Девятая и последняя часть моего рассказа о путешествии в Париж через Скандинавию посвящена вторнику, 8 января 2013 года. Этот день начался для нас с мамой в каюте-люкс № 8801 парома "Galaxy" ("Галактика"), шедшего из Стокгольма в Турку, а закончился на диванах в нашей квартире в Санкт-Петербурге. Маршрут проходил по территории Финляндии и России.
Около часа ночи на 8 января по центральноевропейскому времени "Галактика" пересекла шведско-финскую границу (в Финляндии - второй часовой пояс, поэтому в этот момент корабельное время увеличилось на час и стало равняться двум часам).
В 2 часа 40 минут по финскому времени паром остановился в порту города Маарианхамина, административного центра Аландских островов. Этот архипелаг является автономной областью Финляндии, но живут здесь бóльшей частью шведы, говорящие на шведском языке. Название Аландские острова происходит от шведского слова Åland, что означает "окунь". Автономия островов установлена в 1921 году. Главный законодательный орган архипелага - лагтинг (парламент). Он не подчинен в своих решениях парламенту Финляндии и осуществляет собственное правовое регулирование, в частности, в таких сферах: образование, культура, защита памятников старины, охрана здоровья и медицинское обслуживание, охрана окружающей среды, внутренний транспорт, местное самоуправление, почтовая служба, радио и телекоммуникации. В этих сферах Аландские острова решают вопросы практически, как независимое государство. На законы, принятые Лагтингом, может быть наложено вето Президентом Финляндии, но только в тех случаях, когда Лагтинг вышел за пределы автономии провинции, либо принятый закон несёт угрозу внутренней или внешней безопасности Финляндии. Центральные органы власти Финляндии отвечают за внешнюю политику, гражданское и уголовное право, судоустройство, таможню и государственное налогообложение. Выборы в Лагтинг проходят раз в четыре года (последний раз - 16 октября 2011 г.)
Когда "Галактика" остановилась в Маарианхамине, я проснулась от резкого удара борта парома о берег. В иллюминатор были прекрасно видны здания порта и близлежащие дома (бóльшей частью трех- и четырехэтажные). К сожалению, я настолько устала, что не было сил лезть в сумку за фотоаппаратом и фотографировать порт Маарианхамины...
Маарианхамина основана в 1861 году и названа в честь российской императрицы Марии Александровны (1824-1880), супруги императора Александра II (1818-1881), и матери императора Александра III (1845-1894). Название города переводится с финского как "Гавань Марии". Население города составляет около 11 тысяч человек. В Маарианхамине расположены кабинет министров и парламент Аландских островов - лагтинг. Город имеет два порта - Западный (Västerhamn), имеющий большое международное значение, так как через него осуществляется интенсивное паромное сообщение на пути в Швецию и континентальную Финляндию (именно в этом порту остановилась "Галактика") и восточный (Österhamn) - главным образом яхтенная гавань, одна из крупнейших на Балтийском море.
Маарианхамина расположена на широте северных пригородов Санкт-Петербурга (60 градусов 06 минут к северу от экватора) и на долготе 19 градусов 57 минут к востоку от Гринвича (без малого в 10 с половиной градусах западнее моего родного города). Климат на Аландских островах - морской субарктического пояса, средняя температура зимы -4 градуса, лета +15 градусов. Для архипелага характерны холодная весна и теплая осень. Осадки часты в течение всего года, однако выражен весенний минимум (наиболее сухой месяц - апрель) и осенний максимум (самый дождливый месяц - октябрь).
"Галактика" стояла в порту Маарианхамины пять минут, и в 2 часа 45 минут поплыла дальше. Минут десять я смотрела в иллюминатор на красивые Аландские острова, а затем опять заснула.
Проснулись мы с мамой в 6 утра. Было еще темно (в январе Солнце на западном побережье Финляндии восходит около 9.40). "Галактика" уже шла вдоль береговой линии западного побережья Финляндии. Прибытие в Турку по графику - 7.00, поэтому у нас есть еще целый час, позавтракать мы успеем!
Взглянув в иллюминатор, мы с мамой обратили внимание на ледяные поля, которыми была покрыта восточная часть Ботнического залива, по которой мы плыли. Но "Галактика" свободно шла среди льда. По-видимому, паромы имеют и функции ледокола, что позволяет не прерывать навигацию на зимние месяцы.
Умывшись, одевшись, накрасившись, причесавшись, мы пошли на седьмую палубу, в ресторан "Максим", где позавтракали. Стоимость завтрака по принципу шведского стола была 11 евро на человека. Заранее завтрак на "Галактике" мы не заказывали, но заказ можно было оформить на месте у сотрудников ресторана.
После завтрака мы вернулись в каюту, собрали вещи, еще немножко полюбовались пейзажем, видимым в иллюминатор (по-прежнему "Галактика" шла среди ледяных полей), и в 6.50 попрощались с нашим люксом № 8801 и пошли к выходу.
Точно по графику, в 7.00, "Галактика" прибыла в порт финского города Турку. Мы сошли на берег, сели в наш автобус и через пятнадцать минут в темпе престиссимо поехали в сторону нашего родного Санкт-Петербурга - был последний день праздников, и необходимо было как можно быстрее пересечь финско-российскую границу до того, как на ней образуется огромная очередь.
В Турку и его окрестностях была оттепель (+1 градус) и рыхлый слой снега. Однако по мере удаления от берега Ботнического залива температура постепенно понижалась.
Когда мы мчались по Турку, вдалеке я увидела башню со светящимися на ней числами Фибоначчи - она была видна с правой стороны по ходу движения автобуса.
Первая остановка была примерно через 80 километров - у магазина "Shop&Deli", расположенного недалеко от городка Сало. До этой остановки мы доехали менее, чем за час. Здесь мы с мамой купили продукты на обед и ужин (последний был уже дома, в Санкт-Петербурге).
Постояв 15 минут, мы поехали дальше. Минуя Хельсинки (финскую столицу мы обогнули с севера, примерно в 20 километрах), мы примчались на рыбную коптильню (по пути, около половины десятого, рассвело). Сюда мы приехали примерно к 11.15 и стояли полчаса. Многие пошли покупать рыбу, икру и другие финские деликатесы, но мы с мамой просто подышали свежим воздухом.
В 11.45 мы отправились из рыбной коптильни. Обычно следующая остановка - Ваалимаа, финская таможня на границе, однако на этот раз гид приготовила нам приятный сюрприз. Не доезжая границы около 70 километров, в окрестностях города Котки (являющегося, как и Турку, побратимом Санкт-Петербурга) мы свернули с шоссе "Скандинавия", чтобы посетить усадьбу российского императора Александра III, носящую имя Лангинкоски (Langinkoski). В Лангинкоски мы приехали примерно в 12.30. Когда мы подъезжали к усадьбе, электронный термометр на шоссе показывал -3 градуса.
Лангинкоски - усадьба российского императора Александра III
Датой основания усадьбы Лангинкоски считается 15 июля 1880 года. В этот день тридцатипятилетний наследник престола (императором он станет через восемь месяцев, 13 марта 1881 г., когда от бомбы польского террориста Гриневицкого трагически погибнет его отец - император Александр II) вместе с супругой - датской принцессой Дагмарой (тогда ее в России еще звали Дагмарой Кристиановной, а когда ее супруг стал императором, а она - императрицей, то при восшествии на престол она приняла имя Мария Федоровна) впервые посетили порог на реке Кюми и провели здесь целый день. Порог носит имя Лангинкоски, что по-фински означает "порог форели". Здесь рыбаки ловили рыбу. Поймав пять больших экземпляров форели, они подарили их цесаревичу. В благодарность Александр Александрович одарил каждого из них пятью рублями "на чай" - для XIX века суммой весьма значительной.
Река Кюми Лангинкоски в январе
Место очень понравилось супружеской чете, и Александр Александрович приказал построить усадьбу. Имение строилось ровно девять лет, и 15 июля 1889 года было торжественно открыто. При открытии императорская усадьба получила то же самое имя, что и порог - Лангинкоски. Однако годом основания Лангинкоски по традиции считается год первого визита царственной четы - 1880-й.
Император и императрица одиннадцать раз были в Лангинкоски - в 1880, 1884 и ежегодно с 1888 по 1894 год (в 1890, 1891 и 1894 гг. - по дважды). Здесь они уединялись и отдыхали от столичной суеты и напряженности, проводили время на природе, занимались рыбалкой, наслаждались жизнью. После смерти Александра III (1 ноября 1894 г.) новый император Николай II был здесь лишь один раз - в сентябре 1906 г. Это было последнее посещение Финляндии правящим российским императором...
На природе, вдали от столичной суеты и агрессивных революционеров... Здесь император любил порыбачить
В годы Первой Мировой войны в Лангинкоски по распоряжению Николая II был организован госпиталь для раненых солдат. Одно время здесь в качестве сестер милосердия трудились императрица Александра и принцессы Ольга, Татьяна, Мария и Анастасия.
Слава Богу, что в декабре 1917 г. Финляндия стала независимым государством - иначе наверняка российские большевики его разграбили и уничтожили бы... Поначалу власти Финляндской Республики не заботились о сохранении усадьбы, хотя и запретили попытки ее разграбления и надругательства над ней. Но через полтора десятилетия, в 1933 году, стараниями группы частных лиц в Лангинкоски был открыт музей, действующий до сих пор (на церемонии открытия присутствовал тогдашний президент Финляндии Петер Свинхувуд).
В настоящее время земля со всеми строениями является собственностью Финляндской Республики, но право на ведение всей музейной работы государство передало Обществу Лангинкоски. Директором музея уже более тридцати лет является Рагнар Бакстрём.
Некоторые экспонаты музея пережили забавные приключения. Например, необычна судьба царских кроватей. После 1917 года они куда-то исчезли из усадьбы. После долгого расследования, организованного в 50-е годы XX века Обществом Лангинкоски, они были найдены в одной из президентских резиденций. Однако президент Юхо Кусто Паасикиви, считающийся прогрессивным политиком (в частности, во время своей инаугурационной речи, произнесенной в 1946 г., он торжественно заявил, что Финляндия навсегда отказывается от территориальных претензий к Советскому Союзу), ни за что не захотел их отдавать - настолько ему понравились эти кровати (многие главы демократических государств почему-то имеют слабость к вещам бывших монархов...). Однако через несколько лет, в 1956 г., вскоре после своей инаугурации новый президент Урхо Калева Кекконен распорядился вернуть царские кровати в Лангинкоски. Там они пребывают и в настоящее время.
Одна из императорских кроватей, на которой любил поспать президент Паасикиви
В 1989 г., в год столетнего юбилея открытия императорской усадьбы, ее посетил Тихон Николаевич Куликовский-Романов (1917-1993) - внук Александра III и Дагмары Кристиановны, сын их дочери Ольги Александровны и полковника Николая Александровича Куликовского.
15 июля 2006 г. Валаамские монахи основали в Лангинкоски православную часовню, посвященную царственным страстотерпцам - императору Николаю II с супругой - императрицей Александрой, детьми и придворными (Финляндская православная церковь, в отличие от Русской, канонизировала не только членов царской семьи, но и придворных). Престольное торжество часовни совершается 17 июля - в годовщину расстрела страстотерпцев. Настоятелем часовни является священник-болгарин (забыла его имя), уже многие годы живущий и служащий в Финляндии.
Православная часовня во имя царственных страстотерпцев
Музей работает только в теплую часть года - с 1 мая по 31 августа (ежедневно, без выходных, с 11 до 19 часов). В остальное время года попасть в него можно только по предварительным заказам. Для нас турфирма "Петротур" заказала экскурсию в усадьбу, но не внутрь ее помещений.
В Лангинкоски сохранился памятный камень, на котором на финском языке выгравирована надпись, гласящая, что усадьба в 1880-1894 годах принадлежала российскому императору Александру III.
Aleksanteri Kolmas - значит Александр Третий
Домик императора весьма скромный, бревенчатый, двухэтажный, украшенный лишь рядом колонн. Вот как скромно жили наши монархи, не то что современные генсеки и президенты...
В настоящее время в доме императора и вокруг него ведутся реставрационные работы. Во время нашей экскурсии на наружных стенах дома трудились несколько реставраторов.
Парадный вход в дом императора проходит через красивые ворота.
Ворота парадного входа в дом императора
Императоры всегда были объектом покушений, и даже (а точнее сказать, тем более) в таком уединенном месте нуждались в надежной охране. Гвардейцы, охранявшие императорскую чету, жили по соседству, в скромном одноэтажном домике.
Каждому по его рангу: для царских охранников - домик поскромнее...
Река Кюми, текущая по равнине и в целом спокойная, вблизи усадьбы имеет порог, по названию которого, как я уже говорила, усадьба Лангинкоски и получила свое название. Порог, название которого переводится с финского "порог форели", получил свое имя благодаря тому, что вблизи него рыбаки вылавливали бóльшей частью именно данный вид рыбы. Вблизи порога Лангинкоски скорость течения реки увеличивается, и благодаря этому обычно она не замерзает.
Река Кюми Порог Лангинкоски на реке Кюми
Завершив экскурсию по усадьбе Лангинкоски (она длилась около 45 минут), примерно в 13.15 мы пошли назад, к автобусу. Вернувшись в автобус, поехали в сторону финско-российской границы. Минут через двадцать пять проехали через красивый город Хамина, на выезде из которого стоит стенд с надписью на русском языке: "Hamina. Добро пожаловать еще раз!" Ну что же, надеемся как можно быстрее исполнить пожелание гостеприимных финнов. Затем проехали через не менее красивую деревню Пииспа. И поехали к пограничному поселку Vaalimaa, от которого остается всего 202 километра до Pietari (так по-фински звучит название моего родного города).
К очереди на границу мы встали в 14.20. Очередь была небольшой - перед нами было только шесть автобусов, мы были седьмые (как хорошо, что мы добрались до границы так рано: когда мы с мамой уже были дома, по радио объявили, что вечером 8 января на финско-российской границе образовались настолько длинные очереди, что многие путешественники смогли добраться до Санкт-Петербурга лишь днем 9 января...).
Примерно за час подошла наша очередь. Мы прошли финский Tarkastus и получили штампики о выезде из Финляндии. Затем подъехали к павильону tax free, где те, кто покупал соответствующие товары, получили скидки по чекам (в это время, около 15.30, зашло Солнце и начало темнеть). После этого пересекли государственную границу и въехали в пределы нашей необъятной Родины. По милости нашего правительства пришлось перевести часы не на один, а на целых два часа вперед. Осталось пройти контроль на российской таможне.
Время от времени открывался шлагбаум, пропуская очередную группу транспорта. Вот наш автобус уже стоит первым в очереди. Шлагбаум открыт, но на светофоре, расположенном рядом, горит красный сигнал. Ничего не поделаешь, придется ждать зеленого.
Минут через десять светофор позеленел, и автобус проехал мимо шлагбаума и подъехал к зданию таможни. Мы вышли из автобуса и прошли таможенный контроль (слава Богу, без вещей). Получили штампики о въезде в Россию и вышли на улицу ждать автобуса - водитель вместе с транспортом проходит отдельный контроль. Наконец, автобус подъехал к нам, мы вошли в него и около 18.30 с ветерком поехали в Санкт-Петербург. Путь в 200 километров надеемся преодолеть за два с половиной часа.
Немного отъехав от таможни, останавливаемся и впускаем в автобус пограничника, проверившего штампики. Всё в порядке, едем дальше. Километров через десять ненадолго остановились на АЗС - автобусу надо заправиться. И затем поехали дальше. Проехали мимо Выборга (минимальное расстояние равнялось 7 километров), Цвелодубова (5 километров), проследовали без остановки Огоньки. В районе Сестрорецка съехали с шоссе "Скандинавия" и проехали через Сестрорецк. В этом северо-западном пригороде Санкт-Петербурга остановились и высадили двух пассажиров, живущих здесь. И затем поехали дальше. Проехали через Тарховку, Александровскую, Горскую и Лисий Нос. И, наконец, с севера въехали в Санкт-Петербург.
В Санкт-Петербурге мы сначала проехали через Приморский район (в том числе мимо "Санкт-Петербургской Эйфелевой башни"), в котором высадили живущую здесь гида Галину Александровну. Затем поехали по Центральному району и приехали к тому месту, с которого началось наше путешествие - на угол Греческого проспекта и 2-й Рождественской улицы, за гостиницей "Октябрьская". Прибытие состоялось в 21 час 05 минут.
Температура воздуха в Санкт-Петербурге, по показаниям электронных термометров, была та же, что и в Лангинкоски - минус 3 градуса. Было пасмурно, но снег не шел.
Здесь мы с мамой вышли из автобуса, забрали багаж, попрощались с водителем и попутчиками, дошли до станции метро "Площадь Восстания" и в 21.58 приехали домой.
Девятидневное путешествие в Париж через Скандинавию закончилось. Этим летом мы с мамой запланировали еще одну заграничную поездку. Но куда - пока секрет. А пока возобновлю прерванную серию рассказов о путешествиях моей молодости. На очереди - седьмая часть, посвященная астрономической обсерватории в Бюракане (Армения), на которой я была с папой тридцать лет назад - летом 1983 года.
С уважением, Мария Константиновна.
Предыдущие части рассказа:
Главная - О проекте - Помощь - Добавить отзыв - Реклама на сайте - Обратная связь
© awaytravel.ru, 2010-2017. При использовании материалов обязательна ссылка на www.awaytravel.ru
Читайте также