Я россиянин, который волею судьбы оказался в Южной Осетии. Начать надо с того, что один из собственников бизнеса, где я работаю, озадачился развитием турбизнеса на Кавказе. И очень ему приглянулась Южная Осетия – край красивейших гор, целебных источников и упоительного воздуха. Когда-то давно он был с семьей в этом благословенном краю и навсегда побибил Осетию.
Поэтому в октябре я и приехал к друзьям его друзей в Цхинвал. Для осетин встретить гостя – целый ритуал. Несколько дней я знакомился с родными и друзьями, пил арак и вино, до дела время как-то не доходило.
А потом: Дзау, Квайса, святые места, снежные горы, горные чистейшие реки, хвойные леса с маслятами, косули, ежики, кабаны. Места благословенные, природа мощная, осень бесподобная по краскам: желтая и зеленая, красная и бурая – любая.
Места для отдыха тут везде. Одно мешает: разруха. Казалось бы, прошло 3 года после 08.08.08. Но до сих пор смотрят выбитыми окнами дома, дороги в городе и в селах только для всепроходящей «Нивы», люди закрыты, про местную власть говорить не хотят, или кроют ее матом.
Дело в том, что в Южной Осетии наметились выборы. Наши российские выборы, где уже все приглажено и все понятно, давно не интересны, а тут такая борьба!
Я поневоле стал свидетелем многих горячих разговоров о будущем президенте и вообще о будущем страны. Мне, жителю центральной России многое было удивительно: и менталитет осетин, и их поступки, и действия местных властей.
Например, все знают, что один из «московских» кандидатов, ныне министр, в прошлом был бандит, но старушки истово верят, что он теперь стал другим. (Даже «Коммерсантъ» в это верит, с удивлением увидел статью в поддержку бандюгана в России, но это их игры).
Несколько слов про связь. В городе неплохо берет Мегафон, только роуминг уж очень грабительский. Интернет немного ловит, но переслать фото мне не удалось. Местные сказали, что связью тут заведует еще один кандидат, который не пускает в Южную Осетию ни Билайн, ни МТС, а все разговоры прослушивает. Поэтому все слухи распространяются по семейным каналам, в основном через женщин. Осетинские женщины – труженицы. Они и готовят, и стирают, и убирают. Работы мало, многие занимаются сельским хозяйством, чтобы просто выживать.
Но в Россию не всегда удается вывезти продукцию, на границе надо дать магарыч, в сельсовете надо дать за справку. А на таможенном пункте на обратном пути разговорился с ребятами, они рассказали, что помощь из России, даже гуманитарная часто не пропускается в страну. Документы передаются, мчсники их забирают, а грузовики разворачиваются и уезжают обратно в Россию. Так вот и живут.
А туристические места есть уже готовые, отчет для собственника приготовил, там можно прям сейчас открывать пансионаты, только подождать как власть сменится. При сегодняшней или грядущей мчсно-мегафонной – никакого туризма не будет.
Читайте также