Самарканд - удивителен, многолик, неординарен. За долгие-долгие годы своего существования он много раз менял названия, здесь поколениями сменяли друг друга многочисленные династии правителей, его строили, разрушали, сжигали, затем снова отстраивали и т.д. В общем, город пережил все то, что суждено было пережить пестрой и знаменитой столице Востока, городу которым восхищался Амир Тимур и где писал свои труды по астрономии его потомок, Улугбек. Этот потрясающий своей красотой, таинственностью и своеобразным сочетанием умиротворенности и восточного темперамента город способен на долгие годы оставить у посетителя только самые приятные и незабываемые воспоминания, полные красок и чувств восхищения по отношению к древним среднеазиатским зодчим, сумевшим создать такой великолепный, ни с чем не сравнимый по красоте и изяществу центр мира.
В Самарканде сохранилось огромное количество образцов средневекового зодчества, поражающих совершенством форм и богатой палитрой самых ярких красок.
Одной из таких образцов является Ансамбль Шахи-Зинда –великолепный памятник Самарканда, своеобразная энциклопедия истории и архитектуры города. Расположенный на южной окраине городища Афросиаб, он вырос в черте когда-то плотно застроенного жилого квартала, постепенно отвоевывая все большую территорию, тесня живых, и своим построением напоминая узкие кривые улочки средневекового города.
Ансамбль складывался почти на протяжении девяти веков. Начало ему было положено во второй половине 11 века, когда здесь возводится комплекс Кусама ибн Аббаса. Это историческая личность, ближайший соратник и родственник пророка Мухаммеда, по некоторым данным, прибыл в Самарканд в 676 году вместе с завоевателями- арабами для проповеди ислама. На надгробии Кусама ибн Аббаса содержится цитата из Корана: «И никак не считай тех, которые убиты на пути Аллаха, мертвыми. Нет, живые». Отсюда возникновение названия некрополя, здесь могила того, кого называют «живым царем»- Шахи-Зинда.
Уже в 12 веке, около могилы Куссама хоронили лиц, пользовавшихся особым уважением. Впервые, подробное описание мавзолея Куссама дает аравийский путешественник Ибн-Баттута, посетивший Самарканд в 30-х годах 14 века и причисливший его «к самым большим, благоустроенным и красивым городам».
Мавзолей состоит из двух помещений: гурханы (усыпальницы) и зиаратханы (малой мечети), под которой находится подземное помещение чилляханы (для соблюдения сорокадневного поста). От 11 века до наших дней дошел минарет, поздними кладками ствол его был замурован, видно только его основание и верхняя ротонда. К этому же времени относится и деревянная консоль, которая когда-то служила кровлей полуподземного помещения, на стенах которой была построена мечеть 15 века. Тонкая ажурная резьба с растительным и эпиграфическим орнаментом покрывает этот древний ствол.
Особое внимание уделяется комплексу при правлении Тимуридов, в 14-15 веках. В первой половине 14 века над стенами малой мечети (зиаратханы) заново возведен купол, в конце 14 века устанавливается новое ступенчатое керамическое надгробие, украшенное яркими майоликовыми плитами с синей, голубой, белой, желтой поливой, на которых тонкий ажурный растительный орнамент переплетается с эпиграфическим. На боковых верхних торцах надгробия содержится эпитафия Кусаму ибн Аббасу, с указанием даты его смерти (57 год хиджры – 676/677 гг.).
Комплекс застраивался постепенно, он стал фамильной усыпальницей династии Тимуридов и близких к ним людей. В общей сложности, в ансамбль Шахи-Зинда входит 11 мавзолеев, здесь же представлены мечети, медресе.
Самая поздняя постройка в этом ансамбле — портал, оформляющий вход в Шах-и-Зинда с юга, построенный Улугбеком в 838 году хиджры (1434—1435 годы) от имени своего малолетнего сына Абдалазиза. Портал завершает весь ансамбль Шах-и-Зинда. Крошечное медресе, примыкающее с юго-восточной стороны, основано в 1228 году хиджры (1812—1813 годы), а айван летней мечети, примыкающий к мечети с северной стороны, построен в 1911 году. К этому же времени относится и входная дверь, сделанная местными мастерами.
Архитектурный ансамбль Шах-и-Зинда, состоящий из ряда мечетей и мавзолеев, является настоящим музеем глазурованных декораций XIV—XV веков. Здесь встречаются и поливная резная терракота, и расписная майолика, и прекрасные образцы наборной мозаики, и крупные мозаики из поливных кирпичей. Ансамбль Шахи-Зинда дошел до наших дней, сохранив неповторимое очарование, красоту. Он вызывает не грусть и печаль, чувства, обуревающие человека, при посещении кладбища, в нем есть жизнеутверждающая сила. Мастерство его создателей настолько покоряет вас, что памятник остается в восприятии, как яркий образец величия дел человека.
Главная - О проекте - Помощь - Добавить отзыв - Реклама на сайте - Обратная связь
© awaytravel.ru, 2010-2017. При использовании материалов обязательна ссылка на www.awaytravel.ru
Читайте также