В 12 веке, во время правления на территории современного Израиля, крестоносцев, образовался очередной монашеский орден, главным отличием которого, было его образование на святой земле. Кармелиты, так назвали себя братья, а позже и сестры этого ордена, поселившиеся на одноименной горе Кармель. Что же заставило проделать их столь долгий путь, от матушки Европы, и до этих мест? Правильнее будет спросить, чей же пример их сюда привел. Часть монашеских орденов образуются вокруг того, или иного духовного учителя, а часть берут себе в пример жизнеописание и поведение некоего праведника, и пытаются уподобить ход своей жизни, описываемому примеру. Пример, о котором идет речь, дал Илья, который к тому же был пророком!
И так, собравшаяся группа единомышленников, взявшая себе название «Кармелиты», поселилась на горе Кармель, той самой, на которой сегодня находится город Хайфа. В 1226 году они получили от папы Гонория третьего, официальное признание их, как монашеского ордена, а так же был утвержден устав данной братии. Пребывание ордена на святой земле, не было продолжительным, но в Вади Сиах, рядом с пещерами, в которых они обитали, кармелиты выстроили монастырь, останки которого, все еще находятся на своем месте. Как известно, власть крестоносцев на святой земле, закончилась в 1291 году, с падением города Акко, тогда же кармелиты, покидают эти края, и вернутся они только в 1631 году. Маяк на вершине горы Кармель, на военной базе напротив монастыря..
Что же случилось в 1631 году? В этом году, глава монастыря кармелитов в Халеб, что в Сирии, по имени Проспер, смог купить землю на вершине горы Кармель. Но, есть как всегда небольшое НО! Кармелитам противостояли две заинтересованные стороны. С одной стороны, греческая ортодоксальная церковь, которой принадлежали останки церкви на вершине. С другой стороны мусульмане, которым принадлежала тогда пещера, над которой стоит современная церковь Стелла Марис. Глава кармелитов выстроил монастырь, который был невелик размером, и высечен в горной породе чуть ниже гребня скалы. Простоял, около 150 лет, и впоследствии, был разрушен правителем Акко – Дахар эль Омером, а позже отстроен заново. В 1769 году с помощью французов, кармелиты получили разрешение на постройку нового монастыря, который в том числе видел один очень знакомый вам полководец. Что скажет вам 1799 год в истории города Хайфы, или в мировой истории? Ничего. Ближе всего русскоговорящему читателю, конечно, другая цифра – 1812! Так вот, в 1799 году, за 13 лет до Москвы, товарищ Наполеон посещал эти края, с не особо дружественным визитом. Вот собственно это он - отец Проспер.
На противоположной стене висит вот этот барельеф, кто сей мужчина и какой он оставил след в истории монастыря я так и не разобралась.
Это был египетский, или ближневосточный поход Наполеона, в котором, завоевав Египет, он направился в сторону Сирии. Из Африки, в Евразию, по суше, как известно можно добраться только через современный Израиль, что и сделал Бонапарт, он же Наполеон. Пройдя с боями через Яффо, и держа путь на Акко, товарищ Наполеон остановился на вершине горы Кармель, и где бы вы думали? Правильно, у кармелитов. Разбив здесь свой военный госпиталь, в котором находились, как раненные, так и больные чумой он продолжил свой путь к Акко. После 54 дней тяжелейших боев, и после того, как, наконец, была пробита одна стена города, и он увидел за ней раньше не стоявшая там вторую стену, Наполеон свернул осаду и отправился в обратный путь. Этот путь проходил в том числе, через ранее открытый походный госпиталь у монахов кармелитов, из которого вышли монахи, понурив головы, и сообщили, что сюда заглядывали турки, и 300 солдат Наполеона, больше нет. Перед входом в современный монастырь кармелитов и его церковь, есть памятник в виде пирамиды с крестом. Данный памятник стоит над братской могилой Наполеоновских солдат, погибших тут в 1799 году. Во время первой мировой войны, турки разбили пирамиду и раскрыли захоронение, якобы в поисках оружия, но нашли только останки скелетов. В отместку за осквернение могилы, французский военный корабль обстрелял дом немецкого консула в Хайфе. А современная пирамида выросла на своем прежнем месте уже во времена британского мандата. Надпись на пирамиде гласит: «Как пали герои на поле брани!» (кн. Самуила)
В 1876 г. здесь появился еще один памятник - ажурный железный крест на шарообразном подиуме. Его установили французские моряки, и долгое время около него проводились церемонии мессы, для чего рядом устанавливался специальный переносной алтарь. Оба эти памятника находятся сейчас напротив входа в монастырь.
Настоящий монастырь был построен гораздо позже. В 1767 г. кармелиты закладывают первый камень в основание монастыря на вершине горы. Проект сооружения разработал итальянский архитектор Д.Касини, специально приезжавший для этой цели в Хайфу. Долгих три десятилетия шло строительство, пока весной 1795 г. был торжественно освящен мужской монастырь Святой Богородицы на горе Кармель - "Нотр Дам де Кармель".
Монументальный четырехэтажный комплекс включал двенадцать монашеских келий и три специальных помещения для паломников, церковь, трапезную, церемониальную залу, пекарню, библиотеку, лечебницу, аптеку. Большую помощь в возведении обители оказал французский королевский двор.
12 июля 1836 г. состоялось торжественное освещение обители, но монастырь распахнул свои двери перед счастливыми хозяевами и многочисленными прихожанами лишь в 1853 г.
Над входом появился герб кармелитов, где на фоне традиционного щита были изображены гора Кармель с крестом на вершине, а над ней - рука с мечем патрона и хранителя ордена Илии-пророка и латинская надпись: "Возревновал я о Господе Боге Саваофе"(III Кн.Царств, гл.19:10)
А теперь пройдем в саму церковь.
Стелла Марис - католическая церковь, и из церквей Хайфы, пожалуй, самая красивая! Вот такие у неё замечательные двери.
В центре четырехугольного здания находится церковь с пещерой в алтарной части. Можно предположить, что в ней был похоронен священник, возможно настоятель монастыря св. Маргариты, построенного здесь во времена крестовых походов. Остатки каменного саркофага, облицованного впоследствии мрамором, в котором некогда покоилось тело усопшего, местная традиция называет "ложе Илии".
Высокий расписной купол опирается на четыре колонны, во главе которых изображения четырех евангелистов: Матфей, Марк, Лука, Иоанн. Внизу этих колонн, находятся четыре мемориальные доски, каждая весом в 500кг, и каждая из них рассказывает о жизни своего героя.
В самом куполе церкви - сюжеты, повествующие о вознесении в огненной колеснице на небеса Илии-пророка, о пребывании на горе Кармель Святого семейства, о святых ордена кармелитов. Есть здесь и изображения пророка Исайи, Иезекила, Данила, а также играющего на арфе царя Давида.
Автором ряда икон, находящихся в церкви, является послушник монастыря, итальянский художник Луиджи Поджи. Он писал их в 20-х годах ХХ века. Между прочим, он же расписывал церковь в Бейт Джамале.
На колонне слева от пещеры находится доска, посвященная Терезе Альвийской, причисленной после ее смерти к лику святых. За что спросите, удостоилась Тереза таких почестей? Дело в том, что Тереза, ушедшая в 20ти летнем возрасте в кармелитский монастырь, постепенно занялась реформистской деятельностью, внутри самого ордена. Постепенно одобренные папой Пием IV реформы и основанное ею новое направление босоногих кармелитов, а так же написанные ею трактаты и сочинения привели к большому уважению и посмертному статусу святой.
Слева от входа висит такого же типа доска, но с другим изображением, посвященная Марии или Мирьям Боварди. Монахине кармелитке, рожденной в арабской христианской семье в галилейской деревне Ибелин, у которой проявились стигматы.
Доска на колонне находящейся справа от пещеры, посвящена Хуану де ла Крус, который наравне с Терезой Альвийской занимался реформами мужских монастырей кармелитов. И он, и Тереза хотели вернуться к аскетизму жизни на горе Кармель, за что имели множество противников, а сам Хуан даже отсидел в тюрьме, из которой позже ему удалось бежать. Если говорить о главной высказанной им мысли, то можно сказать, что он говорил о прямой (без посредников), связи со всевышнем, что и изображено на его доске.
В алтаре, в величественном золотом оформлении воздвигнута скульптура Девы Марии с Иисусом - "Нотр Дам де Кармель", которой монахи поклоняются, возносят молитвы и воздают почести.
Если выйти из церковной залы и свернуть налево, то можно попасть в небольшой монастырский музей. Там находится симпатичная диорама "Рождество Христово" - творение все того же Л.Поджи.
В музее есть различные находки, которые сделали монахи ордена, на месте постройки монастыря, а так же окаменелости различной формы, найденные в известняке горы Кармель. Имеются также экспонаты, найденные в ходе раскопок, проводимых на территории обители. Есть здесь предметы, принадлежавшие монастырю, расположенному в этом месте в византийские времена(разрушен, по-видимому, персами в 614 г.) и аббатству св.Маргариты, основанному впоследствии крестоносцами.
Наиболее интересный экспонат - гиганская каменная человеческая ступня с надписью: "Зеус лиополитанус Кармелиус", которую ученые датируют II в. до н.э. Как свидетельствуют римские историки Тацит и Светоний, гору Кармель почитали священной и язычники, считавшие, что на ней обитает сам Зевс-громовержец. Видимо, где-то здесь в те далекие времена и была установленна статуя этого греческого божества, ступня которого является украшением монастырского музея.
Любопытным экспонатом этой небольшой коллекции является колокол, подаренный кармелитам в 1837 г. королем Неаполитанским и Сицилийским Фердинандом II. Считается, что это был первый колокол, зазвонивший в Палестине со времени падения королевства крестоносцев в конце ХIII века.
Напротив Стелы Марис, находится военная база «Цахаль» (Цва Хагана ле Исраель – Армия Обороны Израиля), перед которой необычная для базы, но обычная для церкви статую Марии с младенцем Иисусом.
Статуя была подарена в 1894 году правительством Чили, монастырю, и сделана она не из чего-нибудь, а из переплавленного оружия, которое участвовало в братоубийственной войне, которая проходила в Чили до того.
На территории монастырского двора находится местная "Виа Долороса" - крестный путь Иисуса Христа к месту распятия, все 14 остановок. Это были последние остановки в жизни Иисуса. Многие даже не знают, что в городе Хайфа есть этот мемориал. Она находится слева от входа в церковь, за железными воротами.
Не каждый может попасть на Виа Долоросу. Дело в том, что какие-то вандалы частично уничтожили эту уникальную работу и поэтому монашки монастыря не всех пускают посетить это святое место. Боятся того, что кто-то может прийти и разрушить то, что чудом уцелело от акта вандализма. На воротах есть интерком. Мой друг позвонил в него и скаал, что мы паломники и пришли посетить Виа Долороса. Нас впустили и мы прошли еще раз этот крестный путь (первый раз я его прошла в Ерусалиме) последний путь Иисуса, состоящий из 14 станций.
Ангелы в мире.
Вот собственно и она, идём от фрески к фреске
Осуждение Иисуса Понтием Пилатом
Это наименее пострадавшая фреска
Водружение на голову Иисуса тернового венка в виде короны.
Непонятно почему вандалы так старались уничтожить лица.
Первое падение Иисуса Христа
Встреча Иисуса со своей матерью – Девой Марией.
Место, где Симону Киринеянину дали нести крест Иисуса до Лобного Места.
Встреча, где Святая Вероника вытерла Иисусу пот и кровь с его лица своим платком.
Второе падение Иисуса
Встреча Иисуса и женщин Иерусалима.
Третье падение Христа
Место, где с Иисуса Христа сняли одежды перед распятием.
Станция, где Христа прибивают гвоздями к кресту.
Место распятие Иисуса Христа и смерть его на кресте. Эту фреску уничтожили полностью.
Снятие с креста на камень помазания
Место захоронения Иисуса Христа
Стояла я у этих изувеченных фресок, слёзы катились сами собой, и думала о том, какую цель преследовали вандалы уничтожая лица участников этой трагедии. И появлялись странные мысли, почему уничтожена именно фреска о смерти Иисуса? Не попытка ли это отрицания смерти его? А может это и не арабы вообще сделали, а фанатично верящие в его воскрешение христиане? Много вопросов, но нет на них ответов.
Уничтожение этих фресок стало большой трагедией и для монастыря и для всех жителей Хайфы. Было много предложений помощи для восстановления фресок, но кармелиты отказались, оставив всё в таком виде, как памятник вандализму. Во главе монастырской общины, состоящей из 10 монахов, людей высочайшей культуры, знающих минимум по 5-6 языков, стоит викарий, назначаемый Ватиканом и подчиняющийся непосредственно Папе. Так как монастырь является в ордене центральным, сюда для обучения и стажировки приезжают монахи со всех стран мира, и на постоянных семинарах, которые ведут профессора, единовременно проходят курс от 15 до 22 слушателей. Монахам, кроме повседневной монастырской работы, вменяется в обязанности проведение экскурсий по собору и территории, чтение лекций и семинаров по истории и искусству ученикам хайфских школ. Одежда членов ордена весьма скромна: темно-коричневая сутана, из-под которой выглядывает кисейно-белая полоска воротничка. Это повседневное облачение, резко отличающееся от парадного, расшитого золотом и дорогими каменьями, демонстрируемого почётным посетителям и надеваемого в особо торжественных случаях. Монастырская жизнь не требует от монахов слишком жестких ограничений. Единственное, что должно выполняться неукоснительно — соблюдение обета безбрачия.
Ну и ещё немножко истории в конце.
Одна из мемориальных досок в храме посвященных Терезе Авильской, которая вошла в историю, как преобразовательница испанского кармелитского монашества. Тереза родилась 28 марта 1515 года в Авиле в семье благородного дворянина Алонсо Санчеса де Сепеды, потомка семьи крещёных евреев. В детстве Тереза была весьма впечатлительным ребёнком и отличалась глубокой набожностью. Она уже в возрасте 6 лет выучилась читать. Любимой её книгой было собрание житий святых и мучеников. Однажды она даже вместе с братом Родриго убежала из дома, чтобы отправиться в мусульманские земли для проповеди Христа, но беглецов тогда быстро нашли. Затем эти мечты сменились мыслью о монашеском призвании, которая лишь укрепилась после смерти матери, скончавшейся, когда Терезе было 12 лет. Несмотря на мысли о монастыре, Тереза в юности не оставалась в стороне от светских увлечений: она сильно увлеклась рыцарскими романами и даже сама написала один. Её отец и слышать не хотел о монашестве: знатная, умная и красивая девушка, по его мнению и мнению общества, могла составить блестящую и выгодную партию какому-нибудь знатному дворянину. Однако в возрасте 20 лет Тереза решилась на рискованный шаг: она тайно бежала из дома и поступила в кармелитский монастырь Благовещения, приняв при этом монашеское имя Тереза Иисусова (Тереса де Хесус). В первые годы в монастыре Тереза тяжело заболела: её разбил паралич, и её даже вернули из монастыря умирать в отчий дом. Однако Тереза сумела оправиться и вернулась в монастырь. Постепенно она превратилась из юной девушки в мудрую и зрелую монахиню, вокруг неё сформировался круг людей, обращавшихся к ней за духовными советами, как в монастыре, так и за его стенами. В этот круг входил и отец Терезы, примирившийся в конце концов с выбором дочери.
Святая Тереза. Неизвестный художник
Вторая половина жизни Терезы была посвящена главным образом созданию новых кармелитских монастырей и написанию книг. Она умерла в 1582 году во время очередного путешествия, в монастыре Альба де Тормес. Будучи девушкой очень умной и наблюдая за жизнью монастыря, в котором было более 200 сестёр и где она провела более 20 лет жизни, видя явления, далёкие от идеала монашества, она пришла к выводу, что монашескую жизнь можно было бы лучше организовать в небольших общинах. Терезе пришлось долго бороться за право основать свой монастырь по новому уставу, пока наконец она не добилась разрешения от папы Пия IV. Первый маленький монастырь, в котором Тереза стала настоятельницей, появился в 1562 году в Авиле, родном городе Терезы, и получил имя св. Иосифа. В нём было всего 12 сестёр, по числу апостолов. К моменту её смерти в Испании было уже 16 таких же общин, ставших ядром новой ветви кармелитского монашества — «босоногих кармелиток» (Орден босых братьев (или сестёр) Пресвятой Девы Марии с горы Кармель), они ходили в любую погоду в рясе и сандалиях на босу ногу, ставивших своей целью возвращение к ранним идеалам Кармеля - строгости и простоте. Вскоре появились и мужские монастыри, создание которых стало итогом деятельности святого Иоанна Креста (он же Св. Хуан де ла Крус, он же Св. Иоанн Крестный, в миру Хуан де Йепес Альварес), встречавшегося с Терезой Авильской и считавшего себя последователем её реформаторских принципов.
Хуан происходил из знатной, но обедневшей дворянской семьи, жившей в окрестностях Авилы. Юношей поступил он в госпиталь, для ухода за больными. Образование он получал в иезуитской школе в городке Медина дель Кампо, куда перебралась его семья после смерти отца в поисках средств к существованию. В 1568 г. вступил в орден кармелитов, получал богословское образование в Саламанке. Затем он стал одним из основателей реформированного кармелитского монастыря Дуруэло. В монашестве он принял имя Иоанн Креста. В ордене кармелитов в это время шли распри, связанные с реформами ордена, инициированными св. Терезой Авильской. Иоанн стал сторонником реформ, имевших целью возврат к первоначальным идеалам кармелитов — строгости и аскетичности. Деятельность Иоанна многим в монастыре пришлась не по вкусу, по клеветническим доносам он трижды привлекался к суду, много месяцев провёл в тюрьме в тяжёлых условиях. Именно во время заключения Иоанн начал писать свои прекрасные стихи, проникнутые особым мистическим духом и религиозным трепетом. Его перу также принадлежат прозаические трактаты «Восхождение на гору Кармель», «Тёмная ночь души», «Песнь духа», «Живое пламя любви». Скончался святой Иоанн Креста в Убеде, в 1591 г. В 1726 г. он был канонизирован папой Бенедиктом XIII, в 1926 г. папа Пий XI объявил его Учителем Церкви. День памяти св. Иоанна Креста в Католической Церкви — 14 декабря. Фундаментальный принцип богословия св. Иоанна состоит в утверждении, что Бог есть все, а человек — ничто. Следовательно, чтобы достичь совершенного соединения с Богом, в чем и состоит святость, необходимо подвергнуть интенсивному и глубокому очищению все способности и силы души и тела.
Главная - О проекте - Помощь - Добавить отзыв - Реклама на сайте - Обратная связь
© awaytravel.ru, 2010-2017. При использовании материалов обязательна ссылка на www.awaytravel.ru
Читайте также