Самарканд - это не только город Узбекистана со своим богатым историческим прошлым и неповторимыми памятниками архитектуры, но город легенд и мифов. Один из древнейших городов мира, основанный примерно в 700 году до нашей эры, являлся столицей древнейшего государства – Согдианы, и просто не мог не обрасти многочисленными мифами и легендами.
Причем ореол таинственности в этом городе окружают не только его древние стены и мавзолеи. Например, так до сих пор остается неразгаданной тайна необычных вкусовых качеств широко известной самаркандской лепешки. Они славятся своим неповторимым вкусом и свойствами долго не черстветь. Настоящая самаркандская лепёшка должна быть пригодной к употреблению в течение трёх лет. Для этого, достаточно было хорошо сбрызнуть её водой и прогреть в тандыре (глиняной печке, где и пекутся лепёшки). В современных условиях, восстановление лепёшки можно произвести и при помощи микроволновки или в обычной духовки.
Другая достопримечательность древнего города Арзис - свинцовый водопровод. На сегодняшний день трудно определить, когда точно в городе была построена свинцовая магистраль, по которой вода из реки Заравшан доставлялась внутрь города. Как и в случае с происхождением имени, представление о подлинном времени сооружения Арзиса было утрачено уже в раннем средневековье. Считали, что это было очень давно, когда самаркандцы жили только в пахсовых (смесь глины с соломой или камышом) постройках, и еще не умели возводить купольные сооружения, не владели ремеслом каменщиков.
Зато есть легенда, согласно которой некий иноземец, будто бы еврей по происхождению, прибыл в Самарканд из Китая и стал инженером-строителем Арзиса - свинцовой магистрали. Самаркандский Арзис – не единственный в своём роде. Похожие сооружения существовали в Риме и его восточных провинциях, в Туркмении в долине Сумбара, и на пути из Багдада в Ханикиин.
Вода из Заравшана поднималась в город самотеком и достигала город на высоте крыши базара. Поступив в город, вода растекалась по трём главным, магистральным арыкам. Инженерные расчёты показали, что такое возможно, если “Арзис” располагался в двух километрах от города. Вероятно, отсюда вода начинала течь по обычному выкопанному в землю руслу, которое постепенно поднимали при помощи насыпи, используя давление разных по своему диаметру труб. Водопровод следовало поддерживать, и за его состоянием наблюдали, охраняли и занимались ремонтом специально назначенные люди (по отдельным источникам - представителей из числа зороастрийцев).
ночной Регистан
Священная Книга зороастрийцев - “Авеста” - сообщает о том, что Согдиана (центром которой был Самарканд) уже в 5 веке до н.э. была развитым образованием земледельцев. Это подтверждают и греческие летописцы и римские биографы. Так, например, римский летописец Курций сообщает, что в 329 г. до н.э. город имел внешнюю стену протяженностью 70 стадий (10-15 км.), что говорит о немалых размерах городского поселения. Это значит, что город к тому времени уже был достаточно хорошо обжит и развит.
Также, результаты радио-нуклеидного анализа, проведенного в 2004 году для нижнего пласта городища Афросиаб (место расположения античного Самарканда) показал цифру 2750 лет. При этом, археологи уверяют, что это ещё не предел, и данные будут изменяться по мере следующих находок и обнаружения нижеследующих пластов. Данную версию также подтверждают несколько арабских историков, ориентирующихся по традиции на рождение пророка Мухаммеда, и утверждающих, что город был основан "за 1000-1200 лет до появления пророка Мухаммеда", т.е. в 5-6 вв. до н.э.
Авторитетный арабский историк Абу Хафс Омар ибн Мухаммед ан-Несефи ас-Самарканди сообщает, что ко времени арабского завоевания Самарканда (начало VIII века), возраст Города уже насчитывал 2500 лет, т.е. был основан во второй половине II тысячелетия до н.э.
Неоспоримой версии происхождения названия древнейшего города планеты не существует. Известно даже, что по поводу имени Самарканда дискутировали уже в XI веке (энциклопедист Беруни и учёный Махмуд Кошгари). Версий много. Все они базируются на лингвистических предположениях, упоминаниях о Самарканде в хрониках и письменных источниках различных времён и народов, легендарных преданиях. Вот некоторые из них. Предполагая, что название города состоит из двух слов, люди прибегали к наиболее простому объяснению, связывая эти слова с двумя собственными именами либо с одним, а под предполагаемое толкование подводили легендарное обоснование. Так, к местным согдийским легендам, например, относятся следующие предания: Некий Самар выкопал здесь родник и вывел из него воду, рядом с которым вскоре стало жить много людей, и постепенно сложился город. Благодарные жители стали называть поселение “Самарканд”, что означает “Самар выкопал”. Другой не менее заманчивый вариант. Город назван так по имени учёных-магов Самара и Камара, руководивших его постройкой по приказу йеменского царя Кейкубада.
Интересно, что народ в своих преданиях сообщает даже о месте погребения Самара и Камара - у сооружения "Чорсу", что недалеко от Регистана. Чуточку изменённая версия сообщает уже о том, что город построен царём по имени Самар и царицей по имени Камар. Существует также драматическая история, повествующая о двух влюблённых - юноши Самар и девушки Канд, в честь которых были построены первые поселения на месте города.
С именем Македонского также связаны предание о его возлюбленной – красавице Самар, в честь которой был назван город (канд), который был выстроен по приказу Македонского.
Название города так же связывают с выражением "Самар снес" после того, как кашгарский царь Самар-бакы вторгся в долину Зарафшана, взял стоящий на месте Самарканда город и срыл с землей его городские стены. Другая легенда рассказывает уже о другом разрушителе Самарканда - йеменце Шамаре, после которого вновь отстроенный город стали называть "Самарканд", что на согдийском языке означает "Шамар разрушил". Интересно, что эту же версию поддерживают историки Балъами и ан-Насафий ("Кандия"), которые сообщают, что Самарканд связан с йеменским царём Шамиром, который построил этот город за 3000 лет до прихода Александра Македонского.
Мифами окружены и самые известные памятники архитектуры Самарканда. Например, мечеть Биби-Ханым. Биби-Ханым была самой любимой женой Тимура и самой прекрасной женщиной его гарема. Когда Тимур уехал в один из походов, ей пришло в голову сделать ему подарок и, заодно, увековечить своё имя – построить грандиозную мечеть, которая бы своими размерами, великолепием и убранством превосходила все существующие постройки. Чтобы мастера и рабочие не сомневались, что у неё есть средства, царица приказала показать им груды золота и драгоценностей, предназначенные на постройку.
Работа закипела. Руководить работой поставила молодого зодчего, и тот, очарованный красотой царицы влюбился в неё. И вот мечеть уже почти выстроена, остаётся лишь одна огромная портальная арка. Всё чаще посещает постройки Биби-Ханым и торопит архитектора. Но тот не спешит: он знает, что не увидит больше её, как только исполнит поручение. Тем временем Тимур шлёт весть о скором своём возвращении. Биби-Ханым с нетерпением ожидает окончания стройки. Но дерзкий зодчий ставит условие: мечеть будет закончена, если царица разрешит себя поцеловать.
Царица разгневана; зодчий забыл, кто она такая? Но архитектор неумолим. Тогда Биби-Ханым решается пойти на хитрость: она приказывает принести яйца, раскрашенные в различные цвета. “Посмотри на эти яйца; с виду они все разные, внутри все одинаковые. Таковы мы женщины! Я подарю тебе любую из рабынь, которую ты захочешь”. На это зодчий приказал принести два бокала: один из них он наполнил обыкновенной водой; другой белым вином. “Посмотри на эти два бокала, с виду они одинаковые. Но если я выпью один, то ничего не почувствую, если выпью другой – он обожжет меня. Такова любовь!”.
А Тимур уже подходит к столице. Биби-Ханым вне себя от досады: так долго лелеянный и почти уготованный ею сюрприз своему супругу может не получиться. Царица не смеет допустить этого. Она соглашается на поцелуй. Но при поцелуе закрывает лицо подушечкой (по другой легенде – ладонью); поцелуй бал так горяч, что оставил на щеке красавицы пятно. И вот Тимур въехал в столицу, его восхищённому взору представилась во всём блеске соборная мечеть – подарок любимой жены. Каково же было смущение Биби-Ханым, когда проницательный супруг углядел пятно на ее щеке...
Дальше следует две версии. Зодчего ждала смерть. Понимая это, поднялся он на один из минаретов только что построенной мечети вместе с учеником. Воины бросились туда, но, поднявшись наверх, встретили лишь ученика. “Где учитель?”, -спросили его. “Учитель сделал себе крылья и улетел в Мешхед”, - ответил тот. По второй версии Великий завоеватель разгневался, но гнева своего не показал. Он только вызвал к себе мастера и приказал ему построить под землёй богатый мавзолей, чтобы такой богатой усыпальницы не было на целом свете. Тогда же повелитель приказал великому мастеру изготовить из глыбы розового мрамора саркофаг, а из чёрного нефрита намогильный камень и высечь на камне арабскими письменами рецепт изготовления глазури для куполов. Когда всё было готово, Тимур убил мастера и захоронил его в подземелье. В подземелье он велел снести также свои сокровища и знаменитую библиотеку, которую привёз после военного похода в малую Азию. Затем вход был замурован. Шли годы. Планом подземелья овладел внук великого завоевателя - Улугбек. Он пополнял библиотеку - так постепенно подземелье превратилось в одно из крупнейших книгохранилищ мира. Но Улугбек умер и план подземелья исчез…
Такова легенда. История же не донесла до нас имени Биби-ханым среди жён Тимура. Более того, Руи Клавихо в своём Дневнике записал, что мечеть построена по приказу самого Тимура в честь матери старшей жены Тимура (Сарай Мульк ханым, которую Клавихо назвал Каньо), что вполне вероятно, учитывая, что “Биби”, означает мать.
Нефритовое надгробие Великого Эмира. Китайцы считают, что нефрит обладает божественной силой, поэтому огромная нефритовая плита, некогда принадлежавшая китайскому императору, находилась в его дворце на самом почётном месте. Неизвестно, когда и кем нефритовая плита была вывезена из дворца, но факт остаётся фактом, что два огромных куска нефрита достались Улугбеку при победе над монголами в 1425 году у селения Кетмень-тепе в долине реки Чу. Камни были настолько крупными и тяжёлыми, что для них пришлось сооружать особую повозку. Самаркандские мастера путём тщательной подгонки соединили их между собой и сделали надгробие Тимуру. Его и сейчас можно увидеть в Мавзолее Гур-Эмир.
Другое любопытное предание о появлении Мавзолея Святого Даниила в Самарканде. Между холмами городища Афросиаб в современном Самарканде, на берегу у небольшого притока Зерафшана - Сиёбча, есть удивительное место, благословенность которого ощущается почти физически, а царящий покой, казалось, оберегают даже птицы. Хранители Мавзолея и местные жители расскажут Вам о том, что здесь захоронены мощи Даниила - ветхозаветного библейского пророка. Другие скажут, что здесь лежит Даниял - сподвижник арабского проповедника Куссама ибн Аббаса. Третьи предложат версию о том, что Даниёр - местный святой, заслуживший себе особое уважение среди горожан, но и те, и другие, и третьи сходятся в одном - здесь лежит святой, поклониться которому приходят представители всех трёх мировых религий.
Считается, что дух захороненного здесь Святого покровительствует Самарканду, защищает его, приносит благосостояние и процветание. Самаркандцы и приезжающие сюда гости города верят, что молебен у Мавзолея поможет им справиться с болезнями, трудностями и принесёт удачу. Особый почёт паломники воздают роднику, который бьёт у подножия Мавзолея. Сладковатая минерализованная вода не только вкусна, но и полезна. Ею напиваются, умываются и забирают с собой в пластиковых бутылках - добавлять в питьё, воду для купания и стирки. Исторически воспитанные в духе толерантности и практичные самаркандцы отдают дань уважения всем своим святыням и пользуются их благами.
Между тем, есть несколько мавзолеев Святого Даниила, претендующих на звание официального. В Израиле, в Иране, в Ираке, в Турции. Соответственно, возникает вопрос: так кто же захоронен в самаркандском мавзолее?
Версия Первая - Мощи Святого Даниила привезены в Самарканд Амиром Тимуром. Легенда гласит, что на рубеже XIV и XV столетий, Великий Тимур предпринял военную кампанию в Малую Азию, в ходе которой был осаждён один из маленьких городов в Иране - Сузы. Город, однако, не сдавался. Это было невероятно - профессиональная армия великого полководца пыталась, но не могла сломить сопротивление небольшого городка. Анализируя ситуацию, Амир Тимур обратился к местным жителям и своему духовному учителю и получил ответ, что город охраняется духом самого Даниэля, ветхозаветного еврейского пророка. Тимур объявил о прекращении осады, продолжает легенда, и обратился к горожанам с просьбой провести его к захоронению Святого. Он провёл у мощей некоторое время, убедил властей предать их земле (как того требуют религии Единого Бога), а утром следующего дня выслал в Самарканд караван с прахом с могилы Святого.
Согласно другой легенде, когда караван достиг Самарканда, верблюды внезапно остановились у места, напоминающего Сузы, и знак был понят. Здесь прах Святого был предан земле, а на его месте воздвигнут Мавзолей. Иногда можно услышать версию, что под прахом должна пониматься часть мощей Святого, что вряд ли… Исламская традиция запрещает беспокоить останки умерших и требует их немедленного захоронения. Прекрасно об этом зная, Тимур мог выслать в Самарканд землю (тоже именуемую "прахом") с захоронения Святого. Именно этим обстоятельством может объясняться длина надгробия (она составляет более 10 метров) - логика строивших Мавзолей могла опираться на то, что прах из Суз, смешанный с самаркандской землёй, уже не сможет быть изъят или украден.
Одна из самых известных достопримечательностей города - 40 ступеней Шохи-Зинда. Это изумительный по красоте и величию архитектурный ансамбль древнего Самарканда таит в себе множество тайн. Словно легендарный сфинкс, древний памятник предлагает загадки с самого входа - с 40-ступенчатой лестницы, которая в него ведёт. Входящим сюда туристам иногда рассказывают о своеобразном тесте на греховность. В идеале, количество ступеней при подъёме и спуске должны совпасть. Обычно туристы следуют этому предложению и сосредоточенно пересчитывают древние ступени, не догадываясь о том, что следуют более глубокой и древней духовной традиции.
Больше 12 веков назад, в Самарканд вошли арабские войны и проповедники, принёсшие многоконфессиональным согдийцам благую весть о новом послании Бога. Вместе с прибывшими, в Самарканде оказался и Кусам, сын Аббаса - родного дяди Пророка Мухаммеда. Арабы знали, что Мухаммед особо выделял Кусама, как человека, "похожего на меня и душой и характером", но не смогли уберечь его от стрелы, выпущенной кем-то из сопротивлявшихся горожан. Легенда, однако, гласит, что Кусам не умер, а Божественной милостью укрыт таинственным Святым Хызром и переведён в райскую обитель живым. По крайней мере, тела Кусама ибн Аббаса, уползшего от врага, так и не нашли. История о таинственной пропаже Кусама ибн Аббаса передавалась из уст в уста, привлекая пилигримов и дервишей к посещению места, где "божественное милосердие вновь озарило своим светом святой Самарканд". Когда их число набрало критическую массу, на этом месте были возведены мечеть и символический Мавзолей (ксенотаф).
Вскоре было объявлено, что трёхкратное посещение Мавзолея двоюродного брата Пророка с совершением целого перечня ритуалов и молитв может заменить собой обязательное для каждого мусульманина паломничество в Мекку, если у паломника нет возможности отправиться в длительную поездку на Аравийский полуостров. Популярность Шохи-Зинда заметно возросла, ведь до Мекки нужно идти более 3000 км., преодолевая усталость, лишения и трудности. Тогда в комплексе Шохи-Зинда и появилась Лестница, как символ великой трансформации человеческого духа - Пути к Богу. Паломники, уловившие идею, теперь не сразу поднимались к святыне, а устанавливали для себя 40-дневный молебен, венцом которого было достижение верхней площадки.
40 дней такие люди приходили в Шохи-Зинда, поднимаясь всего на одну ступеньку в день, на которой тихо декламировали стихи из Корана и раздумывали о своих намерениях и Боге. Некоторые проделывали аналогичный путь в своей душе, сидя под крышей айвана у подножия Лестницы. И только на 40-й день, верующий позволял себе войти на улочку, ведущую к верхней мечети комплекса и главному Мавзолею. Это днём. Ночью паломников заменяли мусульманские мистики - суфии, совершая на Лестнице свою литургию - концентрированные упоминания имён Аллаха (Властелин миров, Всемилостивый, Спасающий, Миротворящий и т.д.). В зависимости от духовной школы, которой они следовали, эти радения были или молчаливыми (произносились про себя) или громкими (с выкриками).
Любопытный факт – многие паломники, прибывшее в это, святое для ислама, иудаизма и христианства, место, используют также зороастрийские традиции – обращаются с молитвой к останкам Святого и повязывают тряпочки на растущие рядом деревья. Древний и вечно молодой Самарканд хранит свои тайны, делясь ими лишь с теми, кто действительно хочет слышать. Держа в своей памяти воспоминания о смелых, сильных и красивых людях - воинах, учёных, купцов и ремесленников. Возможно, Великий Город сравнивает нас с ними… Возможно, это вовсе не ветер шелестит листвой, а Город шепчет, вспоминая о своём прошлом, делясь своим мыслями о настоящем…
Главная - О проекте - Помощь - Добавить отзыв - Реклама на сайте - Обратная связь
© awaytravel.ru, 2010-2017. При использовании материалов обязательна ссылка на www.awaytravel.ru
Читайте также