Не было ни гроша, да вдруг алтын. Так у меня в 1990 году произошло с выбором работы на летние месяцы, когда в институте мне давали отпуск на два месяца. С Владимиром Бортко я уже полгода работал в подготовительном периоде его фильма «Афганский излом». И вдруг звонок от друга Никиты Михалкова с просьбой помочь в Китае со съёмкой документального фильма «Монгольский фантом» о пастухах. В Душанбе, куда к Бортко уже приехал Микеле Плачидо, но началась война, ехать расхотелось. Бортко я не сильно подводил, поскольку там находился мой ученик Володя Севастьянихин, который мечтал стать постановщиком трюков. И я выбрал путешествие в Китай к Михалкову.
Тринадцатичасовой перелёт и приземление в пятидесятиградусную жару Пекина произвели неизгладимое впечатление. Три дня я жил в Пекине в шикарном отеле и гулял по шёлковому рынку и площади Тянь-Нянь-Мынь. Когда после томительного переезда я добрался до Хайлара, где базировалась французская киногруппа Мишеля Сейду, снимающая фильм для географического общества Франции, мне показалось, что я добрался до Луны. Манчжурская степь больше всего напоминала другую планету. Михалкову предложила эту работу та же Алла Гарруба, которая была его агентом в Европе уже шесть лет. С её лёгкой руки Никита снял рекламу для ФИАТ под названием «Автостоп» и вот теперь Алла занесла его в степи Маньчжурии снимать пастухов. Моё появление было вызвано ссорой Михалкова с его редактором и вторым режиссёром Толей Ермиловым, которому ветром перестройки надуло в уши мысль о своей большей значимости. Мой приезд вывел Толю за скобки и мгновенно поставил на место. Толя вернулся к своим обязанностям.
Так бы я и вернулся в СССР на свою проректорскую должность, наглядевшись китайских чудес, если бы не привезённая мною «Столичная» водка. Продюссер Мишель Сейду был слабоват на передок и подсел на стаканчик. Приехав полюбоваться Китаем и посмотреть как проходят финансируемые им съёмки пастухов-монголов, он имел встречу с русским режиссёром. Режиссёр наш был не промах и напоил француза на встрече так, что на другой день они обнимались и целовались, как родные братья. Зачем нужна была Михалкову эта дружба, знал только он сам. Разузнав, что Сейду представитель богатейшего французского клана, Никита начал уговаривать его дать ещё пару миллионов долларов, чтобы он снял для Франции не документальное кино, а настоящее художественное. Сейду это и на фиг не было нужно, но чего муки не сделают по пьяне? Ни сценария, ни замысла ещё не было в помине. Но процесс пошёл.
Срочно был вызван Рустам Ибрагимбегов и начались творческие поиски «синей птицы». Российская нищета и бардак подгоняли творцов железной метёлкой. А точнее – ургой. Это такая длинная дубина с петлёй на конце, которой монгольские пастухи ловят лошадей и других животных, бегающих от них по монгольской степи.
Французская киногруппа во главе с режиссёром Патриком не на шутку занервничала. График съёмок документального фильма встал, время уходило. Михалков поднял бучу и показал, кто в Китае главный. Патрика отозвали во Францию, а с ним Мишеля Кротто и ещё несколько важных членов киногруппы, которые плохо восприняли михалковский экспромт.
Пока творцы судорожно творили, а члены советской киногруппы сходили с ума от обилия товаров в китайских магазинах и забивали ими свои гостиничные номера, я ездил в степь и давал задания китайским рабочим, демонстрируя кипучую деятельность.
Придумав очередную херню, Никита начал портить дорогостоящую киноплёнку и отсылать её на проявку в Париж, требуя при этом срочных сведений о качестве материала. Главный оператор Вилен Калюта, призванный из Украины по причине своей баснословной дешевизны, снимал пейзажи и животных, от чего был в неописуемом восторге. Дела в то время в Украине были ещё хуже, чем в остальном СССР.
Отсняв и отослав около трёх тысяч метров высококачественного Кодака, Михалков объявил забастовку. Материал обратно из Парижа не присылали. Объясняли это профессиональной технологией кинопроцесса, которая требует монтажных листов и склейки по ним материала до понятных эпизодов. Ни монтажных листов, ни вразумительных кинокадров Михалков в Париж не присылал.
Вторую версию абсурда про презервативы Михалков снимал ещё месяц и угробил очередную порцию плёнки. Французы бежали в Париж, как крысы с тонущего корабля. Такое понятное и близкое счастье с их этнографическим фильмом разрушилось на глазах русским режиссёром по кличке Вихрь /он же Никита Михалков/.
Отсутствие образного мышления заменяется поиском подвернувшихся картинок, а чёткое планирование – хаосом трат капризного барчука в посудной лавке. Китайские рабочие перекопали Манчжурскую степь, Вилен Калюта отснял десять тысяч метров киноплёнки, на которой запечатлел пейзажи, скот, юрту, монгольских пастухов и Володю Гостюхина, изблевавшегося от монгольской водки за ужином в юрте. Лара Удовиченко, так и не нашедшая своей роли в этом фильме скрасила своё трёхмесячное присутствие в степях вкуснейшими блюдами собственного приготовления. Зато подвезло сыграть ролишку мне, когда денег на вызов актёра из России не хватало. По прихоти мастера я ещё успел подготовить из пастухов пару каскадёров и украсить фильм незатейливыми трюками, иллюстрирующими сны Гомбо. Правда езда на горящем грузовике по высохшей степи могла закончится для меня китайской тюрьмой, если бы искра упала на сухую траву и их реликтовая степь была бы охвачена пожаром. Я постарался сделать на машине дым без огня, хотя слышал от взрослых, что такого не бывает.
Проведя в степи три месяца, отсняв вслепую десять тысяч метров киноплёнки, чего могло бы хватить на три фильма, мы приехали в Пекин на торжественный ужин. Китайские братья наградили меня почётным титулом «самого кровожадного тирана», который заставлял их переделывать работу по пять раз. Китайской кухней я был сыт по горло и до сих пор китайские рестораны по всему миру обхожу стороной. В отличие от моих соотечественников, тащивших домой огромные китайские вазы я набил свой ридикюль тонким шёлком и одарил им всех друзей.
Михалков улетел в Париж и там за два месяца из всего калейдоскопа отснятых кадров сложил фильм про демографический кризис и загрязнение окружающей среды в Китае. Вилен Калюта за алкогольный срыв, приведший его к опорожнению всех шкаликов мини-бара пятизвёздочного отеля, что в итоге превысило в два раза его гонорар за снятый фильм, был возвращён Михалковым в его родную Украину. Стараниями семейства Сейду фильм получил на кинофестивале в Венеции «Золотого льва Святого Марка», а Мишель Сейду увлёкся кинематографом и давал деньги Михалкову на его последующие кинокартины «Утомлённые солнцем» и «Сибирский цирюльник», которые с большой выгодой прокатывал по всему миру, кроме России. Так после пятилетнего простоя, на материале географического документального телефильма Михалков с «Ургой» в 1991 году покорил весь мир
На сопках Манчжурии. Никита Михалков объясняет Николаю Ващилину мизансцену в гостинице ."Урга".1990 Николай Ващилин в роли Николая в "Урге" Китаец и Михалков думают о своём. Французские кинематографисты снимают "Ургу" Фастфуд по китайски Китайская невеста Михалков с воинами Чингиз-Хана на съёмках "Урги".1990 Николай Ващилин ставит сцену атаки армии Чингиз-Хана. Кинооператор из Франции - стадикам. Стёпа Михалков на работе ассистеном режиссёра в "Урге" Директор фильма с российской стороны Леонид Верещагин Никита Михалков даёт указания воинам Чингиз-Хана Ульрике Кох - переводчик с французского на китайский из Цюриха. Манчжурия Ирен в Пекине после съёмок "Урги" Ван Бяо уговаривает сокола полетать перед кинокамерой Николай Ващилин и Никита Михалков обсуждают сцену в фильме "Урга".1990 Фотограф Мишель Кротто и Николай Ващилин в перерыве съёмок "Урга". 1990 На утренней гимнастике в Пекине На утренней гимнастике в Пекине На улице Пекина Съёмка "Урги" в Китае Николай Ващилин и Леонид Верещагин в баре гостиницы перед съёмкам "Урги".1990 Обед в Хайларе Николай Ващилин с китайскими каскадёрами на съёмках "Урги".1990 Могольский воин Баоин Владимир Гостюхин и Николай Ващилин после трюка на съёмках "Урга".1990 Николай Ващилин с монгольской бабушкой и её сыном. Манчжурия.1990 Анатолий Ермилов и Никита Михалков на съёмках улиц Хуххото.Урга.1990 Киногруппа "Урга" в отеле Хуххотто Франсуа на улице Пекина Никита Михалков в раздумье перед съёмкой "Урга" Никита Михалков в горах Китая.1990 Николай Ващилин в китайском магазине беседует с китаянкой.1990 Николай Ващилин,Никита Михалков и Леонид Верещагин на кофе-брейк во время съёмок "Урга".1990 Художник,оператор ,Режиссёр и актёр "Урга" говятся к съёмке. Манчжурия.1990 Перед съёмкой "Урга".1990 Художник Алексей Левченко и актёр Владимир Гостюхин в холле отеля в хуххотто.1990 Во время съёмки "Урга" 1990 Николай Ващилин с торговцем ранним утром на улице Пекина.1990 На приёме в честь окончания съёмок в Пекине.1990 Николай Ващилин у храма воздуха в Пекине.1990 Николай Ващилин в буддистском монастыре в Китае.1990 Никита Михалков и Вилен Калюта снимают "Урга".Манчжурия.1990 Сцена "Урга" в отеле.1990 Николай Ващилин и Никита Михалков в горах Китая.1990 Николай Ващилин и Никита Михалков на улице китайского города.1990 На массаже в китайской бане.1990 Никита Михалков в раздумье над "Ургой" 1990 Съёмка "Урга" никиты Михалкова в Китае.1990 Золотой ЛЕВ за фильм "Урга" получает в Венеции Мишель Сейду и Никита Михалков".1991 Кира и Николай на пргулке в Пекине.1990 Николай Ващилин в перерыве съёмок "Урга".Китай.1990 Николай Ващилин выполняет трюк в фильме "Урга".1990 Китайские ребята. Николай Ващилин,Никита Михалков и Степан Михалков на сопке Манчжурии .1990 Николай Ващилин с буддийским монахом в Китае.1990 Николай Ващилин и Никита Михалков с Золотым Львом Святого Марка за фильм "Урга". 1992 Николай Ващилин везёт Никиту Михалкова на "Урге".1990
Главная - О проекте - Помощь - Добавить отзыв - Реклама на сайте - Обратная связь
© awaytravel.ru, 2010-2017. При использовании материалов обязательна ссылка на www.awaytravel.ru
Читайте также