем и Индией, причем основная часть страны находится под юрисдикцией Китая. В богатейшей истории Тибета было очень много интереснейших событий, однако весьма редко его удавалось завоевать в полном смысле этого слова. Тибетские короли в некоторые моменты истории являлись вассалами монголов или маньчжур и платили им дань, но только в 1950 году страна почти целиком была включена в состав другого государства – Китая. Можно много спорить о том, принесло ли владычество китайцев процветание тибетцам, но несомненно одно – именно благодаря китайцам в Тибете исчезли практически все архаические и даже вредные для простого народа законы и в него наконец-то пришла хоть какая-то, пусть и не совсем «правильная», но всё же цивилизация.
Название Тибет – чисто китайского происхождения, именно под этим именем страну знали и знают во всем мире. Сами тибетцы называют Тибет – Сицзан. Столица Тибета – Лхаса, один из самых крупных высокогорных городов в мире, располагается в долине на высоте 3500 метров над уровнем моря. Площадь Китайского Тибета – 1.2 миллиона квадратных километров, средняя высота обитаемых районов над уровнем моря – 4000 м. Климат горный, летом не очень тепло, а зимой не очень холодно – +14 и -4 градуса по Цельсию соответственно. Впрочем, на вершинах гор климатические условия гораздо суровее, однако вершины тибетских гор - это уже совершенно иная климатическая зона. В высокогорных районах люди практически не живут, а так как высоты нагорья постепенно снижаются к востоку, следовательно, основная часть населения Тибета сосредоточена именно там.
Хотя на многих картах мира (в том числе на советских, а потом и российских) Тибет обозначен как территория Китая, многие международные организации считают эту страну оккупированной. Китайцы, впрочем, на это обращают мало внимания, их больше беспокоит тот факт, что духовный наследник сбежавшего в 1950 году от оккупантов тибетского далай-ламы до сих пор проживает неподалёку от Китая, и вовсю проповедует оттуда идеи «освобождения» Тибета и, возвращения страны (по мнению китайцев) ко временам дремучего средневековья. За прошедшие 60 лет китайцы проделали на своей новой территории достаточно много работы. Для начала они разделили весь Тибет на 5 административных единиц, самой большой из которых и самой малонаселенной является так называемый Тибетский автономный район. Этот район примыкает к «не совсем дружественным странам» - Индии, Непалу и Бутану, и потому очень сильно милитаризирован (надо полагать для защиты от возможной агрессии Индии), количество китайских военнослужащих только по официальным данным достигает там 350 тысяч человек, в реальности же гораздо больше, может даже и вдвое. Четыре части поменьше получили статус округов и находятся внутри Китая, огражденные от недружественных соседей ТАР-ом и «вооруженные» только лишь полицией и небольшими гарнизонами. Также несколько более мелких частей Тибета находятся в подчинении у китайских административных единиц, не имеющих совершенно никакого отношения к Тибету. Чиновники пропагандистского отдела «тибетского правительства в изгнании» утверждают, что это сделано для того, чтобы согнать тибетцев с их исконных земель, однако некоторые другие факты этого не подтверждают. Учитывая чисто географические трудности в управлении этих районов из центра округов, вхождение в состав китайских провинций решило многие проблемы снабжения «отрезанных» тибетских земель.
Если верить китайским данным, то на территории Тибета проживает 5 миллионов тибетцев и 3.5 миллиона китайцев, а также полтора миллиона других народностей, которые, впрочем, жили тут и до «оккупации». «Тибетские изгнанники» завышают количество китайцев чуть ли не в два раза, однако многие факты опять-таки подтверждают именно китайские цифры. Такое значительное «нашествие» китайцев в Тибет объясняется прежде всего тем, что среди тибетцев не имеется достаточно подготовленных специалистов, с помощью которых можно было бы развивать такие отрасли как сельское хозяйство, промышленность, бизнес и торговля. Сами тибетцы, как это ни странно, совершенно не стремятся получать высшее образование, хотя для них и созданы все условия. Возможно, потомки монахов, которые составляют большинство коренного населения, наслушавшись тайной пропаганды «староверов», не считают нужным постигать «светские» науки и предпочитают тунеядствовать, так как заниматься религиозными делами, не приносящими никакого материального дохода стране, им запрещено. Нынешний далай-лама приводит цифры, иллюстрирующие уровень неграмотности тибетцев – 50%. Однако при этом он умалчивает о том, что в момент прихода сюда китайцев грамотность населения составляла всего 3-5%. Все восстания, которые в «период оккупации» поднимали тибетцы против китайцев, были вызваны скорее не этническими, или экономическими причинами, а именно религиозными. Как и во всяком феодальном обществе, основная масса населения витала в религиозном дурмане, который часто принимал совсем уж ужасающие формы. Особенно это проявлялось в налогообложении и так нищего населения страны. Буквально за 20 лет до оккупации Тибета Китаем далай-лама, которому срочно потребовалось много денег, постановил ввести налог на уши. То есть любой житель страны, имеющий уши, должен был «выкупить» свои уши у правительства, а если же он не хотел платить, то обязан их был себе отрезать. Кто-то скажет, что это личное национальное дело тибетцев, и причем тут Китай? Однако следует знать, что в Тибете налогами облагалось любое мало-мальски значимое событие, вплоть до запрета петь песни на улицах и дома, если не уплатил соответствующего налога. В результате к середине ХХ века в Тибете имелось почти 2000 пунктов налогообложения, и потому неудивительно, что в Тибете даже в «атомную эру» имелось рекордное количество рабов. Это всё были дети тех тибетцев, которых далай-лама и его жадные чиновники обобрали до нитки, и им ничего больше не оставалось, как продавать своих отпрысков в рабство своим же согражданам. Рабство в Тибете было закреплено официально, то есть законодательно. Теперь понятно, почему вездесущие колонизаторы англичане не оккупировали в своё время Тибет, хотя имели к этому все возможности – кому нужна нищая земля? Такая земля понадобилась только китайцам, у которых начались проблемы с демографией, и некуда было расселять своих собственных нищих, которые, впрочем, были в разы богаче, чем нищие тибетцы.
Сегодняшний Тибет – вполне открытая страна, по ней проложено множество туристических маршрутов, и иностранцам требуется разрешение для посещения только лишь некоторых районов, в основном пограничных или тех, где расположены войска. Можно понять, что если бы в Тибете было бы и на самом деле так плохо, как описывают это «тибетские изгнанники», то Тибет был бы закрыт до сих пор. Но китайцы и на самом деле развивают эту горную страну. Конечно, при Мао Цзэдуне были перегибы, в основном они заключались в попытках искоренения «опиума для народа» - буддизма, в результате которых большинство богатых монастырей превратились в обыкновенные «музеи истории», не очень богатые экспонатами. По некоторым оценкам, за первые 20 лет оккупации было полностью разрушено 80% монастырей, причем формулировки ничего кроме дикого хохота вызвать не могли. Так, один монастырь был снесен по причине того, что якобы его строительство с властями согласовано не было - имелись в виду власти китайские коммунистические, хотя монастырь был возведен ещё за 8 столетий до того, как Карл Маркс реально задумался о возможности построения коммунистического общества. Также было сильно ограничено число желающих стать монахами. Даже те, кого власти разрешали принимать в монастыри, должны были «любить коммунистическую партию», причем не на словах, а на деле. Мало того, любить коммунистов должны были и родители молодого монаха, причем если хоть какой-либо из его родственников, даже дальних, был уличен в неблагонадёжности, то монах изгонялся из монастыря и отправлялся на принудительные работы.
Однако сегодня это положение китайцы стараются исправить. Не «насаждают религию обратно», конечно, просто заполняют существующие музеи экспонатами, которые достают из чудом сохранившихся запасников пекинских и шанхайских музеев. Влияние религии существенно ограничено и до сих пор, впрочем, для пользы самих же тибетцев. Вместо того чтобы дни и ночи напролёт просиживать за молитвами, тибетцев приучили работать и зарабатывать. Не все, правда, любят это дело – старые традиции живучи, особенно при наличии далай-ламы, сидящего под боком в Индии и провоцирующего население на бунты. К примеру, для того чтобы искоренить феодальные привычки в Японии, понадобилось почти 100 лет и две атомные бомбардировки. Китайцы это же пытаются проделать всего лишь 60 лет, но срок слишком невелик и усилия не совсем достаточны. Впрочем, с постройкой Тибетской высокогорной железной дороги, завершившейся всего несколько лет назад, развитее Тибета должно пойти гораздо быстрее, тем более оголтелый коммунизм Мао Цзэдуна в Китае сгинул как страшный сон, и теперь для того чтобы стать монахом, любить коммунизм вовсе не обязательно, хотя всё же обязательно быть благонадёжным. Впрочем, неблагонадёжных граждан не любят ни в одной стране мира, и Китай – не исключение.
Ну а теперь - об истинных тибетских ценностях, и не о буддизме и буддистских монастырях, которых полным-полно во всех окружающих Тибет странах и имеющих там гораздо лучшее качество. Поговорим о таких вещах, на которые можно поглядеть только тут, и которые способны заставить раскошелиться любого путешественника независимо от религии и убеждений. Самая главная достопримечательность Тибета – Джомолунгма (или Эверест по-европейски). Вершина этой горы – самая высокая на Земле, и достигает 8848 метров. Правда, гору эту делят пополам две страны – Непал и Китай, и посмотреть на неё можно и с непальской стороны, а не только со стороны Китая, зато именно по китайским склонам альпинистам добраться к вершине легче всего. Кроме Джомолунгмы в Тибете располагается ещё 9 вершин высотой более 8 тысяч метров, и 60 – более 7000 тысяч. Таким образом, Тибет является самым настоящим заповедником гор-гигантов, по количеству гор такой высоты у этого региона в мире нет конкурентов, даже в американских Андах и Кордильерах горы на порядок ниже.
Далее следует город Лхаса со своим монументальным дворцом Потала. До прихода китайцев в 1951 году в Лхасе проживало 25 тысяч жителей, причем больше половины из них были монахи. Сегодня Лхаса насчитывает 250 тысяч, и всего 50 тысяч составляют китайцы, хотя далай-лама из Индии утверждает, что всё наоборот. Но дело даже не в демографии, а в высоте над уровнем моря. Лхаса – самая высокогорная столица в мире, ближе к ней приблизился по этому показателю только боливийский Ла-Пас – и хотя эти два города по высоте разделяют всего лишь 50 метров, но всё же. Если кто-то не считает Лхасу столицей, то это совершенно не так. Лхаса всегда была столицей, осталась столицей она и сейчас, даже «под китайской оккупацией». Для того чтобы дополнить рекорд Лхасы, можно обратить внимание туристов на дворец Потала. Такого уж точно нет нигде в мире. Самый настоящий гигант из всех сооружений в своём классе, к тому же самый высокорасположенный в мире и очень живописный издали – он стоит на скале и доминирует над всей долиной как красное знамя над Рейхстагом. Вблизи, правда, визуальное величие этого сооружения опускается гораздо ниже визуального величия индийского Тадж-Махала, но всё же проезжать мимо Лхасы и не сделать крюк, чтобы полюбоваться дворцом Потала – это самое настоящее преступление по отношению к самому себе как к туристу.
Ну и третья достопримечательность Тибета, которой нет нигде в мире, и которая является настоящим восьмым чудом света – это очень длинная железная дорога, построенная китайцами специально для путешественников по Тибету. Кто-то может сказать, что просто китайцам необходимо по этой железной дороге возить к границам с Индией военные подкрепления, но это далеко не так. Зачем возить к границе подкрепления, когда они уже давно там? Самая высокогорная и при этом самая скоростная в мире железная дорога построена именно для удобства туристов. Тибет необходимо развивать, местные китайские торговцы и банкиры с этой задачей самостоятельно справиться не в состоянии, финансовые ресурсы иностранных путешественников просто необходимы. Но мало путешественников, которые захотели бы трястись несколько тысяч километров в автобусе только для того чтобы поглядеть на горы, которые они спокойно могут увидеть в любой другой стране мира, в Швейцарии, например. Купейный вагон – другое дело. И не беда, что вагоны поездов герметично изолированы от маловоздушного пространства окружающей местности и часто приходится нагнетать в них кислород – высота железнодорожного полотна на многих участках проходит на высотах 5 километров, а сама дорога ниже 4 км опускается очень редко. Такой железной дороги вы не найдёте больше нигде в мире. Правда, с недавних пор пограничный пропускной пункт открылся на границе индийского Сиккима, откуда до Лхасы всего 250 километров, не на поезде, конечно, но зато вам не придётся добираться из Пекина до Лхасы аж двое суток. Впрочем, тут дело вкуса. Кому-то лучше отмахать 4 часа на автобусе, чем 48 часов на поезде, а кому-то – наоборот.
Справедливости ради нужно сказать, что достоинства современного Тибета не ограничиваются только лишь Джомолунгмой, Лхасой и Высокогорной железной дорогой. Если уж вы приехали в Тибет, то вам придётся осмотреть все достопримечательности, какие только сможет показать вам китайская сторона. Их немало. Река Брахмапутра, к примеру, протекает по территории трёх государств, но только в Тибете вы можете в полной мере оценить всю красу «чистой и широкой высокогорной буддистской Волги», так как в Индии, а тем более в Бангладеш она вся загрязнена отходами очень бурной жизнедеятельности жителей жарких стран – индуистами и мусульманами. Только в Тибете вы увидите Хребет Пржевальского и на плато Чангтанг увидите те же самые пейзажи, которые некогда вдохновили Николая Рериха на создание многочисленных художественных произведений о Тибете. Ну и настоящие тибетские сувениры – если вы их купите в пекинской лавке, то они не будут тибетскими, а будут просто китайскими, невзирая даже на то, что на каждом из них будет стоять надпись «Made in Tibet».
Статьи по Тибету
Главная - О проекте - Помощь - Добавить отзыв - Реклама на сайте - Обратная связь
© awaytravel.ru, 2010-2017. При использовании материалов обязательна ссылка на www.awaytravel.ru
Читайте также